Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Бесконечность духовного совершенства и ненасытимость духовного алкания и жажды. Высота и разнообразие духовных подвигов. Время насыщения.



" … когда я был еще юн"

Совершенство духовное в служении Богу и в добродетелях бесконечно; кто желает спасаться и достигнуть праведности, тот должен спасаться всю жизнь, всю жизнь свою трудиться и работать для Господа и подвизаться в делах Ему угодных. Нельзя спастись сразу и потом остановиться, ничего более не делать, не предпринимать для спасения души, считая себя спасенным. Люди, думающие, что это можно, впадают только в самообольщение и грех гордости и потому падают, не достигнув спасения, терют и то, что заслужили и чего достигли. Напротив жажда духовная, жажда подвигов и спасения никогда на земле не прекращается и постоянно только сильнее возбуждает к этим подвигам. Чем больше человек совершенствуется в духовной жизни, чем больше служит и угождает Богу и подвизается в добродетелях, тем больше в нем эта духовная жажда спасения и подвигов усиливается. Ибо чем больше человек подвизается в духовной жизни и достигает своего духовного совершенства и святости, тем менее он считает себя совершенным и достигшим спасения, и тем сильнее возгорается в нем жажда достигнуть его. " Когда я был еще юн, — говорил о себе один святой старец, — то думал сам с собою, что может быть, я делаю что-нибудь доброе, а теперь, когда состарился, вижу, что я не имею в себе ни одного доброго дела". Это потому, объяснял он же, что чем ближе становится человек к всесвятому и совершенному Богу, тем более он сознает себя грешным и недостойным приблизиться к Нему, почему и пророк Исаия, увидев Бога, называет себя окаянным и нечистым. Поэтому и сам Спаситель называет блаженными не праведников совершенных, а только алчущих и жаждущих правды, т.е. людей усиленно стремящихся к праведности. И все великие подвижники, все святые, угодившие Богу, никогда не считали себя людьми праведными, достигшими полного совершенства, а всегда видели себя грешниками и потому стремились постоянно к новым и высшим подвигам, никогда не останавливаясь в них. Отсюда и роды, и способы служения Богу бесчисленны и разнообразны. Каждый старается угодить Богу и достигнуть духовного совершенства и оправдания пред Богом по своему. Потому бесчисленны духовные подвиги, которыми достигается это совершенство. Кто плачет о грехах, кто постоянно молится, кто изнуряет тело постом, кто борется и побеждает страсти утомительными трудами и бдениями, кто подвизается в смирении и послушании, кто в любви и милосердии к ближним. И все они имеют в виду одну цель — достигнуть духовного совершенства и приблизиться к Богу. Укажем некоторые из этих подвигов, чтобы видеть ту высоту духовного совершенства, на которую возводит человека жажда спасения, и всю силу и ненасытимость этой жажды на земле.

" Разбойник, по имени Варвар, … ел вместе с псами…"

Вот подвиг глубоко смиренного и самоуничиженного покаяния пред Богом. Был в странах Луканских один разбойник, по имени Варвар. Много он пролил человеческой крови вместе с другими товарищами, но человеколюбивый Бог, не хотящий смерти грешника, уловил и его Своею благодатью. Раз, когда он сидел в своем разбойничьем вертепе, вдруг коснулась его души благодать Божия, вспомнил он о страшном суде Божием и наказании, и начал плакать. Но припомнив о прощении Христом на кресте разбойника, он и сам решился искать покаяния. Тайно ночью ушел он из пещеры от других разбойников и пришедши в ближайшую церковь во время утреннего пения, пал, по его окончании, к ногам пресвитера и сказал: " отче, святый! не отринь меня грешника окаянного: покаяться хочу о содеянных мною лютых злодеяниях". Пресвитер не отверг его и принял на исповедь. Когда, по окончании исповеди, пресвитер пошел из церкви, то услышал за собою шорох и, оглянувшись, увидел, что Варвар на локтях и коленах ползет за ним. " Что это ты делаешь? спросил его пресвитер. Отче, отвечал ему разбойник, раз повергнувшись пред Богом с грехами моими, я не встану с земли до тех пор, пока не получу прощения всех моих злых дел. Чадо, волею даешь ты обещание, и так исполни, и будешь прощен", сказал ему пресвитер. И стал с этого времени пребывать у него Варвар, живя со скотом. Как скот четвероногий, он ползал на локтях и коленах, никогда не вставая с земли, ел вместе с псами, и с ними проводил дни и ночи, никогда не входя в дом. Три года так подвизался он, и по прошествии этих трех лет пресвитер сказал ему: " уже довольно питаться со псами, Господь милостив к тебе". Но Варвар не удовольствовался этим подвигом и сказал пресвитеру " нет, отче, хочу еще со скотами пастись. Видит Бог твое обещание, отвечал пресвитер, исполни и его". И вышел после этого Варвар вместе со скотами из села, идя по подобию четвероногих, и стал питаться травою. Дойдя же до одной дубравы, пребыл в ней двенадцать лет, наг телом и, не имея на себе никакого рубища. И было тело его как финиковая кора, опаляемое солнечным жаром и разъедающееся от морозов. Так сделался блаженный Варвар добровольным мучеником ради прощения грехов своих и оправдания пред Богом. По прошествии же двенадцати лет было ему откровение от Бога о прощении грехов его и о том, что он подвиг свой завершить кровью мученика. И вот в одно время проезжавшие мимо той дубравы купцы, увидев его, приняли за зверя и — застрелили из лука. После смерти мощи, бывшего разбойника, начали благоухать, а приходящие больные и бесноватые получать от них исцеление.

 

" … я не дух - я бедная грешная женщина, омытая водою крещения"

Желаете ли знать, как продолжительна и как ненасытима бывает эта жажда духовного совершенства и спасения, и каким высоким смиренномудрием бывают постоянно проникнуты люди, томимые этою жаждою, не взирая на высоту своего совершенства? Вот томимый этою жаждою старец Зосима идет по откровенно Божию в Заиорданскую пустыню, где Господь обещал показать ему труды и подвиги, гораздо высшие тех, которые он совершил. Здесь, остановившись однажды для молитвы, он увидел вдали человека, который, заметив его, хотел удалиться. Зосима пошел за ним вслед, но не мог догнать. Наконец, подошедши к одному, иссохшему ручью, он закричал незнакомцу, чтобы он подождал его Бога ради, и услышал в ответь: " Зосима, не иди за мною, но если хочешь благословить меня, то брось мне свою верхнюю одежду. Я бедная женщина, платье мое давно истлело в этой пустыне". Зосима тотчас исполнил желание отшельницы и бросил ей просимое. Прикрывшись ею, женщина подошла и поклонилась ему в ноги. " Ты священник, сказала она, и тебе следует первому благословить меня". Смущенный старец таким даром прозорливости, сам упал на колена и сказал: " Ты духовная мать, ты умертвила плоть свою, и в тебе видны дары небесные, помолись обо мне грешном. Молитва грешницы бессильна, отвечала отшельница" , — но после долгих прошений исполнила желание Зосимы. Она подняла глаза и руки к нему, и долго, долго молилась безмолвно. Зосима, опустив глаза, также стоял в безмолвии. Но когда он поднял взор, то с изумлением увидел, что святая несколько отделилась от земли; казалось, что она готова была вознестись на небо. Зосима в страхе упал на колена, думая, что это — дух, но услышал голос отшельницы: " Я не дух - я бедная грешная женщина, омытая водою крещения". Удивился старец и спросил: " Давно ли ты пришла сюда? Сколько времени живешь в пустыни? Вот уже сорок лет, как я оставила мир и пребываю здесь". То была преподобная Мария Египетская, которая, осененная благодатью Божьею, оставила свою греховную прежнюю жизнь и в молодых еще летах поселилась здесь в пустыне, перенося неимоверные труды и лишения и неся подвиг удивительного глубокосокрушеннаго покаяния. И такая-то высокая подвижница, достигшая удивительной благодати Божией, не перестает считать себя грешницею, и просит старца Зосиму помолиться о ней, как великой грешнице, жаждет новых подвигов, пребывая в пустыне. Таково свойство духовной жажды совершенства и спасения, что она никогда не наполняется и не насыщается здесь на земле.

Так как духовное совершенство бесконечно и жажда спасения на земле ненасытима, то Сам Господь нередко поддерживает и усиливает эту жажду в своих подвижниках, чтобы они никогда не довольствовались своими подвигами и не ослабевали в них, считая себя людьми праведными и спасенными. Как только начинал какой-нибудь подвижник помышлять о высоте своих подвигов и своем совершенстве, Господь тотчас же указывал ему на других подвижников, более его совершенных в духовной жизни, возбуждая его тем к новым и дальнейшим подвигам. Совершенному в одном подвиге указывал на другого более его совершенного в других подвигах, побуждая и его стремиться на высоту подвижничества.

 

… кому из святых он подобен

После продолжительного подвижничества молил Бога преподобный Пафнутий открыть ему, кому бы из совершенных по святости он был подобен, и есть ли кто равный ему в подвигах? И вот Бог, смиряя его, послал к нему ангела, который и сказал: ты подобен одному флейтщику , который живет в ближайшем городе. Отправился преподобный в город к этому флейтщику, нашел его и стал расспрашивать о его жизни и добродетелях. Но флейтщик сказал ему, что он человек грешный, ведет нетрезвую и развратную жизнь, и не знает за собою ничего доброго, кроме того, что однажды ночью избавил от разбойников одну христианскую девицу, которую они хотели обесчестить, и освободил от рабства одну вдову, заплатив её долг заимодавцу. Удивился преподобный Пафнутий, что он так мало еще усовершенствовался в подвигах и добродетели, если Господь открывает ему, что и этот грешник нисколько не ниже его, и стал еще более трудиться для Господа, стал вести жизнь еще более совершенную, чем прежде. И вот спустя много времени опять стал молить Господа, чтобы Он открыл ему, " кому из святых он подобен" . Господь указал ему на старшину ближайшего селения, как равного ему в подвигах. Пафнутий немедленно отправился к этому старшине в селение и радушно принятый им, стал расспрашивать о его жизни и добродетелях. После усиленных просьб старшина, наконец открыл ему, что тридцать лет уже, как лишился своей жены, Прожив с нею три года и прижив троих детей, и теперь оставаясь в мире, творит дела милосердая-принимает странных, помогает бедным, живет по правде, никого не обижает и воспитывает детей своих в страхе Божием. Услышав о добродетелях этого мужа, Пафнутий облобызал его и, разлучившись с ним, стал молить Бога, чтобы Он сподобил его достигнуть высшего совершенства в добродетелях, чем этот муж. Продолжая неусыпно молиться Богу и подвизаться в посте, Пафнутий спустя много времени опять стал просить Бога открыть ему, кому он подобен в добродетели. И опять сказал ему глас Божий: " ты подобен купцу, ищущему хороших жемчужин. Встань же и не медли; с тобою встретится муж, которому ты подобен". Пошел Пафнутий, и увидел одного купца из Александрии, который нес в обитель десять мешков с овощами для раздачи инокам. Когда стал расспрашивать его Пафнутий о его жизни и делах, то купец сказал, что он торгует с сыновьями на двадцать тысяч златниц, имея сто кораблей, и все прибытки от торговли раздает бедным и монахам, не оставляя себе ничего. После этого Пафнутий изнуренный уже подвигами и, не имея сил продолжать их, стал отходить. Ему явился ангел и сказал: " наконец пойди и ты, блаженный, в вечные селения. Пророки пришли принять тебя в свой сонм. Это прежде не было тебе открыто, чтобы ты, возгордившись, не оставил подвигов и не лишился своих заслуг". Так, братия, возводит Господь людей алчущих и жаждущих праведности на высоту духовного совершенства в подвигах и добродетелях, постоянно будя и усиливая в них эту жажду указанием на новые и высшие подвиги и добродетели, и не давая ей возможности угаснуть и прекратиться. Коль скоро жажда эта прекращается, человек впадает в самомнение и гордость, перестает стремиться к совершенству, оставляет подвиги и падает.

Советы. Предостережения.

Итак, не должны мы никогда полагаться на свои добродетели и считать их достаточными для своего спасения, но должны постоянно располагать себя к добродетелям и будить в себе жажду делать добро. Много из нас таких, которые, сделав раз какое-нибудь добро в жизни, только и твердят о нем, считая себя как бы уже праведными и спасенными чрез него, а потому и не делают больше добродетелей. Они идут назад, а не вперед по пути к небу, и потому никогда не достигнут его. Много и таких, которые, хотя и не редко делают добро, но за то постоянно самоуслаждаются им, считают себя людьми совершенными и высокими пред Богом, презирая в своих мыслях других людей, как ничтожных в сравнении с ними по добродетелям. Такие добродетели тщеславные и пустые. Они не совершенствуют, не улучшают нашего духа, потому что не от чистого сердца и желания делаются, а из тщеславия, и потому не приближают нас к Богу, но удаляют от Него. Чтобы быть добродетельными, нужно иметь любовь к добродетели. Чтобы угождать Богу и стремиться к совершенству и спасению, нужно иметь жажду духовного совершенства, жажду спасения и оправдания пред Богом, которая бы постоянно побуждала нас к достижению этого спасения. Тогда только мы можем восходить по ступеням совершенства и приближаться к Богу, никогда не останавливаясь в делании добра и не самоуслаждаясь своими добродетелями. Ибо духовная жажда насыщается, и наше духовное совершенство прекращается только на небе, как говорит псалмопевец: насыщуся, внегда явитимися славе Твоей (Псал.16.15).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь