Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальная философия (общество).
Развитие взглядов на общество в истории философии. Общество и его структура. Государство и его формы. Гражданское общество. Человек как субъект общества: проблема свободы и необходимости. История развития социально-философской мысли. Социальная философия исследует принципы возникновения и существования общества как системы и закономерности истории человечества. Социальная философия связана с рядом гуманитарных наук (история, культурология, экономика науки). Общество – совокупность людей, объединенных общими интересами, сознанием и волей. Философия истории исследует закономерности исторического процесса общества. I. Античность Первые политики, выяснявшие природу общественных связей, - античные историки (Геродот, Полибий, Тит Ливий). Функциональная теория общества Платона (Аристотеля): понимание общества через разделение функций его членов. 1. биологическая причина (люди от природы коллективны) 2. экономическая причина (выгоды – разделение труда) II. Средневековье. Развитие концепции Платона. Общество – иерархическая система, которая состоит из 3-х основных сословий: 1. oratores (молящиеся) – посредники 2. melitores (воюющие) – феодалы, рыцари, дворянство 3. laboratores (работающие) – крестьяне, ремесленники, торговцы, платящие налоги Первые два сословия – привилегированные. Все сословия выполняют свои функции. III. Возрождение и Новое время. (17-18 в.) Идея человеческой свободы – человек не зависит от Бога, он сам осуществляет выбор, следовательно нет предрешенности истории. Отвергается идея иерархичности общества. Появляются первые социальные утопии - проекты идеального будущего, жизнь можно организовать по-другому. «Утопия» Томаса Мора. Теория общественного договора – Гоббс и Локк – отцы буржуазного права (общество понимается как результат сознательной деятельности людей). Монтескье исходит из идеи справедливости. Ж.Ж. Руссо – причину всех социальных бедствий видел в неравенстве людей в частной собственности. Появляются утопии, идеи построения идеального общества, без сословий. IV. 19 в. Социальный прогресс рассматривался через идею свободы (Гегель, Фихте). По Гегелю истинный прогресс – развитие мирового духа. Эпохи: *восточная эпоха – все несвободны, нет понятия свободы; * античная – часть людей осознает себя свободными - граждане античных полисов, которые составляют меньшинство населения; * германская (христ.) – все люди осознают свободу. Эпоха наступает в процессе формирования европейского универсума. Для Г. исторический прогресс – движение в сторону государственно-правового устройства. Концепция Маркса – формационная – главный фактор в развитии общества – труд, практика, экономические отношения. V. 20 век. Нет единой истории. История – множество культур, автономных друг от друга. Каждая из них развивается изолированно (детство, юность, возмужалость, старость). Процесс завершается вырождением цивилизации (около 1000 лет, затем гибнет). Критерии цивилизации: появление больших городов, техники, массовой культуры – признаки культурной деградации. 8 культур сыграли наибольшую роль в истории: древнеегипетская, вавилонская, индийская, китайская, майя (атстеки), античная культура, западно-европейская, русско-сибирская. Общ-во и его структура. Отношение в структуре общества: *экономическое – отношение к собственности на средства производства, * политические – отношение государственной власти к управлению, * правовые – отношение к правопорядку, * эстетические – общество состоит из разных социальных групп. Структура общества – исторически сложная, устойчивая система отношений между элементами общества. Подходы: *классовый: общество делится на классы: собственники и не собственники. * стратификационный: общество состоит из социальных групп: общество делится по возрасту, пол. принципу (молодежь, пенсионеры; имущие, нищие, бедные богатые; по нации, профессии, по образовательному уровню). Политические режимы - это способы и методы осуществления государственной власти. 1) демократические. 2. тоталитарные. Формы правления : монархия, демократия, республика. Человек как субъект общества Эконом: желание отдавать, больше получать, 2) соц-полит: стремление к господству избранностиÞ жажда власти (приводит к войне). Религиозное тв-во (страх смерти). Художественное тв-во (стремление к наслаждению и красоте). Свобода и необходимость.Течения: * материальный детерминизм (Гегель, Энгельс, Демокрит – фран-ие мат-ты в 18 в). Внешняя сущность исключения свободы: свободы нет, т.к. жизнью человека руководят внешние обстоятельства; это традиционная социальная среда, общественное мнение. * реалистический либерализм (сред век, Кант). Свобода человека принадлежит реальности. Ср.: человек свободен, т.к. д. осуществить выбор между богом и дьяволом. Кант: человек не свободен как природное существо (пища), но свободен как нравственное существо (поведение), т.к. он сам его формирует. Свобода – выбор оптимальных возможностей (Спиноза).
Вопрос Философия истории. Концепция исторического процесса: циклическая (античность), теологическая (Августин), формационная (Маркс), цивилизационная (Тойнби), культурологическая (Шпенглер). Прогресс и регресс в истории.
Маркс предлагал формационную концепцию. Он понимал общество через экономические законы, производственные отношения. Он выделял формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Причина социальной борьбы – социальное неравенство и эксплуатация труда и совершенствование средств производства. Идеи необратимости социального и исторического прогресса. Главный фактор в развитии общества – труд, практика, экономические отношения.
Цивилизационная концепция А.Тойнби: «Постижение истории». Человеческая история – набор локальных цивилизаций, каждая из которых проходит определенные фазы развития (возникновение, рост, надлом, упадок, разложение). Причина разложения – «истощение жизненных сил». Некоторые цивилизации неспособны дать ответ на вызов истории. 5 жизнеспособных цивилизаций: китайская, индийская, исламская, русская, западная.
Культурологическая концепция истории: О. Шпенглер «Закат Европы; негативно оценил техногенные факторы и западной, и европейской цивилизации, появление техники и индустрии он рассматривал как процесс угасания культуры. Этапы детства, юности, зрелости, старения и вырождения в цивилизацию. Этап цивилизации = 1000 лет, затем культура гибнет. Появление техники, городов, и массовой культуры – признаки деградации культуры. Вопрос Культура и цивилизация. Определение культуры. Механизмы ее развития: традиция, новаторство, диалог. Классификация культур. Феномен массовой культуры (Ортега-и-Гассет). Цивилизация и ее критерии. Различие цивилизаций Запада и Востока, Россия в диалоге культур. Понятия культуры. Впервые используют «культуру» древне римские писатели. Оратор Цицерон использует понятие культуры как «обработка человеческой души», воспитание человека. 19 в. – формируется культурология. 1 гр. – культура как процессы и продукты негенетической деятельности человека. Вторая природа (неестественная) – все, что преобразовано человеком (орудия труда, предметы быта). Нельзя разделять материальную и духовную культуру. 2 гр. – культура как явление, связанное с ценностями. Система удовлетворения человеческих потребностей. 3 гр. – культура как диалог, форма общения индивидуумов, цивилизаций и эпох. Культура невозможна без передачи информации (знаний). Она выступает как способ передачи информации. Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, выражается в творческих силах человека, в создаваемых им материально-духовных ценностях. Механизм развития культуры. a) культурная традиция устойчивая сторона культуры, обеспечивающая накопление и трансляцию человеческого опыта (преемственность поколений). Преобладает в традиционных обществах. Культура – набор готовых стереотипных программ. Изменение самих программ происходит крайне медленно (поведенческие, производственные, художественные каноны). b) культурное творчество (новаторство) Динамическая сторона культуры, выражается в процессе создания нового. Антипод традиции. Создается единицами, следовательно носит уникальный характер. Характерна для западной цивилизации. c) культурный диалог обмен, заимствование культурных достижений (открытие железа). Может происходить насильственным путем – культурная экспанся (колонизация, завоевание) – Русификация, освоение Сибири (18-20 в.). Феномены культуры (сферы человеческого общества). § коммуникативные – связаны с передачей и кодированием информации (язык и письменность). Если умер язык – умерла культура. Письменность появилась около 5 тыс. лет назад – признак цивилизации. Слогово-знаковое письмо (Др. Египет). Финикийцы; греческий, латинский, и др. алфавиты. § мировоззренческие – миф, религия, философия и наука. Миф – первобытное общество, религия – традиционное общество, для техногенной цивилизации – научное мировоззрение. § регулятивные – связаны с регулированием поведения человека в обществе – мораль, право, система ценностей. § эстетико-художественные – связаны с художественным освоение мира человеком – все виды искусства. § культура топоса – места обитания, бытовая культура. Гигиеническая культура – связана со здоровьем. § система образования – консервативный феномен. Военное дело § техника. Классификация культур. I. Деление на восточные и западные (кроме первобытных). Восток – Китай, Япония, Корея, завоевания от Китая (среднее течение реки Хуанхэ); Индобуддийский восток; арабо-мусульманские страны. Западная Европа. Отличия от Востока: - новаторский характер, стремление к обновлению - направленность познания на внешний мир (ретроспективный характер) => появление науки, философии, техники, прагматизм. Желание преобразить мир. - особенное понимание человека (индивидуалистическое) – как уникального существа, как личности. Начинается с греческих полисов, заканчивается Европой. - особенный вид социума – демократия: общество – коллектив равноправных индивидуумов. Демократические начала управления. II. Деления по господствующей религии: ¾ мир исламской культуры ¾ страны индо-буддийской культуры ¾ христианский тип культуры III. Деление по этической принадлежности. Признаки (характеристики) этноса: § менталитет § историческая память § язык IV. Культура отдельных социальных общностей: - сословий (феодалов, дворянства) - профессиональной группы - молодежная V. По степени распространения - традиционная (народная) – традиции, фольклор - массовая культура - культура узко профессиональных групп Цивилизация не имеет однозначного понятия. Существуют различные подходы в понимании цивилизации. (1) Цивилизацию часто отождествляют с культурой. (2) Цивилизация – этап в развитии культуры. (3) Цивилизация как ступень в развитии человечества. Культура появилась раньше цивилизации, вместе с человеком. Культурный мир расширяется, оказывает давление на инстинкты человека. Цивилизация характеризуется: 1) превращение материального производства в основной источник получения материальных благ. Человек от собирательства переходит к производству; 2) материальное производство становится на ноги под влиянием разделения труда, появляется ремесло, земледелие, скотоводство. На этой основе складываются товарно-денежные отношения, формируется собственность, и следовательно создается государство. Эти черты характеризуют цивилизацию как степень в общественном развитии. Но цивилизация понимается и как организация общества. Общество м.б. организовано на основе частной собственности, государства и правовых отношений. Эта организация требует определенного развития социальных отношений и техники. Поэтому цивилизацию понимают как определенный тип социально-технической организации общества. Это понимание позволяет видеть различные цивилизации. Т.о., можно выделить аграрное и индустриальное, информационное общество. ОСОБЕННОСТИ ВОСТОЧНОЙ, ЗАПАДНОЙ И РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Западную цивилизацию, сформировавшуюся в Европе в XV-XVII в., можно назвать техногенной. Ее характерные черты – это быстрое изменение техники и технологий, благодаря применению науки. Результатом чего являются НТРии, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. Это приводит к быстрому формированию и смене нового типа личности. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой становления гражданского общества и правового государства. В технологическом плане – с индустриальным и постиндустриальным обществом. М. Вебер показал что сформировались следующие ценности западной культуры: 1)динамизм, ориентация на новизну, 2) утверждения достоинства и уважения к человеческой личности, 3) индивидуализм, установка на автономность личности, 4) рациональность, 5) идеалы свободы, равенства и терпимости, 6) уважения к частной собственности. Западному типу культуры в философии противостоит восточный тип, получивший название “традиционного общества”. Геополитически Восток связывается с культурами Древней Индии, Вавилона, Древнего Египта, национально-государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты: ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт предков – высшая ценность. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления, научной рациональности противопоставлялась нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием. Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной культуры. Жизнь человека предопределена. Отсюда проистекают политические и экономические модели устройства жизни восточного человека. Восточным людям чужд дух демократии, гражданского общества. По особому стоит вопрос относительно России, как соотносятся в культуре России западное и восточное? Возможен ли и необходим ли самобытный путь развития России? В связи с этим в России в 19 в. сформировались идеологии западничества (Чаадаев, Станкевич, Белинский, Герцен) и славянофильства (Киреевский, Хомяков, Самарин). Западники считали что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа православию. По их мнению, православие явилось источником особенностей русской души: глубокая религиозность, повышенная эмоциональность, приоритет коллективного начала над индивидуальным, приверженность к самодержавию и т.д. Вопрос Философия науки. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 900; Нарушение авторского права страницы