Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные проблемы и задачи в деле сохранения культурного наследия в современной России



Основные понятия: Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Комиссия по реконструкции культурных ценностей, Общество изучения русской усадьбы, Российский фонд культуры

 

Внашей стране в настоящеевремя ведущую роль в деле со хранения историко-культурного наследия играют две организации. Первая – Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК – основана в 1966 г., является добровольной и общественной, осуществляет программы «Русская усадьба», «Храмы и монастыри», «Русский некрополь», «Русское зарубежье». Общество издает с 1980 г. журнал «Памятники Отечества».

Вторая – Российский фонд культуры, созданный в 1991 г., финансирующий ряд программ и проектов, в том числе программу «Малые города России». Для усиления научной стороны охранных дел в 1992 г. создан Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. В его задачи входят выявление, изучение, сохранение, использование и популяризация культурного и природного наследия.

В 1992 г. образована Комиссия по реконструкции культурных ценностей в целях урегулирования взаимных претензий России и иностранных государств.

К числу важнейших задач в деле сохранения культурного достояния относится возрождение религиозных корней, религиозного начала русской культуры, восстановление важнойроли Православной Церкви.

В настоящее время религия и Церковь вновь занимают достойное место в жизни и культуре нашего общества. Речь при этом идет не о том, что культура вновь становится в полном смысле религиозной. Это невозможно. Современная культура в целом по-прежнему остается светской, однако религия вновь становится важной и неотъемлемой частью культуры, а культура восстанавливает свои исторические связи с религиозными истоками.

На Западе идея возрождения религиозных корней культуры становится актуальной в 70-е годы – вместе с появлением неоконсерватизма и постмодернизма. Позднее она все больше набирает силу. У России имеется гораздо больше оснований надеяться на возрождение религиозного начала в своей культуре.

Этому способствует широкое восстановление и обновление храмов и монастырей в последние годы. Уже сегодня в большинстве населенных пунктов России имеются храм или церковь. Особое значение имеет восстановление Храма Христа Спасителя. Еще большее значение имеет принятие закона о свободе совести. Все это создает необходимые условия для того, чтобы каждый человек нашел свою дорогу к храму.

Весьма благоприятно складывается обстановка и для монастырей. Несмотря на имевшие место в прошлом разрушения и злоключения, более 1200 монастырей сохранились, из которых около 200 ныне действуют.

Русские монастыри всегда были важными центрами духовной жизни. Они обладали особой притягательной силой. В качестве примера достаточно указать на монастырь Оптина Пустынь, который посещали Н. Гоголь, Ф. Достоевский, Л. Толстой. Они приходили туда, чтобы испить из самого чистого духовного источника. Само существование монастырей и монахов помогает людям легче переносить тяготы жизни, ибо знают, что есть место, где они всегда найдут понимание и утешение.

Исключительно важное место в культурном наследии занимают русские усадьбы. Они складывались во второй половине XVIII и в XIX веках. Это были «родовые», «дворянские гнезда». Их были тысячи, осталось же десятки. Часть их была разрушена в годы революции и гражданской войны. Другая часть исчезла от времени и запустения. Многие из сохранившихся – Архангельское, Кусково, Марфино, Остафьево, Останкино, Шахматово – превращены в музеи, заповедники и санатории. Другим повезло меньше, и они нуждаются в экстренной помощи и заботе.

Роль русских усадеб в развитии русской культуры была огромной. В XVIII веке они составляли основу русского Просвещения. Во многом благодаря им XIX век стал золотым веком русской культуры.

Уклад усадебной жизни был тесно связан с природой, земледелием, вековыми традициями и обычаями, жизнью крестьян и простого народа. Элементы высокой культуры – богатые библиотеки, прекрасные коллекции картин, домашние театры – органически переплетались с элементами народной культуры. Благодаря этому в значительной мере снимался раскол, разрыв между европеизированной культурой высшего слоя и традиционной культурой русского народа, возникший в результате петровских реформ и характерный для столиц и крупных городов. Русская культура вновь обретала свою целостность и единство.

Русские усадьбы были живыми родниками высокой и глубокой духовности. Они бережно хранили русские традиции и обычаи, национальную атмосферу, русскую самобытность и дух России, сыграв важную роль в судьбе многих великих людей Отечества. Русская усадьба оказала благотворное влияние на творчество А. С. Пушкина. В усадьбе Хмелите Смоленской области прошли юные годы А. С. Грибоедова, а позднее родился замысел «Горя от ума». Усадьба Введенское в Звенигороде имела большое значение для жизни и творчестве П. И. Чайковского, А. П. Чехова.

Русские усадьбы открыли путь к вершинам искусства многим талантливым самородкам из глубин русского народа.

Оставшиеся русские усадьбы представляют собой зримое и ощутимое прошлое России. Они являются живыми островками подлинной русской духовности. Их восстановление и сохранение составляет важнейшую задачу в деле сохранения культурного достояния. Успешному ее решению способствует воссозданное «Общество изучения русской усадьбы», которое существовало в 20-е годы (1923 – 1928).

К задаче сохранения русских усадеб тесно примыкает другая не менее важная задача – возрождение и развитие малых городов России.

В настоящее время их насчитывается более 3 тысяч с населением около 40 млн. человек. Как и усадьбы, они воплощали истинно русский уклад жизни, выражали душу и красоту России. Каждый из них имел неповторимый, уникальный облик, свой стиль жизни. При всей своей скромности и непритязательности малые города были щедрыми на таланты. Из них вышли многие великие писатели, художники и композиторы России.

Вместе с тем в течение долгого времени малые города находились в забвении и запустении. В них угасла активная, созидательная и творческая жизнь, они все больше превращались в глухую провинцию и захолустье. Теперь ситуация постепенно меняется и малые города вновь оживают.

Разработаны комплексные программы возрождения историко-культурной среды таких древних русских городов, как Зарайск, Подольск, Рыбинск и Старая Русса. Накопленный опыт послужит основой для разработки проектов обновления других малых городов России.

Особое место в охране культурного наследия занимают народные художественные промыслы и ремесла.Вместе с фольклором они составляют народную культуру, которая, будучи важнейшей частью всей национальной культуры, с наибольшей силой выражает ее самобытность и неповторимость. Россия издревле славилась великолепными изделиями художественных промыслов и ремесел.

К числу древнейших из них относится русская деревянная игрушка, центром которой является Сергиев Посад. Именно здесь родилась известная во всем мире матрешка. Такой же древней является холмогорская резьба по кости. Используя технику низкого рельефа, холмогорские косторезы создают уникальные произведения декоративного искусства – гребни, кубки, ларцы, вазы. Не менее долгую историю имеет хохломская роспись. Она представляет собой декоративную роспись растительным узором на деревянных изделиях (посуда, мебель) красными и черными тонами и золотом.

Широкое распространение в России получила миниатюра. Один из известных ее центров находится в с. Федоскино Московской области. Федоскинская миниатюра – живопись маслом на лаковых изделиях из папье-маше. Рисунок выполняется в реалистической манере на черном лаковом фоне. С федоскинской перекликается палехская миниатюра, представляющая собой живопись темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары, украшения).

Заслуженную известность в России и за рубежом получила гжельская керамика – изделия из фарфора и фаянса, покрытые синей росписью.

Упомянутые, а также другие художественные промыслы и ремесла в целом продолжают свою жизнь и деятельность, хотя и с разной степенью успеха и уверенности в будущем.

Вместе с тем все они нуждаются в серьезной помощи. Многие из них требуют существенной реконструкции, результатом которой должно стать создание современных условий труда для народных умельцев и творцов. Некоторые из них нуждаются в возрождении и восстановлении. Дело в том, что с течением времени эти промыслы и ремесла претерпели существенные изменения: они были слишком осовременены. Изменена была тематика и сюжеты, нарушена технология, искажена стилистика.

В целом охрана культурного достояния в современном мире становится все более сложной и острой. Эта проблема требует постоянного внимания. Без преувеличения можно сказать, что об уровне развития культуры того или иного народа следует судить по тому, как он относится к своему культурному наследию. Сохраняя прошлое, мы продлеваем будущее (См. Силичев Д.А. Указ. соч.).

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит важность проблемы сохранения отечественного культурного наследия?

2. Какие программы, направленные на сохранение национального культурного наследия, реализуются в настоящее время?

3. Каковы главные проблемы и задачи в деле сохранения культурного достояния сегодня?

 

Литература

Всемирное Культурное и Природное наследие в образовании: Учеб. пос. – СПб., 2001.

Золкин А.Л. Культурология: Учеб. пос. – М., 2001.

Культурологии: Учеб. пос. / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М., 1999.

Культурология: История мировой культуры: Учеб. пос. / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 2003.

Лихачев Д.С. Беречь памятники культуры // Нева. 1963. № 3.

Монастыри России // Памятники Отечества. – М., 1993. № 26.

Основы законодательства РФ о культуре. – М., 1992.

Русская усадьба //Памятники Отечества. – М., 1992. № 25.

Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пос. – М., 2001.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь