Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сжатый обзор арабской и еврейской философии в Средние века



Как ни были тесны отношения между философией и религиозными интересами обоих семитических культурных народов, арабская наука обязана тем не менее своим своеобразным характером тому обстоятельству, что ее творцами и представителями в большинстве случаев были не духовные, как на Западе, а врачи. Таким образом, изучение античной медицины и естествознания шло рука об руку с изучением философии. Гиппократ и Гален были столь же часто переводимы и столь же читаемы, как Платон, Аристотель и неоплатоники. Поэтому в арабской метафизике противовесом в диалектике всегда являлась натурфилософия Несмотря на то, что это обстоятельство должно было дать научному мышлению более широкую основу, самостоятельные исследования арабов в области естествознания и медицины особенного значения не имеют. Арабская наука Средних веков тоже представляет собой ученую традицию. Знания, которые арабы могли передать, исходили главным образом из греческих книг. В самостоятельных работах арабов не получили существенного расширения и опытные науки; более самостоятельное

кого мышления и знания в более непосредственном и полном виде, чем монастыри Запада. Багдад и Кордова сделались более обширными и богатыми центрами научного предания, чем Рим и Йорк Но и они располагали немного большим запасом новых сведений, чем последние. По отношению к собственно принципиальным идеям восточная философия Средних веков даже еще беднее европейской Превосходство оставалось на стороне Востока лишь относительно количества и обширности традиций, объема ученого материала и обилия реальных познаний, но и эти сокровища теперь тоже перешли в обладание христианских народов.

В философском отношении важнее всего при этом то, что парижская наука ознакомилась не только со всей погикой Аристотеля, но также и со всеми материальными частями его философии. Эта " новая логика" дала умирающей диалектике свежие силы и если за рациональную разработку религиозного мировоззрения принялись теперь с новой энергией и более

значение их научная деятельность имеет лишь в некоторыхспециальных областях, как, например, в химии и минералогии, и в некоторых отделах медицины, например в физиологии. В методе же и в принципиальных воззрениях во всей системе философских понятий они находятся, насколько мы можем судить по имеющимся у нас сведениям, под двойным влиянием - аристотелизма и неоплатонизма. (То же самое следует сказать и об евреях ) Нельзя также утверждать, что в усвоении этого материала сказываются национальные особенности. Все это научное образование, привитое арабам искусственно, не приобрело прочных корней, и после короткого расцвета оно снова увядает. В истории науки миссия арабов ограничивается тем, что они вернули развитию западного духа непрерывность, которая временно была утрачена им.

По существу, усвоение античной науки арабами совершилось в обратном порядке. Началом его послужило ознакомление с не исчезнувшим еще в своей сирийской форме и симпатичным для верующих по своей религиозной окраске неоплатонизмом; затем перешли к более значительным источникам, но результатом подобной последовательности было то, что на Аристотеля и Платона стали смотреть сквозь призму учения Плотина и Прокла Во время господства Аббассидов, в особенности в царствование покровительствовавшего науке халифа Аль Мамуна (в начале IX века), Багдад был центром оживленной научной деятельности неоплатоники, лучшие комментаторы, почти все учебники Аристотеля, " Республика", " Законы", и " Тимей" Платона были известны в переводах.

Первые более или менее определенно очерченные представители арабской науки, Алькенди (умер около 870 г ) и Альфараби (умер в 950 г ) в своих учениях мало отличаются от неоплатонических комментаторов Аристотеля. Более крупное самостоятельное значение имел Авиценна (Ибн Сина, 980-1037), " Канон" которого сделался настольной книгой средневековой медицины; как на Западе, так и на Востоке он оказал могучее влияние также и своими философскими сочинениями (в особенности " Метафизикой" и " Логикой" ). Его учение снова приближается к аристотелизму и из всех арабских учений всего ближе к последнему

Однако магометанское духовенство смотрело на распространение этих философских воззрений очень косо, и как сам Авиценна, так и научное движение подвергались уже в X столетии столь сильным преследованиям, что оно должно было

зрелой техникой мышления, то, с другой стороны, теперь явился необозримый материал знания, требовавший подчинения и обработки в духе метафизическо-религиозных принципов.

Средневековое мышление оказалось вполне на высоте этой задачи и разрешило ее под обаянием того блестящего периода развития папства, который был открыт папой Иннокентием III. Неоплатоническо-арабский артистотелизм, первоначально, по-видимому, подкреплявший своими натуралистическими выводами рационалистическую смелость диалектики, был с замечательной быстротой приспособлен для потребностей церковной системы. Конечно, это было возможно только потому, что в той вполне систематической разработке согласной с учением веры философии интеллектуалистические и близкие неоплатонизму элементы августиновского мышления получили решительный перевес. Таким образом, без творческого влияния какого-либо нового философского принципа, вследствие

укрыться в тайное сообщество " честных боатьев' Последние изложили в ряде сочинений весьма значительное количество тогдашних знаний, но у них обнаруживается, по-виаимому, более сильная склонность к неоплатонизму, чем у Авиценны.

Из литературных произведений противников известна, с одной стороны, причудливая метафизика ортодоксальной Мотекаллемины, которая, в противоположность к аристотелевско-платоновскому воззрению на существование в явлениях гшироды жизненного единства, исходит из идеи всеобъемлющей причинности Бога и, в поисках выхода из своей метафизической беспомощности, прибегает к искаженному атомизму; с другой стороны, в сочинениях Альгазеля (1059-1111, DesfructJo phlosophorum) мы встречаем скептическо-мистическое разложение философии.

Эти тенденции тем легче могли одержать победу, чем быстрее совершался духовный упадок магометанского мира после короткого подъема. Продолжение арабской науки следует искать в Андалузии, где процветала некоторое время магометанская культура. Здесь в более свободных условиях философия выработала энергичный натурализм, носивший сильный неоплатонический опенок.

Характерное изложение учения о познании, которого придерживалась эта Философия, мы встречаем в " Наставлении одинокого" Авемпаса (умер в 1138 г.); аналогичные идеи развиваются у Абубакра (Ибн Туфель, умер в 1185 г ) в интересном сопоставлении естественной религии с религией положительной. Философский роман последнего " Живущий, сын бодрствующего", изображающий интеллектуальное развитие человека, уединенного на необитаемом острове от вcякого историческо-культуркого сообщества, издан в латинском переводе Локкоком под названием Phtfosoohus airtodidactus (Oxford, 1671 и 1700 - менее, чем за двадцать лет до Робинзона Коузо')

Но значительнейшим и во всяком случае самостоятельнейшим между арабскими мыслителями является Аверроэс (родился в 1126 г. в Кордове, некоторое время был судьей и потом придворным врачом халифа; позднее, вследствие религиозных преспедований он был изгнан β Марокко, умер в 1198 г ) Он снабдил почти все сочинения Аристотеля, которого он считал высшим учителем истины, парафразами и комментариями Из его собственных сочинений следует упомянуть об опровержении Альгазеля Destructic destructionis. Два его исследования об отношении философии к богословию издал в немецком переводе Vuller (18751

одного стремления к созданию системы, произошло величественнейшее слияние всемирно-исторических идейных масс, какое только видела история. Его духовным отцом является Альберт Больштедтский своей всесторонней органической разработкой, своей литературной кодификацией и, вместе с тем, своей исторической формой оно обязано Фоме Аквинскому, а поэтическое изображение дал ему Данте в своей " Божественной комедии".

Но как только эллинистическая и христианская наука, казалось, были приведены в полную гармонию, в томизме тотчас же обнаружилась их основная противоположность. Под влиянием арабских доктрин пантеизм, содержавшийся в логических выводах реализма, достиг широкого развития. И непосредственно вслед за Фомой, его сотоварищ по ордену мастер Экхарт, разработал схоластический интеллектуализм в чуждую учению церкви идеалистическую мистику

С изгнанием арабов из Испании теряются и следы их философской деятельности

Еврейская средневековая наука является преимущественно спутницей арабской и находится в зависимости от нее Исключение составляет только Каббала фантастическое тайное учение, основы которого (позднее не раз подвергавшиеся переработке) обнаруживают своеобразное сочетание восточной мифологии с идеями эллинистической науки и возникли в одно время и из того же религиозно-возбужденного круга представлений смешения религий, как и христианский гностицизм Наоборот, главные произведения еврейской философии - что весьма характерно - написаны на арабском языке и только намного позже были переведены на еврейский

Родственна раннему арабскому аристотепизму и еще более свободомыслящим магометанским богосповам, так называемым мутазилитам книга Сааджи фаджуми (умер в 942 г ) " О религиях и философиях", которая представляет собой аналогию еврейской догмы Неоплатоническое течение воплощается в Авицебооне (Ибн Гебироль, испанский еврей XI века), сочинение которого Fö ns vitae дошло до нас в еврейской и латинской обработках Значительнейшим еврейским Философом Средних веков считается Моисей Маимонид (1135-1204), принадлежащий по своему учению и образованию к той фазе аоаоскои науки, центром которой является Аверроэс Его главное сочинение " Наставник колеблющихся" (Doctor perpiexorum) Еще ближе примыкает к Аверроэсу 'ерсонид (Леви бен Герсом, 1288—1344^

Благодаря своим обширным торговым сношениям, евреи посредством переводов и распространения сочинении восточных философов всего более содействовали проникновению их на Запад особенно важное значение имело посредничество еврейских ижол Южной Франции в XII! и X'V веках

К арабско-еврейской литературе воспринятой около 1200 г христианской наукой, принадлежит наконец, ряд псевдонимных и анонимных сочинений, которые возникли в последний период неоплатонизма з отчасти, может быть, и еще позже, в том числе главным образом 'Теология Аристотеля" и ü ber de causis (De essemia purae bonitats), сокращение приписываемого Проклу σ τ ο χ ύ ω σ ι ς ^ε ω λ ο γ ι α ή, на арабском, латинском и немецком языках

Поэтому понятно, что и томизм натолкнулся на противодействие пла-тоновско-августиновского направления, которое, хотя и охотно воспринимало расширившееся познание природы и пополнение логического аппарата но отрицало интеллектуапистическую метафизику и тем энергичнее разрабатывало противоположные стороны августинизма.

Полной силы это направление достигло в лице проницательнейшего и глубочайшего мыслителя христианского средневековья Дунса Скота, который впервые разработал философию воли, заключавшуюся в зачаточном состоянии в августиновской системе, и вместе с тем дал метафизический толчок к полному изменению стремления философского мышления. Между тем подготовленное эллинистической философией слияние религиозного и научного интереса начинает разлагаться.

К одинаковому результату вело с еще большей настоятельностью восстановление номинализма, к которому направилось духовное движение последнего периода Средних веков, приняв чрезвычайно любопытную форму. Вновь получившая господство и нашедшая выражение в многочисленных спорах диалектика превратила в своих логических учебниках аристотелевско-стоический схематизм - в особенности с его грамматической стороны - в теорию, которая соединила учение о заключении и суждении с воззрением на понятия (termini), как на субъективные знаки реально существующих отдельных вещей. У Уильяма Оккама этот терминизм соединялся с натуралистическими тенденциями арабско-аристотелевской теории познания и приводил к отрицанию реализма, поддерживавшегося как Фомой, так и Дунсом Скотом. В соединении с августиновским учением о воле терминизм становился ярко выраженным индивидуализмом, в сочетании с начальными сведениями об эмпирической психологии он превращался в особый вид идеализма внутреннего опыта, и вместе с приобретающим все большее и большее значение естествознанием - сливался в эмпиризме: таким образом, под схоластической оболочкой развиваются зародыши нового мышления

Безуспешно в этом чрезвычайно пестром движении пытались некоторые создать рациональную систему религиозной метафизики. Напрасно такой крупный философ, как Николай Кузанский, пробовал соединить все эти элементы новой светской науки под властью полусхоластического и полумистического интеллектуализма- эти элементы именно в его системе оказали сильнейшее влияние на будущее.

' Рецепция Аристотеля (о которой см цитированное выше сочинение AJourdatn) совершилась в течение столетия (между 1150 и 1250 гг ) Она началась ознакомлением с неизвестной до тех пор частью " Органона* (vê tus ~ nova logica), затем очередь перешла к метафизическим, физическим и этическим книгам, в сопровождении арабских комментариев Церковь неохотно допустила новую логику, хотя диалектика приобрела вследствие этого новую силу, но скоро она убедилась что

новый метод, введенный с помощью силлогистики, оказался полезным для изложения ее собственного учения.

Этот, в собственном смысле слова схоластический, метод состоит в том, что являющийся объектом исследования текст при помощи разделения и разъяснения разлагается на несколько положений. Соответственно этим последним выставляется ряд вопросов и указываются возможные ответы. Наконец, приводимые для обоснования и для опровержения этих ответов аргументы излагаются в форме ряда умозаключений, из которых вытекает окончательный вывод.

Эту схему впервые применил в своей Summa universae theoiogiae Александр Гэльский (умер в 1245 г.), воспользовавшийся ею с виртуозностью, далеко опередившей по богатству материала, ясности изложения и определенности выводов все предшествовавшие работы суммистов, да, пожалуй, не превзойденной и впоследствии. Аналогичную методологическую реформу совершили Винсент де Бовэ (Vincentius Bellovacensis, умер в 1265 г.) в своем Speculum quadruplex, где разработан реально-энциклопедический материал, и Джованни фиданца, по прозванию Бонавентура (1221-1274) в применении к учениям мистики, в особенности викторинской. Среди сочинений последнего характерно особенно Reductio artium ad theoiogiam.

Значительно равнодушнее церковь отнеслась к метафизике и физике Аристотеля и именно потому, что последняя первоначально проникла в тесном объединении с аверроизмом, превратившим утвердившуюся со времен Скота Эриугены мистику в открытый пантеизм. Представителями его около 1200 г. являются Альма-рих из Бены (у Шартра) и Давид из Динана, об учениях которых мы знаем только по отзывам позднейших авторов, в особенности Альберта и Фомы. В связи с распространенной, подвергнутой Латеранским собором 1215 г. преследованию огнем и мечем, сектой амальрикан находится " Вечное Евангелие" Иоахима флорского.

Осуждение, которому подвергся аверроистский пампсихизм (ср. § 27), отразилось и на Аристотеле. Уничтожение связи между этими обоими учениями и реабилитация перипатетизма в глазах духовной власти составляет заслугу нищенствующих орденов доминиканцев и францисканцев. В упорной борьбе, шансы которой часто перевешивались то в одну, то в другую сторону, они добились учреждения двух кафедр аристотелевской философии в Парижском университете и, наконец, включения их в факультет. После этой победы имя Аристотеля вскоре приобрело значение высшего философского авторитета; он считался предшественником Христа по отношению к природе, предшественником Иоанна Крестителя по отношению к благодати. В глазах христианской науки (так же, как в глазах Аверроэса) Аристотель был до такой степени воплощением научной истины, что в последующей литературе он часто цитируется просто в качестве " философа".

Учение доминиканцев, остающееся до сих пор официальной философией католической церкви, создано Альбертом и Фомой.

Альберт Больштедтский (Albertus Magnus), родился в 1193 г. в Лауингене {в Швабии), учился в Падуе и Болонье, был преподавателем в Кельне и Париже, затем сделался епископом в Регенсбурге и умео в 1280 г. в Кельне. Его сочинения представляют собою главным образом парафразы и комментарии к Аристотелю; самостоятельное значение кроме его Summa имеет в особенности составленная им ботаника

Фома Аквинский, родился в 1225 или 1227 г. в Роккасекке (Нижн, Италия), получил образование сначала в знаменитом своими работами по естествознанию

монастыре Монте Кассино, затем в Неаполе, Кельне и Париже. В тех же университетах развернулась и его профессорская деятельность. Сверх того он преподавал в Риме и Болонье. Он умер в 1274 г. в монастыре близ Террачины. Наряду с мелкими исследованиями, среди его сочинений мы встречаем комментарии к Аристотелю, к Liber de causis и к сентенциям Петра Ломбардского. Главнейшими же его произведениями являются Summa theologiae и De veritate fidei catholical contra gentiles (Summa contra gentiles).

Исследование De regimine principum принадлежит ему только отчасти.

философское значение Данте Алигьери между издателями оценил всего лучше Philalethes в комментарии к своему переводу " Божественной Комедии". Наряду с великой мировой поэмой в философском отношении не следует также забывать об исследовании De monarchia.

Остальные томисты, число которых велико, представляют лишь литературно-исторический интерес.

К доминиканскому ордену принадлежал и отец немецкой мистики мастер Экхарт, младший современник Фомы. Он родился з середине ХШ века, вероятно, в Саксонии. В 1300 г. Экхарт был профессором философии в Париже, затем сделался провинциалом своего ордена в Саксонии, некоторое время жил в Кельне и Страссбурге и умер во время следствия над правоверностью своего учения в 1329 г. Сохранившиеся произведения Экхарта суть главным образом проповеди, трактаты и изречения.

В дальнейшем развитии немецкая мистика разветвилась на две еретические секты: секту беггардов и базельских " друзей Бога"; у первых она привела к радикальному сближению с аверроистским пантеизмом. Популярной проповедью мистика сделалась у Иоганна Таулера Страсбургского (1300-1361), поэтическим гимном -у Генриха Сузо Констанцкого (1300-1365). Ее теоретические учения в несколько смягченной форме сохранились в " Deutsche Theologie" (изданной впервые в 1516 г. Лютером).

Главными представителями августиновско-платоновской оппозиции аристо-телизму, подозревавшими его в арабизме, были:

Гильом Овернский из Орильяка, преподаватель и епископ в Париже, где он в 1249 г. скончался, автор сочинения De universo.

Гейнрих Гентский (Henricus Gandavensis, Heinrich Goethals, 1217-1293), воинственный защитник учения о первенстве воли против томизма. Кроме теологического учебника он написал Summa quaestionum ordinarium и главным образом Qu-odlibeta theologica.

Здесь можно упомянуть еще о Ричарде из Миддлтауна (R. de Mediavilla, умер в 1300 г.) и Гильоме де ла Марр, авторе страстно написанного Correctorium fratris Thomae. В следующих столетиях наряду с томизмом и скотизмом существовала особая августиновская теология, вождем которой признается Эгидий Колонна (Aegidius Romanus, 1247-1316).

Самого ярого противника томизм нашел себе в лице францисканского ордена. Всесторонне и плодотворно деятельным, но ни в одной области исследования не выказавшим себя с полной реальностью, умом был среди представителей этого течения Роджер Бэкон. Он родился в 1214 г. близ Ильчестера, получил образование в Оксфорде и Париже. Благодаря своим занятиям естественными науками, Бэкон часто подвергался преследованиям и лишь временно пользовался пок-

ровительством папы Климента IV; он умер вскоре после 1292 г. Его учения изложены в Opus maius и в сокращенном виде в Opus minus

Значительнейшим мыслителем христианского средневековья является Иоанн Дуне Скот. Место его родины (Ирландия или Нортумберланд) и год его рождения (около 1270) в точности неизвестны. Он учился и сам преподавал в Оксфорде. В Париже, где он учился с 1304 г, он достиг большой известности и в 1308 г. переселился в Кельн, где вскоре - слишком рано для своего возраста - и умер. В предпринятом орденом издании его сочинений вместе с несколькими подлинными сочинениями включено много чужого и переработанного, в особенности часто встречаются записки, составленные по его диспутациям и лекциям К числу последних принадлежат так называемый Opus Pansiense, представляющее комментарий к Петру Ломбардскому. Таково же происхождение сочинения Quaestiones quodhbetales. Сам Скот написал Opus oxomense, первоначальный комментарий к Петру Ломбардскому. К этому присоединяются комментарии аристотелевских сочинений и некоторые мелкие трактаты.

Среди его многочисленных последователей известнейшим был Франц Майрон (умер в 1325 г.). Спор между томистами и скотистами в начале XIV столетия принял весьма оживленный характер и создал много компромиссов, но скоро обеим партиям пришлось считаться с терминизмом

Среди логических учебников позднейшей схоластики наибольшим влиянием пользовался составленный Петром Испанским (Папа Иоанн XXI, умер в 1277 г). Его Summulae logicaies представляли перевод византийско-греческого учебника Σ ύ ν ο ψ ι ς ε ι ς τ η ς 'Α ρ ι σ τ ο τ έ λ ο υ ς λ ο γ ι χ ή ν έ π ι σ τ ή μ η ν Михаила Пселла (в XI веке). По его примеру (γ ρ ά μ μ α τ α έ γ ρ α ψ ε γ ρ α φ ί δ ι τ ε χ ν ι κ ό ς ) вошли в употребление известные варварские перечни видов силлогизма. Развившийся из этой риторическо-грамматическои логики в номиналистическом духе терминизм в качестве Logica moderna был противопоставлен старой логике реалистов (Скот и томисты!

В стремлении к реставрации номинализма Вильгельм Люоан де Сеч-Пурсэн (умер епископом в Mo в 1332 г) и Петр Авреол (умер в 1321 г в Париже), из которых первый исходил из томизма, второй - из учения Дунса Скота, сходятся поэтому с Уильямом Оккамом, Абеляром второго периода С обширным и глубоким пониманием действительности, со смелой беспокойной страстью к новшествам Оккам соединяет все моменты, которые побуждали к выделению из схоластики новой науки. Он родился в одной деревне графства Surrey, получил образование под руководством Дунса Скота, был профессором в Париже, затем энергично вмешался в борьбу государства с церковью, выступив вместе с Филиппом Красивым и Людвигом Баварским против папы (Disoutatio inter clericum et militem super potes-tate ecclesiastica praelatis atque pnncipibus terrarum commissa и Deî ensorium против папы Иоанна XXII) и умер в 1347 г. в Мюнхене. Из его сочинений (полного собрания нет) важнейшие Summa totius logices, Exposmo aurea super artem veterem Quodhbeta septem, Centiogium theoioqicum и комментарий к Петру Ломбардскому

Из числа представителей терминистическсго номинализма в XIV веке обычно упоминаются Жан Буоидан. ректор Парижского и сооснователь Венского университета, и Марсилий из Ингена, один из первых гейдельбергских профессоров. Соединение мистических учений с номиналистическим отрицанием метафизики нашло себе выражение в сочинениях Пьера из Элии (Petrus de Alliaco, 1350-1425) и у Жана Герсона (Chariier, 1363-1429}

Попытку рационального изложения церковного учения сделал в целях его защиты и распространения Раймунд Луллий (из Каталонии, 1235-1315), известный главным образом своим " великим искусством", τ е. механическим приспособлением, которое посредством комбинации основных понятий должно было дать систему всех возможных познаний Его попытка была повторена в пятнадцатом веке Раймундом Сабундским, испанским врачом, преподававшим в Тулузе и получившим известность благодаря своей Theologia naturahs (sive liber creaturarum).

Интересное выражение духовного состояния, в котором находилось мышление заключительного периода Средних веков, в течение которого предвосхищения будущего затемняются идеями эпохи, представляет философия Николая Кузанского (Nicolaus Chrypffs, родился в Кузе близ Трира в 1401 г. и умер кардиналом и епископом Бриксена в 1464 г.). Главное его сочинение носит заглавие De docta ignorantia (с другими важнейшими произведениями издал на немецком языке F.Scharpff, 1862). Ср. R.Falkenberg, Grundzuge der Philosophie des IMicoiaus v. Cues (1880).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь