Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие природы. Влияние природы на общество. Географический детерминизм. Геополитика



Понятие «природа» употребляется в науке в двух основных смыслах широком и более узком. В первом случае им обозначается весь окружающий нас мир, вся материя, взятая в многообразии ее форм. Природа — это все существующее в мире в тех или иных формах, включая и общество. Общество выступает как особый ее сектор, подсистема объективной реальности.
В более узком смысле природа - совокупность естественных условий существования человека и человечества, reo- и биосфера, флора и фауна, образующие природную среду их обитания. Как видим, это та ее часть, которая оказывается вовлеченной в процесс общественного производства на определенном этапе исторического развития. Конкретный человек, конкретное общество и даже человечество взаимодействуют не со всей бесконечной природой, а лишь с непосредственно окружающей их. Она-то и влияет в наибольшей степени на человека и общественное развитие, хотя, как отмечают многие ученые, нельзя отрицать и влияния космической энергии, процессов, происходящих на Солнце, и др..
Природная среда есть постоянное и необходимое условие жизни человеческого общества. Она обеспечивает естественными источниками жизнедеятельности (кислород, земля, энергия Солнца), средствами и предметами труда (уголь, нефть,, дерево, камень и др.). Поэтому ее характер неизбежно отражается на жизни людей. В чем это проявляется?
Во-первых, природная среда воздействует на хозяйственную деятельность, определяя преимущество тех или иных видов производства.....иначе говоря, размещение производительных сил социальной
общности. Наличие рек, морей, других водоемов позволяет создавать рыбные промыслы, морское судоходство ит. п., залежи полезных ископаемых - добывающую промышленность и др. Во-вторых, через производство она диктует темпы исторического движения народов. Благоприятные условия (плодородная почва, хороший климат, достаточность влаги, разнообразие полезных ископаемых) спо
162 Глава 9. Социальная онтология
собствуют более быстрому росту производительных сил И культуры народов, неблагоприятные (суровый климат, бедность естественных ресурсов и др.) - сдерживают его. Неслучайно первые цивилизации появились в тех местах, где природа отличалась наибольшей щедростью (теплыйклимат, плодородная почва, изобилие влаги) -в Северной Африке, восточном Средиземноморье1.
Это влияние естественной среды на общественное развитие особенно заметно на ранних ступенях человеческой истории. По мерс же совершенствования орудий труда, развития науки, производительных сил зависимость человека от внешнего мира ослабевает. Но она никогда не сводится к нулю. Все призывы завоевать природу не имеют под собой достаточных оснований. Еще Ф. Энгельс отмечал: «...на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы, — что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри нее, что псе наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять»2.
Попытки встать над природой, «взять у нее все» приводят к негативным последствиям, обострению противоречий между нею и обществом, возникновению экологических проблем. Сам человек — не только социальное, но и природное существо, и в своей жизнедеятельности он подчиняется н социальным законам, и природным. Общество также часть природы (в широком смысле), поэтому функционирует согласно и всеобщим законам развития мира, и законам общественным.
В социологии существует точка зрения, что природная среда оказывает решающее влияние на общественное развитие. Эта концепция получила название географический детерминизм*. Одним из его основоположников был французский философ, социолог, писатель и историк Ш. Л, Монтескье (1689 — 1755). В главном своем сочинении «О духе законов» (1748) он писал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народов и характер общественного развития. По его мнению, жители жаркого
' Подробнее о них см.: Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984. С. 303 — 307, 440 - 453; Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1988. С. 10 - 51.

2 Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / / Маркс К., Энгельс Ф. Со'ч. 2-е изд. Т. 20. С. 495 - 496.
* Детерминизм (лат. determinaro — определять) — философское учение об объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества.
§ I. Понятие природы. Влияние природы на общество 163
климата претерпели рабство из-за погоды, которая была причиной инертности п вялости людей. Умеренный п холодный климат вселяет и человека бодрость, поэтому в местностях с таким климатом рабства не было.
Географический детерминизм исходит из того, что природная среда формирует н способ производства материальной жизни, и культуру, быт, обычаи людей, и их социальную и национальную психологию. Так, русский географ, социолог, общественный деятель Л. И. Мечников (1838 1888), автор книги «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» (издана в 1889), высказал идею о том, что в формировании и развитии культуры и цивилизации ведущую роль сыграла вода, в частности реки, которые представляют как бы синтез всех физико-географических условий данной местности. И действительно, в России, например, испокон веков люди оседали по берегам, возводили дома, селения, затем строили города. Это понятно: реки снабжали водой, давали рыбу, служили водным путем.
В свое время это направление во многом способствовало расширению знаний об общественном развитии, обратив внимание на важное значение природного фактора в жизнедеятельности людей. Оно выступило против религиозной идеи божественной предопределенности общественных явлений. Эвристическое значение последней равняется нулю, ибо если все от бога, то любые поиски причин и факторов развития общества теряют смысл.
Тем не менее, согласившись с концепцией географического детерминизма полиостью, мы неизбежно придем к абсолютизации одного из внешних факторов функционирования общества - природной среды и тем самым к игнорированию или преуменьшению роли внутренних причин н источников его движения. Она не может объяснить, почему при одних и тех же природных условиях различные страны п народы достигли разных уровней общественного развития, имеют неодинаковые культуры. Не замечает она и того, что люди не просто живут среди природы, а как активные и деятельное существа непрерывно преобразуют ее, создают новые условия существования, творят «вторую природу». С одной стороны, человек (общество) сильно изменяет естественную природу, разбивая парки, сооружая водохранилища, каналы, плотины и т. д.; с другой он формирует искусственную среду обитания (урбанизированное пространство, технические системы, транспортные средства, промышленные предприятия и т. п.), тем самым укрепляя свою самостоятельность, независимость от нее.
Концепция географического детерминизма не учитывает особенностей функционирования общества на более высоких уровнях
164 Глава 9. Социальная онтология
прогресса, когда становятся зрелыми такие факторы общественной жизни, как наука, техника, производительные силы и др. Вместе с тем она очень близко подводит к истине при объяснении происхождения первых цивилизаций, помогает понять, каким образом особенности природной среды обусловливают появление той ИЛИ ИНОЙ цивилизации.
В более позднее время, в XX в. идеи географического детерминизма трансформировались в различного рода геополитические взгляды, в соответствии с которыми вся жизнедеятельность общества, прежде всего в политической области, ставится в полную зависимость от жизненного пространства - его размеров, местоположения, наличия либо отсутствия определенных природных ресурсов и т. д. Идеи геополитики были использованы расистами и фашистами для обоснования «законного», «естественного» характера захвата чужих территорий у «вялых», «неспособных» народов для расширения жизненного пространства наций и рас «избранных», «развитых», «активных».
Главные положения геополитики были сформулированы впервые немецким географом и этнографом, основателем политической географии Ф. Ратцелем (1844 — 1904). В «Политической географии» (1897) и последующих трудах он утверждал, что прнродно-географическая среда оказывает ведущее воздействие на государственную политику, доказывая, что для увеличения народонаселения необходимо расширение территории, и потому оправдывал колониальную политику Германии.
Последователи Ф. Ратцеля — А. Мэхэн (США), X. Маккнндер (Англия), Р. Челлен (Швеция), К. Хаусхофер (Германия), опираясь на идеи расизма, мальтузианства, социального дарвинизма, органической теории (проводившей аналогию между обществом н организмом), защищали внешнюю экспансию, изображая историю человечества как борьбу за жизненное пространство между различными государственными образованиями и системами.
Идеи геополитики были серьезно скомпрометированы, когда она наряду с расизмом стала официальной доктриной немецкого фашизма, разработавшего под ее лозунгами свою политику агрессин н притязания на мировое господство. Однако всякий раз, когда требуется «подвести научную опору» под замыслы экспансии, она снова берется на вооружение.

Система взглядов географической школы в социологии, одной из разновидностей которой является географический детерминизм, возникла в глубокой древности: о влиянии географической среды, и в первую очередь климата, на обычаи, нравы, образ правления писали еще древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 -- ок. 370 до н.э.),
§ 2. Возникновение человеческого общества 165
историки Геродот (между 190 и 480 - ок. 425 до и.: -).), Полпбии (ок. 200 - ок. 120 до и. э.). Видоизменившись, они сохранились до наших дней и используются для объяснения ряда исторических событий. Так, некоторые западноевропейские историки и политологи утверждают, что в Отечественной войне России в 1812 г., Великой Отечественной войне советского народа 1941 - 1945 гг. победили не русская и советская армии, а главным образом суровый климат и огромные пространства России. Разумеется, это весьма упрощенный подход.
Спецификой масштабов России иногда объясняют особый менталитет* ее народа: широту души, некую бесшабашность, иррациональность в поведении. Более того, в современной философии истории (историософии) России высказывается мысль, что географическое положение страны, государства определяет историческую судьбу народа. Так, указывается, что специфика ее социально-экономического, социокультурного развития, историческая судьба с момента появления и до современного состояния обусловлены географическим местоположением между Западом и Востоком, в результате чего она оказалась «буферной» страной. Действительно, на протяжении веков Россия постоянно испытывала внешнее давление -с Востока и Запада, что не могло не сказаться на социально-экономическом и социокультурном состоянии народа.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь