Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Злоба никогда не уничтожит злобы



Слово Боже повелевает добром побеждать зло, а не воздавать злом за зло, или ругательством за ругательство (1 Петр.3.9). Ибо, какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф.7.2), говорит Спаситель. Зло по самой природе своей и способно порождать только зло, а потому оно никогда не вызовет в другом добра, а возбуждает тоже зло. " Злоба, — говорит преподобный Пимен Великий, — никогда не уничтожит злобы; но если кто сделает тебе зло, ты ему сделай добро, и добро твое победит его злобу". Поэтому, если ты хочешь пресечь или предотвратить обиду оскорбление, злословие, поношение, то никогда не прибегай к тем же самым средствам, которые только еще более раздражат противника, и усилят его обиду и оскорбление тебе, но побеждай его злобу кротостью и смирением, и ты победишь его. Перенеси обиду в духе кротости и покорности воле Божией, и обидчик сам отстанет от тебя. Сделай ему добро, и он сам устыдится своего злословия и раскается в обиде. Ругал и проклинал некогда царя Давида в его изгнании муж израильский Семей, поносил его всякими бранными и укоризненными словами, бросал в него каменьями, но Давид с кротостью и смирением перенес это оскорбление, запретив своим воинам отомстить ему за себя, когда они того желали. И после этот же самый Семей первый вышел ему в сретение, когда он возвращался из изгнания на царство, и слезно просил у него прощения.

" худое слово и добрых людей делает худыми; а доброе слово и худых делает добрыми"

Желаешь ли ты кого научить, наставить, вразумить, исправить от заблуждения и порока, учи не бранью, вразумляй не злословием и руганью, а говори ему кротко, снисходительно, наставляй в духе любви и терпения, и тогда кротость твоя смягчит его жестокость, любовь и терпение размягчит его сердце к добру и победит его упорство. Однажды один из учеников преподобного Макария Египетского, встретив языческого жреца, вздумал вразумлять его в тщете идольской прелести бранными словами и так оскорбил его своим злословием, что разгневанный жрец чуть не убил его. После этого встретил того же жреца сам преподобный Макарий, и одним дружеским приветствием так привлек его к себе, что тот, остановив его, сказал: " твое приветствие меня поразило, и я вижу, что ты человек Божий". Когда же Макарий вступил в беседу с ним, то так тронул его своими кроткими словами и наставлениями, так размягчил и умилил его душу, что идолопоклонник тотчас же пал к ногам преподобнаго и воскликнул: " я вижу, что ты человек Божий; умоляю тебя, сделай и меня христианином". Указывая на этот случай, преподобный Макарий говорит: " худое слово и добрых людей делает худыми; а доброе слово и худых делает добрыми". Хочешь ли знать другое средство той же высокой кротости и любви, как вразумлять заблуждающихся, впадающих в порок, дабы с большим успехом, чем ругань, прилагать это средство к вразумлению своих заблуждающихся соседей и близких?

 

" О чем ты плачешь, отец святый? "

Жила в Египте некоторая благочестивая христианка по имени Таисия, которая, посвятив себя Богу в молодых еще летах, расточила все свое имение на дела богоугодные; благотворила монастырям, помогала бедным. Но потом, испугавшись нищеты и лишений, чтобы поправить свое состояние, она впала в искушение, и, оставив свою добродетельную жизнь, стала жить в блудном грехе, добывая тем деньги. Тогда отцы одного скита, которому она помогала, упросили своего настоятеля Иоанна Колова, чтобы он шел и вразумил несчастную, обещаясь самим молиться, чтобы Господь помог ему спасти душу погибающей. Пришел Иоанн в её роскошные палаты и постучался в дверь, но его не впустили. Тогда Иоанн велел служанке передать своей госпоже, что он принес ей драгоценность, и был впущен. Вошел инок, сел около Таисии, и молча, взглянув на нее, поник головою и горько заплакал. Таисия смутилась. " О чем ты плачешь, отец святый? — спросила она. Как же мне не плакать, отвечал Иоанн, когда я вижу, что ты забыла Бога вечного, презрела светлый чертог Его и угождаешь диаволу своими делами"! Эти слова, как огненная стрела, пронзили сердце Таисии и привели ее в глубокое раскаяние, так что она тотчас же оставила свою греховную жизнь и удалилась вместе с иноком в пустыню.

 

" Знай, что инок этот служит соблазном для других учеников" (дух хульный)

Был в числе учеников преподобного Паисия Великого некоторый злонравный, с ожесточенным сердцем инок. Вместе с другими учениками и он также приходил к преподобному, чтобы слушать его боговдохновенные наставления, но пользы от этих наставлений не воспринимал. Напротив он только издевался после над этими наставлениями перед братиею, осмеивая их и превратно толкуя. Знал это преподобный и скорбел душою, но обличить его не решался, чтобы еще более не ожесточить его. Наконец сама братья не вытерпела его издевательств над преподобным, и не перенося более его развращенных и богохульных слов, собрались с жалобою к преподобному. Преподобный в это время молился, и вот он услышал вдруг таинственный голос: знай, что инок этот служит соблазном для других учеников. Нужно обуздать его бесчинство и исправить заповедями. Паисий на этот голос отвечал: давно бы я сделал это, если бы знал, что своими увещаниями могу я его исправить. Но я вижу, что диавол готов окончательно погубить его, а потому и не осмеливаюсь сказать ему, что-нибудь жестокое, дабы он, рассердившись на меня, не вышел из числа братии и не возвратился в мир. И тогда я буду виновен пред Богом, что не мог потерпеть и единого брата, пленённого врагом. О нем следует молиться, чтобы он излечился от этой страсти. Сказав это, преподобный еще усерднее стал молиться об иноке, и вот в молитве вдруг видит, что дух хульный выходит из уст инока. В тоже время явился и сам инок с повинною и, припав к ногам преподобного, каялся и просил у него прощения, обещаясь исправить свое житие. И он действительно после того исправился и сделался великим подвижником.

 

" Я изнуряю того, кто меня изнуряет. Не любя трудиться, он внушает мне охоту к странствованию из-за тщеславия"

Однажды начали беспокоить Макария Великого тщеславные помыслы, побуждая его отправиться в Рим для того, чтобы там прославиться чудесами, ибо в нем благодать Божия сильно действовала на духов нечистых, изгоняя их из людей. Долго беспокоили его эти помыслы, но он не слушал их. Тогда они, вооружившись на него сильнее, стали гнать его вон. И вот святый упал на пороге своей кельи, и, упершись в него ногами, говорил, мучившим его демонам тщеславия: " тащите меня, демоны, если можете. Своими же ногами я не пойду в другое место. Если не сдвинете меня, не послушаюсь вас, буду лежать так до вечера" Пролежав долгое время неподвижно, он встал, наконец, когда был уже глубокий вечер. Но с наступлением ночи демоны опять начали беспокоить его теми же помыслами. Тогда святый встал, взял корзину, насыпал в нее меры две песку и, положив себе на плечи, стал ходить с нею по пустыни. Здесь с ним встретился Феосевий, урожденец антиохийский, и сказал ему: " Что ты несешь, авва? отдай мне свою ношу и не изнуряй себя". Но Макарий сказал ему: " я изнуряю того, кто меня изнуряет. Не любя трудиться, он внушает мне охоту к странствованию из-за тщеславия". Долго ходил он так по пустыни, и возвратился в свою келию, изнурив тело.

 

" …оплакивай грехи свои и не давай себя в обман"

В одно время авва Геласий был возмущаем помыслами, побуждавшими его удалиться из своей общежительной обители в пустыню для того, чтобы избегнуть забот и попечения о братии. Борясь с этими помыслами, старец взял пальмовую палку и начал ходить по двору монастырскому. Утомившись, он садился на несколько времени, а потом, встав, опять ходил. Когда настал вечер, он говорит своему помыслу: странствующий по пустыни не хлебом питается, но травою; а ты по немощи своей съешь небольшой овощ. Сделавши так, он опять говорит своему помыслу: пустынник спит не под кровлею, а на открытом воздухе; и ты так сделай. После этого он ложится и спит на дворе. Проходив, таким образом, по монастырю три дня, вкушая вечером немного цикория, а ночь, проводя под открытым небом, он утомился. Тогда, укоряя возмущавший его помысел, он обличил его так: " если не можешь совершать дел пустынных, то сиди в своей келье, молись Богу, оплакивай грехи свои и не давай себя в обман. Око Божие везде видит дела человеческие, ничто не скрывается от него, и оно знает делающих доброе".

" … если не можешь снести наказания, то не воруй и не ешь чужого"

Авва Зенон путешествовал раз в Палестину. Утомившись от пути, он остановился в одном месте и сел для принятия пищи у огуречного огорода. Помысел говорит ему: возьми один огурец, ибо что в этом важного? Но он отвечал своему помыслу: воры подвергаются наказанию; итак испытай себя, можешь ли ты перенести наказание. Сказав это, он встал на том же месте. Обратился лицом к солнцу и так пять дней простоял на солнцепёке. Изнемогши от зноя, он, наконец, сказал сам себе: не могу снести наказания. Потом сказал своему помыслу: если не можешь снести наказания, то не воруй и не ешь чужого.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь