Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 3. ПРАКТИКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СПОСОБ ОТНОШЕНИЯ К МИРУ



К истории вопроса

Философское осмысление бытия в конечном счете подчинено достижению блага, отысканию форм бытия, достойных человека. Представляется весьма справедливым высказывание извес­тного итальянского философа Н. Аббаньяно: " Мудрость не может оставаться замкнутой в несгораемых шкафах старых и новых те­орий, доступных только немногим посвященным... Мудрость су­ществует для жизни, и она должна быть включена в жизнь и ис­пользована в ней" [20]. Философия учит не только рассуждать, но и действовать. Особая же роль в этом отношении принадлежит те­ме " Практика", занимающей центральное место при осмыслении праксиологической функции философии. Данное понятие не сразу приобрело четкий категориальный статус, подчас заслоня­ясь другими, близкими ему понятиями (социальное бытие, опыт, действие, деятельность и т.д.). Существовавшие пробелы воспол­нялись другими формами мировоззрения, и в особенности обы­денным (повседневным) мировоззрением. Народная мудрость высоко оценивает важность целенаправленного самостоятельно­го труда, осуждает лень и праздность и дает массу ценных сове­тов по наиболее рациональной организации деятельности. Осно­вополагающая роль в осмыслении понятия практики принадле­жит философии, а также экономической науке.

Хотя ни одно философское направление не могло совершенно обойти проблему практики, эта проблема не всегда освещалась адекватно. Так, например, философией Древнего Востока пропо­ведовалась пассивность или уклонение от активного действия, а в средневековой схоластике внимание зачастую концентрирова­лось на вопросах, далеких от практических запросов людей. Вместе с тем нельзя недооценивать проницательные суждения представителей этих философских течений о смысле и назначе­нии труда, о нравственных регулятивах деятельности.

Потребность в разработке проблем практики начала ощу­щаться еще в философии Нового времени (особенно у Ф. Бэко­на), провозгласившей программу радикальной переориентации философии и науки на истинное познание самой действитель­ности и ее преобразование в интересах человека. В связи с этим внимание философов привлекает взаимосвязь истинности и по­лезности, закладываются основы понимания соотношения тео­рии и практики. В немецкой классической философии пробле­ма практики затрагивалась главным образом в связи с обсужде­нием соотношения субъекта и объекта, бытия и мышления. И. Канту принадлежит заслуга в постановке вопроса о специ­фике практического разума и практической философии, кото­рые, однако, относились им лишь к области этики. Им же, а впоследствии и И.Г. Фихте настойчиво подчеркивалась идея активного, волевого отношения к действительности при явной недооценке объективных предпосылок действия.

Наибольший вклад в осмысление философией проблем пра­ктики был сделан во второй половине XIX в. и в XX в. На кон­цептуальное оформление представлений о практике оказывает сильное воздействие социальный и научно-технический про­гресс. Философия, как и вся общественная мысль, стремится полнее учитывать движение больших масс людей, разнообраз­ные формы человеческой активности, ранее почти целиком игно­рируемые ею (деятельность предпринимателей и пролетариата, политическая деятельность). К. Маркс поставил перед филосо­фией задачу не только более адекватного отображения реальнос­ти, но и ее целесообразного преобразования. Именно об этом идет речь в знаменитом одиннадцатом тезисе о Фейербахе: " философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" [21]. Этот марксовский афоризм до сих пор нелегко оценить однозначно, он по-прежнему вызывает спо­ры, в его содержании непрерывно находят дополнительные от­тенки. Трактуя высказывание К. Маркса буквально, можно было бы найти в нем известную недооценку предшествовавшей философии (по-видимому, упрек К. Маркса — в увлечении задачами объяснения мира — приложим к немецкой классической фило­софии, но его трудно отнести, например, к Ф. Бэкону). Здесь можно усмотреть и определенное превышение функций филосо­фии, поскольку преобразовать мир способен лишь союз труда и науки. Но несомненно, что именно такая максималистская фор­мулировка стимулировала осмысление новых задач философией. К. Марксу принадлежит инициатива введения понятия практи­ки в теорию познания и социальную философию. Он же подчер­кнул важность таких компонентов практики, как материальное производство и общественно-политическая деятельность, обра­тил внимание на практическую обусловленность форм общес­твенного сознания. Вместе с тем идеологическая ангажирован­ность нередко вступала в конфликт с научным анализом, в ре­зультате чего изображение исторического процесса становилось схематичным, а сущее подменялось должным.

Немецкий философ и социолог М. Вебер разработал понятие социального действия, имеющего расчлененную структуру и подчиненного индивидуальным мотивам, что позволило более конкретно учесть взаимоотношения индивидов и социальных групп. Но это многообещающее направление исследований не по­лучило необходимого продолжения вследствие отрицания М. Вебером объективных законов общественного развития.

Прагматизм, представленный в работах Ч. Пирса, У. Джемса, Д. Дьюи и других мыслителей и являющийся, по мнению самих же американских специалистов, единственным весомым интеллектуальным вкладом Америки в мировую философию, подчеркивал важность радикального поворота философии к жизни, к решению реальных проблем людей. Для этой фило­софской школы характерен акцент на полезность и эффектив­ность деятельности, что сыграло свою позитивную роль в при­кладных исследованиях и разработках. Однако игнорирование классических традиций и недооценка фундаментальных фило­софских понятий (особенно таких, как истина) помешали пра­вильному пониманию потенциальных возможностей этого те­чения и дезориентировали его сторонников.

Завершая краткий историко-философский экскурс, необхо­димо отметить непрерывное повышение статуса темы " Практи­ка" в философской теории в целом. Рассматриваемая вначале в рамках теории познания, эта тема в настоящее время приобрета­ет все более широкий смысл, выделяясь, с одной стороны, в ка­честве относительно самостоятельного раздела философии, а с другой стороны, переплетаясь с другими ее разделами. Следует принимать во внимание и необходимость методологического обеспечения ряда общенаучных направлений (среди которых первостепенное значение принадлежит праксиологии), а также различного рода частнонаучных социальных исследований (эко­номических, социологических и др.).

Понятие практики

Отношение человека к действительности не исчерпывается осмыслением внешнего мира и собственной природы. Прису­щая ему развитая способность отражения продвигает на качест­венно новый уровень формы его взаимодействия с окружающей средой и, в свою очередь, сама непрерывно совершенствуется в результате такого взаимодействия. Человек представляет со­бой существо не только сознательное, но и деятельное. Как пи­сал Ф. Вольтер, не действовать и не существовать для человека одно и то же. Человек критически оценивает действительность и налагает на нее печать своей воли. " ' Для определения понятия практики его необходимо прежде всего соотнести с понятиями социального (общественного) бы­тия, деятельности и опыта. Эти понятия довольно близки по со­держанию, что не дает, однако, повода для их отождествления. Практика, принадлежа к социальному бытию, составляет его наиболее динамичную часть и охватывает действия людей, тог­да как социальное бытие включает не только действия, совер­шаемые людьми, но и происходящие независимо от нее собы­тия и претерпеваемые ими изменения. Понятие практики сле­дует связывать не только с общественным бытием, но в извес­тной мере и с общественным сознанием, так как ей неизбежно присуще осознание действительности.

Наиболее близким по смыслу к понятию " практика" является понятие " опыт", которое в истории философии понималось осо­бенно неоднозначно. Выше, при рассмотрении философии Ново­го времени, говорилось об эмпиризме, подчеркивавшем, хотя и в преувеличенной форме, роль опыта в познании, а также о махиз­ме, пытавшемся представить опыт в качестве первоначала (суб­станции) бытия. Опыт, безусловно, имеет непосредственное отношение к познанию и бытию. Представляя собой непосредствен­ное взаимодействие субъекта и объекта, опыт, этот " сын ошибок трудных" (А.С. Пушкин), — естественная форма приобретения и уточнения знаний. Он позволяет человеку сориентироваться в бытии. Однако ни сугубо гносеологическая, ни сугубо онтологи­ческая характеристики опыта недостаточны. Его специфическое назначение — служить для оценки условий практической дея­тельности и способствовать повышению ее эффективности. Под опытом понимается мера овладения в процессе практической деятельности условиями бытия, он являет собой итог и одновре­менно предпосылку практической деятельности. Соответственно практическая деятельность с этой точки зрения представляет со­бой закрепление, воспроизводство и развитие человеческого опы­та, выраженного в различных вещественных образцах, навыках и умениях людей.

Понятие практики тесно связано и с понятием деятельности. Последнее понятие иногда употребляется в философской литературе и в более широком смысле — поведение животных и активность стихийных сил природы. Однако точнее относить ^ понятие деятельности именно к человеческому бытию. У животных поведенческая активность, будучи обусловленной ихнаследственно-биологической организацией, не выходит за рамки приспособления к окружающей среде. Их потребности сориентированы на воспроизведение существующих условий. -Человек же, обладающий сознанием и самосознанием, способен преобразовывать действительность в нужном для себя направлении, преобразуя одновременно и самого себя.

Понятия практики и человеческой деятельности при всей их близости все же не тождественны. Понятие деятельности' шире по содержанию, оно включает как практическую, так и духовную (в своей основе теоретическую) деятельность. С учетом установленного между ними взаимоотношения можно дать ^ следующее определение: практика есть целенаправленная (в с своей основе материальная) деятельность людей по преобразованию природы и общества, в ходе которой осуществляется и развитие самого человека.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь