Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культуроохранная деятельность как важнейшая сфера применения прикладной культурологии



 

Основные понятия: вандализм, культура как фактор национальной безопасности, культурное наследие, национальное историко-культурное достояние, экология культуры

 

Природа и культура образуют жизненную среду обитания человека, они являются главными и непременными условиями его существования. Природа составляет фундамент, а культура – само здание бытия человека. Природа обеспечивает существование человека как физического существа. Культура, будучи «второй природой», делает это существование собственно человеческим. Она позволяет человеку становиться интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью. Поэтому сохранение культуры столь же естественно и необходимо, как сохранение природы.

Экология природы неотделима от экологии культуры. Если природа накапливает, сохраняет и передает генетическую память человека, то культура делает то же самое с его социальной памятью. Нарушение экологии природы несет угрозу генетическому коду человека, ведет к его вырождению. Нарушение экологии культуры разрушающе воздействует на личность человека, ведет к его деградации.

Действия, направленные на разрушение культуры, получили название «вандализм» по имени древнегерманского племени вандалов (лат. Vandali), в 455 году захвативших Рим и уничтоживших в нем множество произведений искусства. Вандализм имеет тройное проявление:

· физическое уничтожение фактов культуры – вещей и знаков (напр., сожжение Александрийской библиотеки);

· разрушение систематизации, классификации и кодификации фактов культуры и, на этом основании, невозможность культуропользования;

· падение образования или недостаточно современный уровень образования. Этот тип вандализма уничтожает запросы культуропользователей, делает культуру невостребованной и поэтому постепенно разрушающейся (См. Рождественский Ю.В. Указ. соч. С. 24-25).

Культурное наследие представляет собой главный способ существования культуры. То, что не входит в культурное наследие, перестает быть культурой и в конечном счете прекращает свое существование. За свою жизнь человек успевает освоить, перевести в свой внутренний мир лишь малую долю культурного наследия. Последнее остается после него для других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего человечества. Однако таковым оно может быть лишь при условии своего сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия в известной мере совпадает с сохранением культуры вообще.

Как проблема охрана культурного наследия существует для всех обществ. Однако более остро она встает перед западным обществом. Восток в этом смысле существенно отличается от Запада.

История восточного мирабыла эволюционной, без радикальных, революционных разрывов постепенности. Она покоилась на преемственности, веками освященных традициях и обычаях. Восточное общество достаточно спокойно перешло от Древности к Средневековью, от язычества к монотеизму, сделав это еще в Древности.

Всю последующую его историю можно определить как «вечное Средневековье». Положение религии как фундамента культуры оставалось незыблемым. Восток продвигался вперед, обратив свой взгляд назад, в прошлое. Ценность культурного наследия не ставилась под сомнение. Его сохранение выступало как нечто естественное, само собой разумеющееся. Возникавшие при этом проблемы имели главным образом технический или экономический характер.

История западного общества, напротив, была отмечена глубокими, радикальными разрывами. Она нередко забывала о преемственности. Переход Запада от Античности к Средневековью был бурным. Он сопровождался значительными масштабными разрушениями, утратами многих достижений античности. Западный «христианский мир» утверждался на руинах античного, языческого, зачастую буквально: многие архитектурные памятники христианской культуры возводились из обломков разрушенных античных храмов. Средневековье в свою очередь было отвергнуто эпохой Возрождения. Новое время приобретало все более футуристский характер. Высшей ценностью для него выступало будущее, тогда как прошлое решительно отвергалось. Гегель заявлял, что современность отдает все свои долги прошлому и становится ничем с ним не связанной.

Французский философ М. Фуко предлагает западную культуру Нового времени рассматривать с точки зрения радикальных сдвигов, вне принципов историзма и преемственности. Он выделяет в ней несколько эпох, считая, что у них нет какой-либо общей истории. Каждая эпоха имеет свою историю, которая сразу и неожиданно «открывается» в ее начале и так же сразу, неожиданно «закрывается» в ее конце. Новая культурная эпоха ничем не обязана предыдущей и ничего не передает последующей. Историю характеризует «радикальная прерывность».

Начиная с Возрождения религия в западной культуре теряет свою роль и значение, она все больше оттесняется на обочину жизни. Ее место занимает наука, власть которой становится все более полной и абсолютной. Науку интересует прежде всего новое, неизведанное, она обращена к будущему. К прошлому она часто равнодушна.

История русской культуры также сопровождалась крутыми поворотами и нарушениями преемственности. Ее эволюция осложнялась геополитическим положением России: оказавшись между Западом и Востоком, она металась, разрывалась между западным и восточным путем развития, не без труда отыскивая и утверждая свою самобытность. Поэтому проблема отношения и сохранения культурного наследия всегда существовала, порой становясь достаточно острой.

Одним из таких моментов стало время Петра I.Своими реформами он круто повернул Россию на Запад, резко обострив проблему отношения к ее прошлому. Однако, при всем радикализме своих преобразований, Петр вовсе не стремился к полному отказу от прошлого России, от ее культурного наследия. Напротив, именно при нем проблема охраны культурного наследия впервые предстает как вполне осознанная и крайне важная. При нем также принимаются конкретные практические меры по сохранению культурного наследия.

Так, в конце XVII века по указу Петра производятся обмеры и снимаются чертежи древних буддийских храмов в Сибири. Весьма примечательным является тот факт, что в годы, когда в России запрещалось – помимо Петербурга – каменное строительство, Петр издает специальное разрешение о таком строительстве в Тобольске. В своем указе он по этому поводу отмечает, что возведение Тобольского Кремля имеет целью не оборону и военные действия, а показ величия и красоты русского строительного дела, что создание дороги, ведущей через Тобольск в Китай, означает дорогу к народу, который есть и должен быть навеки другом России.

Начатое Петром I находит продолжение и при Екатерине II. Она издает указы об обмерах, исследованиях и учете зданий, имеющих историко-художественную ценность, а также о составлении планов и описаний древних городов и о сохранении памятников археологии.

Активные попытки учета и охраны памятников старины и природы предпринимаются передовыми деятелями России уже в XVIII веке. Некоторые из них достигают успеха.

В частности, архивные данные свидетельствуют о том, что в 1754 г. жители Москвы и ближайших сел и деревень обратились в Петербург в Берг-коллегию с жалобой и требованиями принять меры к защите их от бедствий, которые приносят железоделательные заводы, построенные и строящиеся в Москве и вокруг нее. По словам многочисленных авторов обращения, эти заводы приводят к уничтожению лесов, распугивают зверей, загрязняют реки и изводят рыбу. В ответ на это прошение был издан приказ о выводе и прекращении нового строительства железоделательных заводов на 100 верст в окружности от Москвы. Срок для вывода был установлен в один год, а в случае невыполнения приказа заводское имущество подлежало конфискации в пользу государства.

Внимание к охране природного и культурного наследиязначительно усиливается в XIX веке. Наряду с частными решениями, которых было большинство, принимались и общие государственные постановления, регламентирующие строительную и иные виды деятельности. В качестве примера можно указать на обязательный для исполнения Строительный устав, принятый в XIX веке, который запрещал снос или ремонт, ведущие к искажению зданий, возведенных в XVIII веке, а также на указ о награждении орденом Владимира I степени лиц, насадивших и вырастивших не менее 100 десятин леса.

Важную роль в деле охраны природного и культурного наследия играли общественные, научные организации: Московское археологическое общество (1864), Русское историческое общество (1866), Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины (1909) и др. На своих съездах эти организации обсуждали проблемы охраны историко-культурного наследия. Они занимались разработкой законодательства по охране памятников, ставили вопрос о создании государственных органов для охраны культурно-исторических ценностей. Среди этих организаций особого выделения заслуживает деятельность Московского археологического общества.

В это Общество входили не только археологи, но и архитекторы, художники, писатели, историки, искусствоведы. Главными задачами Общества стали изучение древних памятников русской старины и «охранение их не только от уничтожения и разрушения, но и от искажения починками, пристройками и перестройками».

Решая поставленные задачи, Общество создало 200 томов ученых трудов, которые способствовали глубокому осознанию исключительной ценности отечественного историко-культурного наследия и необходимости его сохранения.

Не менее впечатляющими были практические результаты деятельности Общества. Благодаря его усилиям удалось сохранить ансамбль Усадьбы на Берсеневской набережной и постройки Китай-города в Москве, крепостные сооружения в Коломне, Успенский собор в Звенигороде, храм Покрова на Нерли, церковь Лазаря Муромского в Кижах и многие другие.

Наряду с изучением и сохранением памятников Общество внесло значительный вклад в дело пропаганды достижений русской культуры. В частности, по его инициативе был сооружен памятник выдающемуся русскому просветителю, первопечатнику Ивану Федорову (автор – скульптор С. Волнухин), который и поныне украшает центр Москвы. Авторитет Московского археологического общества был настолько высоким, что без его ведома и согласия практически ничего не делалось. Если же что-то затевалось и угрожало какому-либо памятнику, то Общество решительно вмешивалось и наводило должный порядок.

В начале XX века в России уже были разработаны основные законы об охране памятников искусства и старины, об охране природы и об организации природных и исторических заповедников. Были опубликованы «Проект закона об охране памятников старины в России» (1911) и пакт Н. Рериха о необходимости международного решения вопроса об охране культурных ценностей. Следует подчеркнуть, что пакт Рериха явился первым в мировой практике документом, поднявшим данный вопрос до глобальной проблемы. Этот пакт был принят Лигой Наций только в 1934 г., получив не совсем справедливое наименование – «Вашингтонский пакт». Принятию закона «Об охране памятников в России» помешала Первая мировая война. Правда, его принятие могло оказаться проблематичным, поскольку в первоначальной редакции он затрагивал права частной собственности, включая статью о «принудительном отчуждении недвижимых памятников старины, находящихся в частном владении».

После Октябрьской революции ситуация с сохранением культурного наследия резко обострилась. Последовавшая за революцией гражданская война имела следствием разрушение и разграбление огромного числа памятников внутри страны, а также бесконтрольный вывоз культурных ценностей за границу. Рабочие и крестьяне делали это из мести и ненависти к своим бывшим угнетателям. Другие социальные слои участвовали в этом из чисто корыстных целей. Спасение национального культурного достояния требовало от властей энергичных и решительных мер.

Уже в 1918 г. издаются имеющие законодательную силу декреты Советской власти о запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения, а также о регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства и старины. Особое внимание уделяется охране памятников садово-паркового искусства и историко-художественного пейзажа. Заметим, что такого рода законодательные положения о памятниках садово-паркового и ландшафтного искусства в мировой практике были первыми. Одновременно создается специальный государственный орган по делам музеев и охране памятников.

Принятые меры дали положительные результаты. За четыре года только по Москве и Подмосковью зарегистрирована 431 частная коллекция, обследованы 64 антикварных магазина, 501 церковь и монастырь, 82 усадьбы.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. нанесла Советскому Союзу огромный ущерб. Немецко-фашистские захватчики сознательно и целенаправленно разрушали наиболее ценные памятники архитектуры, расхищали произведения искусства. Особенно сильно пострадали древние русские города Псков, Новгород, Чернигов, Киев, а также дворцово-парковые ансамбли пригородов Ленинграда.

Их восстановление началось еще до окончания войны. Несмотря на тяжелые лишения и огромные трудности, общество находило в себе силы на возрождение историко-культурного достояния. Этому способствовало принятое в 1948 г. правительственное постановление, в соответствии с которым меры, направленные на улучшение охраны памятников культуры, значительно расширялись и углублялись. В частности, теперь к памятникам культуры относились не только отдельно стоящие здания и сооружения, но и города, населенные пункты или части их, имеющие историко-градостроительную ценность.

С 60-х годовохрана памятников культуры осуществляется в тесном взаимодействии и сотрудничестве с международными организациями и мировым сообществом. Заметим, что наш опыт нашел широкое отражение в таком международном документе, как принятая в 1964 г. «Венецианская хартия», посвященная вопросам сохранения памятников культуры и искусства.

К началу 70-х годовохрана культурного и природного наследия уже в полной мере осознается мировым сообществом как одна из глобальных проблем современности.

А.Я. Флиер расценивает культуру как фактор национальной безопасности. По-настоящему безопасное общество то, где люди в абсолютном большинстве своем сознательно и целенаправленно соблюдают общепринятые нормы жизнедеятельности, т.е. являются культурными, а число нарушителей сравнительно невелико. Когда же число нарушителей начинает превосходить некий процент допустимого, такое общество трудно назвать как культурным, так и безопасным.

Для преодоления опасных тенденций массовой маргинализации населения требуется не только деятельностная социализация людей, но и их инкультурация, т.е. введение человека в систему принятых в обществе культурных норм социального общежития и взаимодействия, иерархию ценностей, степеней допустимости тех или иных суждений и поступков и т.п., а также стимулирование в человеке мотивации к соблюдению этих норм, демонстрация и доказательство того, что, соблюдая нормы, человек имеет больше шансов достичь желаемого, нежели их нарушая. Этому в конечном счете служат (с точки зрения их социальных функций) философия, религия, искусство, образование, воспитание, мораль, обычаи, ритуалы и пр. (См. Флиер А.Я. Указ. соч.).

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит важность проблемы сохранения культурного наследия?

2. Что такое вандализм? Охарактеризуйте каждый из уровней вандализма.

3. Где проблема сохранения культурного наследия стоит более остро – в восточной или западной культуре? Почему?

4. Как решалась проблема сохранения культурного наследия в истории России?

 

Литература

Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. – М., 1990.

Золкин А.Л. Культурология: Учеб. пос. – М., 2001.

Культурологии: Учеб. пос. / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М., 1999.

Культурология: История мировой культуры: Учеб. пос. / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 2003.

Лихачев Д.С. Беречь памятники культуры // Нева. 1963. № 3.

Монастыри России // Памятники Отечества. – М., 1993. № 26.

Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. – М., 1999.

Русская усадьба //Памятники Отечества. – М., 1992. № 25.

Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пос. – М., 2001.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь