Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема управления творчеством
Социальная ценность творчества определяет интерес специалистов не только к теоретическому овладению творческим процессом, т.е. к адекватному познанию творческой мысли, но и к практическому овладению секретами творчества, т.е. по возможности, к управлению им. Как писал Ф.Бэкон, искусство открытия должно расти вместе с самими открытиями. Но здесь с самого начала мы сталкиваемся со значительными трудностями, и не только объективными, но и обусловленными сложившимися в общественном сознании традициями. Наряду с различного рода упрощенными рецептами, перенесенными из практики управления экономическими или техническими системами, можно столкнуться и со стойкими предубеждениями относительно самой возможности управления творчеством. Как справедливо заметил Г.С.Альтшуллер, известный специалист в области теории изобретательства, любая идея об управлении природными или социальными процессами (управление наследственностью или даже управлением климатом и т.д.) воспринимается в настоящее время сравнительно спокойно. И только идея управления процессом творчества, как правило, вызывает резкое сопротивление[31]. Справедливости ради следует все же отметить, что противопоставление понятий творчества и управления в настоящее время характерно скорее для ненаучного, чем научного познания. Взаимосвязь управления и творчества является предметом особой области управления — инновационного, интенсивно развивающегося в передовых индустриальных странах. С точки зрения социального управления, творчество выступает, во-первых, как средство управления, поскольку оно позволяет мобилизовать имеющиеся ресурсы общественного производства, во-вторых, как объект социального управления. Эти аспекты имеют свою специфику и в то же время тесно сопряжены. Понятно, что подходя к творчеству как к средству (рычагу) управления, важно определить средства управления им самим. Наиболее тесная взаимосвязь творчества и управления осуществляется в рамках организационно-управленческого творчества, представляющего собой особую разновидность социального творчества. Под управляемостью творчества следует понимать возможность преднамеренного вызывания определенного проявления творчества. Это понятие противостоит понятиям " спонтанная активность" и " неуправляемость", хотя различие между ними условно. В качестве основного аргумента против управляемости (или, что одно и то же, в пользу неуправляемости) творчества обычно ссылаются на его сложность (неопределенность). Эта сложность в свою очередь включает онтологический (в своей основе структурный) и гносеологический аспекты. С онтологической точки зрения, сложность структуры объекта не является непреодолимым препятствием к управлению им (наоборот, она указывает на необходимость управления), но вместе с тем ограничивает такую возможность и требует подбора (или построения) соответствующей структуры управляющей системы. Неопределенность творческого поиска в гносеологическом плане представляет собой непредсказуемость его результатов или маршрутов движения к цели. Такая непредсказуемость действительно присуща творческому процессу и даже составляет его определенную привлекательность. Но творчество заключает в себе и момент предвидения. Это скорее " ожидание неожиданного", поскольку предстоит ответить на вопросы, поставленные жизнью, удовлетворить реальные потребности. Таким образом, сложность творческого процесса не означает его неуправляемость, а лишь предупреждает против упрощенных подходов к нему. Возможны возражения против управления творчеством с точки зрения неправомерности вмешательства в процессы психики и жизнедеятельности индивида (в юридическом, моральном, политическом плане и др.). С подобными возражениями нельзя не считаться, однако они свидетельствуют не о неприемлемости управления вообще, а только о неприемлемости " жесткого", директивного управления и о необходимости " гибкого" управления, максимально учитывающего инициативу и самостоятельность субъекта. Тем самым управление творчеством в значительной степени предстает как самоуправление. Неоспоримым доказательством правильного понимания определенного процесса (явления), а заодно и его управляемости считается его преднамеренное воспроизведение и применение для практических целей. Такой критерий познаваемости и управляемости в принципе пригоден и для исследования творческого процесса, но при этом следует учитывать специфику творческих актов. Наиболее убедительным доказательством правильного понимания закономерностей творческого процесса является выявление при анализе изобретений и открытий новых возможностей, не использованных или не обнаруженных их авторами, нахождение более рационального маршрута поиска. Таким образом, с точки зрения перспективы управления творчеством, воспроизводимость реальных творческих процессов нельзя оценивать однозначно: свидетельствуя о потенциальной и актуальной управляемости творчеством, она в то же время имеет весьма ограниченную ценность в качестве ориентира реального управления. Сущность управления творчеством состоит в сосредоточении его необходимых предпосылок в данное время и в нужном месте, в их сопряжении с целью наилучшего выполнения социального заказа. Это предполагает определенные преобразования в творческом процессе, мобилизацию его внутренних ресурсов и вместе с тем привлечение средств из других областей деятельности. Современными научными исследованиями, да и самой практикой убедительно доказана необходимость гибкой, динамичной организации творчества, изменяющейся в зависимости от конкретных условий и максимально ориентирующейся на самоуправление. Такой образ управления противостоит традициям как жесткого управления, присущего некоторым социальным и техническим системам, так и установкам " первородного" стихийного творчества. При современном состоянии разработки проблемы управления творчеством правомерны различные подходы: к ее решению, акцентирующие внимание на определенных сторонах творчества и предусматривающие разную степень воздействия на творческий процесс — от поддержания необходимого уровня до радикальной перестройки его условий и структуры. Так, в программах повышения эффективности творчества упор делается на результаты. Программа же оптимизации творчества по сути развивает присущий творчеству заряд оптимизма (" все существующее может быть улучшено" ), укрепляет веру в прогресс и переносит опыт совершенствования продуктов деятельности на сам творческий процесс. Ее можно увязать с факторами творческого процесса. Если речь идет об одном определенном факторе, то можно воспользоваться понятием меры. Представления античных философов о мере как о середине между избытком и недостатком удивительно созвучны современному понятию оптимума. Оптимизация творчества в своем практическом воплощении включает в себя стимулирование, т.е. выявление и приведение в действие системы мер, благоприятствующих творческому процессу, а также преодоление влияния негативных факторов. Понятно, что стимулирование творчества относится к субъекту творчества. Значительный интерес представляет концепция регуляции творческой деятельности, предусматривающая четкое соотнесение характера социального воздействия с природой творчества. При этом управляющее воздействие осуществляется посредством гибких эвристических средств, а руководство органически сочетается с самоуправлением. Такая программа реализуется в виде конкретно-научных и философско-методологи-ческих разработок. Перспективность ее очевидна, что, однако, не исключает необходимости отдельных уточнений в части ее обоснования и мер практической реализации. Следовательно, творчество вполне познаваемо и управляемо, хотя многое в нем зависит от личности. Участвуя в осмыслении творчества, направляя его, философия тем самым выполняет свои социальные функции: " Сегодня всему наступает пора, что чуть ли не бредом казалось вчера" (Э. Верхарн).
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы