Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чистота сердца, в чем она состоит и чем достигается? Почему только чистым сердцем обещает Господь видение Бога?



Источником всякого зла и пороков бывает в нас испорченное развращенное, сердце, которое дает злое и порочное направление нашим мыслям и желаниям, а через то и самой деятельности. У доброго человека, с неиспорченным и добрым сердцем, и мысли бывают больше все добрые, располагающие его к добру и добродетелям, а у худого, порочного человека с развращенным сердцем и мысли бывают все худые, влекущие его к порокам. Это потому, что как добро, так и зло зависит от нашего внутреннего настроения и расположения нашего сердца: " ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Мф.15.19). Поэтому, чтобы освобождаться от грехов, пороков и преступлений и достигать праведности и святости, нужно, прежде всего, тщательно заботиться об исправлении своего сердца, об искоренении в нем злых и порочных наклонностей и желаний и воспитания наклонностей и желаний добрых. Чрез это достигается чистота сердца, т.е. чистота помыслов, желаний и сердечных влечений и расположений. Поэтому чистый сердцем бывает тот, кто хранит чистоту и непорочность своих помыслов, тщательно оберегает себя от худых мыслей, желаний, влечений и расположений и подавляет их, не доводя до исполнения и осуществления на деле. Отсюда видно, что чистота сердца достигается не только удалением от худых дел, но и худых мыслей и желаний и состоит в освобождении от них. Как же можно достигнуть такого освобождения от худых помыслов, желаний и расположений?

 

" … когда я подаю милостыню…"

Спросил некоторый брат одного старца: " когда я подаю милостыню, то демоны унижают меня, будто бы я подаю мало и даю другому то, что для меня ничего не стоит" . Тогда старец сказал ему следующую притчу. " Два земледельца жили в одном месте. Один из них посеял и собрал немного хлеба, хотя сорного и нечистого, а другой, поленившись сеять, не собрал ничего. В случае голода кто из них будет иметь пропитание? — Брат отвечал: тот, кто собрал немного хлеба, хотя и не чистого. Старец сказал ему: будем же и мы сеять немного, хотя даже и не чистого, чтобы нам не умереть от голода" . Но этим не многим мы не должны все-таки утешать и успокаивать себя, чтобы коснеть в духовной лености и нерадении, но должны стремиться к высшему совершенству в духовных подвигах и добродетелях, зная, что, каков подвиг, такова и награда, и помня, как ничтожны труды наши и подвиги пред величием награды. Должны постоянно стремиться к высшему самоотвержению, к поднятию и несению тяжелого креста, чтобы получить мзду многую на небесах и быть там, где сам Христос.

 

" Хочу быть монахом"

А как настойчива и непобедима, бывает эта жажда, какую проявляет силу воли в борьбе с препятствиями! В одно время к преподобному Антонию Великому приходит старец мирянин, по имени Павел, прозванный Простым, и стучится к нему в дверь. Антоний, вышедши, спрашивает его: " что тебе нужно? Хочу быть монархом, — отвечает Павел. Не можешь, сказал ему Антоний, тебе уже шестьдесят лет, и ты не перенесешь скорбей и лишений пустынной жизни. Я все буду делать, чему ты меня научишь, — отвечал Павел. Антоний, однако же, не хотел принять его и затворил за собою дверь. Три дня не выходил после этого святый из своей кельи, а Павел все стоял и не отходил от дверей. На четвертый день Антоний, наконец, по необходимости отворил дверь и, увидев Павла, снова стал прогонять его. " Невозможно мне умереть в другом месте, хочу здесь умереть", отвечал ему Павел и не шел от кельи. Антоний, наконец, согласился принять его, сказав: " можешь спастись, если будешь послушен и станешь делать все, что я велю". И начал Антоний в следующие дни вести такую суровую жизнь, какой не вел и в ранней молодости. Искушая Павла, он сказал ему: " стой здесь и молись до тех пор, пока я приду и принесу тебе работу". И ушедши, он не возвращался целую неделю, смотря, издали из пещеры, как Павел, палимый зноем, стоял неподвижно на одном и том же месте.

После этого Антоний велел ему плести веревку из пальмовых ветвей, и когда Павел с большим трудом сплел уже веревку в пятнадцать локтей, то Антоний, посмотрев, остался недоволен и велел ему расплести ее и плести снова. Старец исполнил и это. Между тем он четыре дня уже оставался без пищи. Опасаясь за него, Антоний, наконец, сжалился над ним и велел накрыть на стол, а сам размочил в воде четыре маленьких сухих хлебца — один для себя и три для него. Сделав это, он стал на молитву, поставив с собою и Павла, и начал петь псалом. Двенадцать раз он пропел его, сотворив столько же молитв, чтобы и в этом испытать Павла. Потом сказал ему: " пойди, и ешь". Но как только он сел за стол и стал брать хлеб, Антоний сказал ему: " сиди и не ешь до вечера". Наступил вечер, а Павел все еще не ел. Тогда Антоний сказал ему: " вставай, помолись и ложись спать" . Павел так и сделал. В полночь Антоний разбудил его на молитву, и продолжал молитвы до девятого часа дня. Приготовив потом трапезу, они снова стали на молитву, и сели есть уже поздно вечером. После затрапезной молитвы они немного уснули, а потом снова встали на молитву и пели псалмы от полуночи до девятого часа дня. Так испытывал преподобный Антоний терпение и смирение Павла в продолжение многих дней, и Павел не ослабевал. Не довольствуясь и этим, Антоний послал его обойти пустыню и через три дня возвратиться.

Павел исполнил, и это и когда возвратился, Антоний заставил его служить пришедшим к нему инокам и ничего не говорить и не есть, хотя Павел не вкушал пищи уже три дня. Павел исполнил, и это и стал служить гостям. Иноки спрашивают его, почему он все молчит? Но Павел, исполняя повеление Антония, ничего не отвечает им. Тогда Антоний сказал ему: " что ты молчишь? Поговори с братьями! " И Павел стал говорить. Принесли родственники Павлу сосуд с медом, и Антоний велел его разбить. Павел повиновался. Тогда Антоний велел ему снова собрать мед с земли без всякого сора, — Павел исполнил и это. Так испытывал Антоний старца в продолжение многих дней, и, наконец, видя, непобедимость его терпения и послушания сказал ему: " во имя Господа ты уже стал монахом", и, устроив ему келию, принял жить с собою. Так сильна и непобедима жажда спасения, когда душа осененная благодатью Божьею, проникается ею. Влекомый этою жаждою, человек не останавливается ни пред какими препятствиями, встречающимися на пути к спасению, и побеждает всякие испытания и искушения.

 

" … раскрой свою пазуху и не впускай ветра! "

Не в нашей, конечно, воле находится и не от нас иногда зависит, чтобы в нас не являлись худые мысли и желания; они часто являются непроизвольно, против нашей воли и желания. Но от нас зависит противиться этим желаниям и побеждать их. А потому чистота сердца достигается посредством и неусыпного бодрствования над самим собою, наблюдения над самим собою, наблюдения над своими мыслями, чувствованиями и желаниями и постоянной борьбы с худыми помыслами и желаниями. Один брат пришел к авве Пимену и говорит ему: " авва, у меня много худых помыслов, и я в опасности от них! " Старец вывел его на открытый воздух и говорит ему: " раскрой свою пазуху и не впускай ветра! Не могу этого сделать — отвечал брат — если этого не можешь сделать, то не можешь остановить и прилива помыслов, но твое дело противостоять им и бороться с ними". И нет сомнения, что эта борьба с помыслами есть самая трудная и должна быть самою продолжительною и упорною, чтобы достигнуть победы над ними и сохранить чистоту сердечную. Она продолжается всю жизнь, ибо всю жизнь и во всяком возрасте могут являться худые мысли и желания, и она требует постоянного и бодрственного внимания к себе и бдения над собою. Необходимо, чтобы мы постоянно следили за своими мыслями и чувствами, бодрствовали над своими желаниями, влечениями и расположениями, наблюдали за всеми внутренними движениями своей души, и подавляли их; отсекали прочь, если они греховные и порочные. Поэтому, когда вопросили авву Аммона, какой путь есть путь тесный и прискорбный, то старец отвечал: " путь тесный и прискорбный есть обуздание своих помыслов и отсечение собственных пожеланий для Бога".

Это и значит: " вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? " (Мф.19.27). Но за то этот путь есть самый верный и единственный к достижению праведности пред Богом и святости. Кто хранит свое сердце чистым от худых мыслей и желаний, постоянно борется с худыми влечениями и подавляет их, тот только и может избегать греховных и порочных дел и жить добродетельно. Кто следит неусыпно и бодрственно за своими мыслями и желаниями, тот в корне подавляет в себе всякое зло и не дает возможности пробиваться ему наружу, переходить в жизнь и деятельность. Поэтому, пресекающий и удаляющий от себя всякие греховные мысли и желания, он этим уже самым предохраняет себя от худых дел и очищает свою душу от страстей и пороков, располагает себя к добру и добродетели.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь