Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 18. Проблемы социальной Философии и философии истории.



План занятия (8 часов).

1. Философия в поисках основания периодизации исторического процесса.

2. Исторические типы общества. Формационный, стадийный, цивилизационный подходы к изучению развития общественного процесса.

3. Определение понятия субъекта исторического развития.

4. Социальные стандарты человека.

5. Проблема личности и общества

 

Содержание занятия.

1. Философия в поисках основания периодизации исторического процесса.

Приступая к изучению исторических типов общества, следует подчеркнуть, что в истории философии проблема членения исторического процесса всегда имела место. Это было связано с тем, что мыслители всегда стремились создать проект «идеального государства». Подобные взгляды мы находим уже в античности. В частности, у Платона, Аристотеля.

Однако основы научной типизации исторического процесса были заложены Г.Гегелем. Он считал, что хотя историю и делают люди, в ней осуществляется некая объективная логика, которая независима от сознания людей и представляет собой проявление абсолютного духа. У Г.Гегеля история развивается по определенным законам, независящим от сознания людей.

В 19 веке социальная философия отказалась от гегелевской методологии анализа общественного процесса. Если Г.Гегель общее вводит в историю, то представители социальной философии 19 века интерпретируют ее так, что ее понимание начинает зависеть от целей исследователя /Т.Риккерт, М.Вебер/.

2. Исторические типы общества. Формационный, цивилизационный,

стадийный подходы к изучению развития общественного процесса

Значительный вклад в методологию членения исторического процесса внес К.Маркс. Его метод основан на анализе общества как целостного организма, развитие которого также закономерно, как и развитие природы. Исторический процесс у К. Маркса изображен как смена качественно определенных типов общества. Он выделил единый общественный тип и назвал его – общественно-экономическая формация. История по К. Марксу – это смена общественно-экономических формаций. Исследование истории с точки зрения общественно-экономической формации получило название формационный подход.

Наряду с формационным подходом, который определяет исторические типы общества (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический) существует ряд других подходов.

Цивилизационный подход – основан на интерпретации соотношения понятий «цивилизация» и «культура». Цивилизация – это конкретно-историческая ступень культурного развития. Цивилизация складывается помимо воли и сознания людей. Цивилизационный подход считается одним из современных методов изучения исторического процесса. Приверженцами цивилизационного подхода являются О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин и т.д.

В современной социальной философии наряду с формационными и цивилизационным подходом к изучению общества существует «стадийный подход». Он позволяет конкретнее представить ход развития социальной системы. Стадийный подход основан на изучении общества с точки зрения развития стадий. Большой вклад в развитие стадийного подхода внесли У.Ростоу (разделение общества на стадии, критерием выделения которых является уровень развития техники) и Т.Парсонс (развитие истории – это формирование и совершенствование структурных сфер общества: экономической, политической, социальной и культурной).

3. Определение понятия субъекта исторического развития.

Приступая к анализу проблемы субъекта исторического развития, следует сопоставить два понятия «носитель» и «субъект» исторического развития. Понятие «носитель» не отражает специфику отношения человека к истории. Понятие «субъект» указывает на то, что человек не только занимает определенное место в системе общественных отношений, но и выполняет определенную в не роль. Социальный субъект – это конкретно-историческая социальная группа, которая в своих интересах делает историю с другими группами.

Тем общим, что превращает людей в социальных субъектов, является признание человека родовым существом. Родовое существо – это сосредоточение в нем всех человеческих сущностных сил, которые позволяют ему творить историю. Родовые признаки человека проявляются в таких свойствах как: сознательность, социальность, историчность, инструментальность или орудийность, универсальность, свободно-творческая преобразуемость, эстетический конструктивизм.

4. Социальные стандарты человека.

Изучая человека, вполне закономерно возникает вопрос о том, каковы параметры, согласно которым можно дать определение человеку. В данном случае необходимо найти такие понятия, которые могли бы быть универсальными по своей сути. Такими универсалиями могут стать, так называемые «устойчивые стандарты»: индивид «осредненный», индивид «обладающий!, индивид «нестандартный». В основе выделения трех стандартов человека лежат отношения собственности: в первом – индивид является собственностью коллектива; во втором – индивид – собственник; в третьем – индивид распоряжается своими способностями. Следует отметить, что в действительности реальные индивиды могут не подходить к указанным эталонам. Но само общество построено так, что в нем в качестве ориентиров служат эти стандарты. Приведенные стандарты довольно условны. Они нуждаются в постоянной доработке и корректировке. Но благодаря их наличию можно изучать изменчивую природу человека, его внутренний мир.

5. Проблема личности и общества.

Личность – это многоплавное, многоуровневое, многокачественное образование. Поэтому основная характеристика личности может быть представлена как осознание человеком самого себя в качестве источника собственной активности, способного оценить и быть ответственным за ее результаты. Необходимо отметить, что формирование личности происходит в процессе происхождения ею нескольких уровней развития. На первом уровне- качества личности проявляются через действия по преодолению трудностей. На втором – личность сознательно соотносит цели и мотивы своей деятельности, намеренно формирует ситуацию своего поведения, стремиться предусмотреть прямые и косвенные результаты собственных действий. На третьем личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно соизмеряет масштабами своей эпохи.

Человек и общество взаимосвязаны определенными отношениями. В различные периоды человеческой истории эти взаимоотношения приобретают различную значимость. В одних случаях они препятствуют развитию личности. Даже могут привести к е деградации («массовое общество»). В других – приводят к возрастающей роли личностного начала в обществе (общества, способствующие наибольшему раскрытию творческих способностей человека).

Темы докладов и рефератов.

1. Проблема периодизации исторического процесса.

2. Образ идеального общества в философии Античности.

3. Понятие общественно-экономической формации в философии К.Маркса.

4. Развитие исторического процесса в философии У.Ростоу.

5. Т.Парсонс о развитии общества.

6. Личность и толпа.

7. Проблема свободы и ответственности в различных философских, религиозных и этических концепциях современности.

8. онтологические основания свободы личности.

9. Творчество как проявление человеческой свободы.

10. Риск и его антропологический смысл.

11. Антропологическое содержание игры как один из видов свободной деятельности человека.

 

Литература

1. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М.1994.

2. Бекарев А.В. Социальные стандарты человека.СПб.1994.

3. Бердяев Н.А. О назначении человека.М.1993.

4. Бердяев Н.А. Философия свободы.Смысл творчества.М.1988.

5. Бери Э. Игры в которые играют взрослые.М.1990.

6. Бубер М. Проблема человека. Перспективы.М.1989.

7. Грушин Б.А. Возмость и перспективы свободы //Вопросы философии.1988.№5.

8.Гэлбрейт Дж.Новое индустриальное общество.М.1969.

9.Гайдаенко П.П., Давыдов Ю.Н. история и рациональность.М.1991.

10.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.Л.1990

11.Диалектика общественного развития. М. 1988.

12Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история.1981

13.Новая технологическая волна на Западе.М.1986

14.Осницкий А.В. Вопросы человековедения.СПб.1993

15.Современная западная социология.Словарь. М.1980

16.Человек.Культура.Общество.М.1992

17.Человек в истории.СПб.1993

18.Парсонс Т. Человек в современном мире.М.1985.

19Социальная философия. Хрестоматия.т.2.М.1994.

20.Франкл В. Человек в поисках смысла. М.1990

21.Фромм Э. Бегство от свободы. М.1990.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь