Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Единство природного и социального в человеке
Человек явился для самого себя не только наиболее интересным, но и самым сложным объектом исследования, более того, поистине уникальным. Этим объясняются настойчивые попытки философов найти адекватные категории, способные воспроизвести эту сложность. Упрощенные попытки постижения сущности человека (и это при всей необходимости оправданных упрощений в науке) имели в лучшем случае лишь кратковременный успех, но чаще безжалостно развенчивались и приобретали скандальную известность. (Здесь можно напомнить печально известный опыт Платона, охарактеризовавшего человека как двуногое без перьев, на что, как известно, Диоген бросил к его ногам ощипанного петуха: " Получай своего человека! " ). Не меньший резонанс вызвала концепция французского философа Ж.0. Ламетри, суть которой заключена в самом названии его книги: " Человек — машина". Будучи непревзойденным образцом прямолинейности, это сопоставление, однако, может приобрести дополнительный аллегорический смысл, если увидеть в нем намек на машинообразные функции человека в несправедливо устроенном обществе. По-видимому, адекватное раскрытие сущности человека возможно, если за основу сознательно принять сложность природы человека. Важным шагом в этом направлении является признание противоречивой сущности человека, выражаемой посредством сопоставления категорий " природное — социальное". Соотношение природного (биологического) и социального (общественного) очень сложно. В науке сложились две крайние точки зрения: биологизаторство (натурализм), абсолютизирующее роль естественных начал в человеке, и социологиза-торство, преувеличивающее роль социального начала. Эти позиции в чистом виде редко встречаются, чаще можно столкнуться с преобладанием той или иной точки зрения. Биологизаторские концепции довольно разнообразны. Это социал-дарвинизм, распространяющий действие законов естественного отбора на общество и пытающийся исчерпать ими особенности общественной жизни, а также фрейдизм, подчеркивающий ведущую роль в психической деятельности человека бессознательного начала и оправдывающий врожденные качества (например, агрессивность). Одной из наиболее распространенных в западных странах концепций является позиция сторонников социобиологии. Эта научная дисциплина накопила обширный материал, свидетельствующий о том, что в живой природе существуют разные формы организации (иерархическая структура стада, передача опыта и др.). Один из ее основоположников Э.О.Уилсон склонен объявить все социальные и гуманитарные науки лишь специализированными разделами биологии, а поведение социального существа предлагает объяснять, исходя только из генетической предопределенности. Понятна не только научная несостоятельность подобных доктрин, но и реакционность основанных на них социальных программ, поскольку " благодаря" таким идеям легко оправдать неравенство, эксплуатацию или даже геноцид какого-то народа. Представители социологизаторства, напротив, недооценивают или игнорируют различные проявления жизнедеятельности человека, относящиеся к естественным предпосылкам его существования. Они абсолютизируют значение социальных отношений и мира вещей, созданных человеком (" второй природы" ), а также важность социологических методов изучения человека. В итоге получается, что в обществе якобы растворяются личностные особенности человека, а сам он является лишь определенной функцией исторического процесса. Возникнув в значительной мере как реакция на биологизаторство (натурализм), социо-логизаторство обращало внимание на качественную специфику человека как социального существа, представляя историю его формирования слишком краткой либо высказывая прогнозы дальнейшего развития на ином, " внеприродном", субстрате. Хотя среди сторонников этих взглядов таких одиозных представителей меньше, чем в биологизаторстве, все же отрыв от реальной почвы ведет к значительным искажениям истины. В числе приверженцев социологизаторства ряд философов и социологов, стоящих на позициях структурализма, трактующих личность как " актера", исполняющего обычно несколько социальных ролей. К ним в той или иной мере относятся и некоторые сторонники техницизма, которые считают биологическую эволюцию человека исчерпанной и все надежды возлагают на совершенствование искусственной окружающей среды. Отдали определенную дань подобным воззрениям и многие марксисты (точнее, вульгаризаторы марксизма), склонные объявить человека " колесиком" и " винтиком" социальной системы, а также сторонники утопических социальных доктрин. Итак, обе концепции человека — биологизаторская и социо-логизаторская — односторонне подходят к предмету своего изучения. Первая концепция в своих крайних выражениях, в сущности, низводит человека до уровня животных, вторая — превращает его в абстрактную социологическую схему. Восстановление истины не может быть сведено к эклектическому соединению этих крайностей. Речь должна идти о диалектическом единстве природного и социального. Прежде всего следует уточнить суть оппозиции " природное — социальное". Действительно, человек есть животное, принадлежащее к семейству позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, но в то же время это особое существо, входящее в различные общественные системы, вне которых он лишен возможности самостоятельно существовать. Особенности человека как социального существа связаны прежде всего с сознанием. Он способен взглянуть на себя " со стороны", сознательно перестроить условия своего существования в соответствии с потребностями. Здесь коренится и принципиальная незавершенность человека как вида, и эта незавершенность преодолевается как социальной организацией людей, так и продолжающимся самоформированием человека. Эта цельность — единство биологического и социального начал в человеке — выражается особой категорией — " биосоциальное существо", в которой синтезированы поиски различных мыслителей прошлого: " человек есть политическое животное" (Аристотель), " человек есть животное, изготовляющее орудия" (Б.Франклин) и т.д. По-видимому, следует согласиться с марксизмом, согласно которому определяющая роль в единстве биологического и социального начал принадлежит второму. В связи с необходимостью предвидения ближайшего и отдаленного будущего для человека все более актуальным становится вопрос об определяющих тенденциях изменения биологического и социального начал. В конце прошлого — начале нынешнего веков решение вопроса представлялось довольно простым: биологическая эволюция человека в принципе завершена, и дальнейшее развитие пойдет по пути совершенствования социальной организации и развития орудий труда, как утверждал, например, Г.В.Плеханов. Для такого вывода есть определенные основания: действительно, биологическая организация более, чем социальная, косна и консервативна. Этот вывод казался тем более безупречным, что перспективы социального переустройства представлялись совершенно ясными и во многом весьма оптимистическими — наш мир постепенно должен был стать лучшим из возможных миров. В настоящее время ситуация в мире, как известно, радикально изменилась — не только утрачена перспектива, но и само существование человечества под вопросом. Одновременно выяснилось, что не просто обстоит дело и с биологической природой человека: она не остается постоянной, необратимо изменяется, хотя и трудно однозначно оценить происходящие изменения. Ввиду этого наряду с поисками более совершенной социальной организации следует учитывать тенденции развития биологической природы человека, блокируя одни изменения (восприимчивость к заболеваниям и т.д.), поддерживая и направляя другие (рост средней продолжительности жизни и т.д.). |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы