Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Диалектика и метафизика как концепции развития
Термин «диалектика» имеет свою длительную историю. В античной философии под «диалектикой» (от греч. dialektike — искусство вести спор, ученую беседу) вначале понимали такой способ ведения ученой дискуссии, при котором достижение истины происходит путем столкновения противоположных мнений. Считается, что первым в философский лексикон термин «диалектика» ввел Сократ. Аристотель считал диалектикой науку о вероятных мнениях, он называл эту часть своего учения «первой философией» или «мудростью». В средние века и в Новое время диалектикой называли формальную логику. С начала XIX в., после создания Гегелем универсальной теории познания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе. Метафизика и диалектика являются всеобщими (универсальными) методами познания. Диалектика — это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии. Следует различать объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика – это присущие миру объективные законы развития, а субъективная – это отражение этих законов в сознании людей. Метафизика — это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития. Термин «метафизика» имеет два основных значения. Метафизикой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, а также метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные (внутренне неизменные) и изолированные друг от друга. Термин «метафизика» (от греч. meta — после, physika — физика) появился в I в. до н. э., когда греческий философ Андроник Родосский, упорядочивая сочинения Аристотеля, объединил в одно целое его труды «о первых родах сущего» (по собственно философской проблематике) и поместил их вслед за физическими трактатами философа под одним наименованием «Метафизика». Так термин «метафизика» стал синонимом слова «философия» и в этом значении был популярен до середины XIX в. С XVII-XVIII вв., когда естествознание стало противопоставляться философии, за словом «метафизика» постепенно стало закрепляться значение «умозрительное, отвлеченное от конкретности, внеопытное знание». После создания Гегелем в начале XIX в. диалектического учения метафизика приобрела значение «старой, или додиалектической, философии». В философии марксизма за ней закрепилось еще более узкое значение — «антидиалектический метод познания». Другими словами, метафизика создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от друга и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает динамическую, развивающуюся картину мира, все составные части которого взаимообусловлены, взаимосвязаны. Метафизика и диалектика как способы познания зародились еще в античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики, как способа научного познания приходится на XVII-XVIII вв., период бурного развития естествознания, особенно механики; расцвет диалектики приходится на XIX-XX вв. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и законах. Можно сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе. Правда, уровни диалектического мышления на разные этапах развития человечества различны. Существуют два основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития. Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем. Под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Но связи не существует без взаимодействия. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Ведь в мире нет ничего окончательно завершенного, все находится в процессе становления и изменения. Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира. Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества. Но закономерно встает вопрос о том, что является источником развития. Все многообразие точек зрения по проблеме источника развития можно свести к двум основным: метафизической и диалектической. Первая считает источником развития внешнее воздействие, тогда как вторая — борьбу противоположных сил и тенденций, т. е. противоречие. Противоречие — это взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений. Одни философы предполагают, что диалектические противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению. Другие же считают, что существует только противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия. Логические противоречия были отмечены уже в античной философии (знаменитые апории Зенона). Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где выделялись наиболее общие понятия о мире. По Канту, категории — это априорные (т. е. доопытные) формы рассудка, которые характеризуют структуру мышления субъекта познания. Большинство важнейших диалектических категорий получили свое обоснование в философской системе Гегеля в идеалистической интерпретации. В диалектике категории рассматриваются как результат обобщения социального опыта и развития познания. Категории — это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями. Основными категориями современной диалектики являются: сущность и явление; содержание и форма; система, элемент, структура; целое и часть; единичное, особенное и всеобщее; причина и следствие; возможность и действительность; необходимость и случайность; свобода и необходимость; прерывность и непрерывность; количество и качество и др. Сущность и явление — важнейшие диалектические категории, в которых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление всегда взаимосвязаны. Сущность— это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл. Явление— это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Явление человек познает опытным путем через органы чувств: зрение, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с помощью разума. Содержание — это то, из чего состоит предмет или явление. Форма — это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, способ внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой. На определенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие, и приобретает новую. В современной науке категория «форма» близка к категории «структура». Система (от греч. systerna — составленное из частей, соединенное) — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Элемент (от лат. elementum — первоначальное вещество) — это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой составной частью системы. Если хотя бы один элемент системы отсутствует, это будет уже другая система. Количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи характеризуют структуру системы. Структура (от лат. structura — строение) — это совокупность связей между элементами системы. Элементы составляют содержание системы, а структура — ее форму. Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное. Единичное (частное) — это отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляют содержание особенного. Свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим. Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшествующими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо последующие явления. Причина — это явление, обусловливающее порождающее другое явление. Следствие — явление, порожденное другим явлением. В диалектике есть положение о существовании причинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) производит другое явление (следствие). Необходимость и случайность — это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями. Необходимость — это тип связи между явлениями, определяемый основными, существенными причинами. Случайность — это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами. Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания. Помимо категорий, важнейшей составной частью диалектики являются законы диалектики. Они были сформулированы Гегелем, но он применял их исключительно к сфере духа, в то время как их можно применять ко всем явлениям, материальным и духовным. К основным законам диалектики относят закон единства и «борьбы» противоположностей (закон диалектического противоречия), закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания (диалектического синтеза). Закон единства и «борьбы» противоположностей раскрывает источник развития и формулируется так: всякое самодвижение и развитие происходит благодаря взаимодействию, внутреннему единству и взаимопроникновению противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов, явлений и процессов. Согласно этому закону, объект проходит в своем развитии этапы: тождество, различие, существенное различие, противоречие, образуемое двумя противоположными сторонами, разрешение противоречия. Именно своевременно разрешенное противоречие является источником развития. Если противоречия не разрешаются, накапливаются, может произойти разрушение объекта. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений основан на категориях «качество», «количество», «мера» и «скачок». По Гегелю, качество – это внутренняя, тождественная бытию определенность вещи. Качество раскрывается через совокупность свойств предмета. И хотя свойства многообразны и динамичны, качество является устойчивой характеристикой, оно делает вещь тем, чем она является. Количество – это внешняя, безразличная по отношению к бытию определенность вещи. Оно выражает степень развития качества. Это в большей мере по сравнению с качеством подвержено изменениям. Единство качества и количества проявляется в мере. Мера – это интервал, на протяжении которого количественные изменения происходят, а качество остается прежним. Переход от одного качества к другому качеству называется скачком. Закон перехода количественных изменений в качественныераскрывает механизм развития и формулируется так: количественные и качественные характеристики материальной системы связаны таким образом, что на определенном этапе развития изменения количественные приводят к изменениям качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений. Закон отрицания отрицания. Согласно этому закону, развитие происходит по принципу триады, проходя этапы: тезис, антитезис, синтез. Этот закон обычно формулируется таким образом: в процессе развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, представляет собой синтез предыдущих ступеней, где на более высоком уровне воспроизводятся характерные черты исходной ступени развития. Сочетание прогрессивного развития и возврат якобы к старому придают процессу развития спиралеобразный характер. Отрицания бывают двух видов. Диалектическое отрицание – неполное, с удержанием положительного, дающее объекту возможность дальнейшего развития. Метафизическое отрицание – это полное отрицание, разрушение объекта. Закон отрицания отрицания основан на двойном диалектическом отрицании. Он указывает на направление (причем, только прогрессивное) развития. Не следует думать, что указанные законы диалектики относятся к разным объектам. В действительности они характеризуют один и тот же объект, но под различными углами зрения: с точки зрения источника, развития, механизма и направления развития соответственно. Детерминизм. Синергетика Детерминизм- это учение о существовании объективной закономерной связи и взаимообусловленности явлений. Ядром детерминизма являются причинно-следственные связи. Бывают также функциональные связи, отношения симметрии и пространственные и временные корреляции. Общие, существенные устойчивые связи называются законом. Следует различать законы бытия и законы науки. Последние существуют только в мышлении и благодаря ему. Вторые есть отражение первых. Законы также делятся на законы строения (структуры), законы функционирования и законы развития. Законы структуры характеризуют сущность системного объекта в аспекте устойчивости, неизменности его организации. Законы функционирования раскрывают сущность системного объекта в плане его динамичности в данный ограниченный отрезок времени. Наконец, законы развития выражают основные тенденции, движущие силы, механизмы преобразования рассматриваемой системы в качественно иную, но генетически связанную с ней. Определяющая роль отводится законам развития. Виды детерминизма. Детерминизм делится на классический и неклассический. Классический (Лапласовский, жесткий, механический) детерминизм, имеющий динамический характер, описывает взаимнооднозначные взаимодействия, исключающие случайность. Поэтому, зная исходные параметры объекта, можно однозначно предсказать последующие состояния объекта. Такие закономерности встречаются в механике, в изолированных системах с небольшим числом элементов. Второй вид детерминизма – неклассический, вероятностный, допускающий случайность. Присущие ему статистические закономерности характерны для микромира, в массовых событиях, когда повторяемость проявляется в определенном проценте случаев. При описании статистических закономерностей употребляются понятия: необходимость и случайность, возможность и действительность. Представления о нем возникли в начале XX века с открытием микромира. Индетерминизм отрицает существование причинных связей в мире. Методологические основы индетерминизма были заложены Юмом, который считал, что причинности не существует, это только привычка людей связывать события друг с другом. Синергетика Год рождения синергетики - 1973, когда Г. Хакен выступил на первой конференции, посвященной проблемам самоорганизации. Он написал книгу «Синергетика». Большую роль сыграл в развитии этой теории ученый Брюссельской школы И.Пригожин. Синергетика в сущности и является концепцией самоорганизации систем как таковых, будь это явления неживой природы, организмы или человеческие сообщества. Это оказывается возможным, по словам С.Б. Крымского, именно потому, что и человек, и природа подчинены общим синергетическим закономерностям и могут рассматриваться в качестве структурных компонентов единого процесса самоорганизации всего сущего. Синергетика изучает открытые неравновесные самоорганизующиеся системы в процессе их перехода от хаоса к порядку. Подходы классической новоевропейской науки и синергетики к пониманию природы изменений, как таковых, где бы они ни происходили, принципиально различны. Первая рисует картину мира, в которой любое событие заведомо определено первоначальными условиями. Поэтому случайность исключается в принципе, а ее фактическое наличие объясняется тем, что мы не обладаем полнотой информации. Синергетика же принципиально отбрасывает однозначную запрограммированность развития начальными условиями и придает большое значение случайности. Она исходит из того, что системы по своей природе находятся преимущественно в состоянии неустойчивого равновесия не только в силу внешних обстоятельств, но и в виду спонтанных изменений в них самих. Эти изменения называются флуктуациями. В результате флуктуации возникает диссипативная система, это неустойчивое состояние материи. Вариантов развития диссипативной системы два: 1) она укрепляется и превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии, притока энергии из внешней среды. Затем она развивается по динамическому типу; 2) диссипативная структура распадается и гибнет - либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии. Главное свойство таких систем - чрезвычайная неравновесность. Незначительные, сперва малозаметные отклонения от " нормы" могут привести со временем к кардинальным изменениям. В результате система даже без существенных воздействий извне периодически оказывается в полосе нестабильности - в «точке бифуркации». Этот момент в сущности означает кризис системы, когда она, будучи дисбалансированной и оказываясь в некотором смысле «без руля и ветрил», начинает блуждать, нащупывая свой путь в «поле возможностей» - в широком диапазоне от выхода на более высокий уровень самоорганизации до деградации и распада. Тут каждая мелочь может иметь непредсказуемые последствия именно потому, что базовые принципы системы уже не срабатывают, а новые еще не сформировались. Поэтому, как подчеркивают И. Пригожин и И. Стенгерс, в «точке бифуркации» принципиально невозможно предвидеть, в какое состояние система перейдет. Случайность и спонтанность проявления дезинтегрированных элементов подталкивает то, что осталось от системы, к чему-то новому. Большую роль в самоорганизации играют аттракторы (понятие было введено А.Пуанкаре) - квазиустойчивые состояния, притягивающие множества, образующие собой центры, к которым тяготеют элементы (например, человек обязательно изменит свое направление движения, увидев толпу). В теории самоорганизации этот процесс получил название «сползание в точку скопления». Аттракторы стягивают и концентрируют вокруг себя стохастические элементы, структурируя среду и выступая участниками созидания порядка. Однако после того как путь (один из многих возможных) выбран, снова в свои преимущественные права вступает детерминизм - до того момента, когда уже эта, новая, система не окажется в новой полосе спонтанных изменений. При таком подходе развитие любой системы содержит как детерминистские, так и вероятностные признаки и характеризуется чередованием периодов стабильности, когда ее эволюция может объясняться в категориях более или менее строгой причинности и нестабильности, когда перед системой открываются возможности выбора одного из нескольких вариантов дальнейшего движения. И уже тот путь, который ею избран, актуализирует, выражаясь словами Лейбница, спектры «совозможных» с ним и между собой возможностей. Иными словами, из «точки бифуркации» путь может лежать в различных направлениях, а то какой выбор система обретет, зависит преимущественно от малозаметных на первый взгляд факторов и определяемых ими обстоятельств. Реализующаяся случайность, актуализируя одну из потенциальных возможностей, раскрывающуюся как действительность, открывает перед системой новые возможности и делает весь процесс ее движения в определенном направлении необратимым. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 9199; Нарушение авторского права страницы