Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 15 Проблема человека в философии
1 Природа и сущность человека 2 Проблема человека в истории философии 3 Соотношение социального и биологического в человеке.
«Опасное дело – убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно и его величия. Не менее опасно убедить его в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее – не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно – рассказать ему и о той его стороне, и о другой» (Блез Паскаль).
Природа и сущность человека Человек — многоплановое, многогранное, весьма сложное явление жизни. С самых древних времен мыслители пытались проникнуть в суть этого феномена, создавались различные концепции человека, которые подходили к его пониманию с различных точек зрения. «Познай самого себя! », - начертано в Храме Аполлона в Дельфах. Т.к. человека изучает множество различных наук, возникла потребность в создании комплексного знания о человеке. Для решения этой задачи необходимо выяснить, в чем заключается специфика человека. Человек как предмет философии предстает прежде всего как абстрактный, лишенный тех особенностей, которые проистекают из земной, конечной природы человека. Для философа неважны пол, возраст, национальность и характер человека, его интересует «человек вообще». Но всем известно, что такого человека не существует. Это затруднение хорошо выражают слова Ф. Ницше: «Человеческое, слишком человеческое». Кроме того, человек всегда является субъектом, т.е. активным, действующим, творческим. Важно учесть и то, что философия изучает человека как целостность, в единстве всех его сторон, выделяя при этом главную характеристику. Для обозначения человека существует несколько терминов: «человек», «индивид», «личность». Самое общее из этих понятий – « человек ». «Философский энциклопедический словарь» описывает человека как «высшую ступень живых организмов на Земле». Человек — продукт природы, планетарно-космическое существо, он - результат эволюции всего живого. Человек — представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, способностью к рефлексии, речью, способностью создавать орудия труда. Он — существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное), универсальное (морфологически способное к любому виду деятельности), целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начало). Человек — это живая система. Отсюда следует, что гармония с природой — необходимое условие его жизни. Следует различать понятия «природа человека» и «сущность человека». Как явление человек богаче сущности, по своей природе он — биопсихосоциальное существо. Вместе с тем человек зависит и от общественных отношений. Он сам является их продуктом и одновременно их творцом. Сущность человека— это «совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс), совокупность его социальных качеств, обусловленных конкретно-исторической обстановкой. Кроме самого общего, абстрактного понятия «человек» по отношению к человеку употребляют такие понятия, как «индивид» и «личность». Человек — существо родовое. И как отдельный представитель рода, он является индивидом. Человек как индивид характеризуется такими общими (родовыми) свойствами, как целостность морфологической и психофизиологической организации, активность, устойчивость во взаимодействии со средой. Понятие «индивид» — это первая ступень к понятию человека как личности; реальный индивид является началом, основанием для формирования личности. На индивидуальном уровне человек представляет собой единство трех составляющих: · биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.); · психического (чувства, воображение, память, мышление, воля, характер и т.д.); · социального (мировоззрение, ценностные установки, моральные черты, знания и умения и др.). Следует отметить, что социальной составляющей в этой триединой связи принадлежит приоритет как в филогенезе (эволюции вида), так и в онтогенезе (эволюции индивида). Абсолютизация одной из сторон в оппозиции «биологическое-социальное», которая нередко формулируется как в частных науках о человеке, так и в философии, ведет либо к биологизаторству (социал-дарвинизм, фрейдизм, расизм и др.) либо — к социологизаторству (догматический марксизм, концепция «чистой доски» и др.). Но человек как индивид кроме общих признаков обладает и специфическими чертами, которые позволяют отличить его от других членов рода. К таким специфическим признакам относят психологические особенности человека, его отношение к средствам производства, характер его деятельности, политическую ориентацию, положение в обществе и т.п. Для выражения уникальности человека употребляют понятие «индивидуальность». Социальную сущность человека выражает понятие личности. Личность — это субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса, познания действительности, эстетических и этических норм. Человек как личность — это человек, осознающий свои права по отношению к обществу и окружающей его природе, что указывает на уровень гражданской зрелости человека. Личностью не рождаются. Формирование личности в филогенезе происходит не сразу, а на определенном этапе исторического развития. Постепенное становление личности происходит и в онтогенезе: ребенок формируется как личность в условиях общественной жизни, под спонтанным или целенаправленным воздействием микро-макросреды. Формирование личности не определяется лишь окружающей человека средой, оно требует его собственной активной практической деятельности. Главным стимулом поведенческой деятельности человека являются потребности, которые выступают в качестве необходимых условий его существования. Именно необходимость удовлетворения биологических, материальных, социальных, духовных и других потребностей побуждает человека к активной общественно полезной деятельности. Осознанные потребности выступают как интересы. Социальные интересы есть реальная причина социальных действий, которая стоит за потребностями. Становление личности происходит в процессе социализации, когда идет освоение образцов поведения, норм культуры под влиянием тех социальных групп, в которых участвует данный человек. Но поскольку социальные группы являются следствием отношений, существующих в обществе, то личность может рассматриваться как продукт общества. Однако при этом она не только обладает относительной самостоятельностью, но и активна в своем взаимодействии с обществом. Одной из тем, всегда привлекавших внимание философов, была тема роли личности в истории. В какой степени великая личность может определить ход исторического процесса? Философы, утверждавшие, что все заранее предопределено и люди ничего не могут изменить, отстаивали позицию фатализма (от лат. fatalis — роковой). Философы, утверждавшие, что именно сознание и воля людей, в первую очередь великих личностей, творят историю, называются волюнтаристами (от лат. voluntas — воля). Оба представления являются крайностями в трактовке роли личности в истории. Действительно, значение личности в истории трудно приуменьшить, однако ведь ее поведение определяется некими объективно существующими условиями. Конечно, роль личности значительно возрастает на революционных этапах развития общества, но революционные периоды характеризуются и широким движением народных масс. Этот процесс носит объективный, подчас хаотичный характер. Роль личности при этом заключается в организации и направлении данного движения. Выдающиеся личности наиболее полно, наиболее эффективно и продуктивно реализуют интересы больших социальных групп. Выдающиеся личности проявляют себя во всех сферах деятельности — от выдающихся ученых, религиозных и общественных деятелей до выдающихся преступников. Проблеме личности уделяют большое внимание наряду с философией социология, психология, педагогика. Каждая личность имеет определенную структуру, элементами которой являются сознание и самосознание, познавательные процессы, эмоции и воля, темперамент, интуиция, ценностная ориентация, мировоззрение, убеждение, идеалы. В структуре личности представлены все уровни культуры. Ядром структуры личности является мировоззрение как свойство социального и мыслящего существа. Мировоззрение формируется путем осознания человеком объективной реальности, а также в результате самосознания личности. Только в обществе формируются и реализуются сущность человека, его способности, социальные связи, его материальные и духовные потребности, а также сознание человека, способствующее осмыслению целей жизни. Личность — конкретно-историческое явление. Каждая эпоха порождает специфический социальный тип личности. Эпоха, в которую родился и сформировался человек, уровень культуры народа определенным образом влияют на его индивидуальное поведение, поступки, сознание. Необходимо обратить внимание на то, что индивидуальность и личность фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В индивидуальности ценится ее самобытность, в личности — самостоятельность, независимость, сила. Индивидуальность указывает на своеобразие социально значимых качеств. Так, Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, инженером. Мартин Лютер — основатель протестантизма — создал современную Немецкую прозу, сочинил текст и мелодию хорала, который стал «марсельезой» XVI в. Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной степени определяют поведение человека.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы