Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мир ближних содействует и нашему собственному миру и благополучию,



вражда же напротив наших ближних тревожит и нас, нарушает и наше спокойствие. Как в жизни семейной всякая ссора и вражда одних тяжело отзывается и на всех других семейных, ибо она нарушает весь порядок жизни семейной, гневит отца или старшего в семье, беспокоит и тревожит и всех других членов семьи. Так точно и всякая ссора, злоба и вражда наших ближних, нарушая тишину, правильный строй и порядок нашей христианской жизни, нарушает в то же время и наш внутренний мир и покой души, почему мучит и тревожит нас. Ибо всякая в среде нас вражда и ссора гневит Отца нашего небесного, привлекая этот гнев и на всех нас. А потому и должны мы заботиться о прекращении этих ссор и примирении враждующих между собою, дабы предотвращать этот гнев Отца небесного и самим нам проводить тихое и безмятежное житие во всяком благочестии и чистоте (1 Тим.2.2). Чрез это примирение ближних мы достигаем собственного мира и покоя души.

 

Как же мы можем прекращать ссоры и вражды между своими ближними, и примирять ихмежду собою?

Можем мы во-первых предотвращать эти ссоры между нашими ближними, заботливо устраняя самые поводы к таким вражде и ссоре. Часто мы сами наговариваем своим ближним на других людей, передаем им про других людей то, чего не следовало бы передавать ради сохранения между ними мира. Так нередко мы переносим от одних к другим и передаем или что-нибудь оскорбительно сказанное одними про других, или злонамеренно распространяемую ложь и клевету, или что-нибудь враждебно желаемое одним другому. Передавать все таковые злоречия и зложелательства других людей тому, против кого они направлены, особенно если они нисколько не могут повредить ему и осуществиться на деле, есть дело нехристианское, и свойственно человеку желающему не мира между ближними, а вражды и ссоры. В этом случае обязанность наша, как миротворцев, не передавать злоречия и зложелательства о наших ближних, против кого они направлены. Нужно наоборот тщательно скрывать их и умалчивать пред ними для сохранения между ними мира, и в то же время предпринимать все меры к вразумлению тех, кем они высказываются, дабы они их прекратили. Ради сохранения такового мира нередко следует умалчивать даже об открытых угрозах, высказываемых человеком разгневанным и раздраженным другому ближнему заочно.

 

… припав к ногам ученика своего, благодарил его, говоря: " отныне ты отец мой, а я ученик твой"

Один благочестивый пустынник пришел в некоторый скит на короткое время и, не застав особой келии, не знал, где ему остановиться. Тогда другой старец, у которого была пустая хижина, отдал ее пришельцу. В первые дни иноки обходились между собою, как братья во Христе, но скоро их любовь разрушилась. Узнав, сколько поучительна беседа пришельца, многие из окрестных жителей стали посещать его, и приносили ему, кто что имел. Старец, давший ему убежище, позавидовал славе инока, и начал роптать на него и злословить его. Наконец дошло дело до того, что надрываясь с досады, он послал своего ученика сказать гостю, чтобы тот вышел из келии, куда хочет. Но добродетельный ученик, пришел к гостю, вместо того, чтобы объявить ему волю своего наставника, поклонился и сказал ему: " отец мой приказал спросить у тебя, здоров ли ты? Скажи отцу твоему, отвечал гость, чтобы помолился о мне Господу Богу, я несколько болен" . Юноша возвратился к своему наставнику. И объявил ему другое, что старец нашел другую келию и скоро уйдет от него. Прошло несколько времени, и старец опять послал ученика своего сказать пришельцу, что если тот не выйдет из келии, то он сам придет и жезлом изгонит его. Но ученик опять, пришел к гостю, сказал ему другое: " отец мой, услышав, что ты болен, прислал меня навестить тебя", — сказал он. — Скажи отцу твоему, отвечал гость, что я молитвами его выздоровел". Юноша, возвратясь к своему наставнику, сказал, будто бы гость просить позволения пожить у него только одну неделю. Прошла неделя. Старец вышел из терпения и, взяв костыль, пошел выгонять пришельца. Но юноша, предупредив его, прибежал к иноку и сказал ему, что учитель его идет звать его к себе на ужин. Услышав это, пришелец вышел на встречу старцу и, поклонясь ему сказал: " я иду к тебе, любезный о Христе брат, не утруждай себя идти ко мне". Изумленный кротостью его старец поверг на землю костыль свой и устремился облобызать его. Потом увел в свою келию и угостил, чем Бог послал. Проводив гостя, старец спросил у юноши, сказывал ли он пришельцу то, что было от него приказано? Нет, — отвечал юноша. Старец душевно тому обрадовался и, припав к ногам ученика своего, благодарил его, говоря: " отныне ты отец мой, а я ученик твой; ибо чрез твой только поступок спасены души нас обоих".

Мы часто присутствуем при ссорах, ругани, драках…

Можем и должны мы затем всячески стараться во время прекратить начавшаяся уже ссоры и вражду между нашими ближними, остановить наносимую обиду и оскорбление, насколько это от нас зависит, и стараться примирить их, склоняя к прощению обид. Мы часто присутствуем при ссорах, ругани, драках между нашими ближними и не предпринимаем никаких мер к их пресечению и прекращению, говоря, что это — не наше дело. Такое наше поведение не показывает в нас христианских чувств любви к ближним, но скорее зложелательство ближнему и злорадство, свойственное врагам. Давая полную волю и простор разгневанным противникам оскорблять друг друга, мы, конечно, руководимся и влечемся не миролюбивыми чувствами и желанием им добра, а чувствами враждебными к ним обоим и желанием им зла. Миролюбию напротив свойственно остановить брань или ссору в начале, прекратить драку или обиду, пока противники не дошли еще до ожесточения.

" … не помирюсь до смерти"

Два селения заспорили между собою из-за пахотной земли и готовы были вступить в драку. Как скоро дошло об этом известие до аввы Аполлоса, мужа святого, жившего вблизи этих селений, он тотчас же пошел, чтобы склонить их к миру. Долго он уговаривал их, но одна из противных сторон, надеясь на своего предводителя — одного начальника разбойнической шайки, человека очень храброго на войне, противоречила ему и не соглашалась к миру. Тогда Аполлос, увидев этого мужа, обратился к нему и сказал: " если ты, друг, послушаешься меня, то я буду молить Бога, чтобы он простил тебе твои грехи". Тот, выслушав старца, немедленно бросил оружие и пал к ногам святого, прося у него прощения и склоняясь к миру. Уже обе стороны совсем были готовы примириться, как неожиданно из другой противоположной стороны выступил ее предводитель из язычников, человек жестокий и свирепый, который воспротивился миру и с упорством говорил: " не помирюсь до смерти". Тогда Аполлос сказал ему: " да будет с тобою то, чего ты сам желаешь и что сам избрал для себя. Не умрет никто, кроме тебя". Это слово тот час же и сбылось. Языческий предводитель пал мертвым, а остальные примирились между собою и разошлись. Если же мы не в состоянии прекратить ссору во время и остановить ее, то должны заботиться о примирении рассорившихся и враждующих противников, склоняя их к взаимному прощению обид.

Старец обрадовался

Жил в скиту один старец, муж благочестивый и великий подвижник. Его любила и уважала вся братия, но один только инок возненавидел его и всячески старался злословить его и вредить ему. Не терпя козней этого инока, старец ушел из скита и поселился в отдельной келии в пустыни. Тогда братия возроптала на инока оскорблявшего старца и, наконец, уговорила его идти вместе с ними к старцу просить прощения. Когда подошли к келии, то опасаясь, что старец не примет их, если увидит своего оскорбителя, они скинули с себя верхние одежды и заставили инока стеречь их, а сами пришли к старцу. Старец, увидев их без верхних одежд, спросил, где же ваши одежды? Иноки отвечали, что их стережет брат, оскорблявший его, который не посмел придти с ними в келию. Услыхав, что оскорбитель его пришел к нему, старец обрадовался, и сам пошел к нему на встречу, прося у него прощения. Примирившись с своим оскорбителем, по просьбе братии, он снова возвратился в скит, и инок более уже не оскорблял его.

Будем, братия, стремиться к миру, чтобы жить нам самим со всеми в мире и примирить других между собою. Тогда мы на деле будем осуществлять свое высокое звание сынов Божиих и будем истинными детьми Бога Отца, истинными братьями между собою членами мирной Христовой Церкви.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь