Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Наука (Н.) и ее функции и место в обществе./Специфика научного познания.Стр 1 из 16Следующая ⇒
Наука (Н.) и ее функции и место в обществе./Специфика научного познания. Дать опр-ие Н. достаточно сложно. Имеется много подходов к опр-ию Н.. Один из этих подходов связан с истолкованием Н. как вида деят-ти, но этого недостаточно. Н. – это ещё сфера чел-ой деят-ти, функцией к-ой является выработка знаний о действительности, а так же один из видов познания, в ходе к-го формируется сист. науч. понятий о явлениях и законах природы и общества, она способна служить теоретической основой для практического преобразования природы и общества в интересах человечества. Н. – не рез-т любознательности отдельных людей, а практическая деятельность всего человечества, подчиненная целям развития общества. Научная деятельность отличается от просто деятельности по определенным параметрам. Для Н. определяющей целью является получение нового знания о реальности, и они должны соответствовать реальности, то есть быть истинными. Знание может быть научным и не научным. Понятие истинно неадекватно понятию научно, так знание может быть истинным, но не научным. Научное знание тается посредством особых научных методов (эмпирических и теоретических). Применение научных методов позволяет правильно отображать объективные законы природы и общества. Функции Н. Социальные: культурно – мировоззренческая, функция непосредственной производительной силы, функция социальной силы. Последняя функция предполагает, что методы Н. и ее данные используются ля разработки масштабных планов социального и экономического развития. Проявляется при решении глобальных проблем современности. В этой функции Н. затрагивает социальное управление. Некоторые исследователи выделяют проектно-конструктивную функцию Н., т.к. она предваряет фазу реального практического преобразования и является неотъемлемой стороной интеллектуального поиска. Общие: описание, объяснение, предсказание явлений действительности на основе открываемых наукой законов. Критерий научности. Системность (система-совокупность элементов подчиненных определенному правилу). Основные элементы Н.: факты, закономерности, законы, теории, и научная картина мира. Обоснованность и доказательность (т. е. знание должно быть активным). Важнейшими способам обоснования эмпирического знания является многократные проверки (осуществляемые наблюдениями и экспериментами), обращением к первоисточникам статистическим знаниям осуществляемые учеными независимо друг от друга. При обосновании теоретических концепций обязательными требованиями, которые им предъявляются это непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным. Возможность описывать известные явления и предсказывать новые. Рациональность (опора только на разум, логическое мышление). Преемственность. Старая теория полностью не отбрасывается. Напр., класс. мех-ка явл. част. сл. квантовой механики. Незавершенность науч. теории. Напр., религиозная теория завершена, там есть догма. Вся совокупность предъявляемых к Н. требований даёт возможность извлечь все субъективное связанное со спецификой самого ученого и его мировоззрения. Науч. знание не носит личностный характер (т.к. были случаи, что одни и те же открытия были сделаны разными людьми). Наукой занимаются специально подготовленные люди. Для получения научных знаний необходима разработка различных методов наблюдения, экспериментов, а также многообразных средств, при помощи которых они осуществляются. Н. – это не только результат исследования, но само исследование. Взаимности от объекта исследования Н. можно разделить на социогуманитарные, астрономические, Н. о самом мышлении, математика, технические Н.В свою очередь каждую из них можно разделить на отдельные Н. Н. также делят на фундаментальную и прикладную Н. Сама Н. не моральна. А вот, если сам ученый что-то делает, то уже можно говорить о моральности. Обобщенное опр-ие Н. – это сфера деят-ти напр-ая на производство новых знаний о реальности включающая в себя условия производства этих знаний, ученых с их знаниями и способностями, науч. учреждения и экспериментальное оборудование, методы науч.-исслед-ой работы, концептуальный аппарат и сист. науч. информации. Философия (Ф.) и ее функции. Предмет и место в системе культуры. Ф. имеет греч. происхождение-" филио" -люблю, " софия" -мудрость, т.е. любовь к мудрости. По смыслу более точно Ф. переводится как стремление к истине. Возникла в 1 тыс. до н.э. в странах Др. Востока. Своего высшего рассвета достигла в эпоху античности в Др. Греции и в Др. Риме. Сами философы по-разному отвечали на вопрос " Что такое Ф.? " Напр., Платон опр-л Ф. как " познание сущего" или вечного и непреходящего; Аристотель видел в Ф. исследование " в причинах и принципах вещей"; Гегель наз. Ф. " обдуманным рассмотрением предмета", тем самым он указывает на то, что Ф. не должна быть эмперическим исследованием факта и состоит в движении чистой мысли; Конт наз. Ф. " дисциплиной специализирующейся на изучении научных обобщений". Однако, не смотря на множество определиний, у всех философов содержание Ф. охватывает всю совокупность человеческого знания. Ф. рассматривается с теоретической т.з., выполняющей теоретическую задачу. Однако были и такие определения Ф., которые сводили ее задачу к практической, к вопросам о мотивах и целях человеческой деятельности, а не к вопросам возникновения познания и его условиях. Некоторые ученые теоретическую задачу дополняли практической. (Сократ) Наиболее влиятельные в истории Ф. системы стремились соеденить и теоретичесую и практическую стороны Ф. Ф. с теоретической т.з. – мир знаний, с практической – мир благ. Ф. изучает мир в целом и место человека в нем, отношение человека в этому миру. Ф. носит личностный характер. Функции Ф. Ф. это особый вид духовной деят-ти. Она ориентирована на решение опр-ых теоретич. и практич. задач и выполняте многообразные функции: Мировоззренческая-опр-ет возможность объеденить все знания в мире в целостную систему, рассмотреть его в единстве и многообразии. Методолгическая-состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология опр-ет направления научных исследовний, дает возможность ориентироваться в бесконечном множестве фактов и процессо, происходящих в мире. Гносеологическая обеспечивает приращение новых знаний о мире. Социально-коммуникативная. Она позволяет использовать Ф в идеалогичесокой, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности и об-ва в целом. Все функции Ф. взаимосвязаны. Приемущественное проявление к.-л. из них связано с ориентированностью об-ва на решение тех или иных задач. Различные философские направления реализуют эти функции различно в зависимости от своего содержания. При этом результат их реализации для об-ва м.б. как положительным, так и отрицательным. Современная Ф. расширяет свои основные функции, это связано с дальнейшей разработкой собственно философских проблем. Предмет Ф. – сущностное отношение человека к миру. Направления исследовний Ф. (с ранних этапов): отнология – знание о бытие, гносеология – учение о познании, логика – учение о формах мышления, этика и эстетика. Наука и философия. Многолетний спор Ф. и науки о том, в чем больше нуждается общество-в Ф. или науке-и какова их действительная взаимосвязь, породил множество точек зрения, обилие возможных трактовок и интерпритаций этой проблемы. Проблема взаимоотношения Ф. и частных наук решалась по-разному, то Ф. трактовалась как " наука наук" или " мать всех наук" (Аристотель), то она объявляется " царицей" среди всех наук, которая лишь одна имеет право на истину (Гегель). Но совершенно очевидно, что Ф. не может стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Суть соотношения философии и науки. Спец. науки служат отдельным конкретным потребностям об-ва: технике, экономике, медицине, образовнию и др. Они изучают свой специфический срез действительности. Част. науки ограничиваются отдельными частями мира. Ф. интересует мир в целом. Част. науки обращены к явлениям и процессам реальности независимо ни от чел-ка, ни от чел-ва. Их не интересует ценностная шкала чел-их смыслов, они безоценочны. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям. Фигура ученого, его мысли и темперамент не вызывают особого интереса. Закон тяготения, квадратные уравнения, сист. элементов Менделеева, их действие реально и не зависит от мнения, настроений и личности ученого. Однако для современной науки важны ценностно-целевые аспекты. Мир в глазах философа-не статичный пласт реальности, а живое динамичное целое. Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, силы добра и зла, гармонии и хаоса. Философствующий разум д. опр-ть свое отношение к миру. Представители отдельных наук исходят из определенных представлений, к-ые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной науч. деят-ти не задается вопросом, как возникла его дисциплина и как она возможна, в чем ее собственная специфика, методы и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, естествоиспытатель вступает в сферу философских вопросов естествознания. Ф. в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Наука занимает свое достойное место как сфера чел-ой деятельности, главной фукнцией к-ой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общ-ого сознания предполагающая получение нового знания. Цель науки всего была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Ф. основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на соц. бытие поср-ом формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. В современной философской лит-ре Ф. и наука рассматриваются в их взаимосвязи. Но конечно, Ф. не м. заменить част. спец. науки в решении их конкретных задач. Ф. отличается от науки и по предмету и по методу. Не используя эмперические методы познания Ф. решает свои проблемы с пом. теоретического мышления, разрабатывает всеобщие методы познания, систиему категорий, имеющих универсальное значение для всех наук, т.е. Ф. выступает как методология для конкретных наук. Но Ф. не может не опираться на выводы и знания частных науа, подвергая их теоретическому анализу и обобщению. Интегрируя эти знания, она строит универсальную картину мира. Часто научные знания связывают Ф. с действительностью. Разработанные Ф. методы познания и категориальный аппарат используется и в спец. обл. знания. Ф. достаточно разветвленная система знаний. Ее основой явл. история Ф., онтология, гносеология, логика, эстетика, этика, соц. Ф. и др. Две крайности взаимоотношнеия Ф. и науки-сциентизм (" знание, наука" ) и антисциентизм (отрицает главенствующую роль науки). Наука и философия науки. Проблема начала науки. Трудности ответа на вопрос «когда и где возникла Н.» вытекают из многозначности определения содержания понятия «Н.». Историки развития Н. предлагают разные ответы. Это зависит от того, какую историческую модель Н. они принимают, а так же от того, к какому течению в рамках ф.н. они принадлежат или явно следуют. Выделяют неск-ко точек зрения иногда прямо противоположных друг другу. Когда возникла Н.? 1) Н. отождествляется с опытом практической и познавательной деятельности, тогда история Н. должна начинаться с каменного века, когда человек в процессе жизнедеятельности начинает знания и передавать другим. 2) Н. зарождается в Др. Греции в 5-6 вв. до н.э. В это время на фоне разложения мифологического мышления возникают новые программы исследования природы; появляется не только первые образцы исследования деятельности, но и осознаются некоторые фундаментальные принципы познания природы. С этой точки зрения Н. – есть знание (особого рода), знание с обоснованием. В Др. Египте, Вавилоне уже были накоплены значительные математические знания, но только греки начинают доказывать теоремы. Ранее знания были практическими, не обоснованными. Поэтому считается, что именно в Гр. полисах возникает Н. 3) Н. зарождается в период развития поздней средневековой культуры. Зап. Европы 12-15 вв. Это период, когда была переосознана роль опытных знаний. Связано было с деятельностью англ.ученых (Р. Гроссет, Р.Бэкон и др.) Эти оксфордские учёные призывают опираться не на авторитет придания или философские традиции, а на опыт. По мнению Р.Бэкона, математика является вратами и ключом к прочим Н. Характерной чертой этого периода является критика Аристотелизма. Т.о. эта точка зрения связывает развитие Н. с постепенным освобождением научного мышления от многих Аристотелевских воззрений. 4) (самая распространённая). Н. в современном смысле этого слова возникает в 16-17 вв. Эта эпоха связана с именами Галилея, Кеплера, Гюйгенса, Ньютона и др. Н. в таком понимании – это новейшее естествознание, которое умеет строить математические модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом и приводить рассуждения посредством мысленного эксперимента. Рождение Н. отождествляется здесь с концепцией современной физики и необходимого для нее математического аппарата. В 17в. происходит признание социального статуса Н., рождение Н. как особого социального института. В 1662 г. появляется Лондонское королевское общество, в 1666 г.–Парижская академия наук. Н. начинает оформлятся в социальный институт. 5) (сторонников ее очень мало). Н. возникает в конце первой трети 19 в. Этой точки зрения придерживаются те, кто существенным признаком Н. считает совмещение исследовательской деятельности и высшего образования (когда стали готовиться профессионалы). После реформ Берлинского университета стали предлагать новый тип обучения (реформы проводились под руководством В.Гулмберта). Новация состояла в том, что происходит оформление Н. в особую профессию и поэтому рождение современной Н., связано с возникновением университетских исследовательских лабораторий, привлекающих к работе студентов, связано с проведением исследований имеющих важное прикладное значение. Важнейшим следствие новой модели образования стало появление на рынке таких товаров, разработка и производство которых предполагает доступ к научному знанию. Именно с середины 19 в. на мировом рынке появляются такие изобретения как удобрения, ядохимикаты, взрывчатка, электротовары и т.д. Англия и Франция первоначально не приняли нем. модель образования. Это обернулось для них резким культурным отставанием. Этот процесс превращения Н. в профессию завершил ее становление как современной Н. Теперь научно-исследовательская деятельность становится важной сициокультурной традицией, закрепленной множеством норм. 6) (очень редко) Подлинная Н. еще не родилась. Наука и религия. Современные христианские богословы обращают внимание на то, что наука играет большую роль в жизни общества. Они высоко оценивают ее роль для социального и культурного развития человечества. Наука в современном христианстве рассматривается как величайшее достижение человечества. Однако, оценивая гуманистический статус науки, они указывают, что научное исследование не редко утрачивает этический горизонт ( различия между добром и злом). Кроме того человек слишком много возомнил о себе, противопоставляя себя всей остальной природе, возомнив себя ее властелином, человек преобразует ее, не редко не задумываясь, а разрушительных последствиях своей деятельности. (Напр., клонирование людей.) Кроме того, подчеркивается, что для научных исследований требуется дорогое оборудование, а все это может быть предоставлено только в развитых промышленных странах. Более 90% ученых работает в промышленно развитых странах, и эти ученые проводят исследования для богатых. " Без технологий развивающиеся страны окажутся в темноте и нищете". Отсюда христианские богословы приходят к выводу, что современная наука способствует развитию развитых государств, приносит власти больше только тем, кто ее уже имеет, обогащает уже богатых. Многие богословы полагают, что, отдаляясь от религии, наука теряет нравственные, гуманистические ориентиры, в итоге это приводит к отрицательным социальным последствиям применения достижений науки. Здесь, по мнению теологов, церковь должна рассматриваться как этический посредник, способный помочь обществу в ответственном занятии наукой. Использование религиозного наследия – это важнейший принцип этой помощи, входящий в личную и общественную жизнь. Богословы отмечают, что наука всегда оказывала существенное влияние на мировоззрение людей, при этом затрагивались представления о Боге и отношение к нему. Напр., Декарт (17 в.) – дуалистическая концепция (дух и материя) – Бог создал все отошел на задний план (роль Бога ограничена); Ньютон – мир создан Богом, а сотворенный мир развивается по собственным законам; 18 в. – эпоха Просвещения (Вольтер, Руссо) – материалисты; эпоха Возрождения (Спиноза, Бруно) – Бог и природа сливаются; 19 в. на первый план выходит биология, физика, развивается химия. Физика занимает одно из главенствующих мест. И многие люди начинают считать, что сам человек творит и преобразует природу, а не некоторые высшие силы. Все можно объяснить с помощью разума. В 20 в. эта теория утверждается. В наст. время этим убеждениям способствует развитие нового стиля мышления. Наука пронизывает всю жизнь людей. Кроме того, наука проникла в глубинные тайны мироздания, психику человека, его поведение. Она дает естественные объяснения возникновению и развитию человека и Вселенной, самых сокровенных чувств и мыслей, разных соц. процессов. Такая ситуация поставила христианство перед необходимостью быть более тесно связанным с современной жизнью и особенно с наукой и расширить, углубить свои представления о мире и его творце. Речь идет не о конфронтации науки и религии, а о взаимодействии теологии и науки. Возникает потребность в их диалоге. Богословы обращают внимание на то, что христианство с уважением должно относится к познавательной деятельности. Христианская вера – это вера ищущая знание и понимание, а значит она не может находится в стороне от развития науки. Научные достижения влияют на религию, являются даже полезными для развития религиозного мировоззрения и для развития теологии. Познавая мир, сотворенный Богом человек углубляет свои представления о нем. Научное познание способствует устранению не верных представлений о творце и делает возможным обогащение нашего понимания. В христианстве в наст. время активно развивается направление теологической методологии религии и науки, которое стало достаточно значительным. В рамках этого направления проходит сравнительный анализ религии и науки, где выявляются сходные и специфические характеристики, обсуждаются особенности их предмета, методов, языка, целей, задач и т.д. Некоторые богословы считают, что сейчас крайне затруднительно провести границу между научным и религиозным способами постижения мира. Теологи вынуждены признать авторитет науки. Богословы пытаются приспособить свою деятельность и традиции западной научной мысли. Если ранее отстаивалось библейское христианство, то в наст. время можно встретится с мнением, что библейские рассказы о сотворении мира дают адекватную научную картину возникновения и развития мира. Такую точку зрения называют научным креационизмом. Научный креационизм рассматривается, как попытка создать новый тип союза науки и религии. Существует еще одна точка зрения, связанная с некритическим восприятием научных теорий и слишком поспешным стремлением ввести их религиозное мировоззрение (христианский дарвинистицизм). В век науки каждая форма культуры, в том числе и религиозная, стремится стать научной. Основы синергетики (С). Вопрос о возникновении из простого сложного считается в Н. одним из самых сложных. Лишь во второй пол. 20 в. Н. стала осваивать сложные сист. теоретически. В этой связи появилась особая Н., С. (от греч. synergia—сотрудничество), теория самоорганизации сложных сист. Термин «С.» был введен в 1969 г. нем. физиком и математиком Г. Хакеном (выдающийся вклад в развитие теории сложных сист. внес также бельгийский ученый русского происхождения И. Пригожий). ключевые положения С.: 1. «Исследуемые сист. состоят из неск-их одинаковых; или разнородных частей, к-ые находятся во взаимодействии друг с другом. Хакен, прежде всего подчеркивал, что части сист. взаимодействуют друг с другом. Он выделял истоки, к-ые приводят к образованию новых сист. Основополагающий сист-ый фактор состоит не в хаотичности, а во взаимодействии, в динамике, след-но, в хаосе м. развиться порядок. 2. Эти сист. явл-ся нелинейными. В С. основное вним. уделяется изучению нелинейных матем-их ур-ий, т.е. ур-ий, содержащих искомые величины в степенях, не равных 1, или коэфф., зависящие от среды. Линейность абсолютизирует поступательность, безальтернативность, торжество постоянства. Нелинейность фиксирует непостоянство, многообразие, неустойчивость, отход от положений равновесия, случайности, точки ветвления процессов. 3. При рассмотрении физич., хим. и биологич. сист. речь идет об открытых сист. Открытость сист. означает наличие в ней источников и стоков, напр., вещества, энергии и информации. Ч-бы сист. образовалась, необходим соответствующий динамический источник, к-ый как раз и выступает организующим началом. Без подвода вещ-ва и энергии организмы вымирают. Там, где наступает равновесие, самоорганизация прекращается. 4. Эти сист. подвержены внутр. и внеш. колебаниям. Именно в колебаниях сист. движется к относительно устойчивым структурам. Нелинейные Ур-ия, как правило, описывают колебательные процессы. Теория колебаний важна в любых сист-ных процессах. 5. Сист. м. стать нестабильными. Если параметры сист. достигают критических значений, то сист. попадает в состояние неравновесности и неустойчивости. Именно в силу этого происходят кач-ные изменения и, след-но, возникают новые кач-ва, своеобразный режим с обострением. Новое возникает быстро. И, как правило, под воздействием легких бифуркационных (от лат. bifurcus — раздвоенный) возмущений. 6. Происходят кач-ные изменения. Переходные процессы ведут к образованию структур, их часто называют аттракторами. Если сист. попадает в окрестность опр-ого аттрактора, то она эволюционирует именно к нему. Разными путями эволюция выходит на одни и те же аттракторы. В рез-те в сложном возникают параметры порядка. Чем меньше параметров порядка, тем легче управлять сист. 7. В этих сист. обнаруживаются вновь возникшие новые кач-ва. 8. Возникают пространственные, временные, пространственно-временные или функциональные структуры. 9. Структуры м.б. упорядоченными или хаотичными. 10. Во мн. сл. возможна математизация. С. выступает в ранге математич. дисциплины. Математич. моделирование сложных сист. и осуществляемые в этой связи вычислительные эксперименты показывают, что иногда удается обойтись ур-ми, содержащими всего неск-ко переменных. Синергетические представления позволяют оценить хар-р становления, эволюции и развития чел-ка, общ-ва и чел-ва. Концептуальная сила синергетического подхода такова, что он не без успеха используется в кач-ве междисциплинарного ср-ва для описания всех сколько-нибудь сложных сист. С., как это показал в своих многочисленных работах И. Пригожий, позволяет с новых позиций понять время и необратимость, два важнейших фактора сущ-ния как нас самих, так и нашего окружения. Речь идет о том, что, во-первых, именно необратимость играет конструктивную роль, во-вторых, время всегда необратимо, а необратимость связана с самоорганизацией сист. и составляет стержневую основу всякой эволюции. С высот синергетики заслуживают известной переоценки все др. концептуальные сист. Переоткрытие времени вынуждает чел-во с новых позиций оценить свое буд. и возможные в этой ситуации стратегии. Междисциплинарный хар-р С. позволяет построить на ее основе модель универсального эволюционизма. Т.к. чел-во в облике ноосферы приобрело всепланетарный статус, то в эволюцию вовлекаются все природные и соц. сист. Эволюция стала процессом общепланетарным. В этой связи Н.К.Моисеев вводит представление о двух императивах, экологическом и нравственном. Экологический императив выступает при этом как запрет на изменение тех св-в окр. среды, к-ые могут поставить под угрозу само сущ-ние чел-ва. Нравственный императив понимается как обновленная нравственность, заслоняющая людей от опасностей соц. порядка. Сложнейшая проблема состоит в обеспечении коэволюции общ-ых и природных сист. В находящейся на стадии становления социоС. наблюдаются две стратегии относительно точек бифуркации. С. дает представление о возможностях и ограничениях нашего познания нелинейных сист. природы и общества. «Мы должны быть осторожными и храбрыми — в соответствии с условиями нелинейности и сложности эволюции». Резюме: С. — теория самоорганизации сложных сист.; хар-ые черты синергетически осмысленных сист. взаимодействие их частей, нелинейность, открытость, наличие колебаний, нестабильностей, качественных изменений, вновь возникших качеств, структур-аттракторов, той или иной степени упорядоченности; хаос — один из рез-ов действия динамических факторов, а отнюдь не деструктивное начало; С. позволяет с новых позиций понять время и необратимость: время необратимо, а необратимость играет при случае конструктивную роль; С. имеет междисциплинарный хар-р, она позволяет осмыслить эволюцию как природных, так и соц. сист., представить картину всепланетарного эволюционизма; стратегия чел-ва д. предполагать его коэволюцию с природой, сочетание экологического и этического императивов (Н.Н.Моисеев). С. очерчивает возможности чел-ва по познанию нелинейных открытых сист. и выработке в этой связи новой стратегии поведения, адекватной реалиям 21 в. Наука и нравственность. На первый взгляд, Н. и Нр. отстоят др. от др. очень далеко. Н. — это совокупность теорет. представлений о мире, ориентированная на выражение в понятиях и мат-их формулах объективных хар-к действ-ти, к-ые не зав-т от сознания. Нр. (мораль), напротив, явл. совокупностью ценностей и норм, регулирующих поведение и сознание людей с т.з. противоположности добра и зла. Нр. строится на чел-их оценках, повелевает действовать опр-ым образом в зав-ти от наших жизненных ориентиров. Напр., тот факт, что газы при нагревании расширяются, не может быть морально оценен.; то, что на все предметы действует на земле закон притяжения, заставляя их падать, это тоже факт, о котором бессмысленно говорить, хороший он или плохой, нравственный или безнравственный. Это просто закон. Однако все обстоит не так просто. Во-первых, Нр. проникает всюду, где встречаются два субъекта и где речь идет об их нуждах и угрозах для них, во-вторых, Н. — дело вполне чел-ое и касается огромного мн-ва чел-их интересов. Чтобы разобраться о взаимод-ии Н. и Нр. условно выделим 3 сферы их взаимод-ия. Первая — соотношение Н. и ученых с применением их открытий в практ. жизни. Вторая — внутринаучная этика, т.е. те нормы, ценности и правила, к-ые регулируют поведение ученых в рамках их собственного сообщ-ва. Третья — некое «срединное поле» между научным и ненаучным в самых разн. обл. Говоря о первой сфере, надо иметь в виду, что ученый — чел-к, к-ый производит и выражает на науч. языке объективное знание о реальности или отдельных ее обл. Известно, что крупные ученые доходят в своей жажде познания до фанатизма. Само по себе знание не несет никакой нравственной хар-ки, но, лишь до того момента, к-да оно, пройдя ряд стадий, не превращается в атомную бомбу, суперкомпьютери т.д. И тогда перед чел-ом-ученым встают, по кр. мере, две серьезные нравственные проблемы: 1. продолжать ли исслед-ие, к-ое может нанести вред людям; 2. брать ли на себя ответственность за использование рез-ов открытий «во зло» — для убийства, безраздельного господства над сознанием и судьбами др. людей. Большинство ученых решают первый вопрос положительно: познающий разум не терпит границ, он стремится преодолеть все препятствия на пути к науч. истине, к знанию о том, как именно устроены мир и чел-к. Ученые продолжают свои эксперименты даже т-да, к-да их поиск оказывается под офиц. запретом. И здесь мы приходим непоср-но ко второму вопросу—о внутринаучной этике. По нему мн. тоже разделяются, и это разделение вызвано реальным противоречием. В одном отношении ученый не м. отвечать за последствия своих исследований, т.к. в большинстве случаев не он принимает кардинальное решение о том, как применить его открытие на практике. Др. ученые, представляющие крыло прикладного знания и работающие непос-но на заказ, могут использовать сформулированные им и законы для создания конкретных аппаратов и приборов, способных создать чел-ву проблемы. С другой стороны, ученый не марионетка, а чел-к с ясным умом и твердой памятью, поэтому он не может не осознавать собственный вклад в изготовление тех или иных предметов и систем, опасных для людей. И вряд ли ученые, участвующие в подобных разработках, не понимают, что они делают. Поэтому, доля ответственности за происходящее в технике, технологии, медицине и других практических областях ложится на плечи ученого. Особенно остро проблемы нравственности науки стоят для ученых, занятых в прикладных областях, а также для тех конструкторов и инженеров, которые призваны воплощать идеи в конкретных технологиях. Ярким примером являются острые дискуссии, развернувшиеся вокруг темы клонирования животных и человека. Итак, первая нравственная установка, необходимая для ученого, это установка на объективность. Объективность — то, что постоянно манит к себе исследователя, заставляет двигаться за собой, тем не менее, неуклонно отдаляясь. Объективность выражается в стремлении быть непредвзятым и видеть изучаемый предмет всесторонне, в целостности. Объективность — другой облик справедливости. Они обе выступают как подлинные добродетели ученого. Однако научные сообщ-ва, нередко сражаются друг с другом, доказывая теоретическую несостоятельность соперника при этом в ход идут отнюдь не моральные средства, такие как напрасные обвинения, ложь, клевета, замалчивание результатов, полученных «противной стороной», игнорирование ее успехов, приписывание ученым иного направления практики подтасовки данных. Все это мешают понимать мир таким, как он есть В связи со всем этим важнейшей добродетелью ученого наряду со стремлением к объективности—справедливости является самокритика, честность (т.е. не утаивание результатов исследования от своих коллег), порядочность (тесно связана с объективностью и честностью; подлинный ученый никогда не станет присваивать себе чужие открытия, недаром самым большим позором плагиат). Третья важная сфера проблем, касающихся науки и нравственности, это проблемы, с одной стороны, взаимодействия науки с сопредельными областями знания, а с другой — взаимодействия теории с экспериментальной областью в самой науке, где совершается выход за пределы теории — в жизнь. О соотношении науки и других форм духовного освоения мира, вернее, о том, как ученые соотносятся в своем сознании с этими формами, можно сказать, что соотношение это не всегда пронизано добротой, благожелательностью и стремлением к взаимопониманию. Нередко ученые, особенно представляющие точные науки, в своем отношении ко всему иному (не научному) нередко бывают высокомерны и чванны, проявляют гордыню Рассуждения строятся примерно так: «Мы — ученые (математики, физики, химики), мы владеем секретами устройства мира, мы мыслим точно, наши открытия приносят весомые плоды в виде головокружительной техники, от которой нынче все зависят, поэтому мы — элита, и никто по своим достоинствам с нами не сравнится». При этом достается не только представителям искусства (этот конфликт когда-то вылился в нашей стране в дискуссию между «физиками и лириками»), но и собратьям-гуманитариям, дисциплины которых расцениваются как «болтовня». Впрочем, действительно талантливым и масштабным ученым подобный порок гордыни не присущ. Многие из них прекрасно осознают и понимают важность для человека не только музыки или изобразительного искусства, но и литературы, истории, философии — всей совокупности гуманитарного знания. Знание и вера. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы