Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Смысл проблемы бытия. Концепция бытия: монизм, дуализм, плюрализм. Учение о материи, ее видах, уровнях организации, формах существования. Проблема бесконечности мира в пространстве и времени.



ontos – бытие, сущее

Философский смысл проблемы бытия.

Бытие – все то, что существует. Антитеза бытия – небытие, ничто. Бытие – абсолютная категория, небытие – относительная категория, так как однозначно изменение данного вида бытия в небытие.

Аспекты бытия:

1) вопрос о границах мира (существует ли мир везде и всегда или он ограничен во времени и пространстве).

2) вопрос о единстве мира (мир существует по единым законам или законы различны)

3) вопрос о внутренней логике развития мира (изменения в мире случайны или закономерны)

Философское учение о материи.

Материя – вещество (до конца 19 в.), 19 в. – развитие науки показывает, что материя может существовать как поле.

  • вещество имеет дискретную природу (прерывную)
  • поле имеет континуальную структуру (непрерывную)

К началу 19 в. – идея того, что материя представлена двумя формами: веществом и полем.

Современное представление о материи:

¾ вещество

¾ поле

¾ физический вакуум

Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отраженная им.

Свойства материи:

  1. объективность – независимость от человеческого сознания; материя не исчезает, а переходит в другие формы, закон сохранения материи
  2. способность к отражению – дает возможность исследовать материю
  3. структурность и организованность – способность организовывать внутренние структуры

Выделяют несколько уровней организации материи:

  • à микромир (действуют ядерные силы)

материя à макромир (элементарные, гравитационные силы)

à мегамир (сопоставление с человеком, космические масштабы)

 

  • à неживая природа

материя à живая природа

à социальный мир

(см. на следующей странице)

Движение материи и его формы.

Долгое время материя понималась как космос, пассивное начало. Движение она получала от божественного перводвигателя. В 18 в. в философию приходит идея о самодвижении материи (Д.Толанд, П.Гольбах). Движение техническое.

В 20 в. понимание движения материи расшифровывает Энгельс. Он называет 5 видов движения:

¾ механическое

¾ физическое (связано с концепцией поля: изменение силы излучения, напряженности)

¾ химическое (структурная перестановка атомов)

¾ биологическое (рост организма, старение)

¾ социальное (развитие общества)

Все формы движения связаны между собой в виде субординации (более высокие формы строятся на основе более низких).

Выделятся 2 основных типа движения:

  • движение с сохранением устойчивости предмета или его качества (механическое движение)
  • движение с изменением качества (химическое движение)

процесс развития

/ \

развитие с развитие, связанное с

усложнением структуры упрощением (регресс)

объекта (прогресс)

 

Проблема бесконечности мира в пространстве и времени.

Кант считал эту проблему неразрешимой.

  1. Математическая бесконечность – понимание бесконечности как чисто количественной характеристики. 1-2-3-….-бесконечность
  2. Космологическая, релятивистская бесконечность – связана с теорией относительности Эйнштейна – гравитационное поле способно искажать прямолинейное пространство.

 

Пространство вселенной может оказаться замкнуто само в себя, следовательно вселенная окажется конечной.

  1. Интенсивная бесконечность – вопрос о пределе делимости материи в пространстве и времени.

Концепции бытия.

Пытаясь осмыслить необозримое многообразие мира, человек встает перед проблемой: можно ли утверждать, что, несмотря на это многообразие, существует некая основа, объединяющая все виды бытия, и если существует, то что она из себя представляет. Решение этой проблемы породило философские учения: плюрализм, дуализм и монизм, а категорией, выражающей ее суть, является субстанция (от лат. - сущность, то, что лежит в основе) — неизменная неуничтожимая основа бытия в противоположность его меняющимся свойствам и состояниям.

Плюрализм (лат. - множественный) отрицает единство, признает существование нескольких или множества независимых и несводимых друг к другу видов бытия. Например, Эмпедокл сводил все многообразие вещей к четырем «корням»: земле, воде, воздуху и огню. В Новое время плюралистическую систему создал Лейбниц, согласно которому все состоит из бесчисленного множества абсолютно простых неделимых духовных субстанций — монад, образующих умопостигаемый мир; производным от этого мира является «физический космос».

Дуализм (лат.— двойственный) исходит из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного и материального. Крупнейшим представителем этой концепции является Р. Декарт, выдвинувший идею о двух равноправных и независимых друг от друга субстанциях: мыслящего, но непротяженного духа, и протяженной, но немыслящей материи. Считая обе субстанции конечными, Декарт объединяет их с помощью абсолютной бесконечной субстанции — Бога. Связь душевного состояния и физиологических процессов в организме человека Декарт пытался объяснить с помощью гипотезы о существовании особого органа — шишковидной железы мозга.

Монизм (греч. «монос» — один, единственный) концепция, признающая основой мира одну субстанцию. В отличие от дуализма, не способного объяснить взаимосвязь материального и духовного, монизм исходит из единого начала. Решая эту проблему, он утверждает единство мира, единую основу бытия. В зависимости от того, что признается такой основой — духовная или материальная субстанция, — различают идеалистический и материалистический монизм. Идеалистический монизм единой субстанцией, основой бытия считает идеальное: материя не способна к активности и нуждается в творческой активности духа. Идеалистический монизм характерен для философии Сократа и Платона, полагавших основой бытия особый мир идей и нравственно-эстетических понятий; Шеллинга и Гегеля, считавших единой основой бытия абсолютную идею. Материалистический монизм основывается на признании материального единства мира, считает материю основой всего существующего. Эта позиция характерна для материалистических учений античности: философов милетской школы, Гераклита. В эпоху Возрождения он утверждается в философских системах Н. Кузанского и Дж. Бруно.

Пространство и время.

К важнейшим атрибутам движущейся материи относятся пространство и время.

На протяжении истории развития философии и естествознания сформировались две противоположные концепции, по-разному объясняющие пространство и время — субстанциальная и реляционная. Субстанциальная концепция (Демокрит, Ньютон и др.) рассматривала пространство и время абсолютными, неизменными и постоянными, не зависимыми от движущейся материи, как чистую протяженность и чистую длительность.

Реляционное понимание (лат. — относительный) рассматривало их как объективные формы существования тел и событий (Аристотель, Лейбниц и др.). Пространство и время — особые отношения между объектами и самостоятельно, отдельно от них не существуют. Реляционное понимание пространства и времени как всеобщих форм существования движущейся материи получило свое научное подтверждение в естествознании и более глубокое логическое обоснование в теории относительности Эйнштейна. Суть данного понимания заключается в том, что пространство и время — формы существования материи, они не просто зависят от своего содержания — движущейся материи, а находятся в единстве со своим содержанием, определяются движущейся материей. Понять действительную природу пространства и времени независимо от движения материи невозможно. Пространство и время находятся в единстве друг с другом, с движением и материей.

Пространство и время имеют общие характеристики, как непосредственно связанные между собой формы существования материи: объективность, абсолютность, относительность, единство непрерывности и прерывности, бесконечность. Вместе с тем они имеют и различие, которое характеризует свойственные им особенности.

Пространство — объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем, характеризующая их протяженность, взаимное расположение, структурность и сосуществование. Характерным свойством пространства выступает протяженность, проявляющаяся в сосуществовании разных элементов. В совокупности различных положений элементов образуется определенная система сосуществования, которая имеет специфические свойства: трехмерностъ, непрерывность и прерывность, распределение вещества и полей и т.д. Реальное пространство трехмерно. Это означает, что всякие пространственные отношения в своем существовании могут быть описаны на основе трех измерений (координат). Утверждения о многомерности реального пространства не подтверждаются никакими опытами, экспериментами и т.п. Обычно многомерное пространство используется в математике и физике для более полного описания процессов микромира, которые не могут быть наглядно представлены. Трехмерность реального пространства является фактом, установленным эмпирически, но теоретического обоснования данного факта пока нет.

Время - объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем, характеризующая длительность и последовательность смены их состояний. Взаимодействие различных материальных систем, процессов и событий составляет содержание реального времени. В самой действительности мы наблюдаем смену различных явлений, событий, процессов и т.п. Одни из них уже давно свершились, другие имеют место в настоящем, третьи ожидаются и т.д. Во всем этом многообразии мира мы наблюдаем различную продолжительность и различные временные интервалы между свершающимися событиями. Время существует как связь чередования различных систем и их состояний, выражающая длительность их существования. Материальный мир и его всеобщие формы бесконечны. Но время существования каждой конкретной вещи, явления прерывно, так как всякая вещь имеет начало и конец своего существования. Однако возникновение и разрушение конкретных вещей не означает их полного разрушения, меняются их конкретные формы существования. Через конечное, временное существование вещей проявляется их всеобщая связь. Время предполагает строго определенную упорядоченность, последовательность моментов прошлого, настоящего, будущего. Эта необратимость течения времени определяется необратимостью движения и изменения всех систем материального мира. Для возникновения всякого явления необходима, прежде всего, реализация порождающих его причин. Пространство и время могут быть рассмотрены в отдельности лишь мысленно. В действительности они неотделимы друг от друга.

Основной вывод теории относительности состоит в том, что пространство и время не существуют без материи, что их метрические свойства зависят от взаимодействия гравитационных сил между движущимися массами. Пространство и время не являются неизменными, так как они определены движущейся и зависят от уровня организации материи. Материальное движение может осуществляться только в пространстве и во времени. Пространство и время неисчерпаемы в многообразии своих свойств, т.к. выступают как всеобщая связь и взаимодействие многоо6разных превращений материальных процессов. Постоянное взаимодействие между различными системами, характеризует бесконечность, выражает непрерывность и прерывность пространства и времени. Относительность пространства и времени обусловлена своим выделенным материальным содержанием, поэтому в каждом конкретном случае обладает своими специфическими свойствами.

Вопрос


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь