Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В течение жизни душа каждого человека должна утончиться и возвыситься. Хотя бы немного.
Все классики педагогики излагали эти истины. Кто-то прямо, кто-то в подтексте. Макаренко в письме Горькому пишет: «Все помешаны на материализме, и все забыли, что у человека есть душа». С учетом этих допущений - каждый ребенок в этой жизни - уникальное явление. Тело - это только временная форма, в которой живет душа. Каждый ребенок пришел в этот мир со своей собственной миссией, своей собственной уникальной судьбой. Загадку этой уникальности приоткрывает древняя мудрость: «То, с чем я родился - подарок Бога. То, с чем я умру - мой подарок Богу». Пушкин не случайность, а воплощение величайшего духа с особой миссией. Пушкин - это веха в истории русского народа. Каждый народ имеет свои вехи. Нет простых людей. У каждого своя миссия. Мы рождаемся друг для друга. Как, например, родилась няня Арина Родионовна, чтобы подготовить путь для Пушкина. " Это её миссия. Плоды моей миссии пригодятся другим. А если моя миссия не состоится? А кто-то уже родился и ждет этих плодов? В людях сильных голос духа слышен чувствами самого человека. Так, например, Вернадский писал: «Я ясно стал сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое. Я - пророк. Я чувствую к себе голос, чувствую в себе Сократа». Чайковский: «Я хочу делать так, как меня влечет призвание». Однако не все люди чувствуют голос своего призвания, голос своего духа. Поэтому, задача учителя - помочь ребенку осознать себя. Ребенок - это союз души и тела, союз неба и земли, их единство и целостность. Чем шире наши допущения, тем шире наше сознание, тем больше наши дела. Гуманная педагогика. Определение. История вопроса. Основана на принципах классической педагогики, яркими представителями которой являются: Корчак, Сухомлинский, Макаренко, Песталоцци, Ушинский, Коменский, Выгодский, Вернадский, Узнадзе, и другие. Каждый и; них был выдающейся яркой личностью, был носителем нравственно-этических идей; был глубоко нравственным и искренним человеком. Их педагогика опиралась не на науку, а на мировоззрение, какое-либо философское или религиозное Учение. Все они излагали свои мысли о педагогике в форме рассуждений, размышлений; иногда - в форме литературных произведений (например. Корчак - в романе «Когда я стану маленьким», Макаренко - в «Педагогической поэме»). В современной педагогике появилась тенденция онаучивать проблемы, а это не всегда полезно. Педагогика есть высшая форма человеческого сознания. В педагогике часто пользуются голосом сердца, интуицией. Педагогика - это мудрость. Педагогика - это субъективная действительность. Педагогом рождаются. Важно мировоззрение педагога, его видение мира. В современной педагогике ребенок есть материальная субстанция. По Каменскому - ребенок есть божественное явление и задача педагога - развивать в нем эту божественность. Сухомлинский сформулировал эту мысль так: «В бездуховном обществе не состоится воспитание ребенка». Педагогика - величайшее искусство в мире. Для каждого ребенка своя педагогика. Нельзя технологизировать педагогику. Нельзя технологизировать отношения сердец. Технология выхолащивает суть педагогики. Нужны учителя, которые проявляют подвиг. Необходимо возвышаться до уровня ребенка. Гуманная педагогика - подвиг для учителя. Ни в одной книге не написана педагогическая истина. В них только размышления о педагогике. Каждый педагог идет своим путем, опираясь на опыт прошлых поколений педагогов. В педагогике никто не имеет быть мерою для другого. Нельзя научить тому, чего сам не знаешь. Если в учителе нет духовности и нравственности, он не сумеет воспитать это в учениках. Педагогика - мера всех наук. Все науки подчиняются педагогике. Гуманная педагогика - это педагогика, с помощью которой ребенок находит свет в себе и в окружающих. Педагогический процесс - это Вы, Ваше настроение. Ваше состояние. Человек должен осознать свою судьбу, свой путь, свою маленькую, но миссию. Причем, поиски ведет сам человек. Но направить его еще в раннем детстве обязан учитель. Гуманная педагогика -самоотверженно помогать детям открыть в себе судьбу. Принцип гуманной педагогики - очеловечивать среду вокруг ребенка. В классе не должно произноситься ни одно слово, которое не наполнено нравственностью. Все, что говорится, должно иметь развивающее и воспитывающее значение. Не всегда объясняется содержание слов, но их внутренний смысл обязательно наслаивается на сознание детей. Искусство сотрудничества накапливается медленно. Все науки служат педагогике. Не нужны науки, которые ломают судьбы детей. Гуманная педагогика - педагогика самопожертвования, педагогика духовно устремленных элитарных педагогов. Пламя гуманной педагогики сожжет авторитарную педагогику. Гуманная педагогика не вмещается в слона. За словами всегда стоит суть, которую нужно понять. Каждому учителю необходимо иметь свой собственный, внутренний, духовный мир, который породит вашу личную гуманную педагогику. Педагогические аксиомы. Доброта воспитывается добротою. Любовь воспитывается любовью. Радость воспитывается радостыо. Благородство воспитывается благородством. Личность воспитывается личностью. Сталь закаляется огнем, а сила духа растет от дыхания жизни. Воображение ничто в сравнении с жизнью. Учите читать книгу мудрости, разлитой в условиях жизни. Жизнь это шанс - не упусти его. Жизнь это красота - удивляйся ей. Жизнь это мечта - осуществи её. Жизнь это тайна - разгадай её. Жизнь это трагедия - выдержи её. Жизнь это приключение - решись на него. Жизнь это жизнь - спаси её. Дети не готовится к жизни - они в ней живут. Педагогические рекомендации. • Утверждайте в ребенке качества, которых в нем нет или они слабые (дорисовывайте ребенка) - ты добрый, ты умный и т.д. Ребенок стремится к той модели, которую дорисовал учитель. У Шаталова эта мысль обозначена как принцип «соленого огурца» (если в банку с солеными огурцами поместить свежий, он обязательно станет соленым). • Ведите нумерацию уроков от первого в первом классе. Отмечайте юбилей урока № 1000. Это праздник. К нему готовятся, приглашают гостей. На доске эпиграфы - мудрые мысли. Например: «Ты человеком родился. Но человеком должен стать». (Сухомлинский). • На доске размещайте большое количество задач - сложных, более сложных. Большую часть из них дети не успевают решить за урок. 11о они стремятся к их решению. • Мысль детей направляйте к трудному и преодолению его. (Эта задача трудная, но она решаемая). • Отправьте, например, ученика 2-го класса на урок в 4-ый класс, посмотреть, что там происходит. А потом предложите рассказать. " Без духовной общности учителя и ученика воспитание не состоится. (Сухомлинский). Поэтому, учитель ищет секрет общения с ребенком и затем входит в его внутренний мир. Педагогические принципы. 1 Необходимо организовать окружающий ребенка мир и педагогический процесс так, чтобы: 1. ребенок познавал и усваивал истинно человеческое: 2. познавал себя как человек: 3. проявлял свою истинную индивидуальность, осуществлял свою миссию: 4. находил общественный простор для развития своей истинной природы; 5. его личный интерес совпадал с общечеловеческими интересами; 6. были устранены источники, способные спровоцировать ребенка на асоциальные мысли, слова и поступки. Для реализации этих принципов у учителя должна быть педагогическая совесть. И его действия по очеловечиванию среды вокруг ребенка должна быть терпеливой и длительной. О природных качествах ребенка (страсти). Ребенок = дух + тело. Тело - носитель многих богатств, было создано природой мудро и создавалось долго. Тело - инструмент для души. Каждым ребенком владеют природные силы, которые мы назовем страстями. Эти страсти владеют ребенком. Ребенок их пленник. Но он хочет быть их пленником. Эти природные силы влекут ребенка к взрослению. Обозначим три из них: (возможно, их больше) 1. Страсть к развитию (к познанию). 2. Страсть к свободе. 3. Страсть к взрослению. Сразу же следует отметить, что знание и развитие - разные понятия. Знать - не значит быть развитым. Страсть к развитию. «Если дети с раннего возраста развиваются вне общества и созданных им условий, то они остаются на уровне животных» - так утверждал выдающийся современный психолог Леонтьев. Таким образом, дети должны развиваться в обществе и общество должно обязательно создавать для них необходимые условия. Французский ученый, этнограф Вия ар из одной своей экспедиции привез девочку, сироту из племени гуакиилоз. Девочке было два года. Удочерил её, она росла в его семье, её любили. В 1958г. эта девочка закончила Парижский Университет, стала профессорам этнографии, знала 5 языков. Другой случай. В Индии, в джунглях были найдены две девочки, воспитывавшиеся в семье волков. Старшей к тому времени было 12 чет. Она смогла освоить несколько слов, научилась ходить, но когда требовалась быстрота передвижения - она становилась на четвереньки. Девочку эту воспитывали хорошие педагоги, но она не стала полноценным человеком. Младшая не выжила в человеческих условиях - умерла. Обе девочки были европейской белой расы. В каждом ребенке заключены способности, возможности (психология называет их функциями) Сколько их - мы не знаем. Знаем только о некоторых из них - речь, умение ходить, память, мышление. Следует отметить, что у биологических возможностей существуют пределы развития. У духовных возможностей пределов к развитию нет. Развитие - это движение функций к своему биологическому пределу. Развитие происходит само собой, а также с помощью окружающих взрослых и педагогов. Законы развития. 1. Любая функция в своем развитии имеет свой предел - у каждого человека свой. Это пределы наших земных возможностей - биологические ограничения. Например, в 1 сек. можно взять только 7 раз одну ноту на клавиатуре. У каждого человека существуют свои собственные (биологические) границы памяти, скорости мышления, скорости реакции на внешние раздражители, особенности речевого аппарата, двигательного аппарата, индивидуальная скорость окислительно-восстановительных реакций в организме, а, следовательно, потребности в отдыхе, сне и т.д. Развитие одной и той же функции у разных людей происходит в разных условиях. Менее одаренный природой человек может стать более развитым, чем более одаренный, развитием которого никто не занимался. 2. Развитие ускоряется или замедляется в зависимости от среды, от качества педагогического процесса. Этот процесс создают взрослые люди. Развивающий процесс может быть экспансивным, т.е. приглашающим. Иллюстрация к этому - система выдающегося советского психолога Занкова, одного из создателей теории развивающего обучения. Он впервые доказал, что обучение не развивает ребенка. ЗУН не есть развитие. Дети могут много знать, но оставаться неразвитыми. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы