Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Корпоративные библиотечно-информационные сети
Развитие электрон. тех. и средств телекоммуникац. позволяет принципиально по-новому организовать в б-ах процесс каталогизации изданий и создания ЭК, сокращая дублирование трудовых затрат и нерациональное расходование финансовых средств за счет разумного разделения труда каталогизаторов и совместного использования его результатов. Примером может служить опыт биб. сетей зарубежных стран: OCLC, RLIN, ABES. Общая схема работы этих центров состоит в том, что БЗ в электрон. форме создается только 1 раз, в режиме удален. доступа - той б-ой, кот. первой обработала дан. издание. Все др. б-ки используют уже готовую запись (полностью или частично) для своих собственных ЭК, причем при необходимости они могут ее доработать. Это особенно важно, когда б-ки применяют различные системы предметизации и систематизации. Главное достоинство такого подхода в системе мотиваций - б-ки взаимно помогают др. др. в создании своих собственных ЭК, а это для всех экономически выгодно. При этом создается единый ЭК б-ек-участниц биб. корпоратив. системы, кот. в результате начинает выполнять функ. Свод. кат. б-ек той или иной страны или региона, либо определенной сети б-ек. С 1995 г. начались работы по проектированию Рос. центра корпоратив. Каталогиз. (РЦКК) по типу OCLC. Этот центр разрабатывался как единая независимая организация, участниками кот. выступал ряд круп. б-ек и некот. ведомства страны. Базовой организацией РЦКК являлась ГПНТБ России. Цель- проекта было обеспечение свободного доступа к распределенным инф. ресурсам б-ек. В связи с этим, в 1997-1998 гг. на базе РЦКК был осуществлен экспериментальный проект по созданию корпоратив. каталога с участием ряда вед.б-ек России. Была создана БД, содержащая около 12 тыс. записей, разработан механизм добавления в нее БЗ и их корректировки. В наст. вр. идея создания корпоратив. каталога реализуется в проекте Нац. Информ.-библиотеч. центра «ЛИБНЕТ». Цель-обеспечение свободного доступа пользователей к инф. ресурсам рос. и заруб. б-ек, а также решение проблемы корпоратив. каталогиз. в б-ах России. Основн. идеея ЛИБНЕТ-б-ка-участница проекта, первая получившая издание, каталогизирует его в режиме on line (при наличии в ее б-ке сертифицированных каталогизаторов), и зарабатывает на этом какие-то деньги. Все же др. организа., пользуясь инф. из ЛИБНЕТ, платят за кол-во «взятых» записей. Корпоративные продукты заруб. б-ек Сегодня существует мн. примеров создания корп.х продуктов заруб. б-ек. Наиболее развитыми среди них явл. электронный каталог (ЭК) OCLC, RLIN, PICA.Корпоратив. продуктом OCLC явл. сводный ЭК OCLC в создании, кот. принимает участие более чем 23 тыс. б-ек из 63 стран. Он содержит инф. о 35 мил. изданий, созд. человече. с 9 века до наш. эры. Фактически это сводный мировой ЭК. По видам издания каталог содержит БЗ книг, карт, архивов, видео и аудио материалов, проиндексировано более 34 тыс. научных и бизнес журналов, ведется семь полнотекстовых БД. OCLC дает возможность б-ам при мин. Фин. затратах оперативно и эффективно вести инф. обслуж., обработку док., создавать ЭК. В целях расширения числа участников сети и распространения своих инф. услуг в США и за рубежом, OCLC создает сеть филиалов и посредников. Только в США их 17. Типичным представителем явл. CAPCON Library Network, предоставляющий весь спектр ее инф. услуг в штатах Вирджиния, Мериленд, Вашингтон. CAPCON заключает контракт с б-ми региона на: бг услуги, каталогизацию, ретроспективную конверсию, создание сводного списка журналов, инф. поиск в OCLC. Библиотечная сеть Нидерландов PICA, включ. более 2000 тыс. б-ек различных ведомств и фирм, главными из кот. явл. Королевская б-ка в Гааге и университетские б-ки Антверпена, Роттердама, Лейдена и др. городов. 400 б-ек - постоянные участники проекта, а остальные пользуются услугами, программными ср-ми и инф. ресурсами PICA нерегулярно. Глав. составляющей сети PICA является Центральная инф. система, в состав кот. входят: распределенная онлайновая система каталогизации изданий (GGC); сводный нидерландский каталог для обеспечения МБА (NCC/IBL); онлайновый каталог журн. статей (OLC); онлайновая док. поиск. система (ORS); онлайновые полнотекстовые системы (научные исследования - AHN, центральные нидерландские газеты - Newspapers). В GGC основную долю изданий обрабатывает Королевская б-ка. В наст. вр. в этом каталоге находится 10 млн. описаний на англ., голланд., нем., фран. яз. NCC/IBL явля. сводным каталогом 400 гл. б-ек Нидерландов. OLC представл. собой бг БД периодики и содержит оглавления 12, 5 тыс. наименований журналов по всем областям знания. ORC предоставляет пользователям возможность поиска в БД док., содержащихся в б-ах системы PICA. AHN предназначена для научных работников, преподавателей и студентов учеб. завед. Наряду с бг и реферативными дан. первоисточ., она включает полные тексты статей науч. журналов. Б-ки Франции использует 3 корпоративные сети для каталогизации в удаленном доступе в режиме реал. времени: сеть Нац. б-ки Франции (35 библиотек), сеть ABES (27 библиотек), сеть OCLC (25 библиотек). ABES эксплуатирует 5 основных БД: БД диссертаций - 300 тыс. записей, БД периодических изданий 2800 библиотек - 270 тыс. записей, БД книг 25 библиотек - 1, 5 млн. записей, БД электронного МБА, авторитетный файл по предметным рубрикам. Помимо рассмотренных корпоративных систем существуют также следующие корпоративные продукты: MELVYL - Сводный каталог библиотек Калифорнийского университета, отражающий совокупные фонды более чем 20 библиотек; Каталог HOLLIS Гарвардского ун-та, отражающий весь совокупный фонд б-ек Гарварда: всего более 9 мил. БЗ книг, рукописей, микрофильмов, карт, фотографий, слайдов и др. материалов. Значителен фонд русскояз. изд., прежде всего за старые годы. Сводный каталог б-ек Франции SUDOC, в кот. представлены БЗ более чем 2500 французских б-к. Сводный каталог библиотек Норвегии BIBSYS. Корпоративные продукты рос. б-ек В наш. стране наиб. развит. корпоратив. продуктами явл. ЭК и БД, создаваемые в рамках проектов ЛИБНЕТ и Сводного каталога научно-технич. Лит. ГПНТБ России (СК НТЛ ГПНТБ России). Сводный каталог б-к России (СКБР) ЛИБНЕТ на 01.10.2004 составляет 897446 БЗ. Записи Сводного каталога отвечают требованиям формата RUSMARC. СКБР поддерживается авторитетными файлами предметных рубрик и коллективных авторов. Пополнение каталога осущ. еженедельно. Еще одной из БД, поддерживаемых Центром ЛИБНЕТ является Бг БД «Вся Россия». В ее составе - содержание ЭК 8 библиотек России: РНБ, ГПНТБ СО РАН, БЕН, Вологодской, Владимирской, Свердловской, Челябинской областных библиотек и Московской центральной публичной городской библиотеки. Объем БД составляет более 1.5 миллионов записей. Сводный каталог научно-технич. лит. ГПНТБ России содержит более 600 тыс. записей. БД содерж.сведения о зарубеж. и отеч. книгах, зарубеж. и рос. периодич. изд. по естеств. наукам, технике, с/х и медицине, поступившие в организации-участницы СК НТЛ. Арбикон, Неикон, Рубрикон
Основы теории коммуникации Обыденное понимание легко проследить по справочной литературе. Коммуникация-«переговор, сообщение».(словарь иностранных слов, составленный при Петре I). Встречается это слово в писаниях Петра и его сподвижников. В До революции иных значений за термином «коммуникация» не числилось (с начала XX века его стали писать с двумя буквами «м»). Современный «Большой энциклопедический словарь» (М., 1907) укзывает два значения: 1. путь сообщения, связь одного места с другим; 2. общение. Передача информации о человека к человеку, осуществляющаяся главным образом при помощи языка.Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных. Термин «коммуникация» используется многими общественными, биологическими, техническими науками, и чаще всего имеется в виду элементарная схема коммуникации: коммуникант(отправитель, передатчик), сообщение(передаваемый объект), реципиент (адресат, приемник). В качестве участников коммуникации выступают два субъекта(отдельный человек, группа людей вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация). Исключается взаимодействие неодушевленных объектов Обязательно наличие передаваемого объекта который может иметь материальную форму(книга, речь, жест, милостыня, подарок и т» Вырожденная форма коммуникации — общение человека с самим собой (внутренняя речь, размышления, воспоминания и т. п.). 3.Коммуникации свойстгвенна целесообразность или функциональность А) Перемещение материального объекта в геометрическом пространстве из пункта А в пункт В — в этом заключается цель транспортной или энергетической коммуникации; Б) Цель взаимодействующих субъектов заключается не в обмене материальными предметами, а в сообщении друг другу смыслов, обладающих идеальной природой.(знаки, символы, тексты, имеющие внешнюю, чувственную воспринимаемую форму, и внутреннее, постигаемое умозрительно содержание); В) генетическая связь «дети — родители». Генетическая информация Научное понимание.Коммуникация-опосредованное и целесообразное взаимодействие 2 субъектов, представляющее собой: 1.движение материальных объектов в геометрическом пространтсве и астрологическом времени2.движение идеального образа в многогранных виртуальных и временных пространствах четыре типа коммуникации, т. е. опосредованного и целесообразного взаимодействия субъектов: Материальная (транспортная, энергетическая» миграция населения, эпидемии и др.);, Генетическая (биологическая, видовая); Психическая (внутриличностная, автокоммуникация); Социальная (общественная). Социальная коммуникация-движение смысла в социальном времени и пространстве. Движение возможно только между субъектами, вовлеченными в социальную сферу. Неразрывно связана с генетичсекой и психологической коммуникацией, служат необходимыми предпосылками. Соц.ком. взаимодействует на становление генетической и псих. Коммуникации. Цели соц.ком.: познавательная, побудительная, эспрессивнаяКоммун. Сообщ. Должно содержать знания, стимулы, эмоции. Промежуточгые смыслы: идеалы, убеждения, предметы веры. Социальная коммуникация (телеграфно-телефонной модель связи): Отправитель информации кодирование информации, передатчик, сообщение, канал связи, приемник, декодирование, потребитель информации. Проблема смысла, как и проблема идеального, не решена в современной науке и философии. Единственный способ овладеть смыслами—их понимание. Понимание присутствует в двух умственных процессах: в познании и в коммуникации. Когда речь идет о понимании причинно-следственной связи, устройства машины, мотивов поведения человека^ особенностей сложившейся ситуации, имеет место познавательное понимание. Когда же речь идет о понимании сообщения, имеется в виду коммуникационное понимание. Познавательное понимание — предмет изучения гносеологии (теории познавания), а коммуникационное понимание со времен античности изучается герменевтикой. Коммуникационное понимание может иметь три формы: 1) реципиент получает новое для него знание; коммуникационное понимание сливается с познавательным и имеет место ком-1у никационное познание, 2) реципиент, получивший сообщение, не постигает его глубинный смысл, ограничиваясь коммуникационным восприятием (к примеру, -агекст басни понят, а мораль ее уразуметь не удалось); 3) реципиент запоминает, повторяет, переписывает отдельные слова или фразы, не понимая даже поверхностного смысла сообщения; тогда имеет место псевдокоммуникация, так как нет движения смыслов, а есть лишь движение материальной оболочки знаков. Коммуникационное познание является творческим познавательным актом, потому что реципиент не только осознает поверхностный и глубинный смыслы сообщения, но и оценивает их с точки зрения этического долженствования и прагматической пользы. Коммуникационные барьеры Реализация коммуникационной функции устной коммуникации затрудняется коммуникационными барьерами - препятствиями на пути движения смысла от коммуниканта к реципиенту. Эти барьеры делятся на 4 класса: 1. Технический барьер в виде шумов и помех в искусственных коммуникационных каналах. Шумы имеют естественное происхождение, а помехи создаются умышленно. Из-за воздействия шумов и помех уменьшается различимость полезных сигналов и возникает актуальная задача распознавания сигналов на шумовом фоне. Эта задача актуальна для радиосвязи, проводной связи, видеозвукозаписи, компьютерной техники (вспомним компьютерные вирусы, засорение пространства Интернет) и окончательное решение ее вряд ли возможно, так как всякое новое поколение техники страдает своими «болезнями», неведомыми ранее. 2. Межъязыковый барьер возникает при несоответствии языков, кодовых систем, тезаурусов коммуниканта и реципиента. Это ситуация «Вавилонского столпотворения», когда люди говорят на разных языках и не могут понять друг друга. В настоящее время насчитывается несколько тысяч стихийно возникших языков, наречий и диалектов. Главный ущерб, наносимый межъязыковым барьером, состоит не в том, что чужеземцы, сталкиваясь друг с другом, не могут объясниться на бытовые, торговые или военные темы. Здесь устное разноязычие преодолевается за счет невербального или иконического канала (если нет толмача-переводчика). Главная беда состоит в том, что в силу социально-мнемической функции, функции социализации и мировоззренческой функции естественный язык накладывает печать своеобразия на национальную культуру, общественное сознание, индивидуальное мировоззрение. Межъязыковые барьеры разделяют род человеческий на чуждые и враждующие друг с другом этносы, народы, нации. Манящий идеал межчеловеческой гармонии и мира оказывается не достижимым; разноязычное человечество не может быть единым человечеством. Кардинальный способ преодоления межъязыкового барьера виделся в разработке искусственного языка международного общения. Первым языком такого рода стал воляпюк, предложенный в 1879 г. в Германии И. М. Шлейером. английское world - vol, speak - puk, отсюда volapuk - всемирный язык. Наиболее успешным проектом оказался язык Эсперанто. 3. Социальный барьер возникает между людьми, говорящими на одном и том же естественном языке, но принадлежащими к различным социальным группам. Затруднено взаимопонимание разных поколений (споры «отцов» и «детей»), представителей разных классов и сословий, имеющих антагонистические интересы, жителей города и села, мужчин и женщин, людей с разным образовательным цензом и т. д. Сущность социального барьера не в различных социолектах, жаргонах, стилях речи, отличающих одну социальную группу от другой, а различии ценностных ориентации, личного психофизиологического и житейского опыта, содержание групповой памяти. Эти различия неустранимы, да и нет необходимости стремиться к их устранению, так как это привело бы к унылой унификации рода человеческого - «все на одно лицо». 4. Психологический барьер возникает вследствие искажений в перцепции, неизбежно сопровождающей коммуникацию. Перцепция, напомним, представляет собой познание (восприятие) коммуникантом и реципиентом друг друга. Это познание использует этические и эстетические критерии, ситуационные расчеты, привычные симпатии и антипатии. В результате в сознании общающихся людей формируется образ (имидж) партнера, который может быть привлекательным или отталкивающим, безразличным или волнующим и т. д. Большое значение имеет коммуникационная ситуация: являются ли люди равноправными сотрудниками, делающими общее дело, или они находятся в отношениях начальник - подчиненный и др. Кроме того, в сознании и коммуниканта, и реципиента всегда присутствует их собственный имидж, т. е. представление о себе самом. Краткая характеристика коммуникационных барьеров показывает их принципиальную неустранимость ни в настоящем, ни в обозримом будущем. Однако для познания законов социальных коммуникаций важно познакомиться с попытками, иногда весьма впечатляющими, преодолениями этих барьеров. Соц.пространство-это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними, оно многомерно, т.к. соц. Отношения многочисленны и разнообразны. Социальное время-это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками. Зависит от интенсивности социальных изменений. Социальные смыслы(знания, эмоции, стимулы) обладают свойством старения, т.е.утрачивают ценность со временем. Движение смыслов в социальном пространстве-коммуникационная деятельность, Движение смыслов в социальном времени-социальная память. три стороны, или три плана общения (Г.М.Андреева, Б. Д. Парнгин, А.В.Петров М. Г. Ярошевский): А. Перцептивная сторона — взаимное восприятие, ние к пониманию мотивов поведения партнеров; Б, Коммуникативная сторона — обмен высказываниями, ковыми сообщениями; В Интерактивная сторона — обмен не только словами, действиями согласно принятой программе совместной пр. деятельности. Таким образом общение предстает как сумма трех различных процессов: перцепция (познание людьми друг друга) + коммуникация, принимаемая как вербально-словесно-речевая деятельность+ совместные целенаправленные действия. 1. Устная коммуникация: не бывает вне общения, в то время как общение может не включать словесную коммуникацию; 2. Соотношение между устной коммуникацией и общек происходит в двух вариантах: а) коммуникация — духовная составляющая материально-производственного общения (часть общения); б) коммуникация исчерпывает содержание духовного общения (тождественна общению). 3. Устная коммуникационная деятельность есть духовное общение социальных субъектов. Обратим внимание на то, что эта дефиниция не противоречит определению коммуникационной деятельности как движения смыслов в социальном пространстве; ведь духовное общение социальных субъектов есть не что иное как упомянутое движение. 4. Письменная коммуникация и электронная коммуникация совпадают с письменным общением, поскольку совместная материально-производственная деятельность исключается. Общение-процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный их потребностями в совместной деятельности. Общение включает: 1. обмен информацией между субъектами деятельности 2. выработка совместной стратегии деятельности 3. восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач. Отношения между людьми всегда вплетены в общение и могут быть реализованы только в нем.
Социальная память Соц пам/мнемич д-ть – движ-е смыслов в соц времени. Для раскрытия сущности и специф особ-ей соц пам необх сопост ее с др типами пам, кот соот-ют др типам смысловой ком. Кроме соц ком, сущ генетич и психич ком со своими смыслами и хронотопами. Следов-о, выдел 3 типа памяти: генетич; психич; соц. Генетическая память/наследств-ть обеспеч движ-е в биологич вр генетич программ, инстинктов, безуслов рефлексов, биологич образов, свойств данному виду. Матер-ым носителем генетич памяти служат ДНК, РНК, с пом кот закодир-ы генетич смыслы. Сов-ть этих смыслов образует генофонд — матер-ое воплощ-е генетич памяти. Наследств-ть связ с изменчив-ю, обусловл возд-ем внеш средой, жизн опытом индивид. Психич пам – сохр-е и послед воспроизв-е ч-ком его опыта(знания, умения, навыки), эмоц пережив-я, стимулы В посл вр в связи с распр-ем в псих инф подхода память стали опр как «передачу инф по врем-у каналу». Хран-е соц смыслов обеспеч индивид и соц пам, посл дел на неовеществл (естественную) и овеществ (искусственную) ч. По содерж различ сл разделы индивид пам: образный (зрит-ый, слуховой, осязат)-пам о восприятиях, представл-ях, получ благод органам чувств-фактографич-й раздел, т.к. сохр образы эпизодов, событий, явлений, кот ч-к наблюд в теч-е жизни; семантич (смысловой)/словесно-логич раздел —память о яз, текстах и знаниях, выраж на этих яз-раздел тезаурус; аффектив-й — хранилище полож-ых, отриц эмоций; моторный — раздел памяти о реакции на данные стимулы, управляющие повед-ем; самосознание — сохр-е самотождеств-ти, своего Я. Память тождеств-а мнемич д-ти, кот склад-ся из действий. Различ сл мнемич действия: 1.Запомин-е—воспр-е органами чувств внеш сигналов, стимулов, образов, их мысленная обработка, формир нов смысла. Запом-ие быв непроизвол, соверш-ся без волевых усилий, и сознат-ым, преднамер; целенаправ-о организов-е запом заучив-е. 2.Сохр-ие — мнемич проц — движ-е смыслов во вр без их исчезнов-я. Важн ус-ем сохр явл повтор акта запом-ия. 3.Воспроизв-ие — извлеч-е хран-ся в памяти смыслов и использ-е их в практич жизни. Смысл-ая ком-взаимод м/у памятями, тезаурусами этих SS. Воспом-е, запом-ие, мож быть непроизв-ым, сознат. 4 Забывание—освоб памяти от неакт-х смыслов, не востреб в практ д-ти. Но чел-ая пам облад способ-ю сохр образы, факты, тексты. Любое освоение соц опыта, изуч культ наследия, профессионализ—коммуникац д-ть. Конеч реципиентом явл индивид пам, в кот концентрир получ смыслы. В кач-ве коммуниканта выступ др люди, соц группы, об-во в целом, но они могут вып ф-ции коммуниканта только если облад пам, в кот сосредоточ передаваемые смыслы. Коммуникант, кот ничего не помнит, выпадает из коммуникации. Пам коммуниканта явл индивид пам, если речь идет о микроком, и соц-ой, если речь идет о мидиком/микроком. Благод индивид пам ч-к выходит за пределы наследств-ти, усваив соц опыт, воплощ в культ наследии об-ва. Раздел 2 вида соц пам, носит-ми кот явл разные соц SS: груп пам и пам об-ва. Сущ п общечел-ая пам/пам мира, SS кот явл все чел-во. Индивид пам сообщает связность и устойчивость жизнен опыту ч-ка, явл предпосылкой формир социализир-ой личности. согласно блок-схеме пам, предлож Аткинсоном, сист пам вкл сл функц блоки: Сенсорный регистр (СР) — «вход» в сист пам, куда поступ зрит-ые, слух-ые, тактил-ые образы, воспринятые из внеш среды орган чувств, кот предст соб вход-ю сенсор-ю инф. Поступ сенсор-я инф оцен-ся блоком управ и ч ее отбир для передачи в кратковрем хран-е (КВХ) и долговрем хран (ДВХ), остав-ся ч стир-ся. КВХ—операт память инд-да, кот осущ обраб-у инф, поступ из СР, для ее отбора для долговеч хран. Т. о. КВХ реализ действие запомин, воспроизв-е вход в ф-ции КВХ. ДВХ вкл гл разделы памяти (образная, семантич, аффект-я, мотор пам), вып гл ф-цию—хран смыслов. Забыв-е также ф-ция ДВХ, т.к. в СР и КВХ стирание инф осущ очень быстро. Генератор ответа—блок, обеспеч выдачу инф из ДВХ/КВХ при сознат воспом-и и напр-ие ее в эффекторы, возд-ие на внеш среду. Блок управ обеспеч движ инф потоков, их обраб-у: распознание образов, обобщение, повтор, принятие реш-я. Аткинсон обращ вним на сл особ модели: 1 Инф кодир-ся 2 видами кодов: перцептив (П-коды) отраж перцептив, чувственно-восприн хар-ки сенсорной инф, поступ в СР; концепт-е коды (К-коды) соот-ся к семантич, эл-ам. 2 Физиологич основы КВХ и ДВХ различны. ДВХ треб структур измен в нейронных сетях. 3 1-а и та же группа нейронов может вып ф-ции СР, КВХ и ДВХ. 4 Записи П-кодов и К-кодов в ДВХ имеют адреса, извест блоку управ. Извлечение инф из ДВХ явл содержат-адресным проц. Стр-ра и содерж груп пам завис от S-носителя, т.е. соц группы, кот принад эта пам. Различ малые соц группы, бол соц группы, массов сов-ти (случайная толпа). Малыми груп явл семья, первич возраст группа, производст-я ячейка, досуг комп. Для малых групп хар-на непоср-я межлич-я микроком-ция. Бол соц группы—сов-ть людей, облад общ соц признаками: а) соц-демограф группы форм-т признаки: возраст, пол, образ, нац-ть; б) производств-экономич группы образ-ся по имуществ-у цензу, сослов-клас принадл-ти, проф; в) об-ые объед: полит партии, религиоз конфессии, профсоюзы, молодеж союзы. Массовые сов-ти дел на эпизодич, сущ кратковр-о. Малые группы с развитой диалог ком имеют неовеществл-ю пам в виде общ воспом-й, овещетвл-е реликвии. Груп пам малых групп—сумма индивид памятей их членов, значима в пределах группы. В бол соц груп обнаруж потреб в спец групп-ой пам, возм-ти для ее форм-ия. Соц-демогра группы не нужд в спец пам; группы с общ имуществ цензом, сослов-клас принадлеж-ю не созд особ мнемич образований, т.к. не имеют общ соц смыслов кот треб бы передачи во вр. Потреб-ть в соц групп-й пам обнаруж профес-е группы. Целевые соц группы вып-т опр об-ые ф-ций, что треб консолидации группы, фиксир-я положит опыта, сохр-я, передачи его м/у членами группы, поэтому созд сист соц ком, вкл групп-ю пам. Груп пам цел-вых соц групп вкл сл разделы: спец яз; массив недокументир-х знан; проф нормы; обычаи общения внутри группы и вне ее; эти нормы поддерж обособл-ть группы и ее закрытость для др массы нас-ия; технологич умения, связ с выпол-ем профес-х/спец об-ых ф-ций; документал Ф спец произ-ий письм-ти, печати—осн источ, групп-го знан; мат-ые изделия (храмы, лаборатории, лектории), техника связи и т.д Благод груп пам целевые соц групп образ свою субкультуру, кот п/востоит господств-й мас культ, осн на естеств-историч слож-ся пам об-ва. Итак, с т зр мнемич д-ти соц груп дел на 3 класса: «Беспамятные» — эпизодич массовые сов-ти, бол статистич группы; Груп пам—сумма индивид воспом—мал груп; Груп пам с развитой стр-рой, имеющ неовеществл-ю, овеществл-ю ч. Содерж пам стабил-х масс-ых совокуп-тей - об-ва образ соц смыслы-знан, умен, стим, эмоц, полез для жизни дан об-ва. Соц смыслы быв: естест-ми, передаваем-и генетич; искусств, т.е. культ, созд коллект разумом об-ва. След-но, соц пам состит из 2 слоев: соц-ое бессознат-е, наследуемое генетич, культ-ое наследие, сост, из неовеществ-ой ч, предст соб об-ое сознание в виде нац яз, обычаев, знан, умен, получ от предыд поколений/созд дан покол-ем, и овеществл-ой ч, сост из памят культ. в виде искус-о созд издел, док и освоен-й об-ом природы. Неовеществ ч культ наследия наз дух культ овеществ-мат-ой культ. Соц бессознат явл психологич осн для неовеществ ч культ наследия, опоср-но отраж в пам культ. Получ 3 слойная пирамида: Памят культ, Об-ое знание, Соц-е бессознат Соц менталитет—жив соц пам, предс единство осозн, неосозн смыслов. Бессознат ч соц менталитета сост из общечел смыслов, кот Юнг наз «архетипами» и этнич смыслов. Архетипы—эл-т общечел соц псих, чел-во дел на расы, этносы, облад собств генофондом. В этнич генофондах запечат-ы особ-ти нац хар-ра, кот позв гов о «славян душе», еврейс, кит и др. хар-рах. Этнич особ отраж-ся в творч, ком д-ти народов, вкусах, фолькл, лит. Культ наследие об-ва всегда нац-но окрашено, но вкл общечел, наднац смыслы. Неовеществ культ наследие—дух культ тесно связ с этнич псих, что проявл в сл разд дух культ: ест нац яз необх эл-т этноса, возник в ходе соц общения ест путем, его наз «ест» в отлич от искус яз.. Яз явл осн дух культ, важн носителем соц пам. Мертв яз велик народов (санскрит, лат, древнегреч, древнеевр и др.), искусств яз (эсперанто, матем, химич символика) относ к документир ч овеществл пам. Недокументир смыслы-знан о Прош, наст, эмоц пережив, желания, распред в индивид пам соврем-ов, образ дан об-во(нар пам об ист событ, фолькл, соц чувства). Важн знач для сущ об-ва явл его самосозн-осозн ощущ своих этнич, культ корней. Недокументир-е смыслы об-го созн дел на 2 ч: кратковрем пам, аналогич-я кратковрем хранилищу индивид пам, долговрем пам. Продолжит кратковрем пам измер врем жизни 1 покол. Долговрем пам-передача смыслов из покол в покол в теч многих вв. В дописьм об-ве роль долговрем недокументир пам выпол поэтич одар люди. Соц нормы и обычаи относ к «моторному» разд соц пам, где хран регулятивы, обеспеч воспроизв об-ва, дел на ест, искус, устан властью. Ест нормы реализ самод-ти людей(обычаи), искус учрежд в форме зак, указ, декрет. Технологич умен—др ч «мотор соц пам, не несут непремен этнич окраски, предст соб способ произв мат, дух цен-ти, соот-ие совр уровню науч-технич прогресса. П «историч-ое наследов способ-ей»-способ послед покол наслед не только вещи, но и способ их созд-лей, но нов вытес старое из об-го обихода. Колыбелью технологич умений были ремесла, умен передав от мастера к уч-кам путем подражания. Техн-ия дух произ-ва передав в живом общении. Изобр письм-ти мало повлияло на передачу технологич умений, т.к. они реализ в форме приемов, навык, кот не документир-ся. Овеществле культ наследие/мат культ (МК) сост из 3 разд: 1.Док-стабил-ый веществ О, предназнач для использ в соц смысл-ой ком в кач-ве заверш-го сообщения. Отличит признаки док: наличие смысл содерж, т.к. соц-коммуникаце сообщ явл носит-м смысла; стабил веществ-ая форма, обеспеч долговрем сохр-ть док, предназнач-ть для использ в ком каналах; заверш-ть сообщ (совр док: читаемые, иконич, идеографич док, опублик док, неопублик, символьные, аудиал, машиночит). Кажд док – эл-нт овеществл соц пам, а Ф док- осн долговрем хранилище соц пам. Артефакты—целенапр-о созд людьми мат-ые изделия, первич смысл кот запечатлен в их назнач. Приобр вторич смысл, если их рассм-ть как закодир сообщ, говор-щее о принадлеж к опр эпохе, этносу, культ. Новация—творч вклад личности/коллект, предлож для включ в состав культ наследия, предлож в виде памят культ/неовеществ идей, вход в соц ком но не прошли апробацию врем, не получ об-го признан. Традиция—жизнеспособ прош, унаследов-ое от дедов, прадед. Традициями стан новации, пережившие смену 3/< покол, охран-ся об-ым мнением осн на бессознат соц смыслах. Обеспеч ком связь м/у покол, сост в накопл, сохр-ии, распр-и опыта об-ой жизни. Стр-ра соц пам, охват культ наследие и соц бессознат в их взаимосвязи. Ест яз, недокументир смыслы самосозн—знаковые разделы неовеществл культ наследия в сов-ти образ об-ый тезаурус—множ-во слов, текстов, связ др с др смысловыми отнош-ми. Соц нормы, обычаи и технологич умения предст соб собр смыслов, не имеющ знаковой формы. Документы—суть тексты, запис различ знаками (искл—символ док, оперир нагляд/абстракт образами) Соц пам в ее овеществл и неовеществл форме - О ист, смыслы прошлого — ее предмет. Истя наука, — это соц пам, обработ и осмыслен науч мет-дами. Итак. индивид пам свойств психич пр-во и время, неовеществ соц пам сущт в соц соц пр-во и врем, а овеществл соц пам принадл к мат-ой культ, для кот дейст физич пр-во и время. Выявл 3 вида чел-ой пам, обеспеч движ-е соц смыслов в различ пр-ве и врем: индивид, естест; соц неовеществ естест; соц овещест искусст. Общность всех видов пам опр тем, что все обеспеч сохр и передачу одних и тех же смыслов: знан, умен, эмоц, стимулов; совпад мнемич действия; различие сост в использ различ хронологич шкал, разных яз, кодов, мат-ых носителей смыслов; эмоц окраш-ть и наличие бессознат основы сближ ест виды пам. Важн различ м/у груп пам целевых соц групп и соц пам об-ва сост в том, что посл имеет слой соц-го бессознат-го генетич-ки наследуемые смыслы, а 1-ая распол только культ наследием в виде профес-го сознания и памят культ. Важн разделом овеществл ч соц пам цивилизов-го об-ва явл докум фонды. Совр неокульт хар-ся стремит-ым ростом документир-го об-го знан, что привело к возник инф кризиса в виде п/воречия м/у пост растущими О текущей инф и инф Ф и физич возм-ми индивид пам освоить их.
Коммуникация: управляемая передача информации между двумя или более лицами и (или) системами. Коммуникационное действие это завершающая операция смыслового взаимодействия, без смены участников коммуникации. 1. цель- когда реципиент желает получить от коммуниканта привлекательный для него смысл; 2. коммуникант желает сообщить реципиенту какой-либо смысл. Эти смыслы влияют на поведение реципиента; 3. когда коммуникант и реципиент заинтересованы во взаимодействии, происходит обмен смыслами. В соответствии с целями можно выделить формы: · подражание – это одна из наиболее массовых явлений, связанное с внушением. Подражание не подчинятся полному контролю сознания человека. (Изучали Тард, Поршнев, Зиммель). Зиммель говорит, что подражание – это психологическое наследие, средство преобщения индивидов к системе групповых ценностей. Под подражанием понимается воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок коммуниканта. Подражание может быть произвольным и непроизвольным (бессознательным). Произвольное подражание (имитация) используется при школьном обучении, овладении технологиями, мастерством · Диалог. Возник как форма коммуникативного воздействия при формировании человеческого языка и речи. Участники диалога относятся друг к другу как равноправны субъекты ( С-С отношения). Взаимодействия носят творческих характер представляют социально-психологическую общность партнеров (мы). Диалоговая коммуникация представляется как последовательность высказываний участников (при диалоге роль коммуниканта и реципиента меняется)Диалог — форма коммуникационного взаимодействия людей в процессе антропогенеза при формировали человеческого языка и речи. Участники диалога относятся друг другу как к равноправным субъектам, которые владеют смыслами. Диалоговая коммуникация представляется как последовательность высказываний участников, сменяющих друг друга в роли коммуниканта и реципиента. Управление – это такое коммуникативное действие, когда коммуникант рассматривает реципиента как средство достижения своих целей как объект управления. (С-О отношения) Субъект имеет право на монолог, а реципиент может дискутировать с коммуникантом может только сообщить о реакции. Управленческий монолог может быть в форме приказа ( коммуникант имеет властные полномочия и они признаются реципиентом. Управленческий монолог может быть: в форме приказа (коммуникант имеет властные полномочия, признаваемые реципиентом); в форме внушения (суггестии), когда используется принудительная сила слова за счет многократного повторения одного и того же монолога (реклама, пропаганда, проповедь); в форме убеждения, апеллирующего не к подсознательным мотивам, как при внушении, а к разуму и здравому смыслу при помощи логически выстроенной аргументации. Особой формой управленческого коммуникационного действия является заражение, которое стихийно возникает в массах людей. Заражение характеризуется эмоциональным накалом и агрессивностью. Его источниками могут быть ритуальные танцы, музыкальные ритмы, религиозный экстаз, спортивный азарт… Виды и форма коммуникационной деятельности. Форма комм-х действий может включать различное содержание и вместе с тем один тот же смысл, который может передаваться в 2-3 формах (обучать ( обучать с помощью диалога, показ- подражание, инструкция –управление. И подражание, и диалог, и управление может сливаться друг с другом и дополнять. Виды и уровни. В качестве коммуникантов и реципиентов могут выступать 3 с-та, которые относятся к разным уровням социальной структуры. 1. индивидуальная личность (И ком-ия) 2. социальные группы (Г) 3. массовая совокупность (М) Под социальной группой понимается множество людей, обладающих одним или несколькими общими социальными признаками и осознающих свою общность, выражая ее местоимением «мы», например, мы — семья, мы — родственники, мы — инженеры… Массовая совокупность — множество случайно собравшихся людей — уличная толпа, пассажиры транспорта, массовая читательская (телевизионная) аудитория, население, общество в целом. Те виды коммуникационной деятельности, где в качестве с-тов выступают индивид, группа, массовая совокупность называют в соответствии микрокоммуникация, мидикоммуникация, макрокоммуникация. Те виды где индивид, группа, массовая совокупность выступают в роли объектов воздействия называют межличностной, групповой и массовой. Это уровни социальной коммуникации. Микрокоммуникация – индивидуальная личность выступает в качестве активного реципиента (подражание)и коммуникант (диалог).Содержит: 3. межличностный уровень- усвоение формы поведения, умений, внешних атрибутов для подражания, копирование образца, либо обмен идеями, доводами. 4. на групповом уровне возможно подражание социальной группы с которой индивид хочет себя идентифицировать (бывает отрицательное подражание, когда человек сознательно избирает для себя признаки какой-либо группы |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 944; Нарушение авторского права страницы