Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Природа человека: гипотезы и факты антропогенеза, видовые признаки человека. Природа сознания: психические функции, интеллект, коммуникация (язык). Концепция смысла человеческого существования.



Проблема человека в истории философии.

§ Античность: в философии Древней Греции 2 подхода к пониманию человека:

1. человек – синтез двух субстанций: души (эйдоса) и тела; душа бессмертна.

2. рассматривали человека как нерасторжимое единство духовного и телесного начала.

Аристотель называет два отличительных признака человека: склонность к общественной жизни, наличие разума. «Человек разумное и политическое животное».

§ Средние века.

Раннее средневековье заимствовало платоновскую философию. Христианство: человек – высшее существо, образ и подобие Бога. Человек наделен разумом, свободой воли (способность отличать добро и зло), совестью. С другой стороны, человек – существо, совершившее первородный грех (несовершенство человеческой природы). Человек не может не совершать зло. Главный источник зла – тело человека (Платон).

§ Позднее средневековье –

переориентирование на Аристотеля. Фома Аквинский: тело и душа в человеке соединены неразрывно.

§ Возрождение.

Идея автономного от Бога существования человека. Идея активности человека, пафос его безграничных возможностей. Мирондола: человек богоравен по своему творческому потенциалу. Человек свободен. Понимание человека как микрокосмоса.

§ Новое время (17-18 в).

специфика человека – в его разуме, мышлении. Человек – существо, принадлежащее двум мирам: 1)природной необходимости (то, что из нас делает природа); 2)мир нравственной свободы (то, что человек делает для себя сам). Специфика человека определяется вторым миром – нравственными нормами.

§ Немецкая философия (19 в.).

Немецкие философы определенной в человеке считали его духовную деятельность. Человек – существо, создавшее мир культуры. Человек выставляется как носитель всеобщего идеального начала (мир духа) – Гегель – понимал человека как историческое существо (его природа меняется со временем).

В философии Маркса определяющим фактором в человеке является трудовая деятельность (концепция практики). Она лежит в основе процесса социализации человека. Общество определяет все свойства личности (индивида). Человек является продуктом определенных человеческих общественных отношений. Концепция исторических типов личности.

§ Неоклассическая философия (конец 19-20 в.).

Сущность человека не усматривается в разуме. Сущность человека связана с его волей (Ницше, Шопенгауэр). Человек игра жизненных сил. Сущность связывается с инстинктами. Экзистенциализм – человек понимается через внутреннюю духовную свободу.

Проблема антропогенеза.

(двуединый процесс становления человека)

Антропогенез – становление человека как биологического вида.

Социогенез- становление человека как общественного существа.

Антропогенез.

Выделение человека из животного мира – 2-3 млн. лет назад – качественный скачок в эволюции живых организмов. Встают проблемы:

  1. переход от гоминид к одному виду homo

¾ прямоходящий (homo erectus)

¾ человек умелый(homo habilis) – организация труда

¾ использование огня

  1. переход от древних видов к неоантропам 100-150 тыс. лет назад

¾ неандертальский человек (палеоантроп)

¾ человек разумный (абстрактное мышление, способность к счету, создание религиозных образов, членораздельная речь, художественное творчество).

1 гипотеза – религиозная (Адам и Ева).

2 гипотеза – трудовая (Ф.Энгельс – совместный труд способствовал развитию языка).

3 гипотеза – мутационная (20 в., связана с успехами генетики).

4 гипотеза – внеземное происхождение (влияние пришельцев).

Развитие факторов антропогенеза.

I. Средства коммуникации:

a) язык жестов, звуков

b) появление вербальных символов, понятий из звуковых сигналов – слова

c) язык как система

d) письменность (5 тыс. лет назад).

II. Формы мышления

a) конкретно-образное мышление – миф, эпоха позднего палеолита.

b) абстрактно-логическое мышление

c) теоретическое мышление – рефлексия и категории, зачатки философии и науки, способность к анализу.

III. Формы общежития

¾ человеческое стадо

¾ появление родовой общины

¾ соседская община

¾ парная община

¾ государство

IV. Нравственность

§ право сильного

§ возникновение системы запретов (табу)

§ появление норм общечеловеческого права (поздняя первобытность)

§ появление писаного права (законы)

В основе исторического развития всех факторов социогенеза лежит культура. То есть, спецификация для человека норм – преемственное программирование поведения.

Природа сознания.

Сознание – это способность отражать мир в чувственных и логических формах, это высшая функция человеческого мозга, оно определяет взаимоотношение человека с миром.

Сознание основано на нервно-физиологических процессах мозга.

Сознательное и бессознательное.

В случае бессознательного человек не дает себе отчета о содержании и природе происхождения процессов, их значение остается невыделенным. Если же это случилось, то имеет место сознание.

Непроизвольное запоминание, испуг – типичные формы бессознательного. Причины его остаются непознанными.

Сознание есть уяснение субъектом природы определенных явлений и процессов. Оно выступает как результат познания.

Сознание человека может быть обращено на него самого. В таком случае – это самосознание. Человек является не просто человеком, а разносторонней личностью.

Роль языка в сознании и мышлении.

Сознание и язык образуют единство. Язык тесно связан с мышлением. Мышление не существует без языка.

Функции языка:

  • экспрессивная – средство формирования и выражения мысли; вербализация мысли
  • коммуникационная – язык как средство общения, средство передачи информации.

Виды языка:

1. национальные языки, естественные, разговорные (3500)

выделяют языковые семьи à группы à языки à диалекты

(индоевропейская à старославянская à русский)

2. язык жестов, глухонемых, азбука Морзе, искусственные языки, нотная запись.

Философия о сущности человека (соотношение биологического и социального, физического и духовного, индивидуального и коллективного).

" Биологическое - социальное"

С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим законам, с другой же - определяется социальными нормами.

Существует три различных понимания сущности человека. В первом человек рассматривается как исключительно биологическое существо; главным же двигателем человеческого общества считается борьба за существование и естественный отбор.

Согласно второму пониманию человек есть чисто социальная сущность, полностью лишенная биологических черт. Человек является " социальным", а не биологическим организмом.

Третье понимание проблемы, в свою очередь, делится на два направления: 1. концепции биосоциальной природы человека, 2. концепции интегральной природы человека. Оба направления в своей основе содержат марксистский подход к пониманию сущности человека. Природно-биологические основы человека определяют многие стороны его жизнедеятельности. Однако характеристика человека как природно-биологического существа указывает лишь на общую основу его жизнедеятельности, но не выясняет качественного отличия человека от животного. Человек выделяется из мира животных благодаря активной производственной деятельности, благодаря труду. Труд становится главным условием бытия человека.

" Дух - плоть"

Дух и плоть - два начала в человеке, которые друг без друга теряют всякий смысл, и, в то же время, находятся в вечном противостоянии. Чаще всего плоть противопоставляется духу, и в " плотское" включается не только тело, но и особые чувства и побуждения, считающиеся греховными. Кроме этого, уже ранние богословы выделяли еще и третье начало в человеке - душу, считая ее своеобразной ареной борьбы плотского и духовного.

Смысл человеческого существования.

Существует два принципиально различных пути объяснения вечных вопросов жизни и смерти.

Первый подход можно обозначить как объективистский. Он связан с именами таких философов, как Б. Спиноза, Г. В. Ф. Гегель. В его основе лежит представление об изначальном Миропорядке, при котором уже заранее предначертаны все акты любой общественной и личной судьбы, «расписаны» все события мировой истории. В данном случае не так уж важно, кто «управляет» миром – Бог, Дух, Космический разум, законы Природы и т. д. Важно, что человек должен лишь осознать этот Порядок и найти в его устройстве зазор для «относительной самостоятельности», которую он будет считать свободной.

Второй подход во главу угла ставит субъективность человека, его самодеятельность, творчество. Великий немецкий философ И. Кант сформулировал еще в конце XVIII в. четыре основных вопроса, на которые необходимо дать ответ любому мыслителю, постигающему сущность человека и человечества:

· Что я могу знать?

· Что я должен знать?

· На что я смею надеяться?

· Что такое человек?

Он считал, что на первый вопрос должна ответить метафизика (т. е. философия), на второй – мораль, на третий – религия, на четвертый – антропология.

Познание истины действительно делает человека свободным. В сознании людей нашего времени все более и более утверждается идея о том, что сам по себе научно-технический прогресс, само познание еще не гарантируют счастливое будущее, и необходима выработка человеческой, гуманистической меры самого прогресса. Вопрос о том, что должен делать человек (или чего он не должен делать никогда и ни при каких условиях) принадлежит к числу важнейших в плане моральной оценки. Различают благодеяние и злодеяние. Кант считал, что человека никогда нельзя средством достижения каких-то целей, он сам должен быть целью общественного развития. Воспроизводя самих себя и орудия труда, создавая мир человека и мир вещей, люди вступают в общественные отношения, которые оказывают определяющее воздействие на их жизнь и деятельность.

Человеческая жизнь не имеет какого-либо заранее заданного смысла, который, очевидно, нужно искать не в прошлом, а в настоящем и будущем. Смысл создается человеком, творится им каждый миг.

Отношение к смерти.

1. жизнь – только миг – материалистическое (душа умирает)

2. религиозная точка зрения – душа вечна, после смерти перемещается в другое место.

3. мифологическое понимание

Отношение к жизни.

1. Религиозное представление о смысле жизни заключается в том, чтобы получить загробное воздаяние, обеспечить бессмертие души.

2. гражданский подход (стоический) – внести вклад в прогресс – развитие общества

3. эпикурейский – наслаждаться радостями жизни; смысл жизни в том, чтобы жить (раннее Возрождение).

4. вульгарно-материалистический – идея физического бессмертия; снятие проблемы путем достижения вечной жизни (даосизм в Китае, Николай Федоров – космист).

Вопрос

Личность.

Проблемы личности в истории философии. Исторические типы личности. Коллективизм и индивидуализм. Психология, структура личности, механизмы ее формирования. Проблема выбора, свободы и ответственности личности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь