Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел I. Прикладная культурология и её место в системе наук о культуре



Раздел I. Прикладная культурология и её место в системе наук о культуре

Вопросы для самопроверки

1. В чем различие между фундаментальной и прикладной культурологией?

2. Что является предметом прикладной культурологии?

3. С какими науками наиболее тесно связана прикладная культурология?

4. Какова основная проблематика прикладной культурологии?

5. Что такое институциональные и внеинституциональные социокультурные взаимодействия?

 

Литература

Ерасов. Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996.

Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. – М., 1999.

Культурология: История мировой культуры: Учеб. пос. / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 2003.

Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1997.

Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. – М., 2002.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2001.

 

Методологические основания прикладных исследований в сфере культуры

 

Основные понятия: аксиологический (теоретико-ценностный) подход,

информационный подход, комплексный анализ, культурологический подход, психологический подход, семиотический подход, системно-структурный подход, социологический подход, философский подход

 

Методология прикладных культурологических исследований соотносима с общей методологической основой изучения культуры.

Культура как предмет изучения представляет собой весьма сложный и многозначный феномен, поэтому её осмысление требует особого научного подхода. Сложность изучения культуры обусловлена тем, что она, будучи целостной, постоянно изменяющейся системой, не представляет собой некой устойчивой константы.

Культура как любое социальное явление может быть рассмотрена в качестве исторически развивающегося процесса, с одной стороны, а с другой – в качестве определенной теоретико-методологической модели, которая существует и трансформируется по определенным общим законам, т.е. в методологии исследования культурных явлений должен присутствовать известный диалектический принцип единства исторического и логико-гносеологического анализа.

Многообразие проявлений культуры предопределяет множественность подходов и аспектов в методологии ее изучения. Наиболее полную картину о том или ином культурном феномене может дать только комплексный анализ, который интегрирует в себе как традиционные методы исследования: собственно культурологический, философский, включающий онтологический и гносеологический аспекты, социологический, аксиологический, или ценностный; так и спектр частных современных методов и методик изучения культуры – психологический, семиотический, системно-структурный, информационный, статистический, математический и др. Привлечение частнонаучных методов способствует усовершенствованию аналитического аппарата науки о культуре.

Культурологический подход представляет собой интегративный метод анализа, ближе всего тяготеющий к историко-философской традиции, в рамках которого происходит описание, обобщение и систематизация данных эмпирических исследований культуры.

Философский подход выражает необходимость осмысления культуры с познавательной точки зрения и выявления наиболее общих закономерностей функционирования.

Аксиологический, или теоретико-ценностный подход акцентирует внимание преимущественно на моментах отношения, оценки, так как все явления культуры носят ярко выраженный ценностный характер. В связи с этим вышеназванный подход имеет чрезвычайно широкое хождение как в теоретических, так и в прикладных исследованиях культуры.

Психологический подход обращает внимание на специфику восприятия выразительности культурных форм, механизмы закрепления и хранения в памяти общества или отдельного субъекта культурных феноменов, их влияние на поведение человека.

Системно-структурный подход позволяет обозначить все компоненты и отношения внутри системы культуры и отдельных ее образований, выявить характер их взаимоотношений, проследить степень и качество взаимодействия.

Семиотический подход характеризует явление культуры прежде всего со стороны его знаково-символической природы. Этот подход дает возможность проследить превращение реального культурного факта, события, явления, предмета в знак, проанализировать его смысловое наполнение и пути превращения в символ.

В информационном подходе акцентируются моменты, связанные с рассмотрением культурных явлений как носителей специфической информации, которая может быть определенным образом закодирована, например, в ритуальном обряде или церемонии, этикетных нормах, произведениях искусства.

Социологический подход позволяет определить взаимоотношения различных социальных слоев и групп в культуре, широко применяя многообразие социологических методик для изучения различных культурных явлений и процессов. Прикладная культурология широко использует следующие виды социологического подхода:

· демографический. Демография (от греч. демос – «народ») – изучение населения, в особенности рождаемости, смертности, миграций и связанной с этим деятельности людей. (например, демографический анализ наций третьего мира может объяснить их экономическую отсталость и, как следствие, недостаток средств, выделяемых государством на развитие культуры и т. п.).

· психологический. Он объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. В числе прочих исследуются такие проблемы, как формирование социальных установок, взаимодействие общества и личности в процессе социализации, формирование и распространение настроений в ситуациях, связанных с паникой или беспорядками и т. п.

· коллективистический. Применяется при изучении различного рода групп, организаций и общностей. Он важен при изучении коллективного поведения, например, действий толпы, реакции аудитории, общественных движений и т. п.

· выявление взаимоотношений. Общественная жизнь рассматривается через взаимодействие людей друг с другом, обусловленное их ролями. В обществе существуют сотни ролей: политик, избиратель, хозяин, служащий, деловой человек, потребитель и т. д. Поведение людей в той или иной роли связано также с такими социокультурными институтами, как образование и религия.

При обращении к тому или иному методологическому подходу важно понимание его адекватности по отношению к конкретно изучаемому материалу, иными словами, результативность использования конкретного метода определяется его четкой направленностью, рамками целевой заданности исследования.

Каждый из названных подходов в силу своей универсальности соотносим и может быть использован в различных направлениях анализа: формационном, цивилизационном, концептуально-мировоззренческом, концептуально-историческом, регионально-территориальном, этно-национальном, демографическом, по типу духовно-ценностных ориентаций человека, по типу религии, по отношению к природе, классическим образцам, традиции и др.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем основная сложность исследования культуры?

2. Что такое комплексный анализ культурного феномена?

3. Какие подходы к изучению явлений культуры существуют? Какова специфика каждого?

4. Охарактеризуйте виды социологического подхода.

 

Литература

Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996.

Культурология: История мировой культуры: Учеб. пос. / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 2003.

Овчинников Н Ф Методологические принципы в истории научной мысли. – М., 1997.

Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. – М., 2002.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.


Вопросы для самопроверки

1. Что такое «проблемная ситуация»?

2. Назовите частные аспекты проблемных ситуаций.

3. Какие элементы включает социокультурная ситуация?

4. Перечислите основные сферы жизнедеятельности человека.

5. Из каких компонентов состоит социокультурная среда?

 

Литература

Культурология: История мировой культуры: Учеб. пос. / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 2003.

Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. – СПб., 1997.

Орлова Э.А. Проблемно-ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики – М., 1993.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит важность проблемы сохранения культурного наследия?

2. Что такое вандализм? Охарактеризуйте каждый из уровней вандализма.

3. Где проблема сохранения культурного наследия стоит более остро – в восточной или западной культуре? Почему?

4. Как решалась проблема сохранения культурного наследия в истории России?

 

Литература

Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. – М., 1990.

Золкин А.Л. Культурология: Учеб. пос. – М., 2001.

Культурологии: Учеб. пос. / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М., 1999.

Культурология: История мировой культуры: Учеб. пос. / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 2003.

Лихачев Д.С. Беречь памятники культуры // Нева. 1963. № 3.

Монастыри России // Памятники Отечества. – М., 1993. № 26.

Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. – М., 1999.

Русская усадьба //Памятники Отечества. – М., 1992. № 25.

Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пос. – М., 2001.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие международные организации занимаются охраной всемирного культурного и природного наследия?

2. Какие международные документы регламентируют сотрудничество в области культуры?

3. Расшифруйте следующие аббревиатуры: ЮНЕСКО, ИКОМОС, МССП, ИККРОМ.

4. Какие объекты включены в Список культурного наследия от России?

 

Литература

Всемирное Культурное и Природное наследие в образовании: Учеб. пос. – СПб., 2001.

Золкин А.Л. Культурология: Учеб. пос. – М., 2001.

Культурологии: Учеб. пос. / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М., 1999.

Культурология: История мировой культуры: Учеб. пос. / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 2003.

Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пос. – М., 2001.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит важность проблемы сохранения отечественного культурного наследия?

2. Какие программы, направленные на сохранение национального культурного наследия, реализуются в настоящее время?

3. Каковы главные проблемы и задачи в деле сохранения культурного достояния сегодня?

 

Литература

Всемирное Культурное и Природное наследие в образовании: Учеб. пос. – СПб., 2001.

Золкин А.Л. Культурология: Учеб. пос. – М., 2001.

Культурологии: Учеб. пос. / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М., 1999.

Культурология: История мировой культуры: Учеб. пос. / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 2003.

Лихачев Д.С. Беречь памятники культуры // Нева. 1963. № 3.

Монастыри России // Памятники Отечества. – М., 1993. № 26.

Основы законодательства РФ о культуре. – М., 1992.

Русская усадьба //Памятники Отечества. – М., 1992. № 25.

Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пос. – М., 2001.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.

 

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите типы взаимоотношений культуры и власти.

2. Назовите причины, затрудняющие управление культурой.

3. В чем выражается вмешательство государства в культурную деятельность?

4. Приведите примеры административных структур, управляющих культурной деятельностью.

 

Литература

Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история. Учеб. пос. – М., 2001.

Законодательство в сфере культуры. Сборник документов. Сост. М.В. Сеславинский. – СПб., 1993.

Культурология: История мировой культуры: Учеб. пос. / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 2003.

Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск, 2000.

Основы законодательства РФ о культуре. – М., 1992.

Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пос. – М., 2001.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение культурной политики.

2. Что относится к компетенции культурной политики?

3. Охарактеризуйте наиболее распространенные типы культурной политики.

4. Перечислите общие элементы структуры самообеспечения любой культуры.

5. Назовите основные типы регуляции культуры.

 

Литература

Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история. Учеб. пос. – М., 2001.

Законодательство в сфере культуры. Сборник документов. Сост. М.В. Сеславинский. – СПб., 1993.

Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск, 2000.

Основы законодательства РФ о культуре. – М., 1992.

Помпеев Ю.А. Экономика социокультурной сферы. – СПб., 2003.

Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пос. – М., 2001.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные типы социокультурных институтов поддержания культурного воспроизводства.

2. Охарактеризуйте 3 типа управления экономикой культуры.

3. Что включается в бюджетные и внебюджетные источники финансирования культуры?

4. Чем отличаются спонсорство, благотворительность, патронаж и меценатство?

5. Что такое фандрейзинг?

6. В чем заключаются долевые дотации государства при финансировании культуры?

 

Литература

Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история. Учеб. пос. – М., 2001.

Законодательство в сфере культуры. Сборник документов. Сост. М.В. Сеславинский. – СПб., 1993.

Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск, 2000.

Основы законодательства РФ о культуре. – М., 1992.

Помпеев Ю.А. Экономика социокультурной сферы. – СПб., 2003.

Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пос. – М., 2001.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.

Вопросы для самопроверки

1. Какие творческие союзы стали инициаторами введения новой модели хозяйствования в социокультурной сфере?

2. Назовите законы и другие нормативны акты, принятые на основании предложений Министерства культуры.

3. В каких областях регулируют социокультурную деятельность «Основы законодательства РФ о культуре»?

4. Назовите основные виды рекламы.

 

Литература

Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1998.

Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история. Учеб. пос. – М., 2001.

Законодательство в сфере культуры. Сборник документов. Сост. М.В. Сеславинский. – СПб., 1993.

Наймушин А. Д. Основы организации рекламы. – М.: 1992 г.

Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск, 2000.

Основы законодательства РФ о культуре. – М., 1992.

Помпеев Ю.А. Экономика социокультурной сферы. – СПб., 2003.

Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пос. – М., 2001.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем суть кросс-культурных исследований?

2. Что такое гендерные исследования?

3. Назовите аналитические методы изучения культурных явлений. В чем специфика каждого?

4. Охарактеризуйте различные виды прикладных культурологических исследований.

 

Литература

Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996.

Культурология: История мировой культуры: Учеб. пос. / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 2003.

Минюшев Ф.И. Социология культуры. – М., 2004.

Овчинников Н Ф Методологические принципы в истории научной мысли. – М., 1997.

Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. – М., 2002.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.

 


Библиографический список

 

1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М., 1991.

2. Адорно Т.В. К логике социальных наук // Вопросы философии. – 1992. № 10.

3. Аксенов В.С., Наумов А.П. Технические средства в культурно-просветительной работе. – М., 1988.

4. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурное пространство как объект исследования и преобразования// Ориентиры культурной политики. – 1997. № 2.

5. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. – М., 1996.

6. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000.

7. Ариарский М.А. Прикладная культурология. – СПб, 1999.

8. Артановский А.М. На перекрестке идей и цивилизаций. – СПб., 1994.

9. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. – М., 1986.

10.Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. – СПб., 1998.

11.Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. – СПб., 1992.

12.Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? – М., 1992.

13.Быховская И.М. Культурология: от научного знания к образовательной практике // Культурология: новые подходы. Альманах-ежегодник N 3-4. – М.: МГУК, 1998.

14.Вдовенко Т.В. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы. – СПб., 1999.

15.Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. – М., 1990.

16.Всемирное Культурное и Природное наследие в образовании: Учебное пособие. – СПб., 2001.

17.Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. – М., 1998

18.Голышев А.И. Социально-культурная жизнь региона. – Псков, 1999.

19.Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. – М., 1993.

20.Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. – М., 1996.

21.Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. – М., 1990.

22.Дороти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. – М., 1998.

23.Дридзе Т.М. Человек и городская среда в прогнозном социальном проектировании// Общественные науки и современность. – 1996. - № 1.

24.Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. – М.: РИК, 1995.

25.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М., 1998.

26.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М., 1998.

27.Законодательство в сфере культуры. Сборник документов. Сост. М.В. Сеславинский. – СПб., 1993.

28.Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. – М., 1998.

29.Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб., 2000.

30.Золкин А.Л. Культурология. – М., 2001.

31.Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социс. – 1995. № 8.

32.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. – М., 1996.

33.Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи. – М.: ИФАН, 1996.

34.Культурно-досуговая деятельность. – М., 1998.

35.Культурология. XX век. Словарь. – СПб., 1997.

36.Культурология. XX век. Энциклопедия. – СПб., 1998.

37.Лебедева Т. Паблик рилейшнз: Корпоративная и политическая режиссура. – М., 1999.

38.Массовая культура: Учебное пособие /К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. – М., 2004

39.Наумова Н.Ф. Жизненные стратегии человека в переходном обществе// Социолог. Журнал. – М., 1995. – № 2.

40.Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. – М., 1988.

41.Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск, 2000.

42.Основы законодательства РФ о культуре. – М., 1992.

43.Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова. – М., 1996.

44.Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. – М., 1998.

45.Помпеев Ю.А. Экономика культуры. – СПб., 1999.

46.Помпеев Ю.А. Экономика социально-культурной сферы. – СПб., 2003.

47.Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М., Киев, 1999.

48.Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М., 1992.

49.Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социс. – 1996. № 6.

50.Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии. – Кемерово, 1996.

51.Ситарам К., Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации // Человек. – 1993. № 2-4.

52.Социокультурный менеджмент в России на рубеже веков: Сб. научных трудов. – М., 2000.

53.Сравнительная социология. – М., 1995.

54.Суртаев В.Я. Молодежь и культура. – СПб., 1999.

55.Суслова Е.А. Социокультурная диагностика: теоретико-методологические и прикладные аспекты. // Наука о культуре: итоги и перспективы. Вып.2. – М., 1998.

56.Тульчинский Г.Л. Технология менеджмента в сфере культуры. – СПб., 1996.

57.Ульяновский А.В. Мифодизайн рекламы. – СПб., 1995.

58.Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.

59.Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. – М., 1986.

60.Хренов Н.А. Мифология досуга. – М., 1998.

61.Шампань П., Ленуар Р. и др. Начала практической социологии. – М., 1996.

62.Штомпка П. Социология социальных изменений. – М.: Аспект-Пресс, 1996.

63.Щедровицкий Г.П. Избранные труды. – М., 1995.

64.Экономические основы культурной деятельности (под ред. А.Я. Рубинштейна). В 3-х томах. – СПб., 2002.

65.Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипова. – М., 1995.

66. Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология: 4. – М., 1991. № 1.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Раздел I. Прикладная культурология и её место в системе наук о культуре


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь