Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раздел 3. Методическое обеспечение прикладных культурологических исследований⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Основные понятия: аналитические исследования, гендерные исследования, герменевтический метод, идеографический метод, компаративные методы, кросс-культурные исследования, маркетинговые исследования, моделирование, монографическое исследование, описательные исследования, опросные методики, пилотажные исследования, системные методы, социокультурная диагностика, социокультурный эксперимент, социокультурный мониторинг, сравнительный метод, точечное исследование
В научных исследованиях всегда используются определённые методы, то есть способы работы с материалом, отбора необходимых фактов, анализа и обобщения полученной информации, построения теоретических схем и моделей, выработки путей проверки выдвинутых теоретических предположений и т. д. Естественно, есть свои научные методики и у культурологии. Поскольку культурология возникла на сравнительно позднем этапе развития гуманитарных наук и выступает как научная дисциплина, стремящаяся к интеграции, органичному объединению гуманитарных знаний, многие её методы заимствованы из методологического арсенала философии, истории, этнографии и антропологии, искусствоведения, археологии, лингвистики. Иногда эти методы не столько заимствованы, сколько унаследованы и развиты культурологией в нужном ей направлении. Методы культурологии объединяет с методами других гуманитарных наук их общее отличие от методологии естественных наук. Это отличие проявляется во многом: в гораздо меньшей степени математизации гуманитарного знания в сравнении с естественнонаучным, больших трудностях в экспериментальной проверке гуманитарных теорий, меньшей зависимости гуманитарной науки от принципа детерминизма (причинно-следственных связей), так как она изучает человека – существо, наделённое свободой воли. На рубеже XIX – XX веков немецкие философы – неокантианцы разработали специальное учение о различиях между методами естественных наук, обобщающими отдельные факты, и методами «наук о культуре», описывающими уникальные и индивидуальные особенности явлений культуры. Последний метод они назвали «идеографическим» (от греч. idios – «частный, особый» и grapho – «описываю»). Представители «философии жизни» обогатили культурологическую методологию учением о «понимании», «переживании», «вчувствовании» (В. Дильтей) – интуитивном постижении историком культуры духовной сути культурного явления, исследованием культуры как единства двух противоречивых культурообразующих начал, аполлонийского и дионисийского (Ф. Ницше), концепцией изучения «открытого» и «закрытого» типов общества и соответствующих им культурных систем (А. Бергсон). Важным вкладом философии культуры, литературоведения и библеистики в дело развития культурологических методов стала разработка ими герменевтики (от имени Гермеса – древнегреческого божества, покровительствующего торговле, искусству и толкованию прорицаний). Первоначально герменевтикой называлось искусство истолкования священных или загадочных текстов, в средние века и эпоху религиозной Реформации – толкование Библии. В современном понимании герменевтика – это теория интерпретации (объяснения и понимания) текстов, содержащая правила интерпретации, анализ её предпосылок (философских, психологических, культурных, религиозных), способов истолкования, различных сопутствующих тексту факторов, в том числе и культурных. Наибольшее значение для культурологического применения методов герменевтики имели труды таких философов, как В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Рикер. Герменевтический анализ – метод интерпретации культурно-исторических явлений, исходя из ценностно-нормативных ориентаций субъектов исторических действий. Под влиянием лингвистических методов научных исследований возник структурализм, одно из основных течений в культурологическом знании ХХ века. Французский историк культуры и философ – структуралист М. Фуко создал «археологию знания», «археологию гуманитарных наук» для реконструкции интеллектуальной и культурной жизни прошлого. В последние десятилетия новые методы гуманитарного знания всё чаще разрабатываются на стыке нескольких наук. Например, получившие широкое распространение гендерныеисследования (от англ..gender – «род, пол»). Гендер – это совокупность социальных, психологических, культурных и иных небиологических качеств, которые считаются в данном обществе и в данной культуре нормальными для женщин (женский гендер) и для мужчин (мужской гендер). Использование гендерных методик позволяет по-новому посмотреть на культуру, хотя основы такого изучения были заложены ещё в XIX – начале XX вв. исследованиями патриархата и матриархата. В культурологии также широко применяются системные и сравнительные научные методы. Системный метод культурологического исследования представляет собой способ синтеза, общего упорядочивания, интеграции фактического материала, накопленного отдельными культурологическими дисциплинами. Главная цель подобного синтеза – выявление всего множества связей между явлениями культуры и её сферами, которые обеспечивают целостность всей системы культуры. Это должно привести к созданию общей модели культурной системы, отражающей всю её сложность, многоплановость, учитывающей постоянный процесс разнообразных изменений этой системы и её отдельных частей. Важной частью культурологических методик являются сравнительные, они же сравнительно-культурные, компаративные (от лат. comparativus – «сравнительный») или кросс-культурные (от англ. сross – «пересекающийся, перекрёстный») исследования. Они имеют своей целью изучение культурных явлений и процессов путём сравнительного анализа и выделения как общих для разных культур свойств, черт, характеристик, понятий, ценностей (так называемых универсалий культуры), так и особенных, специфических свойств каждой конкретной культуры. Кросс-культурные исследования могут проводиться в пределах одного временного ряда, общего для выделенных в качестве объектов различных стран и наций, а также в различных временных интервалах. Сравнительные исследования имеют большое значение для выявления длительных тенденций развития социокультурных объектов и систем, основной траектории их восходящего или нисходящего эволюционирования. Большинство культурологических исследований тем или иным образом используют сравнительно-культурную методологию. Важное место в структуре прикладной культурологии занимают маркетинговые исследования, ориентированные на постоянное обеспечение интересов заказчика на основе тщательного изучения процессов, происходящих на рынке товаров и услуг, выявление основных тенденций в динамике спроса и предложения. Основные задачи таких исследований – изучение потребительского спроса на культурные продукты, его изменений, учёт социальных, социально-психологических, национально-территориальных особенностей людей в их потребностях на различные виды продукции, подготовка предложений и рекомендаций по изменению ассортимента продукции, способов её рекламирования, стимулирования покупателя. В прикладной культурологии используются методы экспериментального исследования, однако сфера их применения ограничена. Характерная особенность экспериментального исследования – контролируемая ситуация – помогает при изучении небольших групп людей. Используются две идентичные группы: экспериментальная и контрольная. При сравнении результатов делаются выводы (например, о необходимости дополнительной информации о кинорежиссуре перед просмотром фильма и её влиянии на восприятие зрителей и т. п.). Большое место в прикладных культурологических исследованиях занимают аналитические методы: количественный и качественный анализ, библиографический анализ (рассматривает такие показатели, как, например, цитируемость, стиль); текстологический анализ (контент-анализ, герменевтический анализ), спекулятивный анализ (применение логических приемов); эвристический анализ (приемы мышления, которые способствуют развитию находчивости, активности, умения выходить на новые уровни понимания). В зависимости от масштабности и сложности исследовательских задач, от требуемой глубины анализа полученных эмпирических данных прикладные культурологические исследования подразделяются на пилотажные, описательные и аналитические. Пилотажное исследование представляет собой пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого – проверка качества подготовленного инструментария для сбора первичной информации, определение валидности (надёжности) применяемых опросных листов (анкет), бланков интервью и пр. при этом определяется возможная мера искажения полученной информации из-за вероятности различного рода барьеров. Обычно такое исследование охватывает небольшую группу (до 100 человек) и проводится по упрощённой программе. Описательноеисследование ориентировано на получение эмпирической информации, дающей возможность получить относительно целостное непротиворечивое описание изучаемого явления или процесса, его основных структурных компонентов и качественных характеристик. Чаще всего такое исследование применяется при изучении относительно многочисленной общности людей, отличающимися разнообразными характеристиками. Аналитическое исследование является наиболее углубленным. Его цель – не только в описании структурных элементов и характеристик изучаемого объекта, но и в выявлении причин, обусловливающих его особенности и сущность. Оно имеет комплексный характер, в нём могут применяться различные, в том числе социологические, методы: наблюдение, контент-анализ документов, массовый опрос, интервьюирование экспертов и др. Другая типология социокультурных исследований строится на основе различения статического и динамического подходов к изучаемым объектам. Если исследователя интересует моментальный, статический срез явлений или процессов, данный момент времени, он применяет либо монографическое, либо точечное (разовое) прикладное исследование. Монографическое исследование – такой вид прикладного исследования, при котором в качестве объекта изучения выступает только одна характерная для всего класса единица (явление). Монографическое исследование не претендует на получение репрезентативной информации, а ограничивается детальным анализом одного явления, сведений о котором недостаточно. Точечное (разовое) исследование даёт возможность получить сиюминутную картину основных характеристик и компонентов изучаемого явления, но не даёт ответа на вопрос об изменяемости его развития. Именно такой характер носит чаще всего маркетинговое исследование. Существуют такжеоперативные социокультурные исследования , ставящие своей целью получение в сжатые сроки (от месяца до нескольких дней) достоверной информации о процессах и явлениях, мнениях различных групп населения по определённым вопросам социально-политического и культурного развития (например, популярность политических лидеров или кандидатов). Совершенно иной характер и направленность имеют повторные исследования, цель которых – изучение одного и того же объекта или его различных компонентов, проводимое несколько раз через определённые интервалы времени, в одинаковых или видоизменяющихся условиях. Основные требования к таким исследованиям – сравнимость их основных характеристик и получаемых результатов, обоснованность различий по сравниваемым показателям. Одним из наиболее эффективных видов повторного прикладного исследования является социокультурный мониторинг. Он представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе изменений на основании изучения и анализа массовых представлений о них. Основная цель социокультурного мониторинга – получение новой систематизированной информации об изучаемых явлениях и процессах, причём поступающей периодически через небольшие периоды времени.
Вопросы для самопроверки 1. В чем суть кросс-культурных исследований? 2. Что такое гендерные исследования? 3. Назовите аналитические методы изучения культурных явлений. В чем специфика каждого? 4. Охарактеризуйте различные виды прикладных культурологических исследований.
Литература Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996. Культурология: История мировой культуры: Учеб. пос. / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 2003. Минюшев Ф.И. Социология культуры. – М., 2004. Овчинников Н Ф Методологические принципы в истории научной мысли. – М., 1997. Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. – М., 2002. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.
Библиографический список
1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М., 1991. 2. Адорно Т.В. К логике социальных наук // Вопросы философии. – 1992. № 10. 3. Аксенов В.С., Наумов А.П. Технические средства в культурно-просветительной работе. – М., 1988. 4. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурное пространство как объект исследования и преобразования// Ориентиры культурной политики. – 1997. № 2. 5. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. – М., 1996. 6. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000. 7. Ариарский М.А. Прикладная культурология. – СПб, 1999. 8. Артановский А.М. На перекрестке идей и цивилизаций. – СПб., 1994. 9. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. – М., 1986. 10.Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. – СПб., 1998. 11.Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. – СПб., 1992. 12.Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? – М., 1992. 13.Быховская И.М. Культурология: от научного знания к образовательной практике // Культурология: новые подходы. Альманах-ежегодник N 3-4. – М.: МГУК, 1998. 14.Вдовенко Т.В. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы. – СПб., 1999. 15.Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. – М., 1990. 16.Всемирное Культурное и Природное наследие в образовании: Учебное пособие. – СПб., 2001. 17.Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. – М., 1998 18.Голышев А.И. Социально-культурная жизнь региона. – Псков, 1999. 19.Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. – М., 1993. 20.Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. – М., 1996. 21.Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. – М., 1990. 22.Дороти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. – М., 1998. 23.Дридзе Т.М. Человек и городская среда в прогнозном социальном проектировании// Общественные науки и современность. – 1996. - № 1. 24.Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. – М.: РИК, 1995. 25.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М., 1998. 26.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М., 1998. 27.Законодательство в сфере культуры. Сборник документов. Сост. М.В. Сеславинский. – СПб., 1993. 28.Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. – М., 1998. 29.Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб., 2000. 30.Золкин А.Л. Культурология. – М., 2001. 31.Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социс. – 1995. № 8. 32.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. – М., 1996. 33.Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи. – М.: ИФАН, 1996. 34.Культурно-досуговая деятельность. – М., 1998. 35.Культурология. XX век. Словарь. – СПб., 1997. 36.Культурология. XX век. Энциклопедия. – СПб., 1998. 37.Лебедева Т. Паблик рилейшнз: Корпоративная и политическая режиссура. – М., 1999. 38.Массовая культура: Учебное пособие /К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. – М., 2004 39.Наумова Н.Ф. Жизненные стратегии человека в переходном обществе// Социолог. Журнал. – М., 1995. – № 2. 40.Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. – М., 1988. 41.Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск, 2000. 42.Основы законодательства РФ о культуре. – М., 1992. 43.Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова. – М., 1996. 44.Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. – М., 1998. 45.Помпеев Ю.А. Экономика культуры. – СПб., 1999. 46.Помпеев Ю.А. Экономика социально-культурной сферы. – СПб., 2003. 47.Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М., Киев, 1999. 48.Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М., 1992. 49.Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социс. – 1996. № 6. 50.Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии. – Кемерово, 1996. 51.Ситарам К., Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации // Человек. – 1993. № 2-4. 52.Социокультурный менеджмент в России на рубеже веков: Сб. научных трудов. – М., 2000. 53.Сравнительная социология. – М., 1995. 54.Суртаев В.Я. Молодежь и культура. – СПб., 1999. 55.Суслова Е.А. Социокультурная диагностика: теоретико-методологические и прикладные аспекты. // Наука о культуре: итоги и перспективы. Вып.2. – М., 1998. 56.Тульчинский Г.Л. Технология менеджмента в сфере культуры. – СПб., 1996. 57.Ульяновский А.В. Мифодизайн рекламы. – СПб., 1995. 58.Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000. 59.Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. – М., 1986. 60.Хренов Н.А. Мифология досуга. – М., 1998. 61.Шампань П., Ленуар Р. и др. Начала практической социологии. – М., 1996. 62.Штомпка П. Социология социальных изменений. – М.: Аспект-Пресс, 1996. 63.Щедровицкий Г.П. Избранные труды. – М., 1995. 64.Экономические основы культурной деятельности (под ред. А.Я. Рубинштейна). В 3-х томах. – СПб., 2002. 65.Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипова. – М., 1995. 66. Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология: 4. – М., 1991. № 1.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы