Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Современная западная философия: рационализм.



Основные направления и методология философии науки: позитивизм (Конт, Спенсер, Милль), аналитическая философия (Рассел, Витгенштейн), постпозитивизм (Поппер, Лакатос, Кун и др.).

Основные направления философии науки.

1) Позитивизм.

Его истоки – бурное развитие естественных наук.

Основные идеи:

  • основа – идеи Канта – критика метафизики
  • источник истинного знания – эмпирические науки
  • каждая эмпирическая наука сама выражает собственные принципы
  • задача философии – изучение методов, языка и логики.

2) Вторая волна позитивизма – рубеж 19-20 веков. Критицизм: Мах, Авенариус, Пуанкаре.

3) Третья волна позитивизма 30-50е годы. Неопозитивизм: Карнап, Витгенштейн, Рассел.

Разработали новый философский метод – логико-лингвистический анализ (теория разложения на простые высказывания, на понятия. Проверить их истинность, следовательно проверить всю теорию).

60е годы – постпозитивизм .

Позитивизм прошел несколько стадий в своем движении.

Позитивизм.

Критика метофизики. Единый источник истинного (позитивного) знания – эмпирические науки и опытные методы исследования. Задача философии – разработка методологии эмпирической науки, а также построение системы научного знания. За пределом опыта науки философское оказывается бесполезным, ненужным. Каждая наука вырабатывает собственные принципы исследования свойств объекта.

Конт в качестве модели социальных процессов рассматривал организм; биология для него фундамент социологии. Он считал, что открыл «закон двойной эволюции» - социальной и духовной – и воплотил его в концепцию трех стадий исторического развития. Три стадии развития человечества соответствуют трем стадиям индивидуального развития. Первая стадия соответствует миру ребенка. Вторая, метофизическая, - любви, времени принцев и принцесс; третья соответствует трезвому миру взрослого. Три стадии оказываются тремя закономерными этапами познания любого предмета: познавая огонь люди сначала видели в нем бога огня Гефеста, затем – флогистон (особую огненную материю). В итоге они пришли к научному объяснению горения, обратившись к кислороду.

Для решения задач реорганизации общества на рациональной основе и преодоления социальных кризисов нужно «рациональное предвидение будущего развития человеческого сообщества», то есть научное знание об общества. К. разрабатывает «социальную физику», или социологию, устанавливающую законы развития общественных явлений. Социология должна состоять из «социальной статистики» (существующие структуры общества, взяты как бы в застывающем состоянии: семья, разделение труда, кооперация и т.д.) и «социальной динамики» (изучающей процессы социальных изменений). Последнюю К. считал более важной, поскольку она изучает законы развития общества, главные из которых - закон трех стадий и закон прогресса.

2. Второй позитивизм (аналитическая философия). Причины: условия острого кризиса естествознания. Мир рассматривался как комплексы ощущений субъекта. Пуанкаре выступил с позиции конвенционализма, согласно которой. Результат – сход на позиции субъективного идеализма.

Рассел - английский логик, математик и философ. Он был убежден, что новая логика позволит более адекватно найти окончательные философские истины, обнаружить природу, основных элементов реальности, которые не сводятся к фикциям идеалистов. Рассел руководствовался тремя идеями. Во-первых, здравая философия, ибо она начинается с объяснения предложений того, что может быть истинным или ложным, а это – задача логики. Во-вторых, знание наиболее достоверным образом дано нам непосредственно, прежде всего в чувственных данных. Редукция к предельным элементам реальности позволяет избегать ложных представлений. В-третьих, он использовал свой вариант приема, называемого им «бритва Оккама»: предметное содержание следует сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах чего-либо еще. Для Рассела философия совпадает с наукой, не имеющей ничего общего со старой одурманивающей метафизикой.

Витгенштейн более настойчиво, чем Рассел, концентрирует свое внимание на языке. Мысль выражается в языке, а значит, именно язык есть граница мышления. Есть только один мир – мир фактов, событий, который описывает совокупность всех естественных наук. Предложение - картина мира, она имеет с последним одну и ту же логическую форму. Если бы мир был не логичным, то его нельзя было бы представить в форме предложений. Смысл предложений выражают факты. Все предложения являются обобщениями элементарных предложений, которые в качестве моделей соотносятся непосредственно с фактами. Итак «то, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно». Обо всем остальном, например мистическом лучше молчать. Молчать, потому что мистическое, равно как и эстетическое, нельзя выразить ясно в логическом смысле, так, чтобы можно было проверить высказывание на истинность /ложность. Если кто-то утверждает, что ему больно, то никто другой не сможет установить истинность этой боли. Философия не может состоять из научных предложений, ибо в отличие от наук она не имеет доступа к фактам. Следовательно, философские предложения не истинны и не ложны: они бессмысленны. Цель философии – не особые философские предложения, а логическое прояснение мыслей. По этому философия – это не учение, а деятельность.

Итак, для первого этапа аналитической философии характерны логико-лингвистический акцент, своеобразный поворот, а так же пересмотр статуса философии, которая подвергается суровому логико-лингвистическому экзамену. Правомерность старых философских систем ставиться под сомнение. Философия понимается либо как наука, либо как путь к науке, деятельность по проявлению мыслей.

3. Неопозитивизм ( постпозитивизм ).

Для Попперанеудачи концепции верификации (проверямости) научных предложений отнюдь неслучайны. Методология верификации строиться на убеждении, что значение может быть абсолютно истинным. Рано или поздно на смену старой теории приходит новая, то, что казалось истинным признается заблуждением. По этому задача философии научного познания, состоит не в поиске теорий, а в разрешении проблемы роста знания. Рост знания достигается в процессе рациональной дискуссии. Свою философию Поппер называл критическим рационализмом. Он считал, что ученые делают открытия восходя не от фактов к теориям, а переходя от гипотез к единым высказываниям. Из гипотез общего характера выводятся предложения, которые сравниваются непосредственно с протокольными предложениями. Так как ни одна теория не может быть подтверждена окончательно, то она, по определению, имеет гипотетический характер, то есть ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения. Всякая теория не надежна, подвержена ошибкам. Окончательно подтвердить теорию нельзя, за то ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Теория фальсифицирована, если она противоречит опытным данным, иногда всего лишь одному опытному факту. Фальсифицированная теория заменяется новой, на которую обрушивается новый залп рациональной критики. Различные гипотетико-дедуктивные структуры отличаются своей выживаемостью. В мире организмов выживают наиболее приспособленные к среде, в мире науки – самые непротиворечивые концепции. Научной теорией признается лишь та концепция, которая поддается сопоставлению с опытными данными, и, следовательно, в любой момент она может оказаться фальсифицированной. В отличие от науки философия не поддается фальсификации, то есть философия не имеет научного характера. Философия выступает у Поппера как осмысление роста научного знания и включает, в частности, принципы рационально-критической дискуссии, фальсификационизма. Попперу удалось выразить многие тонкости научного знания.

Лакатос выдвинул методологию научно-исследовательских программ. По Попперу, на смену одной теории приходит другая, старая теория отвергается полностью. Лакатос подчеркнул важность сравнения теорий друг с другом. К тому же, сравнивать следует не просто теории, а научно-исследовательские программы. Каждая научно-исследовательская программа содержит насколько теорий. «Твердое ядро» программы переходит от одной теории данной программы к другой, а защитный пояс, состоящий из вспомогательных гипотез, может частично разрушаться. Только тогда, когда будет разрушено «твердое ядро» программы, необходимым окажется переход от старой научно-исследовательской программы к новой.

Кун американский философ. Критически относился к попперовской схеме развития науки. Основная его мысль состоит в том, что в развитии научного знания основную роль играет деятельность научного сообщества. Определяющее значение принадлежит не нормам логики, методологии, а парадигме, то есть совокупности убеждений, ценностей, технических средств, принятых научными сообществами и обеспечивающих научную традицию. Парадигма по своему содержанию шире теории и шире научно-исследовательских программ. Если та или иная парадигма господствует безраздельно, то налицо период нормальной науки. Разрушение парадигмы приводит к научной революции. Каждая парадигма обладает своими критериями рациональности, они не являются универсальными. Парадигме не соизмеримы друг с другом, между ними нет сколько-нибудь непосредственной логической преемственности. Новая парадигма отменяет старую. Многие считают, что в своей концепции несоизмеримости парадигм Кун недооценивает преемственность научного знания. Подчеркивая, что наука есть результат деятельности научных коллективов, Кун справедливо обращает внимание на особую значимость в науке социальных и психологических моментов.

Вопрос

Предмет философии.

Исторические формы мировоззрения (миф, религия, философия, наука). Особенности философского мировоззрения. Понятие, метод, функции философии. Структура философского знания.

Исторические формы мировоззрения.

Мировоззрение – система принципов, взглядов, ценностей, определяющих отношение человека к действительности (это совокупность взглядов человека на мир и место человека в этом мире).

На разных этапах человеческой истории в мировоззрении общества преобладали те или иные убеждения, идеалы, нормы жизнедеятельности, то есть тот или иной тип мировоззрения, тот или иной интеллектуальный, эмоциональный, духовный настрой.

История человеческого общества знает следующие основные типы мировоззрения:

1. Миф (греч mifos – сказание, предание) - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология была универсальной формой общественного сознания.

Мифы — древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах и героях — многообразны. Но у мифов есть принципиальное отличие от легенд и сказок, прежде всего, с точки зрения тематики мифов. Много мифов разных народов посвящено космическим темам. Они заключают в себе по­пытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии и т.д. Интерес к проблеме происхождения мира как бы сам собою ставил вопрос и о происхождении людей. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей — добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, обычаях, обрядах.

Миф выступал как единая, нерасчлененная (синкретическая), универсальная форма сознания Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую создавался. Сточки зрения мифологического сознания, миф - не выдумка, а самая подлинная реальность. Миф наивен, понятен, потому что он не имеет ничего общего с научным знанием, а значит, он научно неопровержим. Все, происходящее в мифе, осязаемо, видимо, возможно, реально.

Этот мир населяют люди, герои и боги. Боги отличаются от людей только тем, что бессмертны и всемогущи. Во всем остальном они ведут вполне земную жизнь. Герои могущественны, но смертны, они часто вступают в борьбу с богами, с судьбой. Герой - нравственный идеал, образец для подражания.

Мифы были универсальным учебником, включавшим не только знания о мире, но представления о нормах поведения, ценностях и идеалах.

Мифо­логические образы, сюжеты сохранились в культуре различных народов — в литературе, живописи, музыке, скульп­туре. Мифами наполнены мировые религии — христианство, ислам, буддизм. В рамках мифологического мировоззрения определился круг универсальных, значимых для всего человечества вопросов: о мире, о человеке, о боге, о нравственном идеале. Их унаследовали от мифа две другие, более поздние формы мировоззрения — религия и философия.

2. Религия ( от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа ) – возникла в первобытную эпоху как и миф. В религиозном мировоззрении мир раздваивается на физический мир (земной) и мир сверхъестественный (потусторонний). Эти миры существуют по разным законам.

Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

По мере того, как продолжалось познание мира человеком, появлялось все больше и больше фактов, которые не " вписывались" в традиционное мифологическое мировоззрение. Прежде всего, потому, что в устойчивой системе сложившихся отношений человека с богами неожиданно, но довольно часто, возникали не стандартные ситуации негативного характера: с одной стороны, поведение человека соответствовало установленным правилам поведения, но с другой, на него (человека), по совершенно непонятным причинам обрушивались неприятности, или даже несчастья. Эти таинственные силы не вписывались в стройную мифологическую систему мира, а значит, неизбежно возникали вопросы об их сущности и месте обитания. Видимо, на первых порах человеку казалось, что эти силы везде, в каждом из окружающих человека предметах. Отсюда, вероятно, и " одушевление" всего окружающего. Возможно, это и был первый шаг на пути " отделения" души от тела, как материальной оболочки. Следующим шагом стало " переселение" этих душ в иной мир. Таким образом, происходит удвоение мира: на материальный, земной мир, который понятен человеку и познаваем, и некий нематериальный мир, непознаваемый, чуждый.

Таинственные силы вызывают смешанное чувство страха и уважения по отношению к ним. Это поклонение “высшим силам” постепенно приводит к понятию (образу) богакак высшего существа, достойного поклонения. Таким образом, на основе религиозных верований формируются религии, как более систематизированный вариант мировоззрения.

Важной особенностью религиозного мировоззрения становится вера как особое состояние, чувство, настроение, переживание человека. Внешней формой проявления веры служит культ система утвердившихся ритуалов, догматов.

Подобно мифологическому, религиозное мировоззрение выполняет значимые для человека функции.Помимо мировоззренческой (дает человеку целостное представление о мире и месте человека в нем) и культурно-воспитательной функций (сохраняет роль своеобразного универсального " учебника" ), она играет иллюзорно компенсаторную роль. Поскольку в ней сильна потусторонняя сторона человеческого бытия, религия противопоставляет его как лучшее по сравнению с посюсторонним миром. Соответственно при определенных условиях жизнь человека после смерти может оказаться значительно лучше.

На уровне религиозных представлений религиозное мировоззрение сохранило мифологичность в ответах на универсальные вопросы: о мире, человеке и боге. Однако, если мифологическое сознание " законсервировалось" на ступени несистематизированного миропонимания, то в ряде религий произошли существенные изменения, они " достроили" свои здания до теоретического уровня. Произошла систематизация вероучения в сторону большей доказательности и убедительности. Самым ярким примером тому стало христианство, в котором, благодаря " соединению" с философией родилась христианская теология.

3. Научное мировоззрение – возникло в античности. Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о мире. В основе научного мировоззрения лежит опора на разум и логический анализ. Главная функция – объяснительная, преобразовательная.

4. Философия - изначально была связана с наукой. В основе философского мировоззрения также лежит опора на разум и логику, это касается классической философии. Древние греки определяли философию как знание единого во всем.

Предмет философии.

filos – любовь

sofia – мудрость

Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека;

- есть поиск человеком ответов на главные вопросы своего бытия;

- ответы на 4 вопроса: что я могу знать? что я должен делать? на что я смею надеяться? что такое человек? (по Канту);

- (Гуссерль) функция свободной и универсальной теоретической рефлексии (рефлексия – способность сознания к самоанализу).

Философия родилась примерно в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Древней Индии и в Древнем Китае. При этом только древнегреческая философия полностью освободилась от " мифологической оболочки" и стала рациональным мировоззрением, тогда как на Древней Востоке этого не произошло, и философские учения в большей или меньшей степени сохраняли иррациональность, мифологичность.

В рамках философского мировоззрения, прежние мифы под­вергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование. Слово “философия” стало синонимом зарождающейся теоретической мысли, философское мышление воплотило в себе стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный и единый в своей основе.

Кроме познания мира, “любовь к мудрости” предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устрой­стве и целях человеческой жизни. Философия, " выросшая" из мифологического мировоззрения, унаследовала и его универсальные вопросы.

Предметом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соот­ношениях. Но ведь это основные темы всякого мировоззрения.

В чем же сказалось своеобразие философии? Прежде всего, в теоретическом характере мышления: из-под пера философов выходили не сказания с фантастическими сюжетами, а трактаты, обращен­ные к знаниям, разуму людей. Философия - теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, отношения человека к миру.Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллек­туальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Вот почему философия - это теоретическое мировоззрение, система взглядов. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объ­яснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеке. Важно подчеркнуть, что для философско­го мышления характерно не раздельное рассмотрение этих про­тивоположностей, а постоянное их соотнесение. Про­блема “мир — человек” является, по сути, универсальной, выступает как абстрактное выражение практически любой философской проблемы и может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Без знаний, нельзя стать философом, но этого нельзя достичь и с помощью одних лишь знаний. Подлинный философ, на взгляд Канта, - это философ практиче­ский, наставник мудрости, воспитывающий учением и делом. Потому так важна нравственная сторона философского мировоззрения. Философия в самом высоком ее значении воплощает в себе, по Канту, идею совершенной мудрости. Она призвана указывать высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностями людей, прежде всего - с нравствен­ными ценностями. Самой высокой ценностью и высшей целью Кант провозгласил человека, человеческое счастье, достоинство, высокий нравственный долг.

Функции философии.

1. Мировоззренческая

2. Методологическая – выработка способов достижения целей и задач

3. Гуманистическая или моральная – состоит в поиске, выработке нравственных идеалов.

4. Прогностическая или культурологическая – задача предсказания будущего

Структура философского знания.

1) Онтология (бытие, сущее – ontos) – наука о фундаментальных основах бытия. Категории: материя, пространство, время. Связана с теоретической физикой и математикой.

2) Гносеология (gnosis) – философское учение о познании. Категории: истина.

3) Логика (logos – слово) – дисциплина о законах правильного мышления. Отец логики – Аристотель.

4) Антропология (antropos – человек)

5) Этика – философское учение о морали, нравственности, учение о счастье, о добродетелях, о добре и зле.

6) Эстетика – философская дисциплина, которая изучает две сферы явлений:

- ценностного отношения человека к миру (аксиология),

- сфера художественной деятельности человека, анализа этой деятельности.

Эстетика – философия прекрасного или философия искусства.

7) Социальная философия – философское учение об обществе как целостной системе.

8) Политическая философия – анализ форм и типов государственного устройства.

9) Философия истории, историософия – анализ исторического процесса, попытка заглянуть в будущее.

10) Философия науки, философия техники – выявление закономерностей, природа научной революции.

11) История философии – анализ развития философских идей во времени.

Вопрос

Онтология (учение о бытии).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1130; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь