Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.



Экзистенциализм- направление философии, главным предметом изу­чения которого стал человек, его проблемы, существова­ние в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е - 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е - 70-е гг. XX в. способ­ствовали следующие причины:

• нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество во время первой и второй мировых войн;

• бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, применение отравляющих веществ в ходе бое­вых действий и т. д.);

• опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

• усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 милли­онов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);

• распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полно­стью подавляющих человеческую личность;

• бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.

Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти яв­ления. Можно выделить следующие проблемы:

• уникальность человеческой личности;

• противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для че­ловека чуждой реальностью, которая полностью подавляет его " Я" );

• проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в ок­ружающем мире, у него нет " системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);

• проблема бессмысленности жизни.
Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор(1813- 1855).

Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим коли­чеством всевозможных вопросов не касающихся насущной жизни человека? Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое " Я". Философом были выделены понятия:

неподлинное существование- полная подчиненность человека обще­ству, " жизнь со всеми", " жизнь как у всех", " плывя по течению", без осознания своего " Я", уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;

подлинное существование- выход из состояния подавленности обще­ством, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.

Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к под­линному существованию человек проходит три стадии:

• эстетическую;

• этическую;

• религиозную.

На эстетической стадии жизнь человека определяется внешним миром. Человек " плывет по течению" и стремится только к удовольствию. На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.

На религиозной стадии человек глубоко осознает свое призвание и внешний мир не имеет для него особо­го значения, не может стать препятствием на пути. С этого момен­та и до конца своих дней человек " несет свой крест" (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.

5. Философия К. Ясперса, Ж.П. Сартра, А. Камю, М. Хайдеггера.

Лучшими представителями экзистенциализма XX века, были: Карл Ясперс (1883 - 1969); Жан-Поль Сартр (1905 - 1980); Альбер Камю (1913- 1960); Мартин Хайдеггер (1889 - 1976).

Карл Ясперс(1883 - 1969) - немецкий философ - был одним из пер­вых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. (в книге " Пси­хология мировоззрений", вышедшей в 1919 году - после окончания пер­вой мировой войны).

Согласно Ясперсу человек обычно живет " заброшенной", не имеющей боль­шого смысла жизнью - " как все". При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возмож­ностей, подлинного " Я". Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации- между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судь­бы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью - высшим бытием. Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции - к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта..

Человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобождает энер­гию, осознает себя через так называемые " шифры" трансцедентального:

• эротику, секс;

• единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой); свободу;

• смерть - конечность бытия.

Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра(1905 - 1980) - проблема выбора.

Центральным понятием сартровской философии является " для-себя-бытие"." Для-себя-бытие" - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако пол­ностью осознать себя человек может только через " для-другого-бытие" -различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспри­нимает себя через отношение к нему " другого". важнейшим условием жизни человека, ее " стержень", основание ак­тивности - свобода.

Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, по не про­стом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (воп­росы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциаль­ным выбором.Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Вся жизнь - цепочка различных " маленьких жизней", отрезков разного бытия, связанная особыми " узлами" - экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д. По Сартру, свобода человека абсолютна(то есть безотносительна). Че­ловек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор). Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности.Че­ловек ответственен за все, что он совершает, за самого себя (" Все, что со мной происходит, - мое" ).

Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое соб­ственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

Альбер Камю(1913 - 1960) сделал главной проблемой своей экзистен­циональной философии проблему смысла жизни.

Главный тезис философа - жизнь человека в сущности бессмысленна. Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тра­тят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) - смерть, Ничто. Смертны все - и наполня­ющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд(в переводе - не имеющая оснований).

Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безоснователь­ности жизни:

• соприкосновение со смертью - при соприкосновении со смертью, осо­бенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство - теряет свою актуальность икажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

• человек беспомо­щен перед существующей миллионы лет природой (" Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой" ).

В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успе­хах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

Мартин Хайдеггер(1889 - 1976) занимался разработкой самих основэкзистенционалистического понимания предмета и задач философии. Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется филосо­фом " бытие в мире" ).В свою очередь, " бытие в мире" состоит из:

• " бытия сдругими";

• " бытия самого себя".

" Бытие с другими" направлено на полную ас­симиляцию человека, обезличивание, превращение в " такого, как все". " Бытие самого себя" одновременно с " бытием с другими" возможно только при отличии " Я" от других.

Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен проти­востоять " другим", отстаивать свою идентичность.Только в этом слу­чае он будет свободен.

Отстоять свою идентичностьв поглощающем человека окружающем мире - главная проблема и забота человека.

Философия экзистенциализма очень популярна в современной Запад­ной Европе и актуальна для нее.

В настоящее время наблюдается тенденция смещения центра тяжести фи­лософских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни. Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план про­блему первичности и отношений материи и сознания.

 

 


КРАТКИЙ СЛОВАРЬ

Философских понятий

Абсолют— духовное первоначало бытия — единое, бесконечное, вечное.

Авторитаризм— политический режим, при котором власть кон­центрируется в руках одного человека или группы лиц и сопровожда­ется ограничением прав и свобод социальных и политических институ­тов или общества в целом.

Агностик— приверженец агностицизма.

Агностицизм— гносеологическая концепция, отрицающая (пол­ностью или частично) возможность объективного познания мира чело­веком.

Аксиома— исходное положение теории, принимаемое без логиче­ского доказательства.

Анализ— процедура мысленного (логического) и реального рас­членения предмета на части (признаки, свойства, отношения). Обрат­ная процедура — синтез.

Анархизм— социально-политическая теория и течение, отрицаю­щее необходимость государства и политической власти в обществе и выступающее за полную отмену государства как политического инсти­тута.

Антиномия— столкновение двух противоположных утверждений, которые одновременно могут быть доказаны и опровергнуты.

Антропология — учение о человеке.

Антропоморфизм— наделение предметов (животных, явлений природы, Бога и т.д.) человеческими свойствами, т.е. уподобление их человеку.

Антропоцентризм—мировоззрение, в котором центром культуры и философии объявляется человек.

Апория— логическое затруднение, противоречие, проблема.

Атеизм— система философских убеждений, отрицающая сущест­вование Бога и Высших Сил во всех их формах и разновидностях.

Атрибут— существенное, неотъемлемое свойство объекта.

Бог— в религиозных учениях высшее духовное сверхъестествен­ное Существо.

Бытие— реальность, существующая независимо от человека. Всякое существование вообще.

Бюрократия— социальный слой, выполняющий функции управ­ления в обществе.

Верификация— процедура установления истинности какого-либо утверждения или положения.

Воля— способность выбирать цель и развивать усилия к ее дос­тижению.

Время— одна из форм существования материи; ритм, темп, ско­рость, длительность последовательного развития материальных про­цессов.

Гедонизм— этическая теория, признающая наслаждение (того или иного характера) высшим благом и целью человеческой жизни.

Гелиоцентризм — учение о строении Солнечной системы и Все­ленной, согласно которому их центром является Солнце. Появилось в древности, было развито польским астрономом и натурфилософом Ни­колаем Коперником в XVI веке.

Генезис — происхождение и дальнейшее развитие.

Геоцентризм— учение о строении Солнечной системы и Вселен­ной, согласно которому их центром является Земля. Было разработано древними мыслителями Аристотелем и Птолемеем и поддерживалось христианской церковью.

Герменевтика— учение об истолковании текстов и их смыслах.

Гилозоизм— учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свой­ством первичной субстанции и отвергающее границу между «живым» и «неживым».

Гипотеза— научное предположение, основанное на определённых теоретических и (или) опытных положениях.

Глобализм — в широком смысле идейно-политическая доктрина, рассматривающая земную цивилизацию как единую (взаимосвязан­ную) культурную, экономическую, политическую систему.

Гностицизм — христианское философско-религиозное течение поздней античности. Впитало некоторые идеи эзотерической филосо­фии, античной и восточной мысли.

Государство — социальный институт, осуществляющий функции организации, управления и защиты конкретного общества, а также

распределения общественных (экономических, военных, демографиче­ских, духовных и т. д.) ресурсов.

Гуманизм— 1) мировоззрение, признающее человека, его права и свободы, в качестве высшей ценности; 2) культурное движение в Ев­ропе в период раннего Возрождения.

Движение— всякое изменение и взаимодействие форм материи.

Дедукция— логический метод вывода умозаключений от «обще­го» к «частному».

Деизм — представление о Боге, согласно которому Бог творит мир, приводит его в движение и устанавливает законы, но далее не вмешивается в естественный ход природных событий.

Демократия—дословно «власть народа»; политический режим или форма государства, при которой власть принадлежит народным массам.

Деспотизм— форма неограниченной власти, для которой харак­терны произвол и беззаконие относительно членов общества и его со­циальных институтов.

Детерминизм— учение о закономерности и обусловленности яв­лений мира.

Диалектика— в широком смысле учение о противоположностях и развитии.

Дискретный — разделенный, прерывный.

Дискриминация— подавление, ущемление в правах, притеснение определённых социальных групп со стороны власти (правящей элиты).

Диссидент— в широком смысле инакомыслящий человек, не раз­деляющий господствующие политические (или иные) взгляды и откры­то отстаивающий свои убеждения.

Дифференциация— разделение, расчленение в процессе разви­тия.

Догма— положение, истинность которого принимается на веру и не может подвергаться никаким сомнениям и изменениям.

Доктрина— систематизированные представления, учение, кон­цепция.

Дух — в широком смысле некое невещественное, нематериальное начало (субстанция), противопоставляемое вещественному началу (субстанции).

Душа. — в религиозных и некоторых философских учениях некое нематериальное (нетелесное) образование, существующее в теле или вне его.

Ересь— отклонение от общепринятого (ортодоксального) понима­ния тех или иных религиозных вопросов.

Западники— течение в русской мысли середины XIX века, счи­тавшее, что развитие России должно осуществляться по общеевропей­скому сценарию.

Идеализм — общее название философских учений, признающих первичность идеального начала (дух, бог, сознание, разум, логос, душа, идея и т.д.).

Идеология— сложное духовое образование, включающее идеи, идеалы, философские убеждения и принципы практической жизни, выражающие интересы и цели определенной социальной группы, класса, этноса или движения.

Инволюция— плавные, постепенные изменения сложных систем, направленные к упрощению и понижению степени организованности. Один из типов развития.

Индукция— логический метод вывода умозаключений от «частно­го» к «общему».

Интенция— направленность сознания (мышления) на определен­ный объект.

Интуитивизм— гносеологическая концепция, признающая интуи­цию единственным или важнейшим источником достоверного позна­ния; одно из направлений философской мысли.

Интуиция— иррациональная способность постижения истины без рационального размышления и чувственного восприятия.

Иррациональный— в широком смысле находящийся за предела­ми разума, не связанный с разумом.

Истина— знание субъекта, соответствующее познаваемому объекту.

Капитализм— историческая форма развития общества; обще­ственно-экономическая формация, которая характеризуется частной собственностью на средства производства, трудом наёмных работ­ников, рыночной экономикой и развитыми товарно-денежными от­ношениями.

Киники— последователи одной из сократических философских школ в Древней Греции, призывавшие к «естественному» образу жизни.

Коммунизм1)идеология, провозглашающая социальное равен­ство, гуманизм, народную власть и общественную собственность на средства производства; 2) историческая форма развития общества; об­щественно-экономическая формация, в которой воплощены идеалы и ценности коммунистической идеологии.

Компромисс— соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.

Конвенция— международное соглашение (договор).

Консенсус— согласие, согласованность, общее понимание и оценка тех или иных вопросов.

Консерватизм— идеология, социально-политическое течение, на­правленное на сохранение традиционных форм общественного устрой­ства (в политике, экономике, культуре и т.д.) и выступающее против социальных реформ и инноваций.

Консолидация — объединение, сплочение, интеграция.

Конституция — основной закон государства, отражающий и нор­мативно закрепляющий основные политические, экономические, соци­альные, религиозные принципы существования данного государства и

общества.

Конфликт— острое столкновение интересов, форма социального противоречия.

Конформизм— приспособленчество, соглашательство с сущест­вующим мнением или порядком вещей.

Конфуцианство — одна из самых влиятельных философских школ в Древнем Китае, признающая незыблемость традиций, ритуалов, уклада жизни. Основана мудрецом Конфуцием в VI веке до н.э.

Концепция — способ понимания, основной принцип или точка зрения в изложении определенных фактов и положений, система взглядов.

Коран— Священное Писание в исламе.

Космогония— одна из астрономических наук, в которой изучается происхождение космических объектов.

Космология — одна из астрономических наук, учение о вселенной (космосе) как целом и ее составных частях.

Космос1)в античной философии — упорядочное, организован­ное, конечное бытие как противоположность хаосу — бытию неорга­низованному и бесконечному; 2) в современной науке и филосо­фии — мир, вселенная, имеющая определенную структуру.

Космоцентризм— специфическая черта античной философии (особенно ранней), основная проблематика которой была связана с космосом.

Креационизм— религиозное учение о сотворении мира и человека Богом из ничего. Присутствует в иудаизме, христианстве, исламе.

Культ личности— необоснованное возвеличивание человека (в политике, религии и т.д.), приписывание ему всевозможных заслуг и достижений, приводящие его к единоличной (авторитарной или тота­литарной) власти.

Легальный— узаконенный, разрешенный законом.

Легитимный— признанный (в своих правах, полномочиях, вла­сти) обществом или социальной группой.

Либерализм — идеология, социально-политическое течение, на­правленное на отстаивание прав и свобод личности, гуманизма, демо-

кратии, ограничение власти государства, развитие парламентаризма, терпимости, плавных реформ и рыночной экономики.

Либидо— термин психоанализа, означающий бессознательное сексуальное влечение.

Логика— учение о законах рационального мышления.

Маргиналы— представители пограничных социальных групп и слоев, не желающие (неспособные) адаптироваться к одной из устой­чивых социальных групп или доминирующих культур.

Марксизм— философское и социально-экономическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса (XIX в.), направленное на революционное преобразование общества в сторону социального равенства и свободы. В XX веке было развито В.И. Ленином и получило широкое распро­странение в мире.

Материализм— общее название философских учений, признаю­щих первичность материального начала и зависимость от него начала идеального (духовного).

Материя— объективная реальность, существующая вне челове­ческого сознания, некое вещественное начало, противопоставляемое духовному началу (ортодоксальное понимание материи).

Менталитет— в широком смысле образ мыслей, устойчивое пред­ставление о чём-либо.

Метафизика1) философское учение о сверхчувственных основах бытия; 2) способ понимания мира, противоположный диалектике.

Мистическая философия— общее название философских учений о скрытых духовных силах человека и космоса, их развитии и исполь­зовании.

Мистический— таинственный, тайный.

Мифология— самая ранняя историческая форма мировоззрения, отличающаяся чувственным восприятием действительности, символиз­мом, верой в сверхъестественные явления.

Монада— единица, единое. В широком смысле некая духовная частица — основа космического или индивидуального существования (например, в учении Лейбница или теософии).

Монархия— государство (форма правления), в котором высшая власть принадлежит одному правителю — монарху (король, царь, им­ператор, махараджа, султан, эмир и др.) и передается по наследству.

Монизм— точка зрения, согласно которой мир имеет только одно первоначало (субстанцию). Разновидности монизма: материалистиче­ский, идеалистический, пантеистический.

Натурфилософия— умозрительная философия природы.

Национализм— идеология, политическая практика, разновид­ность массовой психологии, в основе которой лежит признание приви­легированного значения, роли и интересов одной нации перед другими.

венной, при котором человек становится проводником воли Аллаха на Земле.

Неоплатонизм— одно из самых влиятельных философский тече­ний эпохи поздней античности. Было основано на учениях Платона и Пифагора.

Неопозитивизм— течение в европейской философии первой по­ловины XX века. Один из этапов развития идей позитивизма. Начина­ется с работ участников Венского кружка — научного семинара в Венском университете.

Неотомизм— философское течение в католическом христианстве. Начинает развиваться с конца XIX в. Основано на идеях средневеко­вого философа Фомы Аквинского.

Нигилизм— в широком смысле отрицание общепринятых норм, ценностей, достижений в культуре, философии, науке.

Номинализм— течение в средневековой христианской филосо­фии, сторонники которого отрицали реальность общих понятий (уни­версалий) и полагали, что они (общие понятия) существуют только в мышлении как имена или названия предметов.

Ноосфера— в широком смысле сфера разума, формирующаяся на планете благодаря познавательной, культурной и созидательной деятельности человека.

Ноумен— в широком смысле скрытая сущность явления или про­цесса, которая постигается только разумом, но не органами чувств. Ноумену противостоит феномен — явление, воспринимаемое органа­ми чувств.

Объект— пассивное начало, воспринимающее действие.

Объективный— в широком смысле независимый от субъекта, су­ществующий сам по себе.

Оккультизм— общее название учений, восходящих к эзотериче­ской традиции познания, в которых признавалось существование скрытых сил в человеке и космосе, а также возможность их познания и использования.

Олигархия1)форма государственного правления, при которой власть принадлежит небольшой группе наиболее богатых граждан (олигархам); 2) богатые собственники, политическая элита, управляю­щая государством-олигархией.

Онтология — философское учение о бытии.

Оппозиция— 1) процесс противопоставления одних убеждений другим; 2) объединение людей (в обществе, движении, партии, парла­менте и т.д.), придерживающееся иных убеждений и взглядов, нежели господствующее большинство.

Охлократия— в широком смысле власть толпы, власть черни.

Панентеизм— учение, согласно которому мир находится в Боге, но Бог не растворяется в мире, а является некой Абсолютной Лично­стью. Панентеизм совмещает в себе элементы теизма и пантеизма.

Панпсихизм— учение о всеобщей одушевленности природы. Раз­новидности — анимизм, гилозоизм и др.

Пантеизм— философское учение, отождествляющее Бога и при­роду. Согласно пантеизму, Бог не является личностью или неким су­ществом, а представляет собой активное духовное начало — силу (энергию), пронизывающую мир в каждой его частице.

Парадигма— теория, модель постановки проблем, принятая за основу в каких-либо исследованиях.

Парадокс— противоречие.

Парламентаризм— система политической власти в государстве, основанная на разделении функций законодательных и исполнитель­ных органов, в которой парламент играет доминирующую роль как высший представительный и законодательный орган государственной власти.

Патриотизм— глубокое, бескорыстное чувство любви к своей ро­дине, готовность служить, защищать и жертвовать своими интересами ради неё.

Патристика— общее название учений ранних христианских бого­словов и философов (II—VIII вв.).

Пацифизм— идеология, идейно-политическое течение, выступаю­щее против вооружённой борьбы и всех видов войн.

Перцепция— восприятие.

Плутократия— власть богатых.

Плюрализм субстанций— точка зрения, согласно которой мир имеет множество первоначал. Например, монады в учении Готфрида Лейбница.

Плюрализм политический— принцип существования социаль­но-политической и идеологической жизни общества, допускающий ши­рокое многообразие различных идеологических, социальных, экономи­ческих, культурных доктрин, а также партий, движений и организаций.

Позитивизм— философское течение, возникшее в Европе в нача­ле XIX века, признающее приоритет «позитивного» знания, естество­знания.

Политика— деятельность в сфере достижения, удержания, изме­нения и осуществления власти в обществе и государстве.

Популизм— политическая тактика, направленная на достижение популярности среди народных масс и их поддержки через провозгла­шение угодных народу, но объективно невыполнимых лозунгов, обе­щаний и программ.

Постулат— положение (аксиома), принимаемое в качестве осно­вы какой-либо теории или гипотезы без обоснования благодаря своей очевидности.

Потенция— в широком смысле возможность осуществления оп­ределенного действия.

Право— система социальных норм, установленных государством для регулирования общественных отношений.

Предрассудок— необъективное суждение, основанное в большей мере на стереотипах, чем на реальной оценке явления или объекта.

Престиж— оценка обществом социального статуса.

Провиденциализм— религиозная концепция исторического про­цесса, согласно которой в истории осуществляется божественный план, недоступный пониманию человека.

Прогресс— один из типов развития, при котором осуществляется переход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорга­низованным.

Прогресс социальный— поступательное развитие общества от примитивных, низкоорганизованных форм к сложным, упорядоченным и высокоорганизованным.

Пропаганда политическая— распространение, разъяснение, по­пуляризация каких-либо социально-политических идей и доктрин для необходимого изменения общественного сознания.

Пространство— одна из форм существования материи; способ­ность материальных тел занимать определенное местоположение, гра­ничить друг с другом.

Психоанализ1)метод в психотерапии, разработанный австрий­ским психологом Зигмундом Фрейдом; 2) общее название группы фи­лософских и психологических учений, в той или иной мере впитавших идеи психоаналитической теории Фрейда и, в частности, его психоана­литический метод.

Развитие— необратимые, направленные изменения. Основные типы развития: прогресс, регресс, цикличное развитие, одноплоскост-ное развитие.

Развитие социальное— в широком смысле любое изменение об­щества.

Разделение властей— один из важнейших принципов существо­вания демократического (правового) государства и гражданского об­щества, предполагающий деление власти в государстве на независи­мые ветви — законодательную, исполнительную и судебную.

Расизм— идеология, политическая практика, вид массовой психо­логии, в основе которых находится убеждение в природной неравно­ценности человеческих рас.

Рационализм— философское направление (гносеологическая концепция), признающее разум основной способностью познания че­ловека.

Рациональный— связанный с разумом.

Реализм— течение в средневековой христианской философии, сторонники которого признавали реальное (объективное) существова­ние общих понятий (универсалий).

Революция— резкие, скачкообразные, качественные изменения сложных систем. Один из типов развития.

Революция социальная— качественные изменения во всех сфе­рах жизни общества, протекающие резко и скачкообразно и завер­шающиеся сменой социально-экономической системы (формации) об­щества.

Регресс— один из типов развития, при котором осуществляется переход от высших, высокоорганизованных форм к низшим, малоорга­низованным.

Редукционизм— методологический принцип, согласно которому высшие формы движения материи могут быть объяснены на основе законов, присущих низшим формам. В широком смысле — сведение сложного или высшего к простому или низшему.

Релятивизм— методологический принцип, абсолютизирующий относительность и условность человеческого познания.

Республика— форма государства (политической власти), осно­ванная на выборах высших органов власти, либо их формировании об­щегосударственными представительными политическими институтами (парламент и др.)

Рефлексия— направленность мышления на сам процесс мышле­ния — его формы, причины, следствия.

Реформа социально-политическая— плавное, эволюционное из­менение общества, инициируемое опре Сакральный— священный.

Сенсуализм— философское направление (гносеологическая кон­цепция), признающее чувственное восприятие основной или главной формой человеческого познания.

Сепаратизм— теория и политическая практика отделения (обо­собления) части территории единого государства для образования но­вого независимого государства или автономии с широкими полномо­чиями.

Синтез— в широком смысле соединение в единое целое.

Софизм— логически ошибочное рассуждение (двусмысленность, уловка), выдаваемое за истинное.

Социал-демократия— идеология, социально-политическое тече­ние реформаторского характера, направленное на воплощение ценно­стей социализма и либерализма (свобода, равенство, социальная спра­ведливость и др.).

Социализм— стадия развития общества согласно марксистской теории, является промежуточной ступенью между капитализмом и коммунизмом и отличается ликвидацией частной собственности на средства производства и политической власти капитала.

Социальная среда— совокупность общественных условий жизни и деятельности человека, которая оказывает влияние на его сознание, ценности, поведение и нормы.

Социум— социальная общность, общество.

Спонтанный— самопроизвольный.

Стратификация социальная— структурирование общества на различные слои (страты).

 

Субстанция— сущность; нечто, лежащее в основе; первоначало всех вещей.

Теизм— религиозно-философское учение, в котором Бог пони­мается как Абсолютная Личность, сотворившая мир и управляющая им из трансцендентных (запредельных, надмировых) областей бытия.

Тенденция— направленность развития какого-либо процесса в определенную сторону.

Теология— богословие, учение о Боге.

Теософия— дословно «Божественная Мудрость». Течение, близ­кое эзотерической философии.

Теоцентризм— специфическая черта мировоззрения эпохи Средних веков, в котором центром культуры и философии являлся Бог.

Толерантность— терпимость к чужому образу жизни и мысли, поведению и чувствам, идеям и ценностям.

Тоталитаризм— политический режим, при котором государство стремится к полному всеохватывающему контролю над всеми сторона­ми общественной жизни.

Трансцендентный— выходящий за рамки чувственного опыта; на­ходящийся за пределами ограниченного бытия; запредельный.

Фатализм— мировоззрение, рассматривающее жизнь в качестве цепи предопределенных событий.

Феномен— явление, воспринимаемое на основе чувственного опыта.

Формации социально-экономические— стадии исторического развития общества в марксизме, определяемые способом производст­ва (первобытнообщинным, рабовладельческим, феодальным, капита­листическим, коммунистическим).

Харизма— необычные, сверхнормальные, выдающиеся способно­сти человека.

Христианство— одна из трех мировых религий. Возникло на Ближнем Востоке в I—II вв. нашей эры. Основано на проповеди Иису­са Христа, но в церковном христианстве претерпело ряд существенных изменений.

Церковь— религиозная организация; социальный институт, свя­занный с конкретной религией.

Шовинизм— крайний, реакционный, воинствующий национа­лизм, связанный с непомерным возвеличиванием своей нации и уни­жением других наций.

Эволюция— плавные, постепенные изменения сложных систем, направленные к совершенствованию и повышению степени организо­ванности. Один из типов развития.

Эзотерическая философия— общее название тайных (скрытых) философских и религиозных учений, не доступных широким массам, непосвященным. Эзотеризму противоположен экзотеризм как нечто доступное профанам.

Эквивалентный — равноценный, равнозначный, одинаковый, тож­дественный.

Экзистенциализм— философия существования, одно из крупных западных философских течений в XX веке.

Экзистенция— существование.

Эклектика — неорганичное соединение разнородных частей и эле­ментов в единое целое. Название философских школ (эклектические школы) в Древней Греции и Древнем Китае.

Эмпиризм— философское направление (гносеологическая кон­цепция), признающее чувственный опыт единственным или важней­шим источником человеческого познания.

Эпикуреизм— материалистическая школа в древнегреческ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1228; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.125 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь