Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Диалектика (учение о связях и развитии).
Понятия движения, изменения, развития. Их виды. Диалектический и метафизический подход к проблеме развития. Эволюция, прогресс и регресс. Проблема необходимости и случайности: детерминизм и индетерминизм. Диалектика-наука о наиболее общих законах всякого движения. В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ существования материи. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в другие и ни один вид не берется ниоткуда. Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. В потоке не прекращающегося движения всегда присутствуют дискретные моменты покоя, проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого данного движения, в виде равновесия движений и их относительно устойчивой формы, т.е. относительного покоя. Покой, т.о., существует как характеристика движения в какой-либо устойчивой форме. Как бы не изменялся предмет, но пока он существует, он сохраняет свою определенность. Река остается рекой. Абсолютный покой невозможен. Существует несколько качественно различных форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная... Качественное разнообразие одного уровня не м.б. объяснено качественным разнообразием другого. Точное описание движения частиц воздуха не может объяснить смысл чел речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности, свойственные всем уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выражается в том, что высшее включает низшее. (ДНК - химическое соединение) Однако высшие формы не включены в низшие. (нет жизни в химических соединениях) Прослеживание связей между различными формами движения материи позволяет создать картину их развития во вселенной. На его разных этапах возникают все новые уровни организации материи и соответствующие им формы движения, причем появление каждой новой формы связано с состоянием Вселенной как целого. Сразу после Б. Взрыва не было ни атомов ни соответствующих им форм движения. Химические и физические формы движения возникли на определенном уровне развития Вселенной. Также на определенном этапе космической эволюции сформировались планетные системы, возникли условия для возникновения жизни, т.е биологические формы движения. В этом смысле жизнь надо рассматривать как космическое явление. В свою очередь только пройдя длительный этап эволюции, живая природа смогла породить социально организованную материю., и тогда возникла социальная форма движения. Мировое развитие являет собой закономерный поступательный процесс, противоречия которого представляют собой источник, движущую силу общественного прогресса. Всемирная история постоянно выдвигала проблему противоречий общественного прогресса, и каждая ее эпоха свидетельствовала о катаклизмах, переворотах и вместе с тем она являет собой необходимый процесс движения человечества от одних форм своей социальной организации к другим, более совершенным. Критерий прогресса - общественно историческая практика, в которой выделяются два ее основных вида: производственная и социально-преобразующая. Ядром этой практики выступает развитие производственных сил как высшего критерия общественного прогресса. Главное в производственных силах - это человек Этим объясняется то, что в данном критерии воплощаются и достижения науки, принципы управления, и социально-политическое состояние общества, и уровень образования, и образ жизни вплоть до мировоззрения, которые опосредовано влияют на эффективность производства. Вот почему “развитие производительных сил человечества означает прежде всего развитие богатства человеческой природы как самоцель”. Действительным ядром общественного прогресса выступают способ производства. Для определения подлинно прогрессивного есть критерий, выработанный самой историей человечества. Критерий этот, выраженный словом гуманизм, обозначает как специфические свойства человеческой природы, так и оценку этих свойств как высшего начала общественной жизни. Прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма. Детерминизм Одно из основных положений научного метода состоит в том, что мир предсказуем — то есть для данного набора обстоятельств есть только один возможный (и предсказуемый) исход. Эта философская доктрина известна под названием « детерминизм ». Возможно, лучший пример детерминистической системы получится из сочетания законов механики Ньютона и закона всемирного тяготения Ньютона. Если применить эти законы к единственной планете, вращающейся вокруг звезды, и запустить планету с заданного места с заданной скоростью, вы можно предсказать, где она будет в любой момент времени в будущем. Как философская доктрина детерминизм играл (и продолжает играть) важную роль в науке. Однако на практике не всегда легко предсказать, какой будет система в конце своего существования, даже если известны начальные условия. Например, довольно просто рассчитать орбиту единственной планеты в вышеприведенном примере. Но если ввести еще две-три планеты в систему, и все значительно усложнится. Каждая планета действует своей силой притяжения на все остальные планеты и в свою очередь испытывает их влияние. Найти точное решение такой задачи практически невозможно. Индетерминизм. Но поскольку сама случайность у Эпикура ничем не определяется (беспричинна), то без особых погрешностей можно сказать, что от Эпикура прослеживается начало и противостоящего детерминизму учения — индетерминизма. В истории философии известны два вида индетерминизма: 1.Так называемый " объективный" индетерминизм, начисто отрицающий причинность как таковую, не только ее объективную данность, но и возможность ее субъективистского истолкования. 2.Идеалистический индетерминизм, который, отрицая объективный характер отношений детерминации, объявляет причинность, необходимость, закономерность продуктами субъективности, а не атрибутами самого мира. Вопрос Гносеология (теория познания). Концепция познания: скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм. Формы чувственного, рационального, иррационального познания. Истина и заблуждение, вера и сомнение, творчество и интуиция, объяснение и понимание. Проблема познания в истории философии. Исследует природу человеческого знания, его строение, причины ошибок и заблуждений, критерии истины. Главный вопрос: принципиальная познаваемость мира. 1. Скептицизм. Возник в Древней Греции. Учение софистов. Школа скептиков – в эпоху эллинизма (Пиррон, Эмпирик, Цицерон). Он подвергает сомнению возможность достижения абсолютной истины. Человеческие знания – мнение о вещах, мнение отдельных субъектов. Так как мнение выставляется как относительное знание, абсолютной истины нет. Лучшая позиция философа – воздержание от суждений. Монтень, Паскаль. 2. Агностицизм. Отрицается принципиальная возможность получения объективного знания о мире. Мир непознаваем. И.Кант: человеческое познание имеет дело с опытом и не может выйти за его пределы. «Вещь в себе» недоступна. За пределами опыта человеческий разум слаб и запутается в противоречиях. Философия неопозитивизма, экзистенциализма, конвенционализма. Пуанкаре: в основе научных теорий – не объективные факторы познания, а произвольные соглашения между учениями – конвенции (для удобства и экономии мышления). 3. Гносеологический оптимизм Признание познаваемости мира человеком. Человек способен познать мир правильно. ¾ эмпиризм (сенсуализм, чувственный опыт). Опыт – единственный достоверный источник знаний о мире. Демокрит, Эпикур – материалисты. Представители английской материалистической философии: Локк, Бэкон, Гоббс. Франция 18 в.: Гольбах; 19 в.: позитивисты, марксизм. Локк: «В разуме нет ничего, чего бы раньше не было в чувствах». ¾ рационализм (разум). Признает источником познания человеческий ум. Априорные теории (знания появляются до опыта). Платоновская теория припоминания. Декарт: человек рождается со знанием в голове. Это основа метафизического знания 19в. – Гегель – понятие абсолютной идеи (разум основан на принципах логики). Процесс познания и его структура. I. Чувственное познание (с помощью чувств человека) 1 форма – ощущения – чувственное отражение отдельных свойств предметов (ощущение цвета, температуры, веса, звука). 2 форма – восприятие – целостный образ предмета, представляется комплексом ощущений (законы перцепции) 3 форма – представление – образ ранее воспринятого предмета, явления, хранится в нашей памяти или создается воображением 4 форма – эмоции – комплексная форма чувственности, основанной на переживаниях и страстях (гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия, удовлетворение, антипатия) Первые три формы способны вызывать четвертую – эмоции. Чувственное познание выступает как сложное синтетическое единство всех 4х форм. II. Рациональное познание основано на абстрактном мышлении и его операциях) – анализ синте, сравнение, обобщение, абстрагирование, идеализация, аналогия. Понятие – элементарная форма мысли, которая выражает в словесной форме существенные общие свойства предметов. Процесс формирования понятий связан с процессом абстрагирования. Это элементарная форма мыслительной деятельности. Суждение – связь понятий, дающих новые знания. Умозаключение – связь суждений, дающих новое знание. Аристотель – силлогизм. Умозаключение / \ индуктивное: дедуктивное: процесс от частного процесс от общего к общему (Бэкон) к частному III. Практическое познание проверка знания на истинность, корректность. Проблема истинной философии. Истина – знание, соответствующее действительности. Антипод истины – ложное знание – знания, искажающие действительность (ложь – сознательная, заблуждение – бессознательное). 1 критерий – ясности и очевидности (Декарт, все философы рационалисты). Истина – то, что не вызывает сомнений, не противоречит формальной логике. 2 критерий – общезначимости. Истина – то, что соответствует мнению большинства (античные скептики). 3 критерий – прагматический. Истина – то, что практически полезно, то, что успешно работает на практике, то, что ей подтверждается. Но ограничено по применению. (Американские философы – Джемс, Дьюи) Практика – критерий истины. Истина есть процесс движения от знания неполного и неточного к знанию все более полному и точному. Истина всегда относительна, т.к. отражает объект в тех пределах, которые ограничены достигнутым уровнем человеческого познания. Истина и заблуждение. Истина - процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Современная трактовка истины включает в себя следующие характеристики: 1) Объективность 2) Субъективность, т.к. истину познают люди, она субъективна по своим внутреннему содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону) 3) Истина - процесс, она не постигается целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна. Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) - это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое не уточняется и не дополняется, это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему (" люди смертны" ). Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин. Относительная истина (относительное в объективной истине) - это неполное знание о действительности, которое уточняется по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины о эфире, вечном двигателе). В любой абсолютной истине находятся элементы относительности, а в относительной черты абсолютности. Признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом, преувеличение устойчивого момента - догматизм. Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос оконкретности истины. Т.е. любое истинное знание определяется: 1) характером объекта, к которому относится; 2) условиями места, времени; 3) ситуацией, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его применимости делает его в заблуждение (2+2=4 - истина только в 10-й СС). Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные истины, а одна с такими свойствами. Кроме названных выделяются и др. свойства истины: непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), когерентность (согласованность знания с фундаментальными идеями), простота. Постоянный спутник истины в любой её форме - заблуждение. И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания. Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Оно возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости практики и познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские. Заблуждение следует отличать отлжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях идезинформации - передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного. Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (" вечный двигатель" ), либо становятся истиной (превращение алхимии в химию, астрологии в астрономию). Вопрос о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и как, есть вопрос о критерии истины. Он находится не в мышлении и не в действительности, а заключается в практике. Вера и сомнение Вера – принятие чего-либо за истину. Надо отличатьрелигиозную и обычную веру, основанную на обобщенном практическом опыте людей. Религиозная вера определяется как верность Богу и последовательное практическое осуществление в жизни религиозных идей, ценностей и норм и практически не имеет гносеологического значения. Обычная вера состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль, как в обыденной жизни, так и в научном познании. Разновидности такой веры: от уверенности в чём либо до жизненных убеждений. Такая вера - неотъемлемый компонент практической деятельности, т.к. человек в условиях, когда имеются несколько решений, вынужден опираться на свою веру в успех. Вера помогает действовать в условиях неопределённости, полной информированности о мире объективно не может быть. Вера формируется опытом и практикой, самой жизнью. Вера основывается на них. Она помогает на всех уровнях познания: эмпирическом, теоретическом, технической разработки. Гипотеза опирается на веру, поскольку есть много вариантов объяснения явлений. Сами истоки практической и познавательной деятельности уходят в веру в то, что мир познаваем и изменяем. Вере предшествует сомнение. Сомнение – состояние, неуверенности, нерешительности, колебания в том, что следует считать истинным или правильным; это предварительная ступень познания. Творчество и интуиция. Творчество – это духовно-практическая деятельность, процесс создания нового. Творчество – новаторство. Стадии: *подготовка, * созревание, * озарение, * проверка. Наука, изучающая творчество – эвристика. Механизм творчества – интуиция (непосредственно, неосознанно получаемое знание). Способность постижения истины без обоснования именуется интуицией. Она занимает важное место в познании, сообщает направление движения. Под интуицией (догадка) понимается интуиция интеллектуальная, которая позволяет проникать в суть вещей. Интуицию делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной, врачебной, в зависимости от спецификации деятельности субъекта. Различные толкования интуиции подчеркивают момент непосредственности в процессе познания, в отличие от опосредствованного характера логического мышления. Одним из важнейших свойств интуиции является ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называть такое, которое не опирается на логическое доказательство. Для интуиции также характерна внезапность и неосознанность. Этапы интуиции: * накопление фактов и бессознательное распределение в памяти * четкое сознание задачи (рациональный этап) * неосознанное комбинирование фактов, * неожиданное решение (озарение). Объяснение и понимание. Объяснение – мыслительная операция, кот ориентируется на выявление суждений объясняющих исследование. Виды: структурное (строение) – самое простое, функциональное (принцип действия), причинное (причина). Метод объяснения характерен в точных и естественных науках, так как явление подводит под научные теории. Понимание – процедура постижения и порождения смысла. Виды: * возник в языковом общении результат зависит от значения собеседников.* связан с переводом одного языка на другой передача смысла. * связан с истолкованием текстов, произведен в духовной культуре. Используется в науках об общественных и гуманитарных науках, т к природа человека подвижна нет общественных законов, для решения гуманитарных проблем, нужно понять других людей (их мысли и чувства). Вопрос |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы