Проблема смысла жизни и предназначения человека
Вопрос о смысле жизни и предназначении человека волнует и мучает в глубине души каждого. Имеет ли жизнь смысл и если да.....то какой именно? Для чего дана человеку жизнь, каково его предназначение? Ответы давались и даются самые разнообразные. Но прежде чем мы рассмотрим различные точки зрения, логично поставить такой вопрос: «А что такое „смысл"? Каков смысл смысла? » Ведь рассуждая об этом, мы предполагаем, что речь идет не только о том, в чем видит смысл, значение своей жизни отдельный человек, по и о том, каков объективный результат этой жизни. Есть смыслы ситуативные (для отдельного человека) п есть смыслы перспективные (для человека как такового). В первом случае «смысл» имеет субъективное содержание и зависит оттого, что вкладывает в него человек, во втором? определяется как результативность человеческой жизни.
Большинство философов, социологов, мыслителей полагают, что жизнь не бессмысленна. Выдающийся физик, создатель теории относительности, квантовой теории света А. Эйнштейн (1879 — 1955) отмечал, что человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, но вообще едва ли пригоден для жизни. Известный исследователь этой проблемы австрийский психиатр В. Франкл (1905 г. р.) утверждал, что стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни является врожденной мотпвационной тенденцией, присущей всем людям, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений. «Даже самоубийца верит в смысл если не жизни, то смерти, в противном случае он не смог бы шевельнуть и пальцем для того, чтобы реализовать свой замысел»4.
В чем же видели этот смысл философы? Многие мыслители Древней Греции -- стопки, киники (Антисфен, Диоген Синопскпй, Зеион) сводили жизнь к страданию. Они доказывали, что чело-
3 Маркс К. Тезисы о Фейербахе, ' Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С, 3.
1 Франкл В. Человек и поисках смысла. М., 1990. С. 10 11.
212 Глава 12. Философская антропология
век должен оставаться «нагим п одиноким», замкнуться и свернуть ся, чтобы защитить свою сущность. Он должен страдать и страданием, аскетизмом, одиночеством достичь полной, абсолютной свободы, сосредоточенности духа п бессмертия. Другие (Лрнстипи, Эпикур) считали главным достижение удовольствия, а высшим удовольствием называли отсутствие страданий п безмятежное состояние духа атараксию (от греч. ataraxia - невозмутимость), к которой можно прийти, избавившись от страха перед богами, смертью и загробным миром. Сократ утверждал, что лишь добро придает нашей жизни смысл. Человек должен стремиться не к удаче, не к счастью, а к добру и справедливости. В этом смысл его жизни, в этом нравственная задача.
Многие философы, мыслители, не найдя ответов на жгучие вопросы в реальной жизни, обращали свои взоры к конечной причине всего сущего -- богу, его духу, идеям, разуму. Так, известный философ С. /I. Франк в работе «Смысл жизни» (1925), подробно анализируя круг тем, связанных с проблемой смысла жизни («что делать, к чему стремиться, чтоб жизнь обрела смысл? »; «как жить, чтоб снасти мир и тем самым оправдать свою жизнь? » и т.п.), приходит к выводу, что эмпирическая жизнь человека бессмысленна, если не направлена на служение «высшему и абсолютному благу», каковым является «сам Богочеловек Христос, который есть для нас „путь, истина и жизнь" и который именно поэтому есть вечный и ненарушимый смысл пашей жизни»*.
Постоянно мучительно размышлял о смысле жизни великий русский писатель Л. Н. Толстой (1828 1910). В произведениях «Исповедь» (1880 - 1882), «Крейцерова соната» (1887 - 1889) и др., всесторонне рассматривая эту проблему, он делает вывод, что жизнь человека заключается в постоянном совершенствовании личности, в том, чтобы «трудиться, смиряться, терпеть и быть милостивым». Однако это не означает, что Л. Н. Толстой разрешил для себя эту проблему. Он вновь задавал себе «вечный вопрос»: «Зачем я живу, что выйдет из моей жизни? » И после трудных поисков делал вывод: ответ разумный одни — этого хочет бог, «начало и тела человеческого и его разума». Именно вера в бога «придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью»6.
Интересной п весьма современной, основанной на научном анализе, без примеси иррационализма и мистицизма, представляется позиция, изложенная В. Франклом. В книге «Человек в поисках смысла» (1990), в которой собраны его наиболее важные труды по дан
: > Франк С. Л. Духовные основы общества. М.. 1992. С. 1(55, 21(5.
(; Толстой Л. И. Йсиоисдь Собр. соч.: В 22 т. М., 1983. Т. 1(5. С. 154.
§ 1. Природа, сущность и предназначение человека 21H
ной проблеме, ou отмечает, что нахождение смысла вопрос не компания, а призвания. Не человек ставит вопрос о смысле жизни жизнь ставит этот вопрос перед ним, п человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него не словами, а действиями. Смысл не субъективен: человек не изобретает его, а находит' в мире, в объективной действительности. Именно, поэтому он встает перед человеком как императив, требующий своей реализации'.
В. Франкл предлагает три пути, идя но которым человек может отыскать смысл жизни. Первый в создании творческого продукта, или совершении дела, т. е. в том, что мы даем миру в своих творениях. Второй в осмыслении, переживании, освоении происходящего вокруг нас (добра, истины, красоты, природы, культуры), в том, что мы берем от мира в наших встречах и переживаниях, иначе, в активном освоении окружающего. Третий •- в позиции, которую мы занимаем по отношению к своему тяжелому положению в том случае, если нет возможности изменить судьбу, и которая позволяет превратить это положение в достижение, триумф п героизм. Соответственно этим трем путям В. Франкл выделяет три основные группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения8.
Поэтому, заключает В. Франк/!, жизнь никогда не перестает иметь смысл, ибо даже у человека, лишенного ценностей творчества и переживания, есть смысл жизни, содержащийся в праве пройти через страдания, ие сгибаясь, и осуществить, реализовать его. Отсутствие смысла он называет «экзистенциальным вакуумом», когда человек страдает от чувства опустошенности, бесцельности. Экзистенциальный вакуум можно считать «переживанием бездны».
Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что смысл жизни в конечном счете состоит в развитии человека как самоцели, в его всестороннем совершенствовании. Как говорил И. Кант, существование человека имеет в себе самом высшую цель, которой! он может подчинить всю природу. Поэтому назначение, призвание каждого развивать свои способности, внести вклад в общественное развитие и развитие культуры. Индивидуальная жизнь конечна, человек смертен. И объективным смыслом (результатом) его жизни оказывается то, что он оставляет после себя людям. Поскольку человек существо общественное, то и смысл его жизни определяется соотношением интересов личности и общества.Единство личности и социума преодолевает трагизм индивидуальной смерти, так как человек сохраняется в результатах его деятельности, опредме
' См.: Франкл В. Указ. соч. С. II « Там же. С. 299 - 300.
214 Глава 12. Философская антропология
тми свою социальную сущность, знания, опыт, замысел в формах социальной жизни, культуры п цивилизации, оставив след в благодарной памяти потомков.
В этом п заключается смысл жизни отдельного человека, который он реализует через общество. По в принципе таков п смысл жизни общества, человечества в целом: не кто иной, как сам человек создает необходимые условия для общественного развития, которое есть не что иное, как собственное развитие человека.
Типология личности
Социальная типология личности весьма разнообразна. Основанием выделения социальных типов могут быть: доминирующие виды деятельности, социальная структура и социальная стратификация общества, социальные статусы и роли, выполняемые социальные функции пдр.
По признаку доминирования видов деятельности, которые оказываются основным способом существования, реализации и воспроизводства социальных сущностных сил человека, можно выделить следующие социальные типы личности:
а) тип деятелен, или «деятельный» тип личности, ? - Homo faber. Это люди, для которых главное активное действие, изменение мира и других людей. Им присущи практический склад ума н практический стиль жизни. Данный тип наиболее ярко стал проявлять себя с развитием капитализма, предпринимательства, когда особенно понадобились такие качества, как инициативность, предприимчивость, способность к риску и индивидуальная ответственность;
б) тип мыслителей. Это люди, которые видят свое предназначение в том, чтобы исследовать, размышлять, добывать истину. Он сложился уже в глубокой древности и получает особое развитие в эпоху научно-технической революции и глобальной компьютеризации. Еще древнегреческий философ, математик, религиозно-нравственный реформатор Пифагор (2-я пол. VI в. -- нач. V в. до и. э.) говорил, что иные приходят в мир, чтобы состязаться, иные - торговать, а самые счастливые смотреть и размышлять. Поэтому для одних главное -- слава и нажива, для других •- только истина;
в) художественный тип, пли люди чувств и эмоций. Это люди, остро чувствующие социальные болезни общества, изменения в менталитете, социальной психологии людей. К ним относятся прежде всего деятели искусства, литературы, художники.
Социальная типология личности возможна на основе социальной структуры общества. Каждый класс, социальная группа, сословие формирует из индивида тин личности с особым набором социальных качеств, социальных функций, образом жизни и мыслен: крестьянина, рабочего, дворянина, городского или сельского жителя п т. д.
Разумеется, социальный тип личности - это обобщенная целостная характеристика, создаваемая теоретической мыслью. Тем не менее он реален, объективно существует как общее, представленное через единичное. Он включает набор социальных функций, видов дея тс.тыюетп, являющихся типичными для образа жизни такого типа личности, которые складываются в его эмпирическом мире повсе-дневHости.
Выделяют определенные типы личности, отражающие особенности культуры и цивилизации Запада и Востока. Так, европейский тип, несущий идеал соцпокультуры Запада, отличают прагматичность, рационализм, стремление к достижению личного успеха. Восточному типу (например, жителю Индии) свойственны созерцательность, внутренняя сосредоточенность на своем «я» и т. д.
Называются также исторические типы личностей, связанные с доминирующими тенденциями развития культуры и цивилизации того времени: свободный человек античного мира, личность христианского средневековья, личность эпохи Возрождения и т. д.
Наконец, различные нации, особенно моноэтнические, сплоченные, выработали свой идеал личности, свой национальный тип, который иногда называют национальным характером. Так, для японца считается нормативным тип поведения, подчиненный совокупности нескольких «кругов обязанностей» - по отношению к император)', родителям, хозяину, друзьям, самому себе п т. п. Для каждой сферы есть свой «кодекс» поведения. Личность здесь не автономна и самоценна, а реализуется лишь в связи с какой-то общностью.
Существующие мировые религии также сформировали различные типы личностей: христианский идеал личности, исламскую модель личности, тип личности, воспитанный в духе буддийской традиции.