Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные теоретические положения. Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопо
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопо- знания, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом. Феноменом является самопознание и превращение его в «Я» субъекта, в его личность. Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литерату- ры сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему на- ходится самосознание. Но Я-концепция – понятие менее нейтральное, вклю- чающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осоз- нание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооцен- ка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: Я-концепция – это совокупность всех представлений человека о самом себе, Ре сопряжен позиторий БНТУ ная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или приняти- ем себя. Я-концепция, в сущности, определяет не только то, что собой пред- ставляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и важный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебани- ям психическое приобретение, которое накладывает отпечаток на все жизнен- ные проявления человека с раннего детства до глубокой старости. Первона- чальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в даль- нейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момен- та своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступаю- щим в трех функционально-ролевых аспектах: 1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней со- гласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегар- монизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласован- ности является то, что человек думает о самом себе. 2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции за- ключается в определении характера индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция не только регулировать на основе собственных представлений о себе свое поведение, но и интерпретировать свой опыт. 3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно про- изойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом опреде- ляющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, ведут себя исходя из непра- вильной предпосылки, ошибочно интерпретируют реакции окружающих. Мно- Ргие епозиторий БНТУ исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я- концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к раз- личным областям поведения. Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из цен- тральных понятий. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначе- ния Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы
будем пользоваться схемой, предложенной Р. Бернсом, которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой – упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психоло- гической литературы (рисунок 8.1) .
Глобальная Я-концепция
Аспекты, выделенные
Я-сознающее
Я-как-объект Джемсом
(процесс)
(содержание)
непрерывное взаимодействие
Компоненты
самооценка или
образ Я установки
приятие себя
тенденции поведения
Я-концепция как совокупность установок «на себя»
Модальности реальное Я идеальное Я
зеркальное Я или
или
или представление представление представление о том, каков я о том, каким я о том каким меня
хочу быть представляют
Аспекты
физические физические физические Ре позиторий БНТУ
социальные социальные социальные
умственные умственные умственные
эмоциональные эмоциональные эмоциональные
Рисунок 8.1 – Структура Я-концепции
На схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозмож- ные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой – осознает себя как один из элементов действительности, У. Джеймс, первый из психологов начал разрабатывать про- блематику Я-концепции; глобальное, личностное Я ( Self ) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются «Я-сознающее» (I) и «Я как объект» (Ме ). Это – две стороны одного целого, существующие одновремен- но. Одна из них являет собой чистый опыт, а другая – содержание этого опыта (Я как объект). Однако не следует забывать об условности такого разграниче- ния, которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью. Не- возможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в ре- альной психической жизни эти элементы настолько слиты, что образуют еди- ное целое. «Я как объект» существует лишь в процессах cознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы мо- жем только в понятийном плане, в психологическом плане они существуют слитно. Как мы видим из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описа- тельная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определе- ний установки подчеркиваются три главных элемента: 1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснован- ным (когнитивная составляющая установки). 2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально- оценочная составляющая). 3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая). Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизиру- ются следующим образом: Ре 1. позиторий БНТУ Образ Я – представления индивида о самом себе. 2. Самооценка – оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызы- вать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осужде- нием. 3. Потенциальная поведенческая реакция – конкретные действия, кото- рые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие Я-концепции.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы