Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Школа как социальный институт и воспитательная организация.



Одна из базовых социальных потребностей общества – потребность в осмысленном взращивании молодого поколения. Удовлетворение данной потребности стало возможным благодаря становлению социального института воспитания, решающего задачи социализации, трансляции культуры и социальных норм. Напомним содержание основных понятий:

ü социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей;

ü социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

ü воспитание – осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется (М.В. Шакурова).

Механизмом, обеспечивающим удовлетворение данной потребности, стало совмещение усилий ради достижения цели (принцип социальности), реализующееся в формах ассоциаций и организаций. Задачи воспитания в догосударственный период первоначально решали все члены рода, затем ассоциации, образованные из членов сообщества, уполномоченных передавать опыт подрастающему поколению. Государственность потребовала соответствующих организаций, среди которых наибольшую популярность и распространение получила школа. Отсюда в педагогических источниках школа трактуется в следующих значениях:

ü школа как социокультурное явление. В центре внимания в данном случае находится процесс развития человека, его органичного взаимодействия с носителями опыта (учителями), окружающим миром, с самим собой посредством диалога, общения, совместной деятельности;

ü школа как социальный институт, в процессе функционирования которого осуществляется образование. В этом случае школа рассматривается как открытая социуму система, результат взаимодействия социальных институтов, интегрирующих свои функции для развития личностного потенциала, интересов, способностей и потребностей детей и молодежи;

ü школа как искусственная социальная организация, звено общественно-государственной системы. Школа – сознательно организованное и управляемое учреждение, которое реализует через совместную деятельность созданных групп, каждая из которых имеет свой социальный статус, свои социальные роли, общую социальную значимость.

Целостное описание школы как социальной организации предполагает обращение к анализу ее отдельных характеристик:

1) культура школы – совокупность традиций и норм, предрассудков и ожиданий, которые определяют действия членов школьного сообщества в условиях, требующих построения собственного отношения и действия.

Культура школы формируется в результате синтеза:

· организационной культуры школы, которая аккумулирует куль­турные образцы, принятые и усвоенные в данной организации и влияющие на различные стороны деятельности ее членов (власт­ные отношения и отношения контроля, отношения к деятельно­сти, технологиям ее выполнения, межличностные отношения внутри групп, межгрупповые отношения, отношения с внешним окружением, мотивация и т.п.). Многочисленные исследования свидетельствуют, что каждый член организации, вне зависимо­сти от его роли и статуса, должен принимать те культурные об­разцы, которые характерны для данной организации. В противном случае он просто не сможет эффективно работать и взаимодей­ствовать с другими участниками организационных процессов;

· ценностно-нормативной системы мира как основы транслируе­мого в рамках педагогического процесса опыта;

· субкультурных влияний, как минимум субкультур учащихся и учителей.

О культуре школы школьное сообщество, отдельные его чле­ны, внешний мир судят прежде всего по символам. Символы, как правило, используются в воспитательной орга­низации для уменьшения неопределенности, а при столкновении с нестабильностью становятся ориентирами поведения. В числе таких ориентиров:

– история школы – рассказ о дате основания, целях создания, выдающихся директорах и педагогах;

– организационный фольклор – живущие в школе слухи, мифы, легенды. Важным поддерживающим фактором является возвраще­ние на работу в должности педагога выпускников школы;

– традиционные представления, церемонии и празднования;

– материальные символы – логотипы, эмблемы, выбор цвета и формата, другие элементы дизайна, характеризующие индивидуальный стиль школы, а также стенд с фотографиями луч­ших учеников, победителей олимпиад и соревнований; манера одеваться; стиль представления докладов и отчетов, в которых покрывается миссия школы; внешнее выражение ценностей и норм, кодексов и правил, регулирующих поведение и способы деятельности сотрудников и учеников, степень согласования раз­личных позиций. Символы могут снижать или увеличивать напряжение в школьном сообществе. Например, доска объявлений с приказами и выговорами, формализующая каждый шаг учителей и учеников, свидетельствует скорее об «организационной патологии» и лишь увеличивает напряжение. Школьные стенгазеты и фотогазеты, содержащие изрядную дозу юмора, умень­шают напряжение.

2) воспитательное пространство школы – динамическая система педагогически целесообразных событий, взаимодействий, общения, отношений, выступающих результатом совместных усилий детей и взрослых, задающих систему индивидуальных форм жизнедеятельности;

3) уклад жизни школы – совокупность условий, в которых осуществляется свободное поведение и деятельность детей и взрослых в рамках школы как социальной организации;

4) климат школы. Этот термин приобрел широкое распространение в педагогической теории и практике 80-х гг. XX в. Американский исследователь Г. Уолберг понимает под «климатом» все про­исходящее в школе и оказывающее непосредственное воздействие на развитие личности ребенка. Это – взаимоотношения в школе, общая ориентация школы на учебные успехи, действия учителей на уроках, система наград и наказаний, «качество жизни» в шко­ле, социально-психологическое самочувствие детей в школе, их участие в принятии решений и организации каких-либо элемен­тов школьной жизни, стабильность количества учителей и групп школьников, организация работы непедагогического персонала и т.д.

Центр внимания в данном случае перемещается на представления членов коллектива о самих себе, мотивах своего поведения, на устранение мешающих делу напря­жения и конфликтов, на активизацию хорошего настроения. Различают четы­ре типа климата: личностно-пассивный, безлично-пассивный, безлично-активный, личностно-активный. Рассмотрим их значение.

Личностно-пассивный климат – такой, в котором человек ощущает со стороны школы забот­ливое отношение к себе как к личности, но низкую требователь­ность. Основное правило жизни в таких коллективах – ничего не менять, никого не задевать, не «высовываться».

При безлично-пассивном климате контроль также не очевиден. Сообщество распадается на множество подразделений, каждое из которых живет своей жизнью. Личность никого не интересует: даже если кто-то проявляет активность – это остается без внимания.

При безлично-активном климате человеку предоставляются ощутимые стимулы, но предъявляются жесткие требования. Роли здесь строго определены, остается немного возможностей проявить индивидуальность. Возможна ситуация общей тревоги, когда члены коллектива стараются не вступать в доверительные межлично­стные отношения, поскольку неясно, кто является источником компрометирующих сведений.

Личностно-активный климат отличает забота о развитии личности, ее успехах, самореализации. Однако привилегии достаются лишь тем, чьи способности и деятельность соответствуют целям организации. Функции, возможно, реализуются не одним каким-либо ли­цом, а распределены между различными людьми.

Психологический климат школы, школьного класса может быть как «угрожающим», так и «развивающим». В первом из них угрозы и требования руководителя обеспечивают пассивное послушание, конформизм. Во втором – внимание, одобрение и поддержка ук­репляют человеческое достоинство, стимулируют самоуважение, гордость, стремление к самоутверждению, реализацию способ­ностей. Так у членов коллектива развиваются ответственность и принципиальность, инициатива и творчество.

Очевидно, что предпочтительным является развивающий пси­хологический климат. Чтобы обеспечить его, необходимо внести в жизнедеятельность школы ряд характеристик, а именно:

ü открытость, непринужденность общения. Никому не нравит­ся, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чем-то «поймать». Легче, когда можно не взвешивать каждое слово. Разумеет­ся, такт необходим, вседозволенность может принести только вред;

ü понимание, способность «войти в положение» другого. Не требуется одобрения любого поступка, но безучастное, безраз­личное отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывают подозрительность и недоверие;

ü гласность. Неравенство в межличностных отношениях неизбежно, но одно дело, если оно основано на положении в админи­стративной иерархии, «силовых» различиях, и совсем другое – на известных каждому нравственных качествах, компетентности человека;

ü оценивание не личности, а фактов. Иногда оценка необходима, но лучше объяснить человеку последствия его поступка для других людей и для него лично, чем просто навесить ярлык;

ü не приказ, а ориентация на проблему. Если человеку остается лишь исполнять чужое решение, а с его мнением не считаются, он не станет принимать ответственность за результат;

ü сослагательность, а не категоричность в общении, скорее предложение, чем директива. Излишняя строгость унижает человека, продуцирует недовольство, обрывает обратную связь.

5) философия школы – набор целей, которые школа реализует, и ценностей, которыми она руководствуется в процессе социального воспитания учащихся, осуществляемого агентами социализации. Многообразие философских установок, избираемых современной школой, можно систематизировать. В частности, предлагается все концепции условно разделить на два вида по направленности воспитательных усилий:

· усилий извне, со стороны социума и его представителей (воспитание на основе авторитета или так называемое традиционное вос­питание). Основу составляют идеи И. Канта, И.Ф. Гербарта и др.: человек по природе не добр и не зол, необходимо привить детям понятия о добре и зле; выработать у них характер, т.е. спо­собность действовать по принципам; характеру ученика должны быть свойственны послушание, правдивость и общительность; дети должны подчиняться известному закону необходимости; деятель­ность детей организуется не только на основе их склонностей, но также и в соответствии с их обязанностями; при нарушении за­прета необходимо наказание; культивируются идеи «воспитываю­щего обучения». Основные ценности: незыблемость принятых в данной социальной группе норм, принципов и правил поведения; долг и ответственность индивида перед государством, обществом, кол­лективом; социальная адаптация; труд на благо общества; тради­ции (национальные, религиозные, коллективные и др.);

· внутренних усилий (со стороны самой личности), направленных не собственное развитие и самовоспитание. Основу составляют идеи Ари­стотеля, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, Д. Дьюи, К. Роджерса, Э. Фромма и др.: человек по природе своей позитивен; ребенку не следует навязывать волю воспитателя, необходимо создать условия, наи­более благоприятные для его развития; добродетель есть благо для самой личности; зрелая и цельная личность добродетельна; счас­тье человека определяется его продуктивностью; цель человека – стать тем, чем он является потенциально. Основные ценности: саморазвитие, самореализация, целостность и уникальность личности, сотрудничество, любовь к ближнему, творчество.

Однако школа – это не только социальная, но и воспитательная организация. Воспитательная организация имеет все признаки социальной организации: четкие границы, социальное (ролевое, позиционное) расслоение, иерархию статусов, центральную власть, целенаправленную деятельность, совокупность отношений между членами организации.

По совокупности автономных параметров школа:

– обязательная воспитательная организация (по принципу вхож­дения человека в нее);

– государственная, негосударственная, частная, конфессиональ­ная (по юридическому статусу);

– муниципальная (по ведомственной принадлежности);

– открытая (по степени открытости-закрытости);

– постоянная (по длительности функционирования);

– разновозрастная с внутренней структурой, традиционно предполагающей одновозрастные объединения (по возрастному составу).

Отсюда ведущими функциями школы как воспитательной организации являются:

ü культурно-образовательная (культурно-духовное развитие учащихся, формирование грамотных, образованных, социально зре­лых людей, просвещение детей, выработка системы знаний и взгля­дов, приемов решения задач и проблем, формирование навыков получения знаний, трудовых и т.п.);

ü регулятивно-воспитательная (ценностные установки, отно­шения, позиции, ориентации, мотивация деятельности, формирование мотивационной культуры личности);

ü коммуникативная (формализация отношений, ролевого поведения, формирование поля школьного общения);

ü организационно-управленческая;

ü социально-интегративная (влияет на социальные структуры общества: усиливает сегрегацию, дискриминацию, социальную напряженность или создает, укрепляет и развивает отношения доверия, сплоченности между социальными группами);

ü производственно-экономическая;

ü общественно-политическая.

В современных условиях школа выполняет новые социально-педагогические функции, что обусловлено изменившейся ситуацией в социуме, необходимостью усиления влияния на социокультурную ситуацию вне школы. К таким функциям можно отнести: социальнo-воспитательную, охраны и укрепления здоровья учащихся в процессе обучения, социально-педагогической поддержки семьи; социально-психологической помощи детям, родителям, педагогам; защиты прав детей; социально-педагогической помощи в жизненном и социально-профессиональном самоопределении школьников, социально-культурной адаптации и т.п.

Успешность решения школой задач относительно социально- контролируемой социализации обусловлена характеристиками сформировавшейся философии школы, культуры школы, присущего ей климата, сложившейся в ней системы воспитания.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1415; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь