Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия В. Соловьева (1853 – 1900)



Основные работы: «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве», «Смысл любви», «Три разговора» и т.д.

Мир и человечество находятся в опасном состоянии, когда нарастают процессы разобщения, отчуждения. Человек противопоставляется другому человеку и природе. Это ведет к хаосу, деструкции. Сохранить мир во всем его богатстве и разнообразии – вот в чем состояла сверхзадача философии Вл.Соловьева. Отсюда – принцип всеединства. Тенденцию к всеединству Соловьев прослеживает всесторонне. Выделим в этом движении несколько аспектов:

1 Онтологический. Исходная категория – полнота бытия. Ею обладает Абсолют, который состоит из абсолютно сущего и абсолютно становящегося. Последнее – это чистая потенция бытия. Мир содержит в себе божественный элемент (всеединство) в потенции как идею.

Мир проходит в своем развитии 5 этапов: царство минеральное (неорганическое), например, силы тяготения; царство растительное, царство животное, царство человеческое, в котором единство осуществляется сознательно и свободно, и Царство Божие.

Хотя Соловьев считал себя христианином, его учение отличается от ортодоксального христианства:

1 Бог у Соловьева не творит мир, мир развертывается в своем многообразии, восходя к Богу. Бог не создает всеединства, т.к. всеединство должно быть свободно. Оно должно идти и от бога, и от природы. Это пантеистическая позиция.

2 В учении Соловьева хорошо заметны платоновские идеи. На первом месте у Соловьева – не Бог-Отец, а Бог-Сын (понятие Богочеловечества, догмат о воплощении).

2 Антропологический. С появлением человека стихийные неосознанные тенденции к всеединству получают разумное осмысление. Соловьев подчеркивает двойственность природы человека: с одной стороны, он – животное, с другой – образ Божий. Это противоречие между «абсолютным» в возможности и ничтожным в действительности и составляет сущность человека. История поэтому представляет переход от природного человека, зверечеловека, к духовному, Богочеловечеству. По Соловьеву, человечество способно преодолеть сначала разобщенность в своем собственном существовании, затем – разрыв между человеком и природой, и наконец, между человеком и Богом. Соединение с абсолютно-сущим создаст Богочеловечество. Соловьев пишет о совечности человека и Бога, не говорит о сотворенности человека Богом. Преодолеть это низкое состояние человеку помогут стыд, жалость и благоговение. Важнейшей нравственной силой является любовь, она помогает преодолеть природный эгоизм. Причиной зла является свободная воля человека.

Считая деятельность важнейшей характеристикой личности, Соловьев утверждает, что руководящими императивами ее являются Истина, Добро и Красота, взятые в их единстве. Только такое одухотворенное человечество становится партнером Бога для выполнения космической задачи – пребразование мира в гармоничное состояние. Но осуществить грандиозный замысел человеку мешает смерть. Победителей смерти Соловьев считал «сверхчеловеками», они должны освободить человечество от всех условий, которые делают смерть неизбежной. Здесь Соловьев сближается с основателем русского космизма Н.Федоровым, считавщим воскрешение человека «общим делом». Но он расходится с ним по двум моментам: а) воскрешать нужно не всех, а только высоко нравственных людей; б) он рассматривал этот вопрос не в естественно-научном, а морально-религиозном плане.

3 Гносеологический. Соловьев разработал концепцию цельного знания – единства познавательной, религиозной и этической деятельности. Познание невозможно без любви, ощущаемой как стремление к достижению единства. Нравственность – явление досоциальное, она укоренена в абсолютно-сущем. Приоритет принадлежит религии. Отличие Соловьева от космистов заключается в том, что они основой прогресса считали науку, а Соловьев – нравственность. Здесь имеет место полемика с Кантом, который не найдя в совести всеобщей обязывающей силы, вынужден был признать бессмертие души и Бога.

4 Социологический. В. Соловьев описываетпереход от духовного человека к духовному человечеству. Большую роль в достижении человечеством всеединства Соловьев отводит России. Именно на российское государство может опереться будущее устройство мира, а помочь государству в этом должна католическая церковь, т.к. она много веков сотрудничала с государством. Россия объединится с Европой и тогда не будет войн и гибели цивилизации. Но за два года до кончины оптимизм сменяется мрачными размышлениями о мировой войне, наступлении тоталитаризма и пришествии Антихриста. Соловьев и сам видел, что социальная структура усложняется, но повышаются ли нравственные нормы? Расхождение славянофилов и Соловьева состояло в том, что славянофилы особенность России видят в православии, в то время как Соловьев – в сильной государственности. Кроме того, славянофилы опирались – на национальное, а Соловьев – на общечеловеческое. По словам Чичерина, цель, которую ставит г-н Соловьев, есть осуществление Царства Божия на Земле, а путь есть принудительное действие государственной власти. Имелись также разногласия с Л.Н. Толстым: Толстой выступал против всех общественных организаций – суда, армии, науки, церкви, т.к. они подавляют личность.

5 Теократический. Соловьев сформулировал идею вселенской теократии. Россия должна заложить фундамент свободной теократии, она станет всемирной христианской монархией. Должен быть создан союз православных, католических и протестантских церквей, но это не поглощение ими друг друга, а такое сочетание, при котором каждая сохраняет свои особенности, упраздняется только вражда и исключительность. Соловьев критиковал Данилевского за то, что тот считал, что единство человеческой истории невозможно.

7 Философия Н.А. Бердяева

Николай Александрович Бердяев ( 1874 – 1948) - наиболее известный из современных русских философов, основоположник экзистенциализма. В 1922 г. советское правительство арестовало свыше сотни профессоров и писателей по обвинению их в расхож­дении с советской идеологией и выслало их из России. В этой группе среди философов оказались Бердяев, Булгаков, И.Ильин, Лапшин, Франк, Карсавин. Наиболее важные из его работ: «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправда­ния человека» (1916), «Мировоззрение Достоевского» (1923), «Философия неравенства» (1923), «Смысл истории» (1923) и другие.

Размышляя в русле «всеединства», признавая, как и В.Соловьев, совечность человека и Бога, Бердяев говорит об их единстве, которое проявляется в том, что самой гениальной идеей человека является Бог, а самой гениальной идеей Бога является человек. Бердяев называл человека «экзистенциальным центром » мира, наделенным «страшной и последней» свободой. Однако сво­бода не выводима из бытия, свобода существует до бытия, она «вкоренена в ничто, в небытие». Эту концепцию Бердяев заимство­вал от Якова Бёме (немецкий философ-мистик, 1575 — 1624). Бердяев пишет: «Из божественного Ничто рождается Святая Троица, Бог-Творец». Сотворе­ние мира богом-творцом есть вторичный акт. Бердяев не мог, подобно Соловьеву, возложить ответственность за зло в мире на Бога. Но он в равной мере не принимал христианс­кую схему, укоренявшую зло в самом человеке. Предпочитал абсолютизировать свободу, отделить ее от Бога и человека, чтобы тем самым онтологизировать зло, погрузить его в добытийственный хаос.

Бердяев показывает изначальную противоречивость человеческой природы: она в одно и то же время и богоподобна, духовна, и полна темных, иррациональных сил. Эта свобода иррациональна. С точки зрения Бердяева, действия какого-либо существа, обладающего сво­бодной волей, не может предвидеть даже бог, поскольку эти действия всецело свободны. Зло появляется тогда, когда иррациональная свобода приводит к нарушению божественной иерархии бытия и к отпадению от бога из-за гордыни духа, желающего поставить себя на место бога…

В результате это приводит к распаду в сфере материального и естественного бытия и к рабству вместо свободы. Но, в конечном итоге, происхождение зла остается величайшей и трудно объяснимой тайной («Опыт эсхатологической мета­физики»).

Вторая свобода — это рациональная свобода, которая состоит в подчинении моральному закону и ведет к обязательной добродетели, т.е. снова к рабству.

Бердяев развивает учение об объективации, связывая его с понятием социальности. Это такое состояние общества, в котором человек ценится не сам по себе, не как дух, а как член какой-то социальной группы, в котором человек – не цель, а средство, инструмент для достижения чьих-то целей, в котором забывают об уникальности человеческой личности, в котором человек из субъекта превращается в объект. Поэтому естественно, что живя в таком обществе, человек испытывает одиночество, страх, мучается мыслями о смерти.

Особое неприятие вызывает у Бердяева государство, которое он считает крайним проявлением объективации. Поэтому право человека и его долг – защищать свою духов­ную свободу против государства и общества. В жизни государства, нации и общества мы часто обнаруживаем тем­ную, демоническую силу, стремящуюся подчинить личность человека и превратить его просто в орудие для своих собст­венных целей («Одиночество и общество»).

Вызывает его недовольство и церковь, которая не сближает человека с богом, а разъединяет их, превращая их отношения в отношения господства и подчинения, превращая Бога лишь в орудие наказания за грехи. В этих рассуждениях он противопоставляет церкви соборность как свободное единение людей в любви и служении Богу. Бердяев отчетливо прослеживает расхождение со взглядами В.Соловьева, который придавал большое значение государству и церкви, и особенно их союзу в процессе становления вселенской теократии как высшей форме единства.

В результате таких размышлений Бердяев приходит к выводу о том, что в обществе не может быть настоящей свободы – ни в каком: ни в капиталистическом, ни в социалистическом. Общество и подлинная свобода несовместимы. Общество тождественно рабству. Свободу вообще нельзя искать в социуме, ее нужно искать в духе, в этике искупления и любви к богу . Преображение и обожествление возможны только путем восхождения к третьему виду свободы, проникнутой любовью к богу. В своей книге «Судьба человека» Бердяев повторяет, что не только этика искуп­ления, но также этика творчества есть путь в царство небес­ное.

Творчество и познание Бердяев считает наивысшим проявлением человеческой духовности. Творчество противопоставляется объективации. Бердяев подчеркивает, что хотя творец и одинок, и творчество носит не коллективно-общий характер, творческий акт направлен к тому, что имеет мировой, общечеловеческий, космический и социальный характер. В этом Бердяев чрезвычайно близок Соловьеву; как и Соловьев, он признает человека сотворцом Бога: «Творчество есть продолжение мироздания». Творчество как наивысшая степень развития свободывозвышает человека до Богочеловека. Это ответ человека на призыв Бога. Творчество оправдывает человека. Оно есть антроподицея.

Возрождение падшего человека означает его освобожде­ние от природы, созданной объективирующим процессом; оно означает победу над рабством и смертью, понимание личности как духа, как существования, которое не может быть объектом и не может быть выражено общими идеями. Поэтому Бердяев называет свою философию экзистенциальной или персоналистической.

Социальные теории Бердяева. Бердяев отрицательно относился к революции. Он пишет, что революции ничего не могут создавать; они только разрушают; они никогда не бывают творческими. Творчество начинается только в период реакции, которая наступает после революции; тогда появля­ются новые формы жизни, к которым люди были подготов­лены всем их прошлым. Но даже в творческие эпохи истории люди никогда не достигали тех целей, которые они ставили перед собой. «Ни один проект, разработанный в недрах исто­рического процесса, не был когда-либо успешным» («Смысл истории»).

Философ обвинял марксистов в сведении общественной жизни исключительно к грубой материальной основе. Неудовлетворенность современными ему социалистическими теориями с их переоценкой чисто экономических целей и недооценкой духовных, нравственных основ жизни общества приводили бывшего «легального марксиста» Бердяева» к отрицанию возможностей социализма. По мнению Бердяева, человеку угрожают новые формы рабства; они являются результатом социализма, подменившего истинную собор­ность, основанную на любви и религиозном преображении, фальшивой, основанной на принудительном служении личности обществу ради удовлетворения своих материальных потребностей.

Бердяев является поборником специфической разновидности социа­лизма, которую он называет персоналистическим социализ­мом. Но нужно иметь в виду, что, говоря о «социализме», он вовсе не имел в виду какой-либо социально-политический строй. Он лишь хотел подчеркнуть социальность человека. «Персоналистический» же указывает на то, что каким бы ни было общество, в нем личность должна считаться величайшей ценностью. Одна­ко усилия по осуществлению социализма преобразуют его «в нечто совершенно отличающееся от социалистического идеала». Социализм никогда не достигнет освобождения человеческого труда, не даст че­ловеку богатства и никогда не установит равенства, но только приведет к новой вражде между людьми и новым, неслыханным формам угнетения («Смысл истории»). Устранение голода и нищеты «не решает духов­ной проблемы»; человек останется «лицом к лицу, как и раньше, с тайной смерти, вечности, любви, познания и твор­чества. Всю книгу «Философия неравенства» Бердяев посвящает доказательству того, что уравнительные устрем­ления демократии, социализма, интернационализма и тому подобного ведут к разрушению личности и порождаются духом отрицания, зависти, обиды и злобы.

Русский космизм

Это направление рассматривает человека в соотношении его не только с земными реалиями, но и со всей Вселенной. Деятельность человека, да и он сам, его духовный мир вполне соразмерны космосу, и эта идея — идея соразмерности человека космосу — интересовала людей науки (Н. А. Умов, 1846—1915; К. Э. Циолковский, 1857—1935; В.И.Вернадский; Л.Чижевский, 1897—1964), она привлекала религиозных теоретиков (Н. Ф. Федоров, 1828—1903; П. А. Флоренский), она была присуща искусству (А. В. Сухово-Кобылин, 1817—1903).

Н. А. Умов предполагал, что наступит «голод железа, нефти, угля», а возможно, и хлеба, поэтому, с его точки зрения, необходимо рассматривать возможности внеземного бытия человечества. Таким образом, космос для Умова — это не только предмет исследований, но и то, что может даровать человеку жизнь на грани любой земной катастрофы. Для космоса Земля — лишь временное место обитания людей. Для К. Э. Циолковского космос также является местом будущего расселения людей, а человека он рассматривал в слиянии с природой, космосом. Он в своих трудах рассчитал и описал конкретные формы и способы обитания в космосе, технические вопросы, связанные с транспортировкой людей. Но кроме этого, он предполагал и совершенствование духа будущих людей, достойных этой космической, а значит (по Циолковскому) и свободной жизни. Он считает, что в будущем появятся новые люди, которые «будут уже как бы прирожденными гражданами эфира, чистых солнечных лучей и бесконечных бездн космоса».

В русле космизма работал и В. И. Вернадский, создавший учение о ноосфере — о сфере разума, в которую закономерно переходит биосфера в процессе ее поступательного развития. Вернадский считал, что человек, пока он убивает, истощает свою биосферу и не может стать бессмертным. Только тогда, когда он сможет, как растения, использовать для своей жизни солнечную энергию, он может завоевать бессмертие. Циолковский также искал пути к бессмертию человека, полагая, что это — путь этики, поскольку только тогда, когда «все живое благоденствует», жизнь становится непрерывной. Его сподвижник Умов высказывал мысль о том, что путь к бессмертию лежит через преодоление хаоса, беспорядка любовью и творчеством. Большую роль в развитии этих взглядов сыграл буддизм с его идеей непрерывного перерождения человека.

Религиозный космизм Н. Ф. Федорова, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева искал связи человека и человечества с космосом через Абсолют, Бога, через мировую душу. Н. Ф. Федоров отмечал, что человек является не только созидающим началом, но и разрушающим, в нем заложено и благо, и зло. Поэтому смысл существования — в преодолении зла, смерти. Он поставил перед человечеством задачу воскрешения отцов и верил в скорую её осуществимость.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь