Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Милосердие измеряется — высотою самоотвержения



Поэтому чем выше и добровольнее жертва и помощь ближнему, тем выше и награда за них: " если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф.19.21). Но заповедь Спасителя относительно пределов милосердия простирается и еще далее, до высшего и полного самоотвержения: кто захочет судиться с тобою, — говорит Он, — и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Мф.5.40). Обиды ближнему Он повелевает прощать не до семи только раз, но " до седмижды семидесяти" (Мат. 18, 22). С другой же стороны высоко ценит и награждает и малую жертву: " кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно, говорю вам не потеряет награды своей" (Мф.10.42). Сообразно с таковыми заповедями Спасителя и подвиги христианского милосердия могут быть велики при большом обилии и богатстве, но не менее могут быть высоки и при нищете и скудости. Как в том, так и в другом положении они одинаково могут восходить до удивительной высоты и совершенства, ибо высота эта измеряется не количеством приносимой жертвы, но высотою самоотвержения. Потому то мы и видим, что часто не только люди богатые, но даже ничего не имущие, полные нестяжатели, являют высокие и удивительные подвиги не только дел милосердия духовных, но и телесных, ибо они в этом случае являют пред нами высоту самоотвержения. Такая высота телесных дел христианского милосердия хорошо выразилась в следующем примере.

 

" … раздеру остальное"

Один брат, увидев однажды, что авва Нистерой носит на себе две верхние одежды, спросил его: " если придет нищий и попросит у тебя одежды, то какую ты отдашь ему? " Старец отвечал: " лучшую". Брат опять спросил: " а если другой попросит у тебя, тому что дашь? " Старец отвечал: " половину другой одежды". Брат еще спросил: " а если кто еще попросит у тебя, ему что дашь? " Старец отвечал: " раздеру остальное и дам ему половину, а из другой половины сделаю себе опоясание" . Наконец брат спросил: " если кто попросит у тебя и опоясание, тогда что сделаешь? " Старец говорит: " отдам ему остальное, а сам пойду куда-нибудь и буду ждать, пока Бог пошлет мне одеяние и прикроет меня; а у другого ни у кого не попрошу".

 

" … если я не прикрою наготы, ... как убийца, осужден буду в день судный",

" эта святая книга обнажила меня"

И действительно, совершенное или даже большее осуществление этой готовности разделить с ближним последнее мы видим в житии и делах преподобного старца Серапиона Синдонита. Сей великий святый от юности не приобретал себе никакого имения, не имел ни келии и никакого пристанища, но жил как птица, переходя из одного места в другое, и имея на себе одну только верхнюю одежду, называемую синдон, и нося под мышкою святое Евангелие. В одно время пришел он в город Александрию. Здесь встретился ему на пути нагой нищий, дрожавший от холода. Остановившись Серапион так размышлял в себе: " как я, думающий быть постником и исполнителем заповедей Божиих, ношу одежду, а сей нищий, или скорее сам Христос, умирает от холода, и я не позабочусь о нем? Воистину, если я не прикрою наготы его и оставлю умирать от мороза, как убийца, осужден буду в день судный". И, сняв с себя единственную свою верхнюю одежду, отдал ее нищему, а сам остался совершенно наг, держа только Евангелие, которое носил с собою. В это время проходил мимо один знавший его человек, который, увидев его нагого, спросил: " отче Серапионе, кто тебя обнажил? " Он же, указав ему на святое Евангелие, сказал: " эта святая книга обнажила меня", давая тем понять, что она научила его отдать последнюю одежду.

 

…отдал за долг того человека, освободив его от темницы.

Затем встретил Серапион одного человека, которого вели в темницу за долг. Сжалился над ним преподобный, но, не имея, чем помочь, ибо сам был наг, продал свое последнее Евангелие и полученные деньги отдал за долг того человека, освободив его от темницы. Сам же нагой пришел в хижину, где останавливался. Увидев его нагого, ученик его спросил: " где же последняя одежда твоя, отче? — А я наперед послал ее туда, где вместо нее получим лучшую и не ветшающую одежду", — отвечал старец. " А Евангелие твое где? " спросил снова ученик. " Поистине, чадо, отвечал старец, оно постоянно говорило мне: продай имение и отдай нищим, я и послушался его, поступил так, как оно меня учило; продал его и деньги отдал нуждающемуся, да обрету дерзновение пред Богом в день судный, что я послушался святого Его Евангелия".

" … а мы что положим? "

" …раздал все свое имение нищим и упросил старца, чтобы он продал его в рабство, а полученные за него деньги разделил нищим"

Но такая высота дел христианского милосердия, конечно для всякого желательная, не для всех одинаково может быть доступна и досягаема. Поэтому и должны мы постоянно помнить и иметь в виду, что не только такие высокие жертвы на вспомоществование ближним приятны Богу и вознаграждаются, но даже малые и самые незначительные дела благотворительности ценятся Богом и не остаются без вознаграждения. Зная это, и не должны мы отвращаться от дел милосердия в виду высоты и трудности этого подвига, но должны творить всякие дела милосердия, какие только нам по силам и по средствам, хотя бы они были малы и не значительны сами по себе. Должны иногда даже принуждать себя к ним, лишь бы только творить их больше и постоянно, зная, что и такие дела не пропадут без пользы для нашей души и вознаградятся Богом. У одного африканского князя был придворный чиновник, именем Петр, который имел обязанность доставлять съестные припасы для княжеского стола. От этого он нажил великое богатство, но при всем том был настолько скуп, что ни однажды не подал милостыни ни одному нищему во всю свою жизнь, как только начал помнить себя. Но однажды, отправляя во дворец печеные хлебы, он увидел перед собою нищего, который просил у пего милостыни. Петр закричал на него с ругательством, но нищий не переставал умолять его и просить ради Христа. Тогда Петр начал озираться во все стороны, ища камня, чтобы бросить его в нищего, но как камня вблизи не оказалось, то он в крайней досаде схватил хлеб и бросил в лицо нищему. Нищий подхватил хлеб и пошел, благословляя подателя. Чрез два дня после этого Петр разболелся так тяжко, что находился при смерти. И вот во время болезни ему было видение, что он стоит на некотором судилище и истязуется. Пред ним стояли весы, на одну сторону которых злобные духи возлагали его деяния, а с другой ангелы Божии стояли в недоумении. Духи злобы рукоплескали и хохотали, видя тяготу грехов, ангелы же с унынием говорили между собою: " а мы что положим? Нет ничего, кроме одного хлеба, который Петр бросил в лицо нищему". Сказав это, они положили на весы этот хлеб, брошенный в милостыню, и хлеб действительно потянул и приподнял несколько чашу весов, обремененную грехами. Тогда ангелы сказали ему: " иди, убогий Петр и приложи к этому хлебу еще несколько хлебов, чтобы не похитили тебя наши соперники и не увлекли в геенну огненную". После этого пришел в себя Петр и тотчас же познал свое жестокосердие и свои грехи к в слезах раскаяния сказал сам себе: " если и один хлеб, брошенный с лютою досадою, столько мне помог, то, сколько помогает человеку и ублажает его милостыня, чрез всю жизнь подаваемая им охотно и с благосердием! " И с того времени дал обет пред Богом быть милостивым. Видите, братия, и один хлеб, брошенный нищему, даже без усердия, не пропал даром, но оказался на весах правосудия Божия и даже облегчил несколько тяжесть грехов. Поэтому и не должны мы пренебрегать и малыми делами милосердия в ожидании от себя расположения к большим, но, стремясь к этим большим и жаждая великих дел и подвигов милосердия, должны творить, хотя и малые, какие нам по силам и уменью. Ибо и из этих малых дел составится нечто великое, которое будет ценно пред Богом и спасительно для нашей души и само по себе, с другой же стороны это малое может возбудить и принести нас к великим и высоким подвигам благотворительности. Тот же самый скупой придворный чиновник Петр, начавший свою благотворительность тем, что бросил с досадою хлеб в нищего вступил потом на путь истинного милосердия. Он достиг такой высоты в этом подвиге, что раздал все свое имение нищим и, наконец, не довольствуясь и этим, упросил одного старца, чтобы он продал его в рабство, а полученные за него деньги разделил нищим.

 

" обративший грешника… спасет душу от смерти и покроет множество грехов"

Не менее важны и духовным дела милости и потому не должны быть нами пренебрегаемы. Напротив эти дела, так как касаются души человека и ее спасения, могут быть еще важнее и ценнее в очах Божиих, нежели телесные дела милости, настолько, насколько душа выше и важнее тела. Ибо: обратить грешника и заблуждающегося на истинный путь, неверующего или еретика привести к истинной вере; ободрить человека убитого печалю и горем; утешить стрждущего, доведенного до отчаяния, и пробудить в нём надежду на Бога; не раздражать другого своим жестокосердием и памятозлобием; примирять враждующих, прощая им свои личные обиды — все это такие дела, которые врачуют нашу душу и душу нашего ближнего, примиряют ее с Богом и направляют на путь спасения. А о таковых говорит апостол Иаков: если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов. (Иак.5.19—20).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь