Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формирование гражданского общества и юридического мировоззрения. Теория государства Гоббса. Правовые идеи Локка. Идеология французского Просвещения (Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескье).



Социально-политическая философия.

Центр спф – Англия, в 18 в. – Франция.

Англия.

Томас Гоббс, Джон Локк выдвинули «концепцию общественного договора». Она объясняет природу возникновения государства: государство – добровольное соглашение людей об ограничении их индивидуальных прав. «Концепция естественных прав человека»: есть некие права, данные человеку природой, которые никто не может отнять: право на жизнь, демократические свободы, частная собственность. Концепция носит буржуазный характер.

Гуг Гроций (Голландия) закладывает основы международного права.

Джон Локк: родился в городе Рингтон в 1632 году. подобно Гоббсу Локк развивал индивидуалистическое понимание общественно – государственной жизни, используя при этом понятия естественного и гражданского состояний.

Трактовка естественного состояния отличается тем, что Локк рассматривал как естественное состояние равенства, в котором вся власть и правомочия являются взаимными. Люди в «естественном состоянии свободны, равны и независимы». Ограничивает свободу человека лишь естественный закон, который гласит: НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ОГРАНИЧИВАТЬ ДРУГОГО В ЕГО ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЕ ИЛИ ИМУЩЕСТВЕ.

Т.о., свобода человека неабсолютнаà власть правителя, полученная на основе договора, путём отречения подданного от естественных прав, не может быть абсолютной, ибо она ограничена естественным законом.

Локк много внимания уделял проблеме частной собственности и труда, как неотъемлемых атрибутов человека. Локк практически отождествляет труд и частную собственность и видит в них основу человеческой культуры. Свобода и собственность должны сохраняться и в условиях гражданского состояния.

Впервые в истории политической мысли Локк выдвинул идею о разделении власти: он разделяет власть законодательную (власть парламента), исполнительную (ссуд и армия) и федеративную – власть короля и его министров (они ведают отношениями с другими государствами). Эта концепция послужила основой либерализма в Англии и во многом повлияла на таких видных представителей французского просвещения, как Руссо и Вольтер.

Томас Гоббс. Научный подход Гоббса к проблемам общества начинается с установления представления о естественном разуме и естественном состоянии. Путь к разумности осложняется тем, что вне общества природа представляет человеку лишь разум и оставляет его в одиночестве среди себе подобных – таких же индивидов, обладающих разумом. Это состояние Гоббс и рассматривает как естественное состояние человека.

В естественном состоянии разум предоставляет человеку право на всё, ибо разум представляет всё как подчинённое разуму и принадлежащее человеку. В естественном состоянии все равны: по своей разумности и по своим притязаниям на всё и по своим возможностям причинить ущерб другим, что вызывает взаимное недоверие и страх человека перед человеком. Идёт «война всех против всех».

Невыносимость этого положения требует от разума найти выход из естественного состояния и встать на путь, ведущий к устойчивому миру. Этот путь примет вид естественных законов:

1. всегда следует искать мира и следовать ему, но если соблюдение мира невозможно, человеку позволено защищаться всеми средствами.

2.указывает, каким способом можно поддержать мир – взаимный отказ от права на всё всех людей в равной мере ради мира и ради свободы и безопасности. Т.е. отказ от своего права ради другого человека.

3.люди должны выполнять согласие, т.к. невыполнение – возврат к войне.

Дальнейшие законы – общие моральные требования: уступчивость, благодарность, прощение, беспристрастие. Самое общее естественное правило: не делай другому того, чего не желаешь себе.

Эти законы основываются на разуме, но противоречат человеческим страстям. Должна быть сила, которая поддерживала бы в людях стремление к миру и пресекала действия, ведущие к войне. Ради этого заключается общий договор, ведущий к образованию государства: общей власти, которая способна обезопасить граждан от нападения из вне и от внутренних распрей, которой передаются права всех граждан. Это ведёт к миру. При этом за индивидом остаются права: на защиту своей жизни и своего здоровья, право следовать разуму.

Объединение в государстве – это реальное единство в одном лице. Страх перед государством должен вести к миру, согласию, повиновению и взаимопомощи.

 

Наиболее глубокий след в распространении идей просвещения оставили Вольтер, Руссо и французские материалисты. В течение многих десятилетий Вольтер был мыслителем дум, он беспощадно критиковал невежество, духовенство, он настаивал, чтобы французы приобщались к знаниям, науке. Вольтер не был атеистом, но говорил, что бог все сделал и жизнь людей определяется их деянием. Они должны бороться с теми, кто распространяет ложь, суеверие. Он говорил “раздавите эту гадину”, имея в виду католическую церковь. Он говорил, если бы не было бога, его надо было бы выдумать.

Франция.

Широкое общественно-политическое движение 18 в. было ориентировано на критику феодального строя и его институтов. Это идейная подготовка французской революции (1789 г.). Главные представители: Вольтер, Жан Жак Руссо, Монтескье, Д.Дидро.

Для французского просвещения характерны:

¾ антиклерикализм (критика католической церкви). Вольтер – один из самых ярых критиков католицизма.

¾ борьба с религиозными предрассудками

¾ пропаганда веротерпимости («принцип свободной совести»)

¾ критика абсолютной монархии. Государство должно быть основано на добровольной основе. Вольтер и Дидро выдвинули идею «просвещенного абсолютизма». Правитель должен опираться на философов и ученых, а не на государственных чиновников.

¾ идея республиканского правления. Левое крыло – Ж.Ж.Руссо: «Мир – хижинам, война – дворцам».

¾ идея общественного прогресса понималась как совершенствование человеческого разума. Уделялось большое внимание педагогике (Руссо писал книги по педагогике).

¾ выдвижение теорий возникновения религии

Теория страха: религия возникла у первобытного человека в результате боязни перед необъяснимыми силами природы.

Теория обмана: религию выдумали господствующие слои общества для удержания в повиновении низших классов. (К.Маркс: «Религия – опиум для народа».)

Ж.Ж. Руссо тоже просветитель, но он полагал, что искусство и наука, как и вообще цивилизация и культура не сделали людей более счастливыми. Руссо говорил, что в прошлом существовал естественный человек, который отличался своим умом.

Гоббс говорил, что человек добр, что он живет сердцем и это путь к богу. Разумом бога не понять. Руссо с гневом обрушился на атеистов и говорил, что он сердцем чувствует бога. Это позиция не разума, они не принимают доказательства и рассуждения, говорят что нет “за” и “против” бога, это вне разума, это религия сердца. По Руссо человек мог бы жить счастливо, но его испортила цивилизация, и в конечном счете может его погубить. Т.о., из уст Руссо прозвучал клич “Назад к первобытному обществу”. Он не требовал полного возврата к старому, он видел в частной собственности главного врага добродетели. Руссо видел становление частной собственности как закономерность и не говорил, что частную собственность нужно отбросить, он говорил, что крупной частной собственности не д.б. Он требовал, что бы земля перешла в руки крестьянства, он отстаивал уравнительные идеи. Еще Бэкон употребил выражение по поводу частной собственности на землю: “Крупная частная собственность на землю приносит огромный вред: если на одном месте вывалить навоз – это вред, а если равномерно разбросать то будет польза, так и земля – если перейдет в част собственность одного латифундиста будет только зло”. Стоял вопрос, как сохранить мелкую частную собственность на землю? Это сложный вопрос, и Руссо это понимал, что будет перераспределение земли в пользу крупных владельцев. Р развивает идею республики, он стоит за коммуны. Управляться коммуны должны выборными лицами. Каждый может принять участие в выборах. По Руссо, это возможно лишь для небольшого региона, где люди могут знать выбираемого. Руссо предлагает создавать представительные органы власти, которые должны выбирать центральную власть. Т.о. Руссо предлагает решить проблему государственного устройства. Идеи Руссо были доступны, и революция проходила под его лозунгами и поражение революции - показатель слабости идей Руссо. Но Руссо возлагал большое значение на западную Европу. Французские материалисты XVIII в Дидро, Гольбах, Гельвеций, Лометри. Они не оказали глубокого влияния на революцию, но их работы имеют ценность в том, что они дали достаточное обоснование материализма на тот период. Основатель Дидро, первый создатель энциклопедии. Он притягивал к себе людей всех слоев общества.

Вопрос


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь