Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Техника как социальный феномен⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
Техника (от греч. Технэ – умение, мастерство, искусство) – система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путём познания и использования сил и закономерностей природы. Техника (вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие) образует составную часть производительных сил общества. В оценке феномена техники существует множество подходов. Согласно натуралистическому подходу, человеку в отличие от животных недостает специализированных органов, поэтому он вынужден компенсировать свои недостатки созданием артефактов. Согласно волевой интерпретации техники, человек реализует посредством создания артефактов и технологических цепей свою волю к власти. Это имеет место как на индивидуальном, так и особенно на национальном, классовом и государственном уровнях. Техника использу- Естественно-научный подход рассматривает технику как прикладную науку. Жесткие логико-математические идеалы естественно-научного подхода смягчаются в рациональном подходе. Здесь техника рассматривается как сознательно регулируемая деятельность человека. Такой подход (очень широкий) развивает Г. Эллюль (Германия). Рациональность понимается как высший тип организации технической деятельности и в случае ее дополнения гуманистическими составляющими отождествляется с целесообразностью и планомерностью. Это означает, что в научное понимание рациональности вносятся коррективы социокультурного порядка. 1 Основное качество техники – искусственость. Часто технику определяют как конкретные материальные артефакты, создаваемые методами инженерной деятельности. 2 Мерой техники служит служит не истина или красота, а польза. 3 Техника отличается от искусства (оно всегда уникально). Техника же стремится максимально обеспечить серийный выпуск. Она обладает высокой воспроизводимостью. 4 Техника должна быть эффективной и рациональной: к ней применяются требования соразмерности, надежности, минимума нежелательных последствий. 5 Техника имеет инструментальный характер, она всегда есть средство для решения какой-либо задачи. Последнее свойство техники обусловливает закономерности развития техники: 1) внутренняя логика развития техники обусловлена взаимоотношением техники с человеком и природой. Техника является промежуточным звеном в отношениях человека и природы; 2) критерием различения исторических этапов в развитии техники является перемещение от человека к технике таких функций, которые вызывают коренное изменение в технологическом способе соединения человека и техники. Соответственно история техники может быть подразделена на три основных этапа: - орудия ручного труда (инструменты); - машины (на уровне механизации); - автоматы (машины на уровне автоматизации). Первый этап характеризуется таким способом соединения человека и техники, при котором человек является материальной основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. Труд при этом носит ручной характер. Второй этап характерен тем, что основой технологического процесса становится машина, а человек лишь дополняет её своими органами труда, является ее технологическим элементом. Труд при этом становится механизированным. Наконец, третий этап характеризуется свободным типом связи человека и техники. Переставая быть непосредственным звеном технологической цепи, человек получает условия для творческого использования своих способностей. Техника, в свою очередь, не ограничивается более в своем развитии физиологическими пределами человеческого организма. 3) Развитие техники совершается не только путём опредмечивания технологических функций человека, но и путём превращения вещества природы и естественных процессов в рабочее вещество и технологические процессы. Научно-техническая деятельность человека выражается в том, что он использует механические, физические, химические свойства природы для того, чтобы «... в соответствии со своей целью применить их как орудия воздействия на другие вещи». 4) Развитие современной техники в большей степени, чем когда- 5) Развитие техники обусловлено культурой. И наоборот, НТП неизбежно влечет за собой культурные и социальные изменения. Освоение новой техники способно внести свои коррективы во все сферы общественной жизни. 6) Эволюция техники не зависит от социально-политических и идеологических схем. Она неизменна для всех стран, обладающих достаточным научно-производственным потенциалом, а идеология лишь расставляет акценты, например, доминирование военной техники и т.д. Современную технику можно разделить на следующие функциональные отрасли: производственную технику, технику транспорта и связи, технику научных исследований, военную технику, технику процесса обучения, технику культуры и быта, медицинскую технику, технику управления. Некоторые из развитых областей техники (производственная, транспорта и связи) могут быть подразделены на технику пассивную и активную. Пассивная техника включает: связующую систему производства; производственные помещения; технические сооружения наземной связи, железные дороги, мосты, каналы, гидромелиоративные сооружения; технические средства распространения информации (телефон, радио, телевидение). Активная техника состоит из: · орудий (инструментов), которые делятся на орудия ручного труда, орудия умственного труда и орудия жизнедеятельности человека (очки, слуховые аппараты, некоторые протезы и т. д.); · машин (производственных, транспортных, военных), · аппаратуры управления машинами, производственными и социально-экономическими процессами. Последовательность перечисленных звеньев технической системы соответствует в принципе исторической последовательности их возникновения. Этические вопросы развития техники: 1 является ли техника самодетерминированной системой? Нет, она лишь инструмент человека. У истоков возникновения техники – материальные потребности человека. Технические инновации и возрастающие потребности общества взаимно определяют друг друга, так что техника может быть рассмотрена только в неразрывной связи с породившим ее обществом. 2 Обладает ли техника своей, независимой системой ценностей? До какой степени свободно мы можем вмешиваться в ход технического прогресса? Ведь большинство технических задач могут быть решены множеством способов. В основе выбора лежат господствующие в обществе ценностные представления. К таким ценностям относятся рациональность, эффективность, утилитарность. Необходимо учитывать, что групповые интересы людей, создающих, производящих, распространяющих, применяющих технику, могут быть весьма различными. Так, с точки зрения разработчика, эффективность – главное, положительное качество, а для работника, теряющего работу с внедрением новой техники, эта техника – зло. Конечно, техника не может обладать ценностной автономией уже потому, что она существует в обществе и для общества. Но человек всегда должен нести моральную ответственность за применение или создание техники. Взаимоотношения техники и общества: - Человек определяет допустимые рамки технического развития и определяет его приоритетное направление. - Техника должна стать доступной в своем применении для среднего человека. Общество должно освоить созданные им же технику и технологии. - Общество должно быть способным к восприятию новых технологий. Для этого у работника должны быть выработаны соответствующие умения и навыки. Техника должна быть соразмерна возможностям работающего на ней человека. В обществе выработалось два отношения к технике – техницизм и антитехницизм. Техницизм –это вера в безусловную благотворность развития техники для человечества. Его представители считают, что каждое новое поколение технических устройств расширяет сферу влияния техники в социальной жизни и увеличивает общую сумму благ. Мы не всегда можем предвидеть ее развитие, но должны верить, что ее развитие ведет к всеобщему гармоническому счастью. Прямым продолжением техницизма является технократия, суть которой заключается в том, что власть в обществе должна основываться на знаниях и компетентности, и что политические решения могут быть заменены рациональным техническим решением. Идеи эти были выдвинуты еще Сен-Симоном. Т. Веблен является автором книги «Инженеры и система цен» (1921). Его основная идея заключается в том, социальный прогресс фактически осуществляется усилиями технических специалистов - инженеров. Д. Белл назвал это «молчаливой революцией», а Дж. Бернхем - «революцией менеджеров» (книга с таким названием вышла у него в 1941 г.). К менеджерам должна перейти не только функция контроля, но и сама собственность. Таким образом, техническая интеллигенция становится субъектом политических решений. В 1980 г. возникла концепция экспертократии, которая базируется на теории «нового класса», согласно которой группа высокообразованных специалистов, чей доход не определяется собственностью, но прямо пропорционален интеллектуально-творческому потенциалу. В центре этой концепции - эксперт - специалист, ученый. Класс экспертов объединен общностью образования, стиля мышления и ценностных идеалов (Д. Мойнихен) В 1980-х гг. возник неотехнократизм - синтетическое видение роли технической и гуманитарной интеллигенции в современном обществе. Научно-техническое развитие мыслится как один из определяющих факторов социального процесса, который нуждается в оценочном и корректирующем контроле и вмешательстве экспертов, причем не только социально-технического, но и широкого гуманитарного профиля. Необходимы параллельные технические и гуманитарные экспертизы любых инноваций. Антитехницизм – это выражение боязни и страха перед очевидными и непредсказуемыми опасностями новых технологий. По их мнению, механизация природы превращается в механизацию человека. По мнению сторонников этого направления, развитие техники приведет к следующим негативным последствиям: · механизация природы превращается в механизацию человека. Так, например, М. Хайдеггер рассматривает технику как неподлинное существование человека. Техника рассматривается как поработитель человека, и отсюда вытекают утопические проекты создания «нерепрессивной» техники, сопровождающиеся идеей бунта против ее наличного состояния; · увеличивается скорость и сила антропогенного влияния на природу; · возрастает опасность загрязнения окружающей среды и технологических катастроф; · с развитием сети Интернет выросла опасность психологического давления на человека и его зомбирования.
Литература 1 Алексеев, П.В. Философы России XIX – XX столетий. Биографии, идеи, труды / П.В. Алексеев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академ. Проект, 2007. _ 1152 с. 2 Асмус, В.Ф. Платон / В.Ф. Асмус. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 160 с.\ 3 Асмус, В.Ф. Античная философия (история философии) / В.Ф. Асмус. – 3-е изд.- М.: Высшая школа, 2003. – 400 с. 4 Асмус, В.Ф. Философия Иммануила Канта / В.Ф. Асмус. - М.: Знание, 1957. - 80 с. 5 Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев. – М.: Наука, 1990. – 224 с. 6 Бердяев, Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии / Сост. А.В. Вадимов. – М.: Книга, 1991. – 446 с. 7 Бессонов, Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий/ Б.Н. Бессонов. Учебное пособие. - М.: Норма, 2006. – 320 с. 8 Богомолов, А.С. Английская буржуазная философия ХХ века / А.С. Богомолов. - М.: Мысль, 1973. – 317 с. 9 Богомолов, А.С. Античная философия. Учебник. – 2-е изд. / А.С. Богомолов. - М.: Высшая школа, 2006 - 390 с. 10 Бугера, В.Е. Социальная сущность и роль философии Ницше / В.Е. Бугера. – 2-е изд. – М.: Комкнига, 2010, - 168 с. 11 Буржуазная философия ХХ века / Ред. коллегия: Л.Н. Митрохин, Т.И. Ойзерман, Л.И. Шершнева - М.: Политиздат, 1974. – 335 с. 12 Быховский, Б.Э. Шопенгауэр / Б.Э. Быховский. - М.: Мысль, 1975. – 206 с. 13 Васильев, Л.С. История религий Востока. Учебное пособие / Л.С.Васильев. – 8-е изд. - М.: КДУ, 2006. – 704 с. 14 Владимиров, В.В. Смысл русской жизни / В.В. Владимиров. – М.: Алгоритм: ЭКСМО, 2006. – 544 с. – (Философский бестселлер). 15 Галеви, Д. Жизнь Фридриха Ницше /Пер. с фр. – Ростов на/Д.: Феникс, 1998, - 384 с. 16 Бессонов, Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий/ Б.Н. Бессонов. Учебное пособие. - М.: Норма, 2006. – 320 с. 17 Грэхем, Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. / Л.Грэхем. - М.: Политиздат, 1991. – 479 с. 18 Гулыга, А. Гегель / А. Гулыга. – - М.: Молодая гвардия, 1970. – 272 с. - (Жизнь замечательных людей). 19 Гулыга, А. Кант / А. Гулыга. - 2 -е изд. М.: Молодая гвардия, 1981 -. – 303 с.- (Жизнь замечательных людей). 20 Гусейнов, А.А. Великие моралисты / А.А. Гусейнов. - М.: Республика, 1995. – 351 с. 21 Диалектика отрицания отрицания / Ред. Б.М. Кедров - М.: Политиздат, 1983. – 342 с. 22 Дворцов, А.Т. Гегель: жизнь, деятельность, учение / А.Т. Дворцов. Отв. Ред. Б.С. Маньковский - М.: Наука, 1972. – 174 с. 23 Добреньков, В.И. Неофрейдизм в поисках истины: иллюзии и заблуждения Э. Фромма. – М.: Мысль, 1974. – 141 с. 24 Евлампиев, И.И. История русской философии/ И.И. Евлампиев. - Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2002. – 584 с. 25 Западная философия XIX века. / Под ред А.Ф. Зотова. - М.: Высшая школа, 2005. – 519 с. 26 Звиревич, В.Т. Философия древнего мира и средних веков. Учебное пособие / В.Т. Звиревич. - Екатеринбург: Деловая книга. Академ. Проект, 2002. – 348 с. 27 Зеньковский, В. История русской философии / В. Зеньковский. - М.: Академ. Проект, 2001. – 880 с. 28 Зотов, А.Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. Учебник. 2-е изд., исправленное. - М.: Высшая школа, 2005. – 781 с. 29 Иванов, В.Г. История этики средних веков / В.Г. Иванов. - СПб.: Лань, 2002. – 464 с. 30 История этических учений. Учебник / Под ред. А.А.Гусейнова. - М.: Гардарики, 2003. - 911 с. 31 Канке, В.А. Основные философские направления и концепции развития науки / В.А. Канке. - Учебное пособие. - М.: Логос, 2004. – 328 с. 32 Капитонов, Э.А. Социология ХХ века: история и технологии / Э.А.Капитонов. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 512 С. 33 Китайская философия. Энциклопедический словарь / Ред. М.Л, Титаренко. - М.: Мысль, 1994 – 573 с. 34 Коплстон Ф.Г. История средневековой философии / Ф.Г. Коплстон. – Пер. с англ. - М.: Энигма, 1997. – 512 с. 35 Коссак, Е. Экзистенциализм в философии и литературе / Е. Коссак. - М.: Политиздат, 1980. – 360 с. 36 Кохановский, Е.А. Философия науки / В.П.. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергадеева. – 2-е изд. - М.: ИКЦ «Март». – Ростов на Дону: ИЦ «Март», 2006. – 496 с. 37 Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия / В.Н. Кузнецов. - Учебник, 2-е изд,, доп. - М.: Высшая школа, 2003. – 438 с. 38 Кузнецов, В.Н. Французский материализм ХVШ в. / В.Н. Кузнецов. - М.: Мысль, 1981. – 303 с. 39 Ленк, Х. Размышления о современной технике / Х. Ленк. Пер. с нем. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 183 с. 40 Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учебное пособие / Т.Г. Лешкевич. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 272 с. – (Высшее образование). 41 Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. - М.: Советский писатель, 1991. – 480 с. 42 Мареева, Е.В.. Философия науки / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев, А.Д. Майданский. Уч. пособие для аспирантов и соискателей. – М.: Инфра-М., 2010. – 333 с. 43 Матрица безумия / К.Г. Юнг, М. Фуко. - М.: Алгоритм: ЭКСМО, 2007. – 384 с. – (Философский бестселлер). 44 Митчем, К. Что такое философия техники / К. Митчем. Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995. – 149 с. 45 Момджян, К.Х. Социум. Общество. История / К.Х. Момджян. - М.: Наука. - 1994. – 239 с. 46 Момджян, К.Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. Учеб. пособие. - М.: Вывсшая школа.КД «Университет», 1997. – 448 с. 47 Москаленко, А.Т. Смысл жизни и личность / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. Отв. ред. А.А. Чечулин. - Новосибирск: Наука, 1989. – 205 с. 48 Нарский, И.С. Западноевропейская философия ХVП века / И.С. Нарский. – Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1974. – 379 с. 49 Никитич, М.А. История и философия науки / М, А. Никитич. - Электр. учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 1 электр. опт.диск. 50 Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла: казус Вагнер, Антихрист, Ecce Homo. Сб-к / Пер. с нем. – Минск: ООО «Попурри», 1997. – 544 с. 51 Ницше, Ф. Так говорил Заратустра: книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше. Пер. Ю.М. Антоновского. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. – 302 с. 52 Новейший философский словарь / Сост. и ред. А.А. Грицанов. - 2 – е изд, перераб. и доп. - Минск.: Интерпрессервис: Книжный дом, 2001. – 1280 с. 53 Овсянников, М.Ф. Гегель / М.Ф. Овсянников. - М.: Мысль, 1971. – 223 с. 54 Пассмор, Дж. Современные философы / Дж. Пассмор. Пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, 2002. – 192 с. 55 Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 3-х кн. / Б. Рассел. - Изд. 4-е. - М.: Академ Проект, 2004. - 1001 с. 56 Русская философия. Малый энциклопедический словарь / М.: Наука, 1995. – 624 с. 57 Современная философия: словарь и хрестоматия / Отв. Ред. В.П. Кохановский. - Ростов-на Дону.: Феникс, 1996. – 511 с. 58 Соколов, В.В. Европейская философия XV – XVII вв. / В.В. Соколов. – Учебник для вузов. 3-е изд, исправл. - М.: Высшая школа, 2003. – 428 с. 59 Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы. / В.С. Степин. Учебник для послевузовского образования. – М.: Гардарики, 2007. – 384 с. 60 Сумерки богов / Сост. А.А.Яковлева. - М.: Политиздат, 1989. - 398 с. - (Библиотека атеистической литературы). 61 Суслова, Л.А. Философия И. Канта: методологический анализ / Л.А. Суслова. – Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1988. – 224 с. 62 Тавризян, Г. Философы ХХ века о технике и «технической цивилизации» / Г. Тавризян. – М.: Росс. ПЭН, 2009. - 216 с. 63 Философия Канта и современность / Под общей ред. Т.И. Ойзермана. - М.: Мысль, 1974. – 469 с. 64 Философия науки / Под ред. С.А.Лебедева. Учебное пособие. - М.: Академ Проект, 2004. – 736 с. 65 Фролов, И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет / И.Т. Фролов. - М.: Политиздат, 1989. – 559 с. 66 Фролов, И.Т. Перспективы человека. Комплексная постановка проблемы, дискуссии, обощения / И.Т. Фролов. – 2 –е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1983. – 350 с. 67 Хайдеггер М. Ницше и пустота / Сост. О.Б. Семин. – М.: Алгоритм: ЭКСМО, 2006. – 304 с. – (Философский бестселлер). 68 Шохин, В.К. Первые философы Индии / В.К. Шохин – Учеб. пособие для университетов и вузов. - М.: Ладомир, 1997. – 302 с. 69 Чанышев, А.Н. Философия Древнего мира (история философии) / А.Н. Чанышев - М.: Высшая школа, 2003. – 703 с. 70 Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. Учебное пособие для вузов / А.Н. Чанышев. - М.: Высшая школа, 1991. – 512 с. 71 Это человек: антология / Отв. ред. П.С. Гуревич - М.: Высшая школа, 1995. – 320 с.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1116; Нарушение авторского права страницы