Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Прикладные исследования культуры как отрасли народного хозяйства



 

Основные понятия: бюджетные источники финансирования, внебюджетные источники финансирования, государственное финансирование, долевые дотации, меценатство, непроизводственная сфера, патронаж, производственная сфера, спонсорство, фандрейзинг, целевые программы

 

У культуры есть экономические характеристики. Народное хозяйство чётко подразделяется на производственную и непроизводственную сферы.

В свою очередь, непроизводственная сфера включает

жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, культуру и искусство, науку и научное обслуживание, кредитную систему, государственное страхование, народное образование, органы государственного и хозяйственного управления.

Из перечисленных сфер деятельности можно сформировать три самостоятельные группы.

1. Отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ за пределами непосредственного производства. Эти отрасли связаны с движением продукта, доведением его до потребителя. Сюда относятся, в частности, коммунальное хозяйство, кредитование, государственное страхование и др.

2. Отрасли, целью функционирования которых является развитие способностей человека, поддержание его здоровья, формирование и удовлетворение культурных потребностей. Эта группа непосредственно участвует в воспроизводстве рабочей силы.

3. Отрасли, обеспечивающие некоторые потребности общества как единого целого. Сюда относятся управление, охрана и укрепление всех форм безопасности государства и т.д.

Структура отрасли «культура и искусство» достаточно сложна, она охватывает ряд отраслей трудовой профессиональной деятельности, представляющих собой довольно автономные подотрасли.

К их числу относятся:

культурное просвещение, театрально-концертная деятельность, киновидеопрокат изобразительное искусство, краеведение, охрана памятников истории и культуры, туризм, радио, печать, телевидение, издательское дело, книжная торговля, историко-архивное дело, шоу-бизнес, подготовка и переподготовка кадров для отрасли, система материально-технического снабжения (в т. ч. за счёт внутриотраслевого производства средств труда, транспорта, технических средств, музыкальных инструментов, культинвентаря и т. д.).

Но и на этом структурирование «культуры и искусства» не заканчивается. В каждой из подотраслей можно выделить и более частные направления деятельности. Так, например, культурное просвещение можно представить в виде ряда близких сфер деятельности: клубная деятельность, информационно-библиотечное обслуживание, работа парков культуры и отдыха, музейное дело и т. д.

Принято выделять основные типы социокультурных институтов поддержания культурного воспроизводства в разные эпохи (См. Ерасов Б.С. Указ. соч.):

государственный, подчиненный централизованному аппарату власти;

церковный, опирающийся на поддержку религиозного института;

меценатский, или патронажный, при котором материально состоятельные люди финансировали творцов в социально-культурной сфере;

ремесленный, когда предмет прикладного или монументального искусства изготовлялся на местный рынок или на заказ;

коммерческий, определяемый рыночными отношениями;

самообеспечение социально-культурной сферы через самостоятельные институты (церковь, образование, творческие союзы, индустрия досуга и др.).

Расходы на культуру в прошлом были одним из наиболее распространенных проявлений национального и частного богатств. Художник всегда имел основания претендовать на государственные субсидии или средства заказчика-патрона, или на покровительство частных лиц.

Методы финансирования культуры различны. Определить фактические расходы на культуру и образование весьма затруднительно. Только богатые страны могут себе позволить значительные расходы на официально субсидируемое образование, создание сети культурных центров и т.д. Страны, лишенные больших доходов, чаще полагаются на участие общественных организаций, иностранную помощь, содействие культурных агентств и различных миссий из других стран. Тем не менее, этих источников явно недостаточно.

Мировой опыт финансирования, поддержки и развития социально-культурной сферы различает три основных типа управления экономикой в зависимости от механизма ее финансирования (См. Помпеев Ю.А. Указ. соч.).

Тип первый – архитектор или инженер – предполагает воздействие правительства на культуру, искусство и социальную политику через правительственные организации – министерства и комитеты по культуре и социальной помощи. Государство владеет средствами художественного производства, использует их и финансирует искусство для повышения образования и эстетического воспитания населения. Решения о субсидиях, их размерах и адресности принимают государственные чиновники. Этот тип управления отражает преимущественно централизованные формы прямого финансирования культуры и искусства за счет государственных средств, являющегося частью государственной программы повышения благосостояния общества. Он носит название романского и характерен для таких стран, как Франция, Италия, Испания, в которых финансирование искусства и культурных программ осуществляют правительственные организации или частные лица, пользующиеся доверием государства. Тип жесткого социального заказа при отсутствии идеологического и политического плюрализма в культуре был характерен для советской экономики этой сферы и стран Восточной Европы.

Показательным примером содействия развитию социально-культурных программ может служить правительственная политика в области цен на книги во Франции. В 1991 г. был принят закон об установлении единых цен на книги, позволивший не взвинчивать цены и избежать разорения мелких книжных магазинов. Министерство культуры при этом старается сдерживать концентрацию издательского дела, материально поддерживая мелкие специализированные издательства. Большое число издательств способствует разнообразию и качеству печатной продукции, активизации издательских инициатив, распространению и демократизации книжной культуры. И это лишь один из аспектов культурной политики французского государства, считающейся лучшей в Европе. Результат – поддержание на должном уровне многовекового национального культурного наследства и поощрение нового культурного творчества, забота об облагораживании общей и экономической культуры в стране).

Второй тип – помощник – включает поддержку и развитие разнообразных форм некоммерческого и любительского творчества, то есть всей социально-культурной деятельности в целом. Центральные власти оказывают только патерналистскую («отцовскую») заботу путем соответствующего законодательства и налоговой политики, а государственное финансирование осуществляется преимущественно из местных бюджетов и через самостоятельные структуры и фонды, обладающие налоговыми льготами. Подобные формы объединения государственных средств с привлекаемыми иными средствами через независимые или местные структуры, с максимальным использованием местного самоуправления и самоорганизации сферы культуры и искусства, характерны для ФРГ и скандинавских стран. Данный тип управления экономикой культуры носит название германского.

Третий тип – патрон или вдохновитель – сформирован историческими традициями и потребностью защиты искусства от прямого воздействия правительства, стремлением отделить культурную деятельность от политических решений (Великобритания, Ирландия, Швейцария). Реализуя данный принцип, Великобритания после второй мировой войны создала Совет искусств страны, с помощью которого государство-патрон финансирует культуру «на расстоянии вытянутой руки». Правительство определяет лишь общий уровень поддержки социально-культурной сферы, выделяя соответствующие финансовые средства, обеспечивающие стандарты профессионального творчества. Их распределением между конкретными организациями ведает независимый от правительства Совет с помощью патронажа, то есть системы покровительственных мер.

Государство, как видим, выступает лишь вдохновителем определенных направлений культуры и искусства, а их финансирование, помимо средств Совета искусств, осуществляется за счет инвестирования частного капитала отдельными лицами и корпорациями с помощью налоговых льгот. Их пожертвования в духовную сферу сопровождаются налоговыми сокращениями. Недополучая часть налоговых средств, государственный бюджет опосредованно участвует в финансировании культуры через субсидии частных лиц и компаний, что не позволяет государству вмешиваться в содержательные процессы культурной деятельности. Этот механизм финансирования за счет спонсорства и благотворительности, но с государственным политическим и правовым регулированием (принцип «вытянутой руки»), относят к англо-американскому типу.

В реальном мире большая часть государств в финансировании социально-культурной сферы играет смешанную роль. Конвергенция, существующая между перечисленными типами управления экономикой культуры, обогащает децентрализованные формы финансирования созданием Национального фонда искусств США или Канадского отдела связи - правительственной организации, отвечающей за финансирование искусства, развитием квазинезависимых советов в Швеции и Нидерландах.

Наиболее эффективно система децентрализованного финансирования культуры действует в США, где объем благотворительных отчислений превышает 100 млрд. долларов в год (см. газету «Клуб меценатов», № 9, март 1997 г.). Эта финансовая поддержка позволяет американской культуре и искусству США безбедно существовать вне зависимости от государственного бюджета. В некоммерческом секторе организации культуры и искусства вынуждены соревноваться за финансовую поддержку прежде всего с организациями здравоохранения и образования. Учреждения культуры выдерживают эту конкуренцию, помогая коммерческим фирмам приобрести соответствующий имидж, создать репутацию у потребителей. Предпринимательский успех и прибыль фирмы определяются ее известностью и успехом в обществе, чему способствует социально-культурная сфера как некая позитивная сила, особенно в регионах с высоким уровнем потребления культурных услуг. Поддерживая искусство и культуру, фирма-спонсор вносит элемент духовности в свою деятельность, меняя тем самым свой имидж и приобретая большее число доброжелателей среди потенциальных покупателей и одновременно, скажем, зрителей популярного спектакля, выставки или телевизионной программы, финансовая помощь которым оказана фирмой. Направляя средства на благотворительные цели, бизнес получает и налоговые льготы. Если вложения не превышают 10% от доходов фирмы, их вычитают из дохода до налогообложения. Бизнес вкладывает средства в культуру не только по альтруистическим мотивам – ему это прежде всего выгодно.

Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации является государственное финансирование. Это обусловлено сильной зависимостью социального положения больших масс населения от бюджетных средств, сохранением преимущественно государственной формы финансирования социальных сфер (образования, здравоохранения, социального обеспечения) и наличием укоренившихся традиций, привычек получать все блага от государства (психология собеса).

Применительно к нынешним российским условиям источники финансирования подразделяются на бюджетные (государственные) и внебюджетные (негосударственные).

Государственные источники финансирования объединяют федеральный, отраслевой, региональные, межотраслевые и местные бюджеты текущего содержания и целевые программы (программное финансирование). Большинство организаций исполнительского искусства без соответствующих бюджетных ассигнований существовать не могут: затраты учреждений культуры и искусства возрастают быстрее, чем индивидуальная полезность их услуг в денежной оценке. В дотационном порядке, как разница между расходами и доходами, выделяются субсидии из бюджета театрально-зрелищным предприятиям и средствам массовой информации.

Бюджетные ассигнования, отпущенные на финансирование социально-культурной деятельности и связанные с выполнением государством социальных функций, при формировании бюджетов всех уровней выделяются по разделам расходов:

· образование;

· культура и искусство, кинематограф;

· средства массовой информации;

· здравоохранение и физическая культура;

· социальная политика.

Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование науки, т. е. направление средств на работы по важнейшим фундаментальным исследованиям и общегосударственным целевым научно-техническим программам.

Кроме бюджетных ассигнований, государство предоставляет дополнительные источники поддержки учреждений культуры в виде определенных финансовых льгот: освобождение от платы за фонды, от части отчислений на капитальный ремонт, сокращение ряда статей эксплуатационных расходов, налоговые льготы, уменьшение таможенных тарифов при ввозе оборудования для строительства и реставрации объектов культуры.

К внебюджетным источникам финансирования относят также коммерческую деятельность фирм и учреждений в сфере культуры (платные услуги, страховая деятельность и т. п.). Дополнительные средства привлекает в сферу культуры и защита авторских прав. Возможность зарабатывать валютные средства и использовать их для укрепления собственной материальной базы должна стать нормой для любого творческого коллектива, для любой организации в сфере культуры, как и ориентация учреждений культуры на приток иностранных инвестиций, на осуществление внешнеэкономической деятельности, на создание совместных предприятий. Самую серьезную роль во внебюджетных источниках исполняют международные проекты и программы (гранты, премии, стипендии), сотрудничество и взаимодействие сферы культуры и бизнеса (спонсорство, благотворительность, патронаж).

Спонсорство, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О рекламе» (1995 г.), представляет собой разновидность рекламной деятельности и предполагает, что спонсируемое лицо оказывает спонсору услуги рекламного характера. Спонсорство включает целевые субсидии коммерческих фирм с целью взаимовыгодного сотрудничества с социально-культурными учреждениями путем реализации совместных проектов на основании взаимных обязательств сторон, поскольку культура становится выгодным деловым партнером. Правительства многих западных стран ввели стимулирующие механизмы в виде долевых дотаций. К каждым трем фунтам спонсора правительство Великобритании, например, добавляет один фунт стерлингов из государственной казны; во Франции пять франков из бюджета соединяются в культурном проекте с одним деловым франком. Налоговые льготы для предприятий-спонсоров по-прежнему являются ключевым звеном европейской и американской концепций финансирования культуры.

Благотворительность, направленная на социально приоритетные цели, не предполагает каких-либо финансовых и прочих обязательств со стороны учреждений культуры, получающих поддержку, и выдвигает на первый план нравственный аспект совершаемого акта. Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.) не предусматривает конкретных льгот и привилегий участникам благотворительной деятельности, что является предметом прежде всего налогового законодательства.

Благотворительная деятельность характеризуется двумя базовыми признаками: добровольностью (к благотворительности не относится уплата различного рода обязательных платежей и взносов) и бескорыстностью (под бескорыстностью понимается оказание поддержки не только на безвозмездной, но и на льготной основе).

В Государственной думе России готовится закон о меценатстве (от имени древнеримского политического деятеля и писателя I века до н.э. Гая Цильния Мецената, который покровительствовал кружку поэтов и оказывал им материальную поддержку).

Право организаций культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от отечественных и зарубежных юридических и физических лиц, международных организаций не ограничивается.

Патронаж – покровительство не только финансовое, но и организационное, оказываемое на долговременной стабильной основе; патрон может быть, к примеру, соучредителем организации, коллектива или предприятия культуры.

Патронирование сферы культуры торгово-ростовщическим капиталом в Европе способствовало мощному взлету Ренессанса, позднее поддерживало бюргерскую культуру. В последние десятилетия этот институт приобрел особый размах. В начале XX в. значительное влияние на функционирование культуры в США и странах Западной Европы оказал патронаж со стороны финансовых корпораций Моргана, Меллона, Рокфеллера, Гугенхейма. Мотивами такого патронажа было прежде всего создание благоприятного общественного имиджа, внедрение чувства гордости «своей компанией» и идеи «примирения капитала с искусством». К тому же такого рода покровительство зачастую оказывалось выгодным помещением капитала, тем более что пожертвования на культуру не облагались налогами. Предпочтение обычно оказывалось изобразительному искусству, хотя классическая музыка, балет, опера и театр также не были оставлены без внимания. Конторы сколько-нибудь престижных корпораций и банков украсились полотнами культурного модерна и авангарда. Расширяются программы приобретения произведений искусства по всему миру, создаются собственные коллекции. Прямо в штаб-квартирах корпораций проводятся выставки.

Не только в антикапиталистической идеологической критике, но и в социологических работах указывается на опасности, которыми чреват патронаж: это и возможность стать объектом диктата, и ненадежность поддержки ввиду возможной деловой нестабильности. Тем не менее такая поддержка культурной деятельности несомненно смягчает для деятелей культуры жесткость рыночного регулирования. Вместе с тем высказывается и мнение, что, демонстрируя свою благосклонность к культуре, бизнес тем самым стремится завоевать симпатии в сферах и регионах, представляющих для него интерес. Кроме того, через такое «финансовое» приобщение к искусству господствующий класс в большой степени адаптируется к высоким культурным ценностям.

Конкретной формой управленческой технологии, позволяющей консолидировать усилия и средства государства, бизнеса и общественности, является фандрейзинг (fundraising) – деятельность по привлечению и аккумулированию финансовых средств из различных источников на реализацию социально-культурных проектов и программ, не имеющих, как правило, непосредственной коммерческой выгоды.

К специальным акциям фандрейзинга относят: приемы и презентации, конкурсы и премии, аукционы знаменитостей, лотереи, спонсорство натурой, вечера, обеды и балы, обходы домов и уличные сборы, продажа мест для рекламы, вложение капитала, торговля, коммерция, платные услуги.

При принятии решения об источниках финансирования самоокупаемых предприятий культуры большое значение имеют объем затрат, конъюнктура творческой продукции, уровень процентных ставок и размер дивидендов. При низких ставках за банковский кредит выгоднее привлекать долгосрочные кредиты под целевые программы, чем вкладывать собственные средства (См. Помпеев Ю.А. Указ. соч.).

Обратимся к практике Великобритании, где культурный сектор традиционно играет существенную роль.

В настоящее время в нем задействовано около 500000 человек, а его доход составляет 10 млрд. ф. ст. Поддержка культуры частным сектором – это традиция, поощряемая государством (Департамент Национального Наследия, переименованный в 1997 году в Департамент Культуры, Спорта и СМИ). Более половины крупных коммерческих компаний помогают культуре. Из 100 наиболее значительных британских компаний 60% так или иначе участвуют в развитии культуры. Музыка (включая оперу), как и повсеместно в Европе, является приоритетным сектором: ее финансовая поддержка составляет 27% общей суммы. Далее идут театры и музеи.

Виды искусства Процент спонсорского финансирования от общей суммы
Театры Музеи Музыка Опера Фестивали Изобразительное искусство Кинематография, видео-арт Танцы Наследие Центры искусств Публикации Фотография Ремесла (прикладное искусство) другое 9, 5 4, 5 3, 5 2, 5 1, 5 0, 5 0, 08 0, 05 13, 87

Особо следует отметить Национальную Лотерею, оказывающую финансовую поддержку культурным проектам. Ее доход составляет 1 млрд. ф. ст. ежегодно. Она находится в частном владении. 72% доходов идет на административные расходы и призы; 28% предназначены для поддержки культуры, спорта, благотворительных и прочих социальных нужд.

Лотерея никогда не финансирует проект полностью, поэтому менеджеры проектов обязаны изыскивать недостающие суммы: у государства, местных городских комитетов и спонсоров/доноров. Одним из условий, на основании которых Комитет по Искусству выделяет средства организациям культуры, является наличие от 10 до 15% средств, полученных от частного сектора.

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные типы социокультурных институтов поддержания культурного воспроизводства.

2. Охарактеризуйте 3 типа управления экономикой культуры.

3. Что включается в бюджетные и внебюджетные источники финансирования культуры?

4. Чем отличаются спонсорство, благотворительность, патронаж и меценатство?

5. Что такое фандрейзинг?

6. В чем заключаются долевые дотации государства при финансировании культуры?

 

Литература

Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история. Учеб. пос. – М., 2001.

Законодательство в сфере культуры. Сборник документов. Сост. М.В. Сеславинский. – СПб., 1993.

Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск, 2000.

Основы законодательства РФ о культуре. – М., 1992.

Помпеев Ю.А. Экономика социокультурной сферы. – СПб., 2003.

Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пос. – М., 2001.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь