Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема научности философии: валюативная и рефлективная парадигмы.



Является л и философия наукой или это особая форма знания, имеющая некое сходство с наукой, по тяготеющая больше к идеологии, особой форме мировоззрения? Спор поданному поводу имеет длительную историю. И в XX столетни он возникал неоднократно. Причем сторонники обеих точек зрения приводят достаточно убедите л ьи ые а р гумеiггы.
Чтобы правильно рассмотреть этот вопрос, нужно вспомнить о сложившихся в истории человеческой культуры двух способах философского мышления, по сути дела — о двух разных философиях: валюатпвнон и рефлективной. И тогда ответ на вопрос о научности философии обретает характер теоретического обоснования.
Валюативная философия (от итал. valuta — цена, стоимость) имеет предметом основную проблему смысла бытия:
...... в чем смысл жизни человека, зачем он пребывает в этом мире,
стоит или не стоит жить;
...... для чего существует мир и что есть благо в этом мире, каким должен быть человек ~~ господствующим над ним или смиренным;
™ что такое счастье, должен ли человек быть счастливым и наслаждаться пли должен страдать и через муки одиночества, аскетизм достичь свободы духа н бессмертия.
Ответы на приведенные и подобные вопросы образуют валюа-тивиую, или экзистенциальную, философию. В зависимости от того, как к ним подходят философы, в рамках этой парадигмы выделяются две ее разновидности — гедонистическая и аскетическая.
Представители г е д о и и с т и ч е с к о й считают, что целью жизни является наслаждение. Так, основатель киреиской школы древнегреческий философ Аристипп (2-я пол. V — нач. IV до н. э.) утверждал, что высшее благо — достижение чувственного удовольствия. Близки к его взглядам и размышления его соотечественника Эпикура (341 — 270 до н. э.). Но вершину наслаждения он видел в отсутствии страданий и безмятежном состоянии духа. Поэтому люди, по Эпикуру, должны избегать тревог и опасностей, чтобы достичь состояния атараксии (от греч. а1агах1а — невозмутимость, душевный покой).
Аскетическая школа, наоборот, провозглашала, что человек рожден для страдания. Он должен быть, по словам Диогена (ок. 400 — 325 до н. э.), «нагим и одиноким», замкнуться и свернуться, чтобы защитить свою сущность. Нужно отказываться от достижений цивилизации, отвергать всякие материальные блага, если хочешь остаться свободным. Это не просто философия, а образ жизни (вспомним юродивых, блаженных, отшельников, скитальцев и т. п.).
Итак, первой особенностью валюативной философии является то, что своим предметом она имеет не мир сам по себе как объект, а отношение человека к миру, значение этого мира для него, т. е. взаимосвязь объекта и субъекта. Она представляет собой систему ценностных суждений о смысле и бессмысленности существования, о разумном и неразумном в жизни.

По своему содержанию она ближе к искусству, предметом которого также служат не мир и не человек сами по себе, а отношение к миру — объективная реальность, преломленная в духовном видении художника, иначе — духовное содержание социального бытия человека. Но полного совпадения нет. Искусству присущи художественно-образное отражение действительности, метафоричность, раскрытие (показ) общего, типического через единичное, индивидуальное. Художественный образ носит конкретно-чувственный характер. Валюативная же философия, как и философия в целом, существует в виде систематизированных суждений, состоящих из понятий, категорий, умозаключений, формируется с использованием универсальных приемов теоретизирования, понятийного мышления, т.е. представляет собой рассудочную, логико-рациональную форму знания. И это отличает ее от искусства, религии, морали, усиливая сходство с наукой. Но она не претендует на объективную истину и поэтому не называется наукой (хотя Эпикур, римский философ Сенека (около 4 до н. э. — 65 н. э.) и другие ее представители не сомневались в достоверности своих положений). Ее содержание — не сумма истин, законов, а система ценностных суждений. Но тут вполне правомерна постановка вопроса об истинности или ложности ценностного выбора.
Вторая особенность валюативной философии заключается в том, что ее построения трудно опровергаемы и столь же трудно доказуемы. Они не подлежат опытной, экспериментальной проверке и, следовательно, подтверждению. «Красота спасет мир», — сказал Ф.М.Достоевский (это одно из наиболее популярных суждений валюативиого характера). Верно это или неверно? Ни доказать, ни опровергнуть подобное суждение невозможно. Оно звучит как призыв, как лозунг: «Не разрушай, а созидай красоту, и мир будет спасен».
Третьей особенностью выступает то, что она имеет исключительно человекоцептрпстскую направленность, т. е. вся ее проблематика связана с существованием людей: смыслом, предназначением, целями. «Быть или не быть? » — таков основной вопрос. И если «быть», то каким, для чего, как.
Эта парадигма возникла в глубокой древности. Более того, первоначально именно в данном виде преимущественно и существовала вся философия. В наше время ее часто называют «философствованием». Ее представляют кроме названных выше выдающиеся мыслители — датский теолог и философ С. Кьеркегор (1813 — 1855), немецкий философ Ф. Ницше (1844 — 1900;, русские религиозные философы В. С. Соловьев (1853 — 1900), Н. А. Бердяев (1874 - 1948) и др.
Рефлективная философия ориентирована на постижение сути бытия, выявление, раскрытие и объяснение устройства мира, всеобщих принципов и законов его функционирования, универсальных связей в природе, обществе, мышлении, следовательно, рассматривает мир сам по себе как объект. Она изучает как объект и человека, т. е. его природу, сущность, место. Вспомним слова нидерландского философа Б. Спинозы (1632 — 1677), который подчеркивал, что задача философа не плакать и не смеяться над горестями и радостями бытия, а понимать законы мира и его познания человеком, скрытые от других иефилософских наук.
Именно рефлективная философия отвечает на вопросы, имеющие отношение ко всем наукам, всякому познающему субъекту: что такое мир, является он порождением трансцендентного духа или иесотворимой, неуничтожимой, вечно развивающейся материей; есть ли у него начало или он бесконечен и безграничен во времени и пространстве; что такое истина, может человек постичь сущность вещей либо мир непознаваем; существуют ли универсальные всеобщие законы движения природы, общества и познания; почему «все течет, все изменяется», каковы причины, импульсы, источники этих вечных преобразований. Через свои законы, принципы, категории она формирует интегральный взгляд на мир, философию как науку. Ее содержание составляют онтология, гносеология, социальная философия, философская антропология, методология, философия науки (физики, химии, математики, биологии, истории, политики, права, культуры, религии, техники и т. д.).
Данная парадигма разработана такими известными учеными, как французский философ Р. Декарт (1596...... 1650), английский эмпирик Дж. Докк (1632 - 1704), французские материалисты XVIII в. Д. Дидро (1713 • 1784), К. А. Гельвеций (1715 - 1771), П. А. Гольбах (1723 1789), немецкие философы И. Кант (1724 - 1804), Г. В, Ф. Гегель (1770 - 1831), К. Маркс (1818 -1883), Ф. Энгельс (1820 1895) и др. В ее рамках действуют несколько школ и течений: английский рационализм и эмпиризм, французский материализм, немецкая классическая философия, марксистская философия, логический позитивизм и постпозитивизм и др.
Эта традиционная классическая философия, опирающаяся в выводах на анализ, интеллект, рассудок, достижения естественных, технических и общественных наук. В свою очередь ею раскрываются наиболее общие методологические подходы к изучению действительности, в которых нуждаются и естественник, и гуманитарий. Она претендует на звание науки и является таковой.

Итак, имеются две относительно самостоятельные ветви философского знания, две различные парадигмы — валюативная и рефлективная, каждая из которых пытается по-своему интерпретировать основную философскую проблему «человек и мир». Обе заслужили право на существование, выполняя разные функции, задачи, удовлетворяя различные человеческие потребности. Первая помогает ориентироваться в социуме, мире ценностей культуры и цивилизации, отличать целесообразные способы поведения от нецелесообразных и тем самым выступает как важнейшее средство практического выживания. Вторая через свои законы, принципы, категории формирует общую методологию познания, научно обоснованное мировоззрение, критический, аналитический подход, подвергающий все сомнению.
Разумеется, эти направления не отгорожены друг от друга китайской стеной, а наоборот, взаимосвязаны. Во-первых, их объединяет в одну дисциплину основной вопрос философии: что такое человек в этом мире и что такое мир для человека. Во-вторых, правильное решение некоторых философских проблем невозможно без их «стыковки», взаимодействия. Например, смысл жизни, предназначение человека, смысл истории нельзя глубоко, всесторонне объяснить без научного анализа исторического процесса; трудно подняться над обыденным морализированием, банальными рассуждениями о смысле индивидуальной жизни без применения ряда положений рефлективной философии — закона возвышения потребностей, закона отрицания отрицания и др.

* Парадигма (грсч. paniclci^ma — пример, образец) — система принятых научным сообществом термшюи, правил, обобщений, взятая а качестве образца, модели решения исследовательской задачи; совокупность устойчивых общезначимых норм, теорий, методов научной деятельности, задающих определенную направленность в понимании и объяснении теории, организации эмпирических и теоретических исследований.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1103; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь