Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия Гегеля. Система и метод. Противоречивость философии Гегеля
Г. В. Ф. Гегеля (1770, Штутгарт - 1831, Берлин) принято называть самым выдающимся представителем классической немецкой философии. Однако имеются и прямо противоположные оценки. Б. Рассел, например, полагает, что почти все его учение ложно. Сознательной мистификацией считает систему Гегеля К. Поппер. Но все-таки есть нечто, вызывающее восхищение в творчестве Гегеля. Прежде всего, его философия — самая грандиозная из известных философских систем. Она охватывает практически все основные проявления человеческого духа. Бесспорное достижение Гегеля заключается и в том, что он впервые в истории философии дал целостную систему законов и категорий диалектики и применил ее к анализу главных областей духовной культуры. Гегель справедливо оценил попытку И. Канта исследовать познавательные способности человека вне их реального функционирования как схоластическую, как стремление «научиться плавать на берегу». Он отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе»: если мы знаем явления, то в состоянии познать и сущность. Субстанциональную основу мира, по Гегелю, не образуют ни материя, ни сознание. Таковой мыслитель считает лишь тождество мышления и бытия. Но это тождество Гегель рассматривает не только как начало, но и как содержание и результат самопознания мышления. Мышление выступает здесь в качестве «абсолютной идеи», а высшая ступень ее развития — это «абсолютный дух», человечество, человеческая история. Следовательно, перво основой всего существующего у Гегеля служит независимое от человека духовное первоначало — «абсолютная идея». Его философия — философия абсолютного, или объективного, идеализма Философская система Гегеля включает в себя три части: логи ку, философию природы и философию духа. Тождество мышлн ния и бытия означает, что логические законы, законы мышлении и есть подлинные законы бытия. Поэтому логика составляет пер вую и важнейшую часть его системы. В отличие от традиционно го понимания Гегель называет ее важнейшей задачей исследоип* ние закономерностей развития познания. Логика объявляйте# учением о сущности всех вещей, в ней анализируются вопрос закономерностях самой действительности, о соотношении фи лисофских категорий. Гегель убежден, что категории связаны друг с другом, являясь ступенями углубления познания. Понятия, постоянно развиваясь, превращаются в свою противоположность. Например, Гегель показывает, что количественные изменения приводят к качественным. Внутренне присущие понятиям противоречия — источник их развития, в ходе которого происходит обогащение их содержания. Подлинным источником диалектики Гегеля была, разумеется, диалектика вещей и реальная диалектика человеческого познания. В противоположность метафизике Гегель считает, что противоречия присущи самим вещам, а не только высказываниям о них. Противоречия выступают как причина отрицания, а также двойного отрицания, «отрицания отрицания», в результате которого явление поднимается на более высокую ступень. Отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей, переход количества в качество для Гегеля — основные законы диалектики. Логический процесс развития завершается понятием «абсолютной идеи», которая вначале предстает как бытие, затем — как сущность и, наконец, как понятие. Далее благодаря развитию понятия «абсолютная идея» возвращается к себе как единство мира и его познания. В «Науке логики» Гегель высказывает гениальную догадку о реальной диалектике человеческого мышления в процессе познания действительности. Таково рациональное содержание его мистифицированной логики. Философию природы Гегель характеризует как науку «об идее в се инобытии». Это вторая часть его системы. Он не объясняет, как «абсолютная идея», познав самое себя, решается свободно отпустить себя в качестве природы. Гегель ничего не говорит о начале природы во времени и вместе с тем соглашается с христианским догматом о сотворении мира Богом из ничего. Философия природы Гегеля — наименее содержательный компонент его системы: будучи сотворенной, природа не развивается во времени, а развертывает свое многообразие только в пространстве. Поэтому Гегель находил исследование природы скучным занятием. В философии духа «абсолютная идея», покинув природу, воз- нращается к самой себе в виде «абсолютного духа», т. е. в качестве истории самосознания человечества. Это третья часть системы Гегеля. Философия духа Гегеля состоит из трех разделов: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. Учение о субъек- 1и ином духе, которое включает антропологию, феноменологию и психологию, описывает прежде всего человеческое сознание. Раз- дол об объективном духе раскрывает взгляды Гегеля на социально-историческую жизнь человечества. Объективный дух пред- спцлен как объективная закономерность, стоящая над людьми, проявляющаяся в их связях и отношениях. В развитии он прохо- дит ступени абстрактного права, морали и нравственности. Они подробно рассматриваются Гегелем в «Философии права». Прано, по Гегелю, — это наличное бытие свободы. В учении о морали он высказывает глубокую мысль о том, что этические категории имеют смысл только в обществе. Нравственность у Гегеля вклю чает семью, гражданское общество и государство. Компромиссные черты его теории ярче всего обнаружились в учении о государстве. Он выступает противником теории естественного пранп. Государство — не средство, а цель в себе, «...шествие Бога и мире»3. Наилучший государственный строй, считает Гегель, - конституционная монархия. В государстве примиряются все противоречия гражданского общества. История человечества предстает у него как прогресс в сознании свободы. Он утверждал, что свобода уже достигнута германским народом. Вопреки основной в его диалектике идее всеобщего развития Гегель писал, что «всемирная история направляется с Востока на Запад, так как Европа есть безусловно конец всемирной истории, а Азия ее начало»4. Высшие формы самосознания абсолютного духа, по Гегелю, — это искусство, религия и философия. В искусстве он познает себя в форме созерцания, в религии — в форме представления, в философии — в форме понятия. Наиболее глубоким выражением истины Гегель называет философию. У него обнаруживается явная тенденция изобразить философию как «науку наук». Плодотворной представляется его мысль о том, что к философии нужно подходить исторически. История философии — закономерный, поступательный процесс движения к абсолютной истине, которая якобы достигается в его собственной философской системе. Гегель опять вступает в противоречие с идеей всеобщего универсального развития. Весьма язвительно оценивает его систему Б. Рассел: «Гегель полагал, что если достаточно знают о вещи, чтобы отличить ее от всех других вещей, то все ее свойства могут быть выведены посредством логики. Это была ошибка, и из этой ошибки вырастает все внушительное здание его системы. Это иллюстрирует важную истину, а именно, что чем хуже ваша логика, тем интереснее следствия, к которым она может привести»5.
Экзестенциальная философия Existentia по-латински означает “существование”. Первым назвал свою философию “экзистенциальной” датский писатель Сёрен Кьйркегор (1813-55). Философы-экзистенциалисты хотят понять человеческое существование и отдельные его “феномены” – смерть, страх, заботу, скуку и др., в их абсолютной уникальности. Разум для этого не годится. Он способен понимать лишьповторяющееся, типичное. Крупной сетью всеобщих понятий, которыми оперирует разум, нельзя уловить тосвоеобразное и неповторимое, что образует существо человеческой личности, ее экзистенцию. Разум всюду ищет причины и следствия, он объясняет вещи, между тем экзистенцию нельзя объяснить – ее можно лишь описать. И вот Мартин Хбйдеггер (1889-1976), самый глубокий мыслитель-экзистенциалист XX века, всю жизнь придумывает специальный философский язык для описания подлинного бытия человеческого “я”. Но лучше, адекватнее всего понять экзистенцию позволяет художественный образ. Поэтов и художников Хайдеггер именует «хранителями бытия». Ведь образы искусства, в отличие от научных понятий, описывают не личность вообще, а всегда ту или иную конкретную личность. Такой образ позволяет в совершенстве передать уникальный внутренний мир личности. Экзистенциальную философию отличают настроение высокой тревожности, иногда и трагичности. Начало философии не удивление, как учил Аристотель, а отчаяние, писал Кьеркегор. Он определял экзистенцию какinter-esse (бытие-между). Человеческое существование разорвано надвое, оно протекает в промежутке между бытием и ничто, Богом и внешним миром. Внешний, предметный мир эта философия рассматривает как “отчуждённое бытие” человеческой экзистенции. Этот безличный мир, управляемый фатальными законами природы и истории, отрицает всякую свободу воли и стремится поглотить и растворить в себе экзистенцию. Здесь протекает повседневное существование индивидуума, для жизни в этом мире и предназначен разум. О подлинном же, экзистенциальном бытии человеку напоминают внеразумные эмоциональные состояния – безотчетный и беспричинный “страх” (Кьеркегор, Хайдеггер), “тревога” и “тошнота” (Жан-Поль Сартр), “скука” (Альбер Камю).
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы