Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Религиозное сознание. Его функции



 

Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня) -мировоззрение п мироощущение, основанное на вере в существование сверхъестественного начала - бога, творца всего сущего, и потустороннего мира. Кроме верований религия включает систему ритуалов (обряды, культи их соблюдение, т. е. религиозные дей
94 Глава 5. Общественное и индивидуальное сознание
ствпя) и формы религиозной организации (церковь, секта, деноминация и др.).
Определений религии множество, но главным признаком религиозного сознания большинство исследователей считает веру в сверхъестественное.
Сверхъестественное нечто, стоящее вне естественного, над ним, не подчиняющееся законам материального мира, выпадающее из цепи причинных связей и зависимостей, способное творить сами законы и естественный мир. В ранних формах первобытных религиозных верований (магии, тотемизме, фетишизме) оно отражалось в вере в фантастические свойства материальных предметов. В более позднее время появляется идея бога как вечной, бесконечной, абсолютной, не сотворенной никем сущности, а остальной мир стал рассматриваться как «тварный» — совокупность изменчивых, преходящих, сотворенных богом вещей и людей.
Как форма общественного сознания религия включает в себя различные уровни и сферы. Теоретический уровень представлен богословием, философскими, этическими, эстетическими и социально-политическими доктринами, в основе которых лежит та или иная система религиозного вероучения. Как правило, он объективирован в священных книгах, богословских, п философских трактатах. Это продукт деятельности профессиональных теологов, церковников или идеологов религиозного толка. Обыденный уровень состоит из чувственно-наглядных фантастических образов, мифов, верований, чувств (священного ужаса, страха, восхищения), страстных о леи даний и т. д.
Существует несколько религий (иудаизм, даосизм, конфуцианство, индуизм и др.), но наиболее распространенными, мировыми, являются три: христианство, буддизм и ислам.
Христианство возникло в I в. н. э. в Римской империи и связано с верой в искупительную жертву богочеловека Христа, его воскресение из мертвых и последующее второе пришествие для осуществления последнего суда над живыми и мертвыми. Главные его положения содержатся в священной книге христиан — Библии, складывающейся из Ветхого завета (изложение основ иудаизма — религии израильтян) и Нового завета, повествующего о жизни основателя христианства Иисуса Христа, его проповедях, чудесных деяниях, смерти и воскресении. С V в. произошло разделение христианства на православие и католицизм, а в XVI в. выделился протестантизм. В настоящее время насчитывается свыше миллиарда христиан разных исповеданий.
Ислам (араб., букв. — предание себя богу) зародился в VII в. Его основателем был Мухаммед (или Магомет). Последователи не
§ 3. Формы общественного сознания 95
лама называются мусульманами. Он связан с признанием абсолютного единобожия?? Аллаха (от араб, аль-илах всемогущий), пославшего пророка Мухаммеда для установления царства справедливости и мира на Земле. Главные его положения записаны в священной книге Ко рай е.
Эта религия требует строгого выполнения норм культа. Пять предписаний считаются обязательными: верить, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — его пророк; каждый день совершать пятикратную молитву (намаз), а перед молитвой - омовение; выплачивать в пользу бедных налог (закят); раз в год соблюдать пост (уразу), т. е. в течение месяца воздерживаться от еды, питья, курения с восхода до заката солнца; совершить паломничество (хадж) в священный город Мекку.
Ислам стремится контролировать не только личную и семейную жизнь верующих, но и общественную ~- политику, правосудие, культуру. Для него характерно тесное сращение государственной и духовной власти, поэтому мусульманское духовенство выполняет не только чисто религиозные, но п светские функции, в том числе судебные, строящиеся на шариате? -• мусульманском законодательстве.
Буддизм (от санскр. будх — пробуждать, познавать, бодрствовать) - самая древняя из мировых религий. Он появился в Индии
в VI..... V вв. до н. э. Основатель его - царевич Сиддхартха Гаутама, из аристократического рода Шакья, который в 29 лет стал отшельником, покинув родных и богатый дом. В 35 лет в ходе семинедельной медитации (глубоких сосредоточенных размышлений) он стал Буддой - просветленным, а затем в течение 45 лет проповедовал свое учение об избавлении от страданий.
Буддисты исходят из того, что жизнь есть страдание, но существует путь, идя по которому можно избавиться от него: вера в Будду и его учение, праведные слова и дела, образ жизни и стремления, полное освобождение от земных привязанностей с помощью медитации. Следуя этим путем, человек достигает совершенства, обеспечивает возможность озарений, ясновидения, затем погружается в нирвану (состояние полного освобождения от земных желаний и страданий). Наступает душевное равновесие п духовное просветление.
Как сложное духовное образование религия полифункцнональ-иа. Она выполняет ряд психологических и социальных функций. Религия дает утешение перед лицом смерти, вносит хотя и иллюзорный, но смысл в человеческое существование. 3. Фрейд выделяет функцию защиты людей от страха беспомощности. Ребенок ищет защиту у родителей, взрослые пытаются найти ее у любящего все
96 Глава 5. Общественное и индивидуальное сознание
могущего бога. Французский социолог и философ, основатель французской социологической школы Э. Дюркгейм в работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) говорит об объединяющей функции религии. Она наглядно проявляется в использовании ритуалов. Концентрируя внимание и надежды людей на общих верованиях п объектах поклонения, она объединяет и укрепляет общество.
Существует также функция социального контроля личной, семейной п общественной жизни, которая реализуется с помощью предписаний, верований, обещающих бедным надежду на лучшую жизнь в ином мире. А в этом мире надо быть терпеливым и смиренным, любить своих врагов и, получив по одной щеке, подставить другую. Гнев, агрессивность, борьба за справедливость греховны.
Сторонники теории социальных конфликтов, атеисты подчеркивают роль религии как средства эксплуатации масс, орудия классового господства. Убедительные объяснения этого положения дал К. Маркс. Он считал религию иллюзией, мифом, приносящим утешение, когда жизнь не вселяет уверенности. В работе «К критике гегелевской философии права: Введение» (1844) он писал: «Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа»8. К. Маркс полагал, что она маскирует несправедливость эксплуатации, внушая почтение к сильным мира сего и смирение, чтобы отвлечь рабочих от борьбы против экономической и политической системы, которая является причиной их страданий.
Многие исследователи в качестве важнейшей выдвигают иллюзорно-компенсаторную функцию, которая связана с удовлетворением потребности иллюзорного восполнения практического бессилия людей, их неспособности сознательно управлять своими общественными отношениями. В религии человек компенсирует земные страдания представлением о таком другом мире, в котором они будут вознаграждены, зло будет наказано и справедливость восторжествует.
Религия выработала систему правил и норм поведения, касающихся ие только религиозного культа, но и многих других сфер человеческой деятельности. Особенно отчетливо это проявляется в исламе, р. строгомисиолнешп! их заключена ее регулятивная фу ик, -ция, Воеоб-ъ^мдаэдай сштемажрШгЛ''иоведеШ1а-й & а$рето%ж> д? правовых норм в шариате охватывают и имущественные отношения, и семейно-брачные, и оформление торговых сделок, тем
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 415.
§ А. Духовное производство: специфика, виды, функции 97
самым жеччко и целенаправленно [)егулирук)т социальное поведение людей.
Все формы общественного сознания находя гея во взаимной связи и развиваются во взаимодействии: они не только обогащают друг друга (например, наука помогает художнику лучше узнать мир, философия формирует научно обоснованное мировоззрение, искусство развивает способности к образному мышлению и т. д.), но и в органическом единстве формируют состояние сознания, духовную атмосферу, менталитет общества. И обусловлено это тем, что сами формы сознания являются духовным продуктом общественных связей и общественной деятельности людей.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь