Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Преподобный Ефрем Сирин, когда еще был юношей, был заключен в темницу



Если мы неповинны в том, в чем нас обвиняют, за что оскорбляют, то имеем множество, других виновностей, за которые достойно нам понести и эти обвинения или оскорбления. Преподобный Ефрем Сирин, когда еще былюношей, был обвинен вкраже овец у пастухов, которых растерзали волки. Так как не возможно было ему доказать свою невинность, то он был заключен в темницу. Вместе с ним содержались два человека, которые так же, как и он, были осуждены несправедливо, и все они сильно роптали на свою участь, негодуя на неправедных судей и на не заслуженность наказания. Но в одну ночь Ефрем услышал во сне голос, говоривший ему: " будь благочестив и кроток, и уразумеешь промысл Божий. Перебери все свои дела и мысли и поймешь, что если ты теперь и безвинно наказан, то заслужил наказание прежними поступками". Проснувшись и пораженный этими словами, он стал припоминать все свои дела, и нашел, что действительно был достоин наказания. Он рассказал свой сон товарищам, и они, подумав немного, также сознались, что за несколько времени пред этим они действительно совершили преступления подобные тем, за которые теперь безвинно были осуждены, и которые тогда остались не наказанными. С этого времени стали они переносить несправедливость терпеливее и благодушнее. Потому-то истинно кроткий и смиренный все обиды, огорчения и оскорбления, причиняемые ему другими, переносит всегда безропотно, без озлобления, без ожесточения, а с действительным сокрушением в сердце, признавая себя достойным этих оскорблений если не по настоящим действительным провинностям, то по другим своим грехам, и терпит с радостью, что он может своим терпением хотя несколько загладить их пред Богом.

 

" Простите меня, отцы святии, грешен есть. Более же ныне радуюсь о том, что я пострадал неповинно".

Раз в одной Египетской киновии ночью похищены были священные сосуды из храма. В краже этой братья обвинила своего же инока, преподобного Дулу страстотерпца, потому только, что он, за некоторою болезнью телесною, не пришел в этот день в церковь на утреннее правило, между тем как прежде всегда приходил первый. Привели его на соборный суд к старцам. Сначала преподобный оправдывался и говорил, что он неповинен во взводимом на него обвинении. Но явились многочисленные клеветники из братии, которые стали взводить на него разные другие обвинения. Один говорил: я видел его тайно ядущим братские овощи. Другой говорил, что видел его крадущим хлеб и сбывающим его из монастыря. Третий — что видел его пиющим тайно монастырское вино. Слыша все эти обвинения, и видя, что его оправданиям не верят, преподобный перестал оправдываться и на все вопросы своих судей отвечал молчанием, смиренно повторяя только одно: " простите меня, отцы святии, грешен есть" . Его признали виновным, лишили иноческого чина и отослали к гражданскому судье, который подверг его ужасным пыткам и истязаниям, чтобы выпытать, куда он скрыл похищенные сосуды. Тогда, видя его жестокие мучения и страдания, действительный похититель сосудов сжалился над ним, пришел в раскаяние и, явившись к настоятелю обители, сознался в своей вине. Измученного Дулу преподобного тотчас же освободили, и раскаявшаяся братия стала у него просить прощения. Он же плача сказал братии: " простите меня, отцы и братия, великое вам воздаю благодарение, что ради кратковременных страданий, которые вы мне причинили, я избавлюсь вечных мук и сподоблюсь милосердием Божиим великих благ. Я и всегда радовался, слыша ваши укоризны и поношения себе, надеясь тем избавиться великого о грехах своих стыда, когда придет Господь во славе своей, откроет тайные дела и объявит сердечные намерения. Более же ныне радуюсь о том, что я пострадал неповинно".

" …научитесь от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем"

Высока, братия, добродетель кротости, ибо она являет в нас нашу доброту и незлобие сердца, покорность Богу и преданность Его воле и провидению, почему и приятна Ему. Все существа добрые суть существа кроткие, ибо кротость есть незлобие, а добрый не может быть злобным. Кротки на небесах ангелы Божии, ибо они служат Богу и покорны Ему; и сам сатана, доколе был кроток и не возгордился, был существо доброе, находился в числе ангелов. И сам Господь наш Иисус Христос, не смотря на то, что был безгрешен и Бог, был кроток, как Сам о себе говорит: научитесь от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем. Должны быть кроткими, поэтому и мы, незлобивыми, не завистливыми, не ненавистниками, не гордыми, не тщеславными, но снисходительными, терпеливыми, покорными воле Божией, чтобы служить Ему в простоте и незлобии сердца терпением, очищать свою душу от грехов, смирением приближаться к Нему и через то наследовать царствие небесное.

 

Что значит обетование Господа, что кроткие наследят землю? Кротость есть сильнейшее орудие против врагов и средство к достижению мира. Кротким обещает Господь наследование или обладание землею: блажены кротцыи, яко тии наследят землю. Что же значит это обещание? Когда и как оно исполняется?

…кроткому, незлобивому и терпеливому человеку всегда и везде живется спокойнее…

Исполняется оно частью и здесь на земле. Сама церковь Христова, как общество людей кротких и мирных верующих во Христа, как духовное царство любви и мира, победила мир кротостью и терпением и распространилась по всей земле. Кротостью и терпением она победила своих первых жесточайших врагов-язычников, жестоко гнавших ее, мучивших и терзавших невинных христиан, терпеливо и кротко переносивших их мучения. Кротостью и смирением первенствующие христиане привлекли и расположили к себе этих своих гонителей, обратили их к вере Христовой и приобщили к своему духовному царству — Церкви Божией. Кротость, таким образом, восторжествовала над жестокостью и злобою гонителей, и кроткие христиане мало помалу распространились по всей земле, сделавшись ее обладателями.

Если у нас нет врагов внешних, открыто нападающих на нас, то у каждого есть враги внутренние — наши страсти. И с этими врагами всегда борется успешнее, живет мирнее и спокойнее тот, кто умеет вражде противопоставить кротость и смирение. В жизни и сношениях с людьми неприятностей, обид, оскорблений, огорчений и вражды не избежит никто, но кто, имея добрую незлобивую душу и кроткий уступчивый нрав, умеет благодушно переносить все это, тот живет спокойнее. Поэтому кроткому, смиренному, незлобивому и терпеливому человеку всегда и везде живется спокойнее, нежели людям сварливым и злобным Кто не хочет переносить никаких неприятностей и даже малейшего огорчения от других людей, тот и в хорошем обществе, в среде добрых людей никогда не уживается; а кто благодушен и готов переносить всякие неприятности, тому спокойнее живется в обществе людей не всегда миролюбивых и даже злых.

 

" терпение! "

Жил некоторый инок в одном монастыре и он был любим пятью старцами, которые обходились с ним хорошо. Но не понравился он здесь одному старцу, который и стал оскорблять его разным образом. Инок не вытерпел оскорблений этого старца и, оставив обитель, удалился в другую обитель. Здесь восемь старцев полюбили его и обходились с ним дружески, любезно, но за то два старца ненавидели его. Из-за этих двух старцев, инок оставил и эту обитель и ушел в третью. Но там семь только братьев оказывали ему некоторое расположение, а пятеро посмотрели на него с презрением и относились к нему недоброжелательно. Инок опять решился оставить и эту обитель и искать себе нового убежища. Но на пути он стал размышлять о своем злосчастии и ужасался, думая: а что если с ним везде будет случаться тоже самое и в других местах. Стал он придумывать средство, как бы ему ужиться на одном месте, и после долгого раздумья вдруг воскликнул: " терпение! " Обрадовавшись, что он нашел такое средство, он взял свиток бумаги и написал: " терпи! " Потом вошел в первый попавшийся ему монастырь, где и поселился. Не смотря на то, что здесь иногда приходилось ему терпеть огорчения и обиды, не только от одного или от двух, но и от всей братии, он, следуя данному обету, никогда даже в мыслях не покушался переменить обитель. Провел же в ней всю свою остальную жизнь, гораздо спокойнее, нежели когда переменял места.

 

…самое сильное оружие в руках христианина

Муж кроткий и смиренный сам никого не обидит, не оскорбит, но всегда бывает пред всеми покорен, уступчив, ко всем снисходителен, потому везде и уживается. Как человек безобидный, он всегда меньше вызывает вражды и к себе, меньше получает обид и оскорблений, а потому и живет спокойнее, меньше имеет врагов и обидчиков и мирно владеет своим достоянием. Если же иногда и у него являются враги, то он побеждает их своим незлобием и терпением. А это - самое сильное оружие в руках христианина для победы над всякою враждою и злобою, ненавистью, завистью, клеветою, обидами, оскорблениями, притеснениями для достижения мира внутреннего. Всякое другое мирское орудие, к которому прибегают люди для защиты и обороны от врагов, всегда встречает равное себе или сильнейшее и в руках противника. Но против незлобия и терпения, которыми вооружается кротость, нет другого равного ему или побеждающего его оружия в руках врага. Оно укрощает гнев, погашает злобу, приводит врага или противника в стыд и раскаяние, нередко даже размягчает, и умиляет сердца самых черствых и жестоких людей, покоряет их себе, преклоняет пред собою и приводить их к исправлению и обращению на путь добра и правды. А чрез это кротость всегда достигает победы и мира. Люди кроткие всегда благодушествуют и живут мирно. Желаете ли знать всему этому примеры? Посмотрите, как кротость побеждает злословие и клевету, добровольно подчиняясь им и благодушно все перенося.

 

… сделавшись беременною, оклеветала святого

Когда преподобный Макарий Египетский в безмолвии, посте и уединенной молитве совершал свои подвиги в пустыне, то одна девица близ лежащего к пустыне селения, сделавшись беременною, оклеветала святого, как виновника своего греха. Жители этого селения возненавидели святого, стали поносить его, оскорблять, и подвергли даже побоям. Но преподобный кротко и без ропота переносил эти оскорбления, не стал даже оправдываться в своей невинности и благодушно принял на себя даже обязанность кормить эту девицу. Промысл Божий, однако же, вскоре открыл его невинность. Настало время родить несчастной девице, но она подверглась страшным мукам при родах. Она не могла разрешиться от бремени, пока пред всеми не объявила о невинности Макария и не выдала истинного виновника своего греха. Тогда жители селения, вспоминая свои обиды и оскорбления святому, пришли в раскаяние и сожаление и собрались идти к нему просить прощения. Но преподобный, узнав об этом и избегая славы человеческой, скрылся в другую дальнейшую пустыню.

 

…как кротость и смирение погашают вражду

Посмотрите затем, как кротость и смирение погашает вражду, пресекает зависть, ненависть, злобу и из врагов делает друзей и доброжелателей, водворяя мир. Жил в Египте, в пустыне, некоторый старец, великий подвижник, которого все окрестные жители высоко чтили и приходили к нему просить благословения и духовных советов. И вот, когда он пользовался такою всеобщею славою и привлекал к себе народ, в это самое время пришел в Египет преподобный IIимен великий и, поселившись в той же самой пустыне, основал для себя обитель. Слава преподобного стала привлекать к нему народ, и большая часть людей, обращавшихся прежде к старцу за советом и благословением, теперь оставили его и стали приходить к преподобному Пимену, так что келия его была постоянно полна народом, тогда как келия старца-пустынника совсем опустела. Разгневался тогда старец на преподобного. Стал завидовать и питать к нему вражду, говоря о нем злые слова. Услышав об этом, преподобный Пимен опечалился, стал, скорбеть душою о старце, и сказал своей братии: " Что нам делать с этими легкомысленными людьми, которые, оставив столь святого мужа, приходят к нам - ничего незначащим? Чем уврачуем гнев великого отца? Приготовим пищу, возьмем с собою немного вина, отнесем старцу и вкусим вместе с ним, быть может, этим размягчим и умилостивим его душу" . Так они и сделали, сварили пищи, достали немного вина и подойдя к келии удрученного горестью старца, постучались в дверь. " Кто там? " спросил ученик пустынника. " Скажи твоему авве, отвечал преподобный, что Пимен с братиею пришли принять от него благословение ". Услышав имя Пимена, старец воспылал гневом и велел ученику сказать пришедшим: " у меня нет времени видеть вас, уйдите отсюда! " Но Пимен с братиею на это кротко отвечали: " не отойдем мы отсюда, пока не сподобимся принять благословение у святого мужа", и палимые зноем, они продолжали стоять у дверей келии. Наконец старец, видя смирение и терпение пришедших, умилился душою, отверз им двери, принял их с братским лобзанием и беседовал с любовью. " Поистине, не только справедливо все то, что до сего времени я слышал о вас, сказал им пустынник в заключение беседы, но вижу в вас и стократ более добрых дел, чем сколько слышал", и с этого времени сделался любезным другом и собеседником святого.

 

" … нам не следует убивать никого"

Кто не знает, наконец, как кротость размягчает и умиляет сердца самых жестоких обидчиков, злодеев и мучителей, обезоруживает их гнев и злобу и приводит в раскаяние и исправление? В одно время на преподобного Моисея Мурина напали ночью в его келии четыре разбойника. Преподобный, так как был сильнее их, одолел их, связал и, возложив на плечи, как бремя, принес в монастырь, сказав братии: " вот эти люди напали на меня, я их связал, но мне не подобает обижать никого, что повелите с ними делать? " " Отпусти их, отвечал игумен, нам не следует убивать никого". Разбойники так были тронуты этою кроткою снисходительностью, что умилились сердцем, раскаялись в своих делах и, оставили разбой, поступили в иноки и сделались людьми добродетельными и подвижниками. Но это торжество кротости и терпения над злобою и ожесточением врагов особенно ярко сияло и сияет во время гонений на христиан за веру. В истории этих гонений мы видим бесчисленные примеры того, как кротость, незлобие и терпение мучеников смягчали злобу мучителей, умиляли их души, покоряли их сердца и обращали к Христовой вере.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь