Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ



Противоположности, обнаружившиеся в философии заключительного периода Средних веков, имеют глубокое историческое значение: они обнаруживают в теоретической форме усиление светской культуры по сравнению с духовной. Течение, которое в продолжение целого тысячелетия сопровождало религиозную эволюцию, то там, то там неудержимо прорываясь наружу, но в общем оставаясь в глубине, окончательно пробилось на поверхность, и его, не сразу доставшаяся ему, победа составляет существенный признак начала Нового времени.

Постепенно развиваясь и непрестанно прогрессируя, новейшая наука освобождается мало-помалу от средневековых воззрений, и ее упрочение идет в тесной связи с развитием новых жизненных условий. Это развитие начинается мощным проявлением индивидуальности. Всеобъемлющее единство, к которому стремилась средневековая жизнь, с течением времени распадается, свежие жизненные силы разрывают цепи общей традиции, в которые заковала история дух народов. Новое время характеризуется пробуждением национальности: время мировых государственных организаций прошло даже в духовном мире, и на место общей концентрации, к которой стремились Средние века, является децентрализация во всем разнообразии ее проявлений. Рим и Париж перестают быть господствующими центрами европейской культуры, латинский язык утрачивает значение всеобщего языка образованного мира.

В религиозной области все это отразилось в том, что Рим утратил безусловное господство над церковной жизнью христианства. Виттенберг, Женева, Лондон и т.д. сделались новыми центрами религиозной органи-

зации. Глубокая вера, возмущавшаяся уже в форме мистики против обмирщения церковной жизни, добилась победоносного освобождения, чтобы тотчас же снова получить неизбежную во внешнем мире организацию. И хотя тот раскол, который вносили эти явления, разжег религиозное чувство во всей его силе и был причиной характеризующего последующие столетия страстного конфессионального фанатизма, но именно благодаря этому и было сломлено на высотах научной жизни господство замкнутого религиозного убеждения. Процесс, начавшийся в эпоху крестовых походов вследствие соприкосновения религий, завершился борьбой христианских вероисповеданий.

Нет ничего случайного в том, что в то же время быстро возрастало число центров научной жизни. Если уже раньше Оксфорд приобрел значение как центр оппозиции францисканцев, то теперь к нему присоединяются Вена, Гейдельберг, Прага, многочисленные академии Италии и, наконец, целый ряд протестантских университетов Германии. Вместе с тем изобретение книгопечатания дало столь могучий толчок и столь крупные размеры литературной жизни, что, следуя своему внутреннему влечению, она получила возможность освободиться от строгого школьного режима, сбросить с себя оковы ученой традиции и явилась сферой свободного проявления индивидуальностей. Таким образом, философия утрачивает в эпоху Возрождения цеховой характер и в своих лучших созданиях становится продуктом свободной деятельности индивидуумов. Она ищет себе опоры в современной действительности и получает с внешней стороны национальный облик, благодаря усиливающемуся употреблению национального языка.

Наука подверглась, таким образом, глубокому брожению. Тысячелетние формы духовной жизни оказались отжившими и непригодными. Страстное, хотя первоначально и не вполне ясное, стремление к новшествам охватило умы, и возбужденная фантазия овладела движением. Рука об руку с этим стремлением в философию проникли многообразные интересы светской жизни: сильное развитие государственности, подъем внешней культуры, распространение европейской культуры в других частях света и в значительной степени - жизнерадостность вновь пробудившегося искусства. И это обилие нового жизненного содержания имело своим результатом то, что философия не подпала под власть ни одного из этих элементов, что она, наоборот, восприняла их в себя и что с течением времени философия снова возвысилась в свободной познавательной деятельности, снова поставила себе идеалом знание ради него самого.

Возрождение чисто теоретического духа есть истинный смысл научного " ренессанса", и в этом состоит его сродство с греческим мышлением, оказавшее решающее влияние на его развитие. Подчинение целям практической, этической и религиозной жизни, с которым приходилось считаться всей философии эллинско-римского времени и Средних веков,

с наступлением Нового времени мало-помалу исчезло, и познание действительности снова сделалось конечной целью научного исследования. Точно так же, как и в эпоху зарождения греческого мышления, это теоретическое стремление сосредоточилось в сфере естествознания. Как ни окреп человеческий ум, воспринявший результаты научной деятельности позднейшей древности и Средних веков, по сравнению с античной наукой, первым самостоятельным интеллектуальным проявлением его деятельности было возвращение к неруководимому никакими другими интересами уяснению природы: к этому стремится вся философия Возрождения и в этом же направлении она достигла наибольших результатов.

В сознании этой тождественности своего основного стремления наука Нового времени в своих страстных поисках нового ухватилась прежде всего за древнейшее. Она жадно воспринимала добытые гуманистическими изысканиями сведения о древней философии и в резкой оппозиции в средневековой традиции восстановила системы греческой философии. Но это возвращение к древности в общем течении истории представляется лишь инстинктивным подготовлением к самостоятельной работе нового мышления, почерпнувшего в этом Кастальском источнике юношеские силы. Ассимилируя идейный мир греков, оно находило в их понятиях средство для идейной переработки современной действительности, и, вооруженная подобным образом, наука из мира внутренних состояний и чувств с окрепшими силами вернулась к исследованию природы и в этой сфере проложила себе новые пути.

Существенным содержанием истории философии Возрождения представляется поэтому, главным образом, постепенное возникновение естественнонаучного миросозерцания из гуманистического обновления науки; она распадается на два периода: гуманистический и естественно-научный. Хронологической границей между ними может считаться приблизительно 1600 г. Первый из этих периодов характеризуется тем, что средневековая традиция вытесняется подлинными сочинениями греков; представляя обширный культурно-исторический интерес и отличаясь значительным литературным оживлением, оба входящие в него столетия в философском отношении обнаруживают лишь ту комбинацию более ранних идей, при помощи которой получили развитие новые. Второй период заключает первое самостоятельное развитие современного естествознания и вслед за ним - возникновение великих метафизичеких систем XVII века.

1 В этом отношении развитие науки в эпоху Возрождения совершалось параллельно с развитием искусства Линия, идущая от Джотто к Леонардо, Рафаэлю, Микеланджело, Тициану, Дюреру и Рембрандту, от возрождения классических форм ведет непосредственно к самостоятельному и непосредственному изучению природы Точно так же Гете служит доказательством, что для современности путь к природе идет через Грецию.

Оба периода образуют одно неразрывно связанное целое. Ибо внутренним побудительным мотивом в философском движении гуманизма остается то же самое стремление к совершенно новому познанию мира, которое нашло свое удовлетворение в развитии и принципиальной разработке естествознании. Но способ, который был применен при этом, и логические формы, в которые вылилось это развитие, обнаруживают во всех существенных пунктах зависимость от тех толчков, которые дало восприятие греческой философии. Современное естествознание - дитя гуманизма.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь