Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема №1. Предмет и назначение философии.Стр 1 из 12Следующая ⇒
Вводная лекция.
Философия – это учение о мире в целом и месте человека в нём. Мир в целом складывается из трёх предметов: природа, общество, человек. «Всеобщее» ‑ Платон, Гегель, Маркс. «Человек» ‑ 4 вопроса: «Что я могу знать? », «Что я должен знать? », «На что я могу надеяться? », «Что такое человек? » (Кант). «Познай самого себя» - Сократ.
Хорхе-Лунс Борхес. Мышление. Первая из групп теоретиков, которая отвечала на вопрос о происхождении человеческого мышления, утверждали, что мышление – это биологическое, врожденное, генетическое, индивидуальное свойство. (З. Фрейд, К. Лоренц) Ч. Ломброзо. (XIX век) – свойства мышления есть продукт генетической концентрации. Вторая группа: Мышление – это продукт взаимодействия врожденных и приобретенных социально-культурных свойств. «Человек разумный» - социально-биологическое существо. (Эрих Фромм, XX век) Третья группа: Мышление – это продукт исключительно культуры (социального воздействия). Только третья группа несёт истину. Доказательство: А) дети-волки Б) слепо-глухонемые дети. Философия – теория культуры.
Вводная лекция.
Философия – это учение о мире в целом и месте человека в нём. Мир в целом складывается из трёх предметов: природа, общество, человек. «Всеобщее» ‑ Платон, Гегель, Маркс. «Человек» ‑ 4 вопроса: «Что я могу знать? », «Что я должен знать? », «На что я могу надеяться? », «Что такое человек? » (Кант). «Познай самого себя» - Сократ.
Хорхе-Лунс Борхес. Мышление. Первая из групп теоретиков, которая отвечала на вопрос о происхождении человеческого мышления, утверждали, что мышление – это биологическое, врожденное, генетическое, индивидуальное свойство. (З. Фрейд, К. Лоренц) Ч. Ломброзо. (XIX век) – свойства мышления есть продукт генетической концентрации. Вторая группа: Мышление – это продукт взаимодействия врожденных и приобретенных социально-культурных свойств. «Человек разумный» - социально-биологическое существо. (Эрих Фромм, XX век) Третья группа: Мышление – это продукт исключительно культуры (социального воздействия). Только третья группа несёт истину. Доказательство: А) дети-волки Б) слепо-глухонемые дети. Философия – теория культуры.
Тема №1. Предмет и назначение философии. I. Философия, как мировоззрение.
Философия – это учение о мире и месте человека в нем. Таким образом, философия – это мировоззрение. Мировоззрение – это совокупность взглядов и принципов, определяющих общее понимание и видение мира, а вместе с тем жизненные принципы, программы и формы деятельности людей. Философия – это мировоззренческая дисциплина. По характеру своего функционирования мировоззрение бывает: 1. жизненно-практическое или обыденное, то есть стихийно формирующееся, основанное на непосредственном повседневном опыте, которое включает в себя обычаи, традиции, обыденное знание и так далее. 2. научно-теоретическое, то есть порывающее с непосредственностью практического опыта, основанное на более обширном опыте в пределе на опыте всего человечества. Если жизненно-практическое мировоззрение является ограниченным, локальным, то научно-теоретическое – универсальным. В силу своей универсальности научно-теоретическое мировоззрение претендует на обоснованность и проверку положений. Философия – одна из форм научно-теоретического мировоззрения → философия предполагает критическое и систематическое осмысление своих положений.
II. Философия и обыденно-практические формы мировоззрения.
Философия возникает, развиваясь и преодолевая обыденно-практические формы мировоззрения, такие как мифология и религия. Мифология – это наиболее ранняя форма мировоззрения, которая основана на ограниченном опыте первобытно-родовых общин. Мифология – это синкретическое мировоззрение, включающее в себя зачатки практических знаний, элементы примитивного искусства, основы нравственности и всей духовной культуры. Своеобразие мифологии заключается в том, что смысл передается через конкретные образы и взаимосвязи, в которых выражаются первобытно-общинные взаимоотношения людей. Чтобы выжить в условиях превосходящей природы, для ориентировки в ней первобытные люди использовали «материал под рукой», то есть знакомые образы людей и родственные отношения между ними. Эти образы как бы накладывались на внешнюю природу, и в результате природа начинала жить человеческой, то есть фантастической жизнью (шевелящийся куст в темноте). Это свойство именуется антропоморфизм (главное свойство философии). В современных сказках наблюдается отголоски этого явления. Религия – это более развитая форма мировоззрения, основанная на более обширном коллективном опыте. Опыте уже не отдельных родовых общин, но народов и даже целых географических регионов. Если в мифологии предполагается единый фантастический образ мира, который полностью является чудесным, сверхъестественным, то в религии производится четкое разделение двух миров: реального, где не происходит ничего сверхъестественного и высшего воображаемого мира, в котором совершаются чудеса, воздействующее на реальный мир. Мифологические элементы присутствуют в религии, но религия совершенствует мифологию, доводя ее до уровня логического и рационального рассуждения, например, в теологии (наука о боге). Однако начало этих рассуждений основывается на вере, что предполагает их принятие в виде некритических положений. В отличие от науки, которая предполагает конкретизированное, аналогичное воспитание мира, религия догматична, то есть она предполагает воспринимать мир в целом с опорой на религиозные догмы «не разжевывая».
III. Философия в системе научного мировоззрения.
Научное мировоззрение – часть культуры. Научное мировоззрение создается как результат деятельности различных наук и дисциплин, каждая из которых вносит свой вклад. Философия в системе научного мировоззрения занимает уникальное место. Философия – это не наука и дисциплина, хотя она включена в научное мировоззрение. Научное мировоззрение – научное постижение мира, которое складывается из трех основных групп, предметов и явлений: природа, общество, человек. Природа = объект; общество + человек = субъект.
So- субъект общества
Науки об объекте – это естественные науки, прежде всего, физика, химия, биология и объединяет их математика (теоретический аппарат формализации). Наука о субъекте складывается из двух подгрупп. 1. антропологические – науки о человеке (медицина, психология, педагогика). 2. наука об обществе или социологическая наука (история социологии, этнография). Философия занимает среди них центральное положение, поскольку в качестве своего предмета она имеет мышление, а мышление используется учеными во всех науках. Поэтому любой ученый является потенциальным философом.
Поэтому задача философии заключается не в том, чтоб стоять над другими науками и указывать тенденции развития, а в том, прояснять социокультурные истоки человеческого мышления и в результате помогать ученому в понимании им конкретных наук.
IV. Предмет и методы философии.
Каждая наука и дисциплина обладает собственным предметом исследования и методами его изучения: физика исследует тела и их свойства по средствам экспериментального метода, химия – вещества, биология – живые организмы и так далее. Предмет философии – культура, которая исследуется сквозь призму человеческого мышления, отвечая на вопросы об истоках и закономерностях формирования мышления. Философия раскрывает механизмы существования культуры, а вместе с ней и всего человеческого рода. Полученные сведения философия фиксирует в системе понятий. Прежде всего, таких, которые выражают наиболее общие закономерности культуры и мышления. Например, качество, количество, пространство, развитие, человек и так далее. Поэтому первым методом философии является категориальность. Категории – философские понятия. Второй метод – историчность. Рассматривая историю развития указанных категорий, философия постепенно отделяет главное, основное в человеческом мышлении от второстепенного, побочного. История или развитие – основной закон существования всех предметов и явлений, создающих сущность или логику. «Историческое создаёт логическое» - Гегель. Третий метод – практичность. Философия никогда не была абстрактной (отвлеченной) наукой. Она всегда вырабатывала наиболее общие содержательные ответы на вопросы актуальной практической жизни, поэтому все крупнейшие философы, так или иначе, участвовали в политической жизни и даже погибали, отстаивая истину. Например: Сократ, Французские просветители.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы