Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественное творчество, как способ переживания экзистенциального кризиса взрослыми людьми



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему

Художественное творчество, как способ переживания экзистенциального кризиса взрослыми людьми

Выполнила: студентка 5 курса

очного/заочного отделения 436БК

Фалина Юлия Владимировна Научный руководитель:

Изотова Маргарита Хаджумаровна

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1. Глава 1. Теоретические аспекты психологических особенностей экзистенциального кризиса самоопределения………………………….8

1.1. Понятие кризиса в психологии………………………………………..8

1.2. Психологические особенности кризиса самоопределения……….17

1.3. Возможные варианты выхода из кризиса……………………….….33

2. Глава 2. Методологические основы организации проводимых исследований……………………………………………………………..40

2.1. Объект и процедура исследования………………………………….40

2.2. Методы и методики, используемые в исследованиях……………..41

3. Глава 3. Результаты проведенных исследований...……………………44

3.1. Результаты групповых исследований…..............................................47

1. Результаты исследования структуры самоотношения участников исследования с творческими склонностями…….47

2. Исследование выраженности кризисных состояний у взрослых людей, обучающихся рисованию и не склонных к творчеству……………………………………………………………53

3. Сравнение результатов исследования тревожности у взрослых людей, обучающихся рисованию и не склонных к творчеству…………………………………………………………….64

4. Исследование отношения к значимым людям взрослых людей, обучающихся рисованию и не склонных к творчеству……………………………………………………….……69

5. Исследование устойчивости к воздействию стрессовых факторов взрослых людей, обучающихся рисованию и не склонных к творчеству……………………………………………..76

3.2. Корреляционный анализ данных исследования…………………..89

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………96

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………105

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..104

Результаты индивидуальных исследований…………………….85

1. Результаты индивидуального исследования структуры самоотношения участников исследования с творческими склонностями……………………………………………………….…85

2. Результаты исследования выраженности уровня субъективного контроля у людей, обучающихся рисованию..90

3. Сравнение результатов индивидуального исследования тревожности у взрослых людей, обучающихся рисованию...93

4. Результаты исследования уровня депрессии у людей, склонных к рисованию……………………………………………………………..95

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время понятие кризиса стало центральным во многих психологических исследованиях. О важности этой темы писали еще в начале столетия.На сегодняшний день достаточно полно описана феноменология личностного кризиса, обозначены этапы его разворачивания, психологические, физиологические и поведенческие проявления (Л.И. Анцыферова, Р.А. Ахмеров, А.А. Баканова, А.А. Бодалев, В.А. Бодров, Г.А. Вайзер, Ф.Е. Василюк, Л.Ф. Верстелле, Л.Г. Дикая, А.В. Махнач, И.В. Калинин, К.В. Карпинский, В.В. Козлов, Р. Лазарус, Е.О. Лазебная, В.Г. Ромек, Е.Л. Солдатова, Е.К. Черепанова, и др.).В ситуации личностного кризиса возникает «состояние субъективной невозможности реализации внутренних необходимостей жизни» (Василюк Ф.И, 2001). В кризисе возникает нарушение смыслового соответствия сознания и бытия субъекта, восстановить которое невозможно ни путем практической деятельности, ни путем познавательной деятельности (Ф.Е. Василюк, Э.И. Киршбаум, К.В. Карпинский, Д.А. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов). В состоянии кризиса человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней потребности своей жизни, так как возникают внешние препятствия, а весь прошлый опыт не может ему в этом помочь. Психология кризисов разного возраста на данный момент мало изучена. В основном она направлена на изучение кризисов детства. Кризисы взрослости меньше, чем в детстве, зависят от хронологического возраста и в большей степени определяются личными обстоятельствами жизни человека; они могут подготавливаться постепенно или возникать внезапно в случае резкого изменения в социальной ситуации развития – системе отношений между субъектом и окружающей его социальной действительностью. Экзистенциальный кризис середины жизни характеризуется переоценкой собственных ценностей и переосмысления жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни, результатом чего должна стать выработка нового образа Я и приведение личности в соответствие с изменившимися условиями жизни. Разрешение этого кризиса зависит от способности человека признать собственные заблуждения относительно сложившихся потребностей и установок, привести к адекватному соотношению свои возможности и желания, установить адекватный уровень притязаний, найти иные пути достижения поставленных целей или переформулировать их в рамках более реалистичной точки зрения.Кризис является неотъемлемой частью человеческого бытия. Опыт, полученный при переживании кризиса, оказывает существенное влияние на становление личности, ее жизненный путь. Этим обусловлена непреходящая актуальность темы кризиса для психологической науки. Исследование кризисных состояний личности актуально также потому, что они, во-первых, являются естественным состоянием социально-психологического становления личности. Но если данное естественное состояние индивидуации провоцировать, начинается процесс дезадаптации с такими показателями, как патологические формы переживания кризисов, маргинальность, деструктивность не только по отношению к себе, но и к социуму. Поэтому необходимо искать пути, помогающие человеку выйти из кризисного состояния. Личностный кризис ставит человека перед необходимостью решать задачи, связанные с творческим приспособлением к изменившимся условиям существования, способы решения которых отсутствуют в индивидуальном опыте. Творчество может стать одним из путей выхода из кризиса. Все это и послужило актуальностью изучения данной темы.

Цель исследования: определить самоотношение и отношение к значимым людям у людей, переживающих экзистенциальный кризис.

Гипотеза:

1. Реализация творческого потенциала положительно влияет на прохождение экзистенциального кризиса.

2. Существуют различия в интенсивности прохождения кризиса у людей, обучающихся рисованию и людей, не реализующих свой творческий потенциал. Различия проявляются в более положительном самоотношении, меньшей выраженности тревожных и депрессивных переживаний, более положительном отношении к окружающим и более оптимистичном отношении к миру.

Задачи исследования:

1. Анализ истории развития и особенностей современного состояния основных подходов к изучению кризисов личности в отечественной и зарубежной психологии.

2. Изучить особенности самоотношения у взрослых людей, переживающих экзистенциальный кризис, с помощью творчества.

3. Выявить отношение людей, переживающих экзистенциальный кризис, к значимым людям.

4. Выявить отношение людей, переживающих экзистенциальный кризис, к прошлому, настоящему и будущему.

5. Определить особенностей совладания со сложными ситуациями людей, переживающих экзистенциальный кризис.

6. определить выраженность личностной и ситуативной тревожности у людей, переживающих экзистенциальный кризис.

7. Выявить выраженность депрессивного синдрома у людей, переживающих экзистенциальный кризис.

Предмет исследования: Самоотношения и отношение к значимым людям (сферам).

Объект исследования: Взрослые люди переживающие экзистенциальный кризис ( от 30 до 43 лет).

Методы исследования:

Для реализации поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс методов исследования

· биографический метод

· наблюдение

· беседа

· психологическая диагностика:

· Тест-опросник самоотношения ВВ. Столина.

· Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина.

· «Шкала депрессии Бека»

· Методика «Незаконченные предложения» (тест Сакса-Леви)

· «Методика «человек – человек под дождем». (Е. Романова, Т. Сытько).

 

Глава 1. Теоретические аспекты психологических особенностей экзистенциального кризиса самоопределения.

Глава 2. Методологические основы организации проводимых исследований

Глава 3. Результаты проведенных исследований

Результаты групповых исследований

Рис. 8. Показатели отношений к семье у людей, занимающихся рисованием и людей, не участвующих в творческой группе.

 

Отношения к отцу. Так у группы людей обучающихся рисованию высказывание «я хотел бы, чтобы мой отец» явно связывает с нехваткой времени и внимания и преобладают окончания предложений типа: «проводил бы время», « недостаток времени», «обращал на меня внимание», «редко интересовался», также заботит и материальное благосостояния семьи это видно из следующих высказываний: «больше зарабатывал», « помогал». Вероятнее всего люди первой группы принимают отца и даже возможно восхищаются им и хотят, чтобы их отношения стали ближе.

У людей второй группы преобладает такие окончания к предложениям, как «давал деньги на игрушки», « купил бы машину», «давал бы денег» и т.д. Видно, что преобладает больше материальный аспект. Люди сожалеют, что не могут получить желаемого, и как им кажется, должного материального благополучия от отца и возможно не ищут самостоятельных путей решения.

Как в первой группе, так и во второй группе одинаково распределены как обостренные, так и гармоничные отношения родителей между собой, так высказывание « думаю, что мой отец» имеет такие окончания: «любил мать», «редко изменял», «ссорился с матерью», « был несчастлив с мамой». Соответственно люди рисующие и не обучающиеся рисованию находились в равных условиях, но первая группа более лояльно реагирует на образ отца, на предложение «думаю, что мой отец» были получены следующие утверждения «хороший человек», « редко унывал», «редко говорил не правду», которые явно указывают на формирования положительного образа значимого взрослого.

Во второй группе люди видят просчеты отца, но принимают их и допускают разницу во взглядах. Это видно из утверждений «оказывал помощь», «редко меня обманывал», «редко поступал необдуманно», «строгий, но справедливый».Также видна разница в формировании отрицательного образа. Группа в которой люди обучаются рисовать на предложенное утверждение «если бы мой отец захотел» закончили такими фразами: « был другим», «не губил себя», « было бы все хорошо».Видно, что люди пытаются все же оправдать для себя отца и принять его, а группа людей не рисующих ответила таким образом: «редко бы пил», « не обижал бы семью», « перестал бы жить» здесь просматривается крайняя враждебность и презрение с явным желанием смерти отцу.

Отношения к матери: В группе людей, которые пошли обучаться рисованию, явно видно положительное отношение к матери. Мать является для них почти идеалом. Предложения «моя мать и я» заканчивается « одно целое», « как две подруги», «любим друг друга», «одна семья», « очень близки», «бережно относимся к друг другу». На предложение «моя мать» окончания такие: «мой идеал», « хорошая женщина», «самая лучшая», « любимая», «удивительная», «добрая».Прослеживается выражения только положительных чувств по отношению к матери. Возможно что рисуя, «образ матери» возникал в воображении и на рисунках и люди смогли выразить позитивные чувства и переосмыслить значимость и ценность этой связи, поэтому в следующей связки предложений проскальзывает некое сожаление в случае отсутствия матери: «я люблю мать, но» окончания были следующими: «рядом нет», «не хватает», «далеко», « хочу быть чаще с мамой». Вероятно, что переживая экзистенциальный кризис эта группа способна высоко оценивать наиболее важных и значимых для них людей. Во второй контрольной группе тенденции несколько другие. Рассматривая данные высказывания, можно предположить, что отношения несколько натянуты. На это может указывать ответы на предложения « моя мать и я». Среди ответов часто встречались такие: « не находим общий язык», « часто ссоримся», « не виделись», а на начало предложения «моя мать» ответили следующее: «не мать», « часто злиться», « не всегда понимает» и часть людей этой группы считают, что большинство матерей: « не уделяют внимания», « очень нервные». Возможно, что такие отношения сложились за долго до переживания экзистенциального кризиса, но именно в этот момент еще больше обострились. В этой группе люди осуждают мать, считают слишком требовательной.

Отношения к семь: В ходе исследования по методики «незаконченное предложения» можно отметить, что люди начавшие обучения рисованию более осмысленно подходили значимости семьи и себя в семье. Возможно, обучения помогло им рассмотреть им свою значимость и самоценность в семье, более терпимее относиться к проявлениям конфликтности и сгладить острые углы в отношениях. Так на предложение « по сравнению с большинством других семей моя семья» были даны следующие утверждения « очень дружная», « творческая», « живет разнообразно», « хорошая», «положительная». Предложение «моя семья обращается со мной, как» заканчивалось такими высказываниями: «я отец», «я мама», « равным членом», « любимой дочерью». Из этих утверждений понятно, что семья приобретает для людей наивысшую ценность и значимость. Вторая группа людей переживая экзистенциальный кризис осознает, что ситуация иногда становиться не контролируемой, но не видит каким образом они могут разрешить возникшие проблемы и скорее идут на разрыв и обострения ситуации. Начало предложения « по сравнению с большинством других семей моя семья» дает следующие ответы: «в разводе», «распалась», «неадекватная», « не полная», « несчастная». Они считаю, что « большинство известных мне семей» переживаю то же самое и поэтому окончание предложения звучит так: «разведены», « одиночки», «не находят общего языка».

Отношение к друзьям, противоположному полу, сексуальные отношения (результаты) представлены на (рис. 9.)

По результатам исследования методики « незаконченные предложения» рассматривая конструкт «отношения к значимым сферам» видны незначительные различия. Группа людей обучающихся рисованию выражает хорошие взаимные чувства между друзьями и им самим. Это можно проиллюстрировать на примере окончания фраз: «близок по духу», «позитивные, открытые», «честный», вероятно совместное художественное творчество помогает найти круг близкий по духу людей, объединяет общностью идеей, делает людей более открытыми и честными, как с самим собой, так и с другими.

 

Рис. 9. Показатели отношения к референтной группе» у людей, занимающихся рисованием и людей, не участвующих в творческой группе.

Группа людей, не проходящих курс обучения рисованию, вероятнее всего ждет одобрения от окружающих, пред тем как эмоционально выразить себя, предположительно, люди этой группы подвержены зависимости от мнения друзей и знакомых. На фразу «думаю, что настоящий друг». Были даны такие окончания: «доброжелательны», « симпатичны», «бескорыстны», « надежны». Судя по конструкту «действия друзей» направленность сосредоточена в одном направлении, а именно это их заинтересованность в субъекте и тут присутствуют утверждения такого рода: «любят меня», « принимают со всеми недостатками», «думают обо мне». Так же, как и первая группа людей, вторая группа общается, дружит, имеет общие интересы, но окраска этих отношений совсем иная, а именно отсутствует «близкие по духу».

«Отношения с противоположным полом» и «сексуальные отношения» имеют небольшой разрыв. Как рисующие люди, так и не проходящие, обучения рисованию относятся, либо позитивно, либо нейтрально к сферам, относящимся к сексуальным отношениям и противоположному полу. В первой группе рисующих людей в основном на начало предложения « когда я вижу женщину рядом с мужчиной» были даны следующие утверждения: «радуюсь», « это нормально», « хорошо», « мне приятно», « думаю, что они пара», « верю в любовь» что соответствует положительному отношению к происходящему.

Вторая группа людей высказывала нейтральную позицию такими окончаниями: «я не о чем не думаю», «мне все равно», «оцениваю их двоих». Что касается непосредственно отношению к сексу, то люди из рисующей группы на начало предложения « если бы у меня была нормальная половая жизнь» ответили следующее: «она у меня отличная», « меня все устраивает», «не жалуюсь». Вероятно, выражая свои чувства по средствам художественного отображения, в любом проявлении отношений видят много приятных и удовлетворительных моментов. Творчество помогает им раскрывать себя и партнера.

Люди из не рисующей группы принимают сексуальные отношения, но имеют некоторую неудовлетворенность ими. Так на начало предложения «если бы у меня была нормальная половая жизнь» ответили следующее: «родила бы еще ребенка», « то у меня бы была нормальная половая жизнь», «было бы здорово», вероятно мелкие конфликты, непринятия себя и недостаточная способность раскрыться и дает небольшую неудовлетворенность.

Рис. 10. Показатели отношения к вышестоящим лицам, сотрудникам и подчиненным у людей, занимающихся рисованием и людей, не участвующих в творческой группе.

Рассматривая этот конструкт можно заметить значительные различия в отношениях с подчиненными людьми, вышестоящими лицами и сотрудниками. По данным исследования отчетливо видно, что люди из первой рисующей группы чувствуют, что способны хорошо выполнять руководящую работу, но имеют какие- то предубеждения по поводу применения авторитета. На начало предложения «если бы я занимал руководящий пост» были даны такие утверждения: «то было бы здорово», « была бы справедливой и порядочной», « была бы понимающим человеком», « это было бы не очень», и следующее «мои подчиненные» - утверждения «доверяют мне», «любят меня», «мне равны».

Вторая группа людей чувствует, что не в состоянии контролировать сою враждебность при управлении другими людьми: « была бы строгим руководителем», «все подчинялись бы мне», «всех бы поучала, как жить» и т.д. Сравнивая, как происходит признания авторитетности и отношения к вышестоящим лицам заметно, что люди первой группы выражают отсутствие конфликта и чувство восприятия их надлежащем образом. Вероятно, что занятия творчеством активизировала самоценность, самоуважение, самопринятие, отбросило внутреннюю конфликтность, и тем самым утвердила себя, как личность. Были выказаны такие утверждения: « мое начальство», «мои друзья», «всегда справедливо», «уважает меня», «замечательное».

Во второй группе людей присутствуют тенденции к обиде и страху перед вышестоящими людьми об этом говорят такие высказывания, как: «не всегда бывает справедливым», « меня не понимает», « не ценит своих сотрудников»

Группа людей проходящих обучения рисованию выражают взаимные хорошие чувства к своим коллегам. Это отображается в следующих высказываниях: « люди, которые интересны», «с коллегами, где есть взаимопонимание», « творческими людьми» и т.д. Вероятно, что присутствует некая избирательность, но в целом эти люди стараются найти общий язык с сотрудниками и взаимодействовать с ними.

Во второй группе людей имеются небольшие трудности по работе, люди зависимы от помощи своих коллег. Это видно из таких утверждений: « оно уважают меня», « с другом», « часто не все белые и пушистые», « прикроют меня», « трудолюбивые» и т.д. Они не пытаются взять на себя полную ответственность, не прочь чтобы, кто-то их прикрыл и был, разумеется, трудолюбив.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате исследования самоотношения были выявлены как общие, так и специфические тенденции участников из двух групп. Общим для них является склонность искать вину за свои ошибки не только в себе. Для большинства участников исследования характерно критичное отношение к себе, своим возможностям и способностям, своей внешности, им присуща некая придирчивость к себе и поиск недостатков. Но также они склонны искать причины поступков, результатов не в себе самих, считая, что их " Я" подвластно скорее внешним обстоятельствам, чем им самим.

Выявлены были и различия. В группе, обучающихся рисованию, значительно больше людей, ориентированных на внутреннюю честность, на открытость отношений человека с самим собой. У этих людей достаточно развитая рефлексия, поэтому, они лучше понимают себя. В то же время они критичны к себе. Во взаимоотношениях доминирует ориентация на собственное видение ситуации, происходящего. В то время как участники исследования из другой группы, менее склонны к рефлексии. Возможно, рефлексия развивается в процессе занятий рисованием. Рисование — художественное отражение человеком окружающего его мира предметов, явлений природы, общество, себя. Процесс создания картины это деятельность человека направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. Поэтому участники исследования, занимающиеся рисование лучше понимают себя, эффективнее могут контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир. Людям из рисующей группы присущи повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств, они более уверенны в ценности собственной личности. Для них также характерно проявление смелости в выражении убеждений, уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости.

В первой группе участников исследования более выражено ощущением силы собственного «Я», они обладают смелостью в общении. У этих людей доминирует мотив успеха. Они с уважением относятся к себе, часто довольны собой, своими начинаниями и достижениями, ощущают свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются ими как преодолимые. При этом собственное «Я» переживается как внутренний стержень, который координирует и направляет всю активность, организует поведение и отношения с людьми, что делает их способными прогнозировать свои действия и последствия возникающих контактов с окружающими. Они ощущают себя способными оказывать сопротивления внешним влиянием, противиться судьбе и стихии событий. В группе 2 иная картина. В привычных для себя ситуациях большинство участников этой группы сохраняют работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех начинаний. При неожиданном появлении трудностей уверенность в себе снижается, нарастают тревога, беспокойство. Это может привести к отказу от деятельности при первых трудностях. Для них характерно отсутствие интереса к собственным мыслям, чувствам, неуверенность в собственном интересе для других, «отдаленность от себя», такое распределение показателей привлекает внимание, так как для взрослых, переживающих экзистенциальный кризис интерес к процессам, происходящим во внутриличностном пространстве характерен. Значительная часть этих людей считают, что их деятельность и личность не способны вызывать у значимых для них людей уважение, симпатию, одобрение. Подобные тенденции могут значительно затруднить выход из кризисного состояния.

Раскрытие творческого потенциала способствует положительным изменениям отношению к себе. Творческий процесс создания рисунков помог участникам развить навыки самоанализа, что проявлялось в серьёзных и интересных трактовках работ, глубоком их осмыслении и осознании различных аспектов своего внутреннего мира.

Это можно объяснить тем, что в процессе рисования участники получили доступ к личностным ресурсам через реализацию творческого потенциала. Повышение значимости и ценности своей художественной продукции в их собственных глазах происходило не только из-за эстетического качества, но и за счет заключенного в ней внутреннего, личностного смысла. Участие в творческой группе помогло людям, переживающим экзистенциальный кризис, пережить ситуацию успеха. Участники приобретают положительный опыт самоуважения и самопринятия, у них укрепляется чувство собственного достоинства. Все это, несомненно, способствовало формированию более позитивного самоотношения.

Одной из составляющей кризисного состояния являются депрессивные переживания. Склонность к переживаю депрессивных состояний изучалась при помощи методики «Шкала депрессии Бека».

У большинства участников исследования не выявлены показатели наличия тяжелой и выраженной депрессии. Общим для обеих групп является характерное для них состоянии субдепресии. Большинство из участников исследования часто жалуются на пониженное настроение, сообщают о тягостном чувстве пустоты, о собственной ненужности. Однако при этом, они не отгораживаются от людей, не избегают общения. Вероятно, указанные расстройства настроения у взрослых людей из обеих групп скорее следует рассматривать как специфическую, реакцию характерную для переживания экзистенциального кризиса.

В группе, обучающихся рисованию, наблюдается относительно высокий процент людей, у которых отсутствует депрессивные симптомы.

У большинства этих людей есть потребность в общении, желание получать удовольствия, у них есть надежды на будущее. В процессе рисования участники исследования из первой группы раскрывают свое внутреннее «Я», выплескивая на поверхность все, что скрыто в глубине, спрятано в подсознании. Рисуя, человек как бы обнажает свою проблему и в закодированном виде передает ее в подсознание. Творчество как процесс само по себе приносит удовольствие, потому что оно никогда не связано с болью или чем-то негативным. Наоборот, в основе любой творческой деятельности лежат переживания и чувства, которые как бы убеждают нас, что все в природе преходящее, все можно пережить и отпустить. Рисуя, человек отключается от своих проблем. Работа с красками вызывает приятное волнение и чувство радости. Это дает возможность этим людям жить более полноценной жизнью.

Другой составляющей кризиса является переживание страха. Одной из форм страхов является характерное для многих кризисных состояний чувство утраты значения всего того, что ранее составляло жизнь человека, разрушения прежних привязанностей и освобождения от прежних ролей.

Таким образом, содержание страхов свидетельствует о факте кризиса. Переживания страхов могут сопровождаться глубокой тоской. Данные исследования показали, что для большинства участников исследования характерны различные формы страха. Статистически значимых различий между группами не было выявлено. В основном это страхи, связанные с потерей здоровья « заболеть», и возможностью реализоваться в этой жизни («ничего не достичь», «быть никем», « не успеть что-то важное» «остановиться»). Также у многих людей выражены страхи смерти как собственной («смерти», «умереть»), так и близких (« смерть родителей», « отца в гробу», «умрет кто-то близкий»). Характерным также для многих людей стал страх одиночества. Одной из форм страхов является характерное для многих кризисных состояний чувство утраты значения всего того, что ранее составляло жизнь человека, разрушения прежних привязанностей и освобождения от прежних ролей: «потеря работы», «всего нового», « развод», «быть старой», «потерять все», «поступиться нравственностью», «обмана», «предательства».

Тягостное переживание чувства вины также характерно для участников исследования из обеих групп. Анализируя высказывания участников исследования можно выделить два основных конструкта: вина из-за не реализации себя и вина из-за ограниченности связей с близкими людьми. Это чувство связано с совершенными ошибками и с отношением к значимым людям. Исследования личностной тревожности показало, что в первой группе больше людей, которые спокойны, считают, что лично у них нет поводов и причин волноваться за свою жизнь, репутацию, поведение и деятельность. Ситуативная тревожность значимо выше у людей, посещающих творческую группу. В ситуации стресса эти люди часто остро и обычно неадекватно объективному положению беспокоятся о возможных неприятностях, часто переживают тревогу, преувеличивая возможность воображаемой неприятности или угрозы.

Особое место занимают переживания, связанные с восприятием прошлого и будущего у людей, пребывающих в экзистенциальном кризисе.

Для большинства участников исследования характерно положительное отношение к своему прошлому, в котором находятся множество ярких, красочных, позитивных событий, которые приятно вспоминать.

Отношение к будущему значительно более позитивное у взрослых людей, обучающихся рисованию. При этом они считают, что надо прикладывать усилия, осуществлять целеполагание, стремиться к реализации план. У участников исследования во второй группе было выявлено фаталистическое, беспомощное и безнадежное отношение к будущему. При этом они склонны считать, что будущее предопределено, и на него невозможно повлиять собственными силами.

В исследовании также изучалось отношение к значимым людям. У частников обеих групп достаточно позитивные отношения к семье. Семья имеет для них наивысшую ценность и значимость. Но люди, обучающиеся рисованию, лучше осознают свою причастность к семье. В их высказываниях больше эмоциональных компонентов. В ответах людей из второй группы было больше формальных ответов. К матери значительно лучше относятся большинство участников исследования. Но участники, посещающие творческую группу, подчеркивали эмоциональную близость с матерью. Для них мать является доброй, понимающей, близкой. В комментариях участников второй группы было больше критического отношения к матери. К отцу также лучше относятся участники первой группы. Основной претензией стало недостаток времени общения с отцом. А в группе людей, не занимающихся творчеством, акцентируется не достаток материальной помощи со стороны отца.

Различия выявлены по отношению к друзьям и к противоположному полу. Люди, обучающиеся рисованию, предпочитают иметь друга и партнера близкого по духу. Для них важно духовное родство, эмоционально позитивное общение с партнерами. Для участников второй группы наиболее ценным качеством в друге стало оказание массированной помощи в любой момент. Часто они ждут от друга конкретных советов и действий. Партнер также должен решать проблемы, оказывать помощь.

У людей, посещающих творческую группу менее конфликтные отношения на работе. Они значительно позитивнее относятся к начальству, подчиненным, сотрудникам. Особенно выражена разница по отношению к сотрудникам и подчиненным. Люди, не обучающиеся рисовать, видят в сотрудниках много отрицательных качеств. В своих неудачах склонны обвинять подчиненных.

Для выявления устойчивости участников исследования к стрессовым ситуация была использована проективная методика «Человек», «Человек под дождем». Анализ рисунков дает возможность предположить наличие у многих участников исследования острой и актуальной стрессовой ситуации, сопровождаемой бурными переживаниями Большинство участников второй группы изобразили дождь в виде тяжелых, закрашенных капель или линий, что указывает на длительный, интенсивный характер переживаний. Эти люди ощущают ситуацию как тяжелую, постоянную, гнетущую, выраженную потребность в любви, заботе, теплоте, желание перенестись из реального мира в мир фантазии. Почти во всех рисунках присутствуют тучи и облака этот признак как присутствие тревоги, опасений.

В кризисе люди часто лишаются привычных способов психологической защиты. Новых еще не появились. Рисунки участников исследования подтверждают это положение. Средства защиты от дождя олицетворяют адекватность способов защиты от стрессовых ситуаций. Не смотря на то, что большинство участников исследования изобразили человека одетым в плащ и с зонтом, используемые способы реагирования и противостояния стрессу у участников второй группы почти исчерпали себя, им необходимо создание нового стиля сопротивления неблагоприятным воздействиям.

Эмоциональная насыщенность образа человека в определенной мере можно оценить по количеству используемых при рисовании цветов и эмоциям изображенного человека..

У участников первой группы в рисунках более ярко выражен положительный эмоциональный фон по сравнению с рисунками второй группы, где испытуемых изобразили человека под дождем печальным, разочарованным или испуганным.

Также следует отметить, что в группе людей обучающихся рисованию доминирует склонность к активным действиям. В сложной ситуации они предпочитают действовать, а не пассивно воспринимает удары судьбы.

Участники второй группы более склонны к пассивному характеру действий. Они чаще испытывают ощущения «загнанности в угол». Их поведение в стрессовой ситуации можно охарактеризовать как непродуктивное. Им свойственно желание закрыться, спрятаться. Кроме того, для участников этой группы свойственна стратегия совладания со стрессовым состоянием как уход в мир фантазии.

Таким образом, проведенное исследование дало основание полагать, что полученные результаты подтвердили гипотезу.

К общим выводам проведенного исследования можно отнести следующее:

1. У участников обеих групп присутствует выраженные кризисные переживания, которые выражаются в пониженном настроении, тягостном чувстве пустоты, вины, мыслей о собственной ненужности, наличием экзистенциальных страхов.

2. В структуре самоотношения были выявлены как общие, так и специфические тенденции участников из двух групп. Общим для них является склонность искать вину за свои ошибки не только в себе, убежденность, что их " Я" подвластно скорее внешним обстоятельствам, чем им самим.

3. Почти все компоненты самоотношения более выражены у участников первой группы. У них более выражено ощущением силы собственного «Я», они обладают смелостью в общении. Они с уважением относятся к себе, часто довольны собой, своими начинаниями и достижениями, ощущают свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы.

4. Для участников первой группы характерен повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств, они более уверенны в ценности собственной личности. Для них также характерно проявление смелости в выражении убеждений, уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости.

5. У участников первой группы более оптимистическое отношение к будущему. При этом они считают, что будущее зависит от них. У участников исследования во второй группе было выявлено фаталистическое, беспомощное и безнадежное отношение к будущему.

6. У участников первой группы более позитивные отношения к родителям, семье в целом, к друзьям, партнерам. К коллегам по работе. При этом в отношениях их более привлекает эмоциональных компонент. У участников второй группы доминировали материальные ценности и конкретная помощь.

 

 

.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абульханова-Славская К.А. (ред.). Сознание личности в кризисном обществе. -М., 1987.

2. Ассаджиоли Р. Психосинтез. М.: Рефл-бук, Вакпер, 1997. -318 с.

3. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование), М.: Знание, 1985. — 64 с.

4. Бурлачук Л.Ф. «Основы психотерапии», Киев: Ника – Центр, 2001.

5. Белозуб Г.И. Кризис сорока: Советы психолога современной женщине. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2003.

6. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.069 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь