Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Исследование устойчивости к воздействию стрессовых факторов взрослых людей, обучающихся рисованию и не склонных к творчеству.



Для выявления устойчивости участников исследования к стрессовым ситуация была использована проективная методика «Человек», «Человек под дождем». Образ человека, изображение его тела, соблюдение пропорций в рисунке во многом отражают особенности взаимодействия рисующего человека с внешним миром и особенности интеграции его внутреннего опыта. Эта методика выявляет способность человека противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, стрессовым факторам, и позволяет собрать информацию о стиле реагирования и поведения в условиях неблагоприятной ситуации. В рисунках анализировалась содержательная и структурная характеристики образов. В полном объеме данные исследования представлены в(приложении 7, 8, , 9). Участникам исследования предлагалось нарисовать поочередно два рисунка: «Человек» и «Человек под дождем». Анализ рисунков проводился в сравнении.

Рисунок человека взрослые люди, переживающие экзистенциальный кризис, изобразили достаточно разнообразно. Но рисунки людей, обучающихся рисованию, значительно более выразительны. Следует отметить, что рисунки участников исследования не были оценены с эстетических позиций.

При анализе показателей было выделено четыре основных блока, которые помогут понять механизмы совладания со сложными ситуациями, готовность человека справляться с трудностями, а также адекватность психологических защит.

1. Наличие психологических защит.

Средства защиты от дождя олицетворяют адекватность способов защиты от стрессовых ситуаций. Не смотря на то, что большинство участников исследования изобразили человека одетым в плащ и с зонтом, используемые способы реагирования и противостояния стрессу у участников второй группы почти исчерпали себя, им необходимо создание нового стиля сопротивления неблагоприятным воздействиям. Об этом говорят рисунки, в которых, не смотря на средства защиты от дождя, дождь проникает повсюду. Такая тенденция характерна для 10% людей из первой группы и 40% людей из второй группы (р≤ 0, 05). 22% людей, обучающихся рисованию, и 33% людей из второй группы нарисовали человека, не только одетого в плащ, но и со шляпой, в сапогах и с огромным зонтом. Такая картина характерна для человека «чрезмерно защищенного», который всегда настроен на готовность к неприятным событиям. Этот человек рационализирует все свои действия, эмоционально отгорожен, не допускает никого к себе близко. Некоторые люди, представили дождь в виде символов. Так, женщина А. нарисовала дождь в виде лиан. Пример, В рисунке дождь представлен в виде цветов. Оба рисунка достаточно позитивные. Авторы изобразили обе фигуры (человека и человека под дождем) в образе японок. Уточняющие вопросы и анализ рисунка позволили предположить, что эти люди хотят коренных изменений в своей жизни. Им надоела рутинная жизнь и стресс для их является чем-то позитивным и необходимым.

Рис. 11.

Такие рисунки встречались только у участников первой группы. Среди рисунков участников исследования были и такие, где средством защиты от дождя были деревья или навесы. По мнению, А.Л. Венгера, это может указывать на неадекватные психологические защиты.

Рис. 12.

Так, на (рис.12) видно, что, несмотря на дерево, под которым укрылась девушка, она вся промокла. Дерево без листьев не смогло укрыть ее без дождя. На наличие стрессовой ситуации указывает и грустное лицо, и темные краски рисунка. Вероятно, для этой женщины стрессовая ситуация актуальна на сей момент. На такую тенденцию косвенно указывает и то, что изменения в рисунках не значительные. Усиливает ситуацию и то, что кроме дождя идет снег. Больше 10 лет она прожила в браке, где по отношению к ней применялось психологическое насилие. Проживание с агрессивным мужем-алкоголиком сделало ее созависимой. В чем-то ее поведение можно назвать «поведением жертвы», то есть виктимным. На рисунке видно, что она с закрытыми глазами протягивает руку навстречу стрессовой ситуации.

2. Наличие стресса.

Погодные явления и объекты природы символизируют связанные со средой переживания человека (Е.С.Романова, 2001). Лишь у (25%) людей, не посещающих творческую группу дождь нарисован в виде редких капель, то есть трудная ситуация воспринимается как временная, преодолимая. В первой группе этот показатель(57%). Большинство участников второй группы изобразили дождь в виде тяжелых, закрашенных капель или линий, что указывает на длительный, интенсивный характер переживаний (р≤ 0, 05).

Рис.13. «Наличие стресса»

Эти люди ощущают ситуацию как тяжелую, постоянную, гнетущую, (16%) испытуемых экспериментальной и (19%) испытуемых контрольной группы нарисовали грозу, что свидетельствует об острой и актуальной стрессовой ситуации, сопровождаемой бурными переживаниями, два человека нарисовали фигуру человека, сгибаемую ветром. Л.М.Костина, Е.С.Романова интерпретируют этот факт как выраженную потребность в любви, заботе, теплоте. Следует отметить, что в рисунках участников второй группы, более выражена тенденция рисовать ветер сверху вниз, что можно расценивать, как сильное желание перенестись из реального мира в мир фантазии.

Рис.14. «Наличие стресса»

Почти во всех рисунках присутствуют тучи и облака. Большинство участников исследования окрашивают их в черный и синий цвета. Часто тучи занимают почти все небо. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и К. Тейлор рассматривают этот признак как присутствие тревоги, опасений. Они считают, что это указывает на наличие тревожности, связанной с взаимоотношениями в окружающей реальности.

Рис.15 «Наличие стресса»

Следует отметить, что во многих рисунках участников исследования изображено солнце. Но у многих оно нарисовано за облаком или за тучей. Тем не менее, солнце символизирует сердечность, надежду обрести покой. У трех человек на рисунке изображена радуга, возникающая после грозы. Ч то символизирует мечту о не сбыточных надеждах.

Также следует отметить, что в большинстве рисунков нет изображения людей, домов, животных рядом. Такие рисунки встречаются только среди рисунков участников первой группы. Только в трех рисунках есть изображения животных. Женщина, изобразила себя обнаженной под крупными каплями дождя. У нее есть зонтик, но она им не воспользовалась. Обнаженная фигура под дождем символизирует как бы новое рождение. Все прежние защиты оказались не работающими, а новых защит еще нет. Дождь льется только на фигуру девушки. Отвечая на уточняющий вопрос, женщина сказала, что ворон символизирует мудрость. На рисунке девушка слушает говорящего ворона (рис.16).

Рис.16. «Наличие стресса»

Вероятно, это может быть связано с желание получить мудрый совет или найти мудрого советчика для того, чтобы выйти и кризисной ситуации.

Один человек нарисовал кошку, которая идет с ним под дождем. Кошка, в данном случае символизирует друга, который не оставит в тяжелой ситуации.

При рисовании рисунка «Человек под дождем» преобладали дополнительные цвета: серый и черный. Согласно Н.В.Серову, предпочтение черного цвета говорит о психофизиологическом дискомфорте и страдании. Участники второй группы используют черный цвет чаще, чем взрослые люди первой группы. По мнению М. Люшера, черный цвет символизирует утрату «привычного ощущения Я». Возможно, через черный цвет участники исследования, переживающие экзистенциальный кризис, пытаются передать дискомфорт, тревогу и страх, которые они испытывают в стрессовой ситуации. Также часто участники исследования используют серый цвет. Серый цвет символизирует отгороженность и равнодушие. Использование серого цвета скорее говорит о подавлении эмоций, о стремлении эмоционально отгородится от стрессовой ситуации.

3. Эмоциональное состояние.

Эмоциональная насыщенность образа человека в определенной мере можно оценить по количеству используемых при рисовании цветов. Большинство педагогов использовали основные цвета и их оттенки. В выборе основных цветов доминировали красный, желтый, зеленый цвет. Известно, что красный цвет символизирует потребность в активности, направленной на достижение цели, на овладение всем тем, что доставляет радость и наслаждение. М. Люшер рассматривает использование зеленого цвета, как проявление самоутверждения. Желтый цвет ассоциируется, прежде всего с солнцем, теплом. М. Люшер отмечает, что желтый цвет выражает живость, ожидание счастья. Ведущая потребность человека, выбирающего желтый цвет, заключается в желании быть вовлеченным в процесс эмоционально насыщенного межличностного взаимодействия. Черный цвет использовался преимущественно для создания контура фигуры. В связи с этим интерпретация данного цвета нецелесообразна.

Рисунок человека, по мнению Е.С.Романовой, Н. Юриновой, Дж. Аллана дает представление о поведении человека в привычной для него обстановке. Таким образом, на основании проведенного анализа можно считать, что участники обеих групп в привычной для них обстановке чувствуют себя достаточно комфортно, стремятся к эмоциональному принятию со стороны окружающих, им свойственно желание найти согласие, равновесие с окружающими. Однако присутствует потребность в достаточно жесткой систематизации, с опорой на привычки участники из обеих групп изобразили человека как активного, позитивного. Следует отметить, что в рисунке человека под дождем большинство участников исследования не нарисовали опору, на которой стоит человек, человек как будто висит в воздухе, что, возможно, говорит о недостаточной уверенности человека. А. Л. Венгер считает, что это присуще людям с недостаточной социальной адаптированностью, отличающихся пассивностью в социальных отношениях. Анализируя полученные данные, можно сказать, что по критерию «Эстетика рисунка» (р≤ 0, 005) выявились различия между первой и второй группой.. У участников второй группы эстетика рисунка изменилась в сторону ухудшения. Это говорит о том, что в стрессовой ситуации для них более характерно замыкаться в себе. Они склонны к пассивности в трудных ситуациях. У три человек второй группы и у восемь человек первой группы эстетика рисунка изменилась в лучшую сторону. Рисунки «Человека под дождем» у этих людей более четко прорисованы, более аккуратны, чем рисунок «Человека». Подобная тенденция свойственная людям, которые в стрессовой ситуации мобилизуются, начинают активно действовать, контролировать свои эмоции, искать выход из создавшейся ситуации. В первой группе штриховка присутствует у (60%)испытуемых, тогда как во второй группе у (48%) испытуемых. Это свидетельствует о том, что большинство участников исследования склонны к повышенной тревожности. Однако в первой группе эта тенденция выше.

Участники второй группы, в большей степени по сравнению с людьми, обучающимися рисованию, имеют заниженную самооценку и уровень притязаний (р≤ 0, 005). Возможно, это проявление механизмов психологической защиты. Смещение рисунка вниз предположительно можно связать с повышенным уровнем тревожности и переживанием собственной внутренней неуверенности. Такое изображение, возможно, отражает проекцию собственных переживаний этой категории людей.

Во многих рисунках участников из второй группы наблюдалось значительное уменьшение размера фигуры в рисунке «Человек под дождем», что может свидетельствовать об ощущении собственного бессилия, потребности в поддержке. Иногда размер фигуры резко увеличивается, до такой степени, что ногам не хватает места на листе. Это также является признаком ощущения бессилия, потери опоры, «почвы под ногами». Следует отметить, что эта тенденция также более выражена в рисунках участников второй группы(р≤ 0, 005). В рисунках людей из первой группы такие тенденции также встречались, но значительно реже (р≤ 0, 005). По критерию «Эмоциональный фон рисунка» (р≤ 0, 005), выделились следующие различия. У участников первой группы в рисунках более ярко выражен положительный эмоциональный фон по сравнению с рисунками второй группы, где (24%) испытуемых изобразили человека под дождем печальным, разочарованным или испуганным. В рисунках взрослых людей из первой группы также были рисунки, которые отражали негативные эмоциональные переживания (10%).

Рис.17. «Эмоциональное состояние»

На рисунке человека женщина изобразила молодую, красивую девушку, собирающую цветы. На следующем рисунке изображен мужчина, уходящий от дождя с кошкой. Он одет в закрытое пальто и шляпу. Но без зонта. То есть, несмотря на наличие множества защит при стрессе, эмоциональное состояние все равно негативное. Возможно, излишняя закрытость лишь усиливает стрессовую ситуацию.

4. Способы выхода из стрессовых ситуаций.

В группе людей обучающихся рисованию доминирует склонность к активным действиям(55%). В сложной ситуации они предпочитают действовать, а не пассивно воспринимает удары судьбы (р≤ 0, 05).

По критериям «Пол и возраст изображенной фигуры» можно сказать, что в основном испытуемые в обеих группах рисуют фигуру примерно своего, чуть старше или чуть младше возраста (р≤ 0, 005). Лишь в двух рисунках первой группы поменялся пол фигуры - на мужской (рис.17). В рисунках людей из первой группы 9 человек изобразили под дождем мужчину. Пол показывает преимущественную модель поведения в условиях действия неблагоприятных факторов. Можно действовать по «мужскому» или «женскому» типу. «Мужской тип» свидетельствует о том, что автор рисунка склонен проявлять активность, ответственность, принимать решения, искать выход. «Женский тип» отражает пассивность, доминирование интуиции, чув­ствительность, ранимость, избегание и пр. Когда автор рисунка меняет пол, это говорит об изменении стиля реагирования и поведения, то есть о более гибких стратегиях поведения.

Для понимания характера поведения человека под дождем наиболее важным являются критерий «Характер действий человека, стиль поведения под дождем». Больше половины участников второй группы изобразили человека под дождем неподвижным (р≤ 0, 05). Возможно, это говорит о стиле пассивного реагирования на стрессовую ситуацию. Е.С.Романова считает, что подобная тенденция больше выражена у людей, которые смиренно принимают ситуацию и не пытаются ее изменить. Для них характерно терпеть эмоциональные неудобства, не предпринимая попыток для поиска выхода. Лишь небольшая часть участников этой группы нарисовали человека в движении.

Рис.18. «Эмоциональное состояние»

Изображение двигающегося человека под дождем свидетельствует о склонности к активным действиям. Такие рисунки значительно чаще встречались у людей из первой группы.

Таким образом, у большинства участников исследования выражено наличие стрессовой ситуации. Они достаточно тяжело переживают психотравмирующие обстоятельства, но в группе людей, не посещающих творческую группу, доминирующей является неадекватно сформированные защиты от стрессовой ситуации. При этом они более склонны к пассивному характеру действий. Они чаще испытывают ощущения «загнанности в угол». Их поведение в стрессовой ситуации можно охарактеризовать как непродуктивное. Им свойственно желание закрыться, спрятаться. Кроме того, для участников этой группы свойственна стратегия совладания со стрессовым состоянием как уход в мир фантазии.

Взрослые люди, обучающиеся рисованию, значительно меньше испытывают чувство безысходности. Для них более характерен рациональный подход к стрессовой ситуации и тенденция к поиску выхода из нее.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь