Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Маврикий Стратег о славянах и антах



«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочис­ленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково...

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большин­ство их считает смерть мужа своею смертью и добровольно удуша­ют себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случаю­щихся с ними... опасностей. Необходимые для себя вещи они зары­вают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.»

 

Вопросы и задания к документам

1. Какие выводы о жилище славян можно сделать на основе данных текстов?

2. Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник?

3. Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде восточных славян?

4. Какой вывод о занятиях славян можно сделать на основании данных источников?

 

Материал для рассказа учителя

Археологические находки позволяют выделить несколько типов славянских жилищ. Для лесостепных районов были характерны полуземлянки с бревенчатыми стенами, вдоль которых располага­лись лавки, вырезанные прямо из земли. Для северных лесных районов характерны наземные, из бревен жилища, убранство кото­рых сходно с убранством крестьянской избы XIX в.

Ткани для одежды славяне ткали из льна и конопли, пряли, из шерсти овец и коз, зимой носили шубы — кожухи из меха домашних и диких животных... Об одежде древних славян можно судить по остаткам ее металлических частей — пряжкам, застежкам, фибулам и т. д. По находкам ременных пряжек ясно, что мужчины носили штаны или рубахи, подпоясанные ремнями, сверху на рубаху наде­вали плащ, который застегивался фибулой.

Женская одежда также имела простой покрой. Славянки носили прямые рубахи с одной застежкой.

 

2.2. Выслушав ответы на вопросы и пополнив знания детей, учитель вместе с ними составляет схему № 4 основных занятий восточных славян на доске. (Можно предложить только основу схемы в начале объяснения и проверить результаты сразу после завершения второго этапа урока.)

 

Схема 4. Занятия славян в VIII-IX вв.

Занятия
Скотоводство Коровы, лошади, овцы, козы, свиньи
Земледелие Просо, пшеница, рожь, ячмень, овес, горох, бобы, лен, конопля
Охота, бортничество
Залежное
Подсечно-огневое
Пашенное

 


Комментарий для учителя

Основные сельскохозяйственные орудия: плуг (на юге), соха (на севере), серп, коса, деревянный цеп, каменные ручные жернова.

Для изготовления сельскохозяйственных орудий славяне ис­пользовали железо. Его добывали из железной руды, залежи кото­рой часто обнаруживали в болотах. Руду обжигали в ямах или печах и получали крицу — пористую железную массу. Чтобы добиться при обжиге высоких температур, в печь накачивали воздух при помощи кожаных мехов через специальные трубки — сопла. Из крицы кузнецы ковали различные орудия.

 

3.1. Вопрос о религиозных верованиях восточных славян рас­сматривается на уроке в том случае, когда этот материал не изуча­ется отдельно, в рамках темы «Принятие Русью христианства». Возможны два варианта изучения данного раздела темы: учитель может, опираясь на предложенные материалы, осветить сам воп­рос либо предоставить классу возможность самостоятельно сде­лать выводы на основании предложенных документов. Учащиеся работают с предложенными текстами в мини-группах, учитель при этом играет роль консультанта. Ответы на поставленные пос­ле документов вопросы школьники заносят в свои тетради, чтобы учитель имел возможность проверить усвоение материала всеми учениками класса.

 

Прокопий Кесарийский (там же)

«Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не призна­ют, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасут­ся, тотчас же принесут жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.»

 

Вопросы и задания к документу

1. Какой вывод о характере верований древних славян можно сделать на основе данного источника?

2. С какими еще языческими культами вы знакомы?

3. Постарайтесь выделить особенности языческих верований.

 

Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1998

«В России до введения Христианской Веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии... Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новегороде над рекою Волховом: был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Летопи­сец именует еще идолов Хорса, Дажебога, Стрибога, Самаргла и Мокоша, не объявляя, какие свойства и действия приписывались им в язычестве. В договоре Олега с Греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялися Россияне в верности, имев к нему особенное уважение: ибо он считался покровителем скота, главного их богатства... Бог веселия, любви, согласия и всякого благополучия именовался в России Ладо; ему жертвовали вступаю­щие в союз брачный, с усердием воспевая имя его, которое слышим и ныне в старинных напевах...

Купалу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хле­ба... Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около него и воспевали Купала...

24 декабря язычники Русские славили Коляду, бога торжеств и мира. Еще и в наше время, накануне Рождества Христова, дети земледельцев собираются колядовать под окнами богатых кресть­ян, величают хозяина в песнях, твердят имя Коляды и просят денег...

... Доныне простые люди говорят у нас о Леших, которые видом подобны Сатирам, живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и с травою, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути; о Русалках, или Нимфах дубрав... о благодетельных и злых Домовых, о ночных Кикиморах, и проч.»

 

Вопросы и задания к документу

1. С какими богами славянского пантеона вы познакомились?

2. Подумайте, в чем состоит отличительная особенность славянского язычества.

3. Какие еще языческие славянские праздники прочно вошли в нашу жизнь?

 

Комментарий для учителя

У славян не было храмов. Идолы ставились в святилищах под открытым небом. Такие святилища назывались капища. У Нестора мы находим свидетельство того, что своим богам славяне приносили жертвы.

 

3.2. После завершения самостоятельной работы учащихся с документом учитель организует устное обсуждение прочитанного по поставленным к документам вопросам.

4.1. Изучение вопроса о военном искусстве славян организует­ся учителем в том случае, когда остается время для освещения данного вопроса на уроке. Учитель либо сам излагает материал, опираясь на приведенный документ, либо продолжает организа­цию работы с историческим источником, давая возможность уча­щимся самостоятельно сформулировать основные выводы по теме.

 

Маврикий Стратег о славянах

«Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользу­ются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно переживают они пребывание в воде, так часто некоторые из числа остающихся дома, будучи настиг­нуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде...

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрела­ми, намоченными особым для стрел ядом...

Не имея над собою главы и враждуя друг с другом, они не призна­ют военного строя, неспособны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в против­ном случае обращаются в бегство, не спеша помериться с силами неприятеля в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие броса­ются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманить противника...»

 

Вопросы и задания к документу

1. Какие сведения о вооружении славян можно получить из данного документа?

2. Что мы узнаем о тактике и стратегии славянских воинов?

3. С какими военными хитростями восточных славян знакомит нас историк?

4. Опишите славянского воина (внешний облик, вооружение, харак­тер, боевые качества).

 

4.2. После самостоятельного изучения учащимися документа, следует организовать обсуждение. Особенно интересным пред­ставляется последнее задание к документу, которое позволяет уча­щимся ознакомиться с темой на эмоциональном уровне. В том случае, когда учитель самостоятельно излагает материал, данное задание также можно предложить учащимся.

В качестве домашнего задания можно предложить школьникам написать мини-сочинение на тему: «Один день из жизни восточ­нославянского воина (земледельца, охотника и т.д.)» и проиллюс­трировать его рисунками.

 

Второй вариант изучения темы

Урок — игровое занятие.

Данный вариант проведения урока в форме круглого стола исто­риков рекомендован для классов с углубленным изучением истории. От учителя и учащихся требуется большая подготовительная рабо­та, предусматривающая изучение литературы и источников по пред­ложенным вопросам, подготовку тезисов для публикации и доклада, формулирование контраргументов по спорным вопросам. Это будет способствовать активной познавательной деятельности учащихся и позволит в течение урока охватить достаточно большой круг проблем.

 

Темы для сообщений и обсуждения предлагаются за одну-две недели до занятия:

1. Византийские историки и русские летописцы о восточных славянах, их облике, нравах и обычаях.

2. Места обитания славян (природа, поселки, жилища).

3. Занятия восточных славян, их земледельческий календарь.

4. Язычество восточных славян: боги, поверья, праздники.

5. Культ предков и погребальные обряды.

 

Рекомендуемая литература

Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1998.

Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч.: В 9 т. М., 1987.

Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М., 1998.

Левицкая З.В. История отечества для детей. М., 1996.

Петрухин В.Я. Славяне. М., 1997.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Соч.: В 17 т. М., 1988.

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. М., 1987.

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV в. / Под ред. М.Н. Тихомирова. М., 1960.

Энциклопедия для детей: История России и ее ближайших соседей / Сост. С.Т. Исмаилова. Т. 5. Ч. 1. М., 1995.

 

Чтобы предотвратить пробелы в обсуждаемых вопросах, учитель может заранее наметить основных докладчиков и оговорить время главного выступления (5 минут). После окончания доклада учени­ки дополняют его, основываясь на других источниках и литературе.

Учитель в ходе дискуссии может в случае необходимости выс­тупать как оппонент, но основная его роль сводится к управлению процессом обсуждения. Он следит за временем и не дает детям увлечься обсуждением какого-то одного вопроса.

 

Ход урока

Вводное слово учителя

Перед началом занятия учитель сообщает учащимся о поряд­ке его проведения, регламенте выступлений докладчиков и ставит основную задачу на урок: в процессе выступлений участни­ков конференции в тетрадях составить краткий конспект-па­мятку по каждому из рассматриваемых вопросов, активно уча­ствуя в обсуждении, дополнить сведения, излагаемые основны­ми докладчиками.

Далее, в соответствии с регламентом и кругом обсуждаемых вопросов, проводится ученическая конференция.

Для оживления дискуссии, придания ей проблемного характе­ра, поддержания интереса учащихся к обсуждаемым вопросам можно в процессе работы круглого стола предложить школьникам познавательные задачи.

 

Вопросы и задания учащимся

1. Справедливо ли утверждение: «Люди с русыми волосами, серыми глазами и румяными лицами назывались славянами»? Объясните свой ответ. Предложите собственное определение (описание) понятия «вос­точные славяне».

2. Рассмотрите репродукцию картины С. В. Иванова «Жилье восточ­ных славян». Что, на ваш взгляд, соответствует и не соответствует на картине историческим сведениям о восточных славянах? Образно опи­шите (или изобразите), как вы представляете себе поселки и жилища восточных славян.

3. «Накройте» повседневный и праздничный стол восточных славян.

4. Сравните римские названия месяцев, сохранившиеся до наших дней, с названиями месяцев в славянском земледельческом календаре. Какие черты характера, особенности жизни, отношения к миру можно отметить у двух разных народов? Какая система земледелия отразилась в календаре восточных славян?

5. Расскажите об одном из народных праздников. Какие следы исто­рических представлений и верований в них сохранились?

6. Вспомните, в каких современных выражениях, словах, речевых оборотах «проглядывают» лики прошлого. Попробуйте объяснить, что изначально выражали эти слова и фразы, в каком значении они употреб­ляются в современной речи.

 

В качестве критериев оценки знаний и умений учащихся мож­но использовать балльную систему, предложенную к аналогичным вариантам урока. Работа школьников, не проявивших достаточ­ной активности в ходе обсуждения, оценивается после проверки письменного задания, поставленного в начале урока.

Продолжением начатого разговора может стать творческое до­машнее задание: составить тематический кроссворд или написать «Письмо в прошлое» (обращение к далеким предкам).

 

Тема. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

 

Первый вариант изучения темы

Урок с элементами лабораторной работы.

План

1. Основание Киева.

2. «Варяжская легенда».

3. Норманизм и антинорманизм.

4. Предпосылки образования государства Киевская Русь.

 

Основные термины и понятия: варяги, норманнская теория, норманизм, антинорманизм, государство.

 

Ход урока

Вводное слово учителя

Учитель сообщает школьникам, что на уроке они познакомят­ся с различными представлениями о том, как возникло государ­ство у восточных славян. По ходу объяснения материала учителем школьники должны будут определить свою позицию относитель­но различных теорий возникновения государства у восточных славян и затем обосновать ее. Им предстоит самостоятельно опре­делить предпосылки возникновения государства. Кроме того, на уроке будет продолжена работа над вопросом о достоверности такого письменного источника, как летопись.

 

1.1. Учитель сообщает, что автор «Повести временных лет» связывал возникновение государства у восточных славян с лично­стью легендарного Кия, основателя Киева, и приводит в качестве свидетельства отрывок из «Повести временных лет»:

 

Повесть временных лет

- «Поляне же жили тогда отдельно от других и управлялись своими родами... И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щекови-ца, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей... Кий этот княжил в роде своем, и ходил к царю (в Царьград)... Когда же возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему близживущие. Так и доныне называют дунайцы городище тот — Киевец. Кий же вернулся в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.»

 

Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что нельзя использовать лишь один исторический источник для подтверж­дения своей точки зрения, тем более — летописное свидетель­ство. Он предлагает школьникам выступить в качестве экспер­тов, опровергающих либо поддерживающих (обоснованно) ут­верждение летописца.

 

1.2. Ознакомившись с доводами класса и обсудив их, учитель может сказать несколько слов о личности легендарного Кия. Опи­раясь на летописное свидетельство, он сообщает школьникам, что Кий, возможно, был перевозчиком на Днепре. Можно привести фрагмент исследований В.О. Ключевского, который не считал Кия легендарной фигурой, но опровергал утверждение о княжес­кой природе власти основателя Киева: «...Кий был князем в перво­начальном смысле родового старейшины; местное предание или пред­положение ученого редактора летописи превратило его в знатного родоначальника владетельного рода в племени полян, в князя, как понимали это слово в XI в.».

 

2.1. Учитель переходит к рассмотрению «варяжской леген­ды». Он предлагает учащимся объяснить понятие «варяги» и вспомнить, что им известно о варягах из курса истории средних веков.

2.2. Для самостоятельного изучения на уроке школьникам на парты раздается текст «Повести временных лет» о призвании варягов на Русь. Школьники должны ознакомиться с его содержа­нием, затем устно ответить на вопросы.

 

Повесть временных лет

«В год 6370(862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род народ, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пойти за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кри­вичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Прихо­дите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всюрусь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Бело-озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля... Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рю­рик и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ро­стов, другому Бело-озеро.... И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царъград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. Испро­сили: «Чей это городок? » Тамошние же жители ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть зем­лею полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде.»

 

Вопросы и задания к документу

1. К кому обратились за помощью северные племена Руси?

2. Как объясняет летописец причины призвания варягов на Русь?

3. Как звали варягов, согласившихся княжить на Руси? Где они обосновались?

4. Подумайте, что можно сказать о характере возникновения государ­ства у восточных славян, основываясь на свидетельстве «Повести вре­менных лет»?

5. Подумайте, можно ли считать «Повесть временных лет» достовер­ным историческим источником? В чем вы не согласны с летописцем?

 

2.3. После знакомства с источником класс обсуждает прочи­танное, опираясь на предложенные вопросы.

 

3.1. Учитель переходит к рассмотрению вопроса о норманн­ской теории. Он знакомит школьников с основой норманнской теории, которая объясняет возникновение государственности на Руси приходом норманнов — викингов. Учитель может кон­кретизировать материал, сообщив о том, каким образом ис­пользовалась норманнская теория в России и за ее пределами политиками и учеными. Можно также сообщить о русском антинорманизме, в принципе отрицавшем факт призвания варя­гов на Русь (М.В. Ломоносов).

 

3.2. Учитель дает оценку современной позиции ученых различ­ных школ в данном вопросе. В этих целях можно использовать материалы таблицы, предложенной к уроку-диспуту о роли варя­гов в образовании Древнерусского государства. Обобщая для уча­щихся материал сегодняшних исследований, учитель сообщает, что большинство ученых признают:

- историчность Рюрика;

- вымышленность Синеуса и Трувора, поскольку «Рюрик сине хус трувор» в переводе с древнешведского означает «Рюрик с домом и дружиной»;

- варяжское происхождение первых русских князей, посколь­ку их имена скандинавского происхождения;

- возникновение государства у восточных славян под влияни­ем внутренних предпосылок развития, а не в результате варяжско­го вторжения.

 

4.1. Чтобы проверить усвоение школьниками основных выво­дов предыдущего этапа урока, учитель ставит перед ними про­блемное задание.

 

Вопросы и задания учащимся

Проблемное задание. Возможно ли возникновение государства извне? Поясните свою точку зрения.

Выслушав пояснения, он предлагает школьникам начертить в своих тетрадях схему № 5 «Возникновение государства у восточ­ных славян». (Школьники не заполняют ее, в заполненном виде она дана для учителя.)*

На парты учитель раздает перечень элементов для составления схемы и предоставляет школьникам возможность в течение 2—3 ми­нут карандашом расставить номера в схеме в соответствии с их представлениями о предпосылках возникновения государства:

 

1. Возникновение частной собственности.

2. Появление людей, способных установить и удержать свою власть силой.

3. Совершенствование орудий труда.

4. Появление излишков продукции.

5. Переход от коллективного труда к индивидуальному.

6. Появление возможности эксплуатировать чужой труд.

7. Возникновение противостоящих друг другу интересов у чле­нов общества.

8. Грабительские походы в чужие земли.

 

* Кацва А.Л. История России VIII—XV вв.: Рабочая тетрадь № 1. М., 1996.

 

 

9. Появление вождей и дружин.

10. Необходимость поддержания в обществе порядка.

11. Необходимость защиты от набегов врагов.

12. Переход от родовой общины к соседской.

13. Возникновение неравенства.

14. Возникновение государства.

 

4.2. После завершения самостоятельной работы учитель вызы­вает 1—2 учеников для проверки выполнения задания. Важно, чтобы школьники не просто заполнили схему, а смогли объяснить ход своих мыслей. Учитель корректирует выводы и фиксирует
правильный вариант заполнения схемы на доске. Школьники вносят исправления в тетради.

4.3. Для закрепления материала, изученного на уроке, учитель предлагает школьникам выполнить тестовое задание.

 

Вопросы и задания учащимся

1. Выберите ответ, который считаете правильным:

1) варяги поработили славян и не позволили им создать независимое славянское государство;

 


 

2) варяги пришли на службу к славянам и не оказали никакого влияния на ход славянской истории;

3) варяги встали во главе уже складывавшегося славянского государ­ства, ускорив объединение различных славянских земель;

4) варяги подчинили славян своему господству и жестоко угнетали их.

 

5. Работа учащихся на уроке оценивается в соответствии с их активностью в процессе работы.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить следующую работу:

1) на контурной карте обозначить города, где стали княжить Рюрик с братьями;

2) составить кроссворд по теме: «Образование государства у восточ­ных славян».

 

Второй вариант изучения темы

Урок — дискуссионное занятие (диспут).

Данный урок «Откуда Русская земля стала есть...»* рекомен­дован для классов с углубленным изучением истории, поскольку он предполагает большую предварительную работу учащихся. В хо­де подготовки к уроку школьники должны изучить предложенную литературу, ответить на поставленные вопросы и выполнить зада­ния. Приведенный развернутый план диспута поможет им спра­виться с поставленной задачей. Учитель и в ходе подготовки к диспуту, и в ходе его проведения играет роль консультанта, руко­водит процессом обсуждения. Подобная форма урока будет спо­собствовать повышению активной познавательной деятельности учащихся, позволит учителю продолжить работу по формирова­нию навыков работы с историческими источниками и трудами историков.

 

Развернутый план диспута предлагается за одну-две недели до занятия.

 

План

1. Выясните значение понятий: норманны, викинги, варяги. Какие из них определяют происхождение, какие — профессию?

 

* В данном варианте использована кн.: Вяземский Б.Е., Стрелова О.Ю. и др. Историческое образование в современной России: Справочно-метод. пособие для учителей. М., 1997.

 

2. По «Повести временных лет» ответьте на вопросы и вы­полните задания:

1. Какие племена обратились к варягам и почему?

2. На исторической карте покажите все географические объекты, упоминаемые в тексте источника.

3. Основанием для какой теории послужили сведения Нестора?

4. Можно или нет полностью доверять сведениям летописца? По­чему?

 

3. На основе гл. 4 «Истории государства Российского» позна­комьтесь с версией Н.М. Карамзина и ответьте на вопросы:

1. Каким видел историк приход варягов на Русь?

2. Как Н.М. Карамзин оценивает Гостомысла и Рюрика?

3. Как историк описывает встречу варягов новгородцами?

4. Какую теорию поддерживает Н.М. Карамзин? В чем его взгляд на проблему призвания варягов отличается от взгляда Нестора?

 

4. На основе т. 1, гл. 4—5 «Истории России» С.М. Соловьева изучите вопросы:

1. Как историк объясняет причины и характер возвращения варягов на Русь?

2. Как оценивает значение призвания Рюрика и его деятельность в Русских землях? (Сравните с мнением А.О. Ишимовой в книге «История России для детей», гл. 2.)

 

5. Познакомьтесь с работами современных ученых по проблеме образования Древнерусского государства: Преображенский А. и Рыбаков Б. История Отечества (школьный учебник или моногра­фии авторов); Кацва Л., Юрганов А. История России. VIII—XV вв.; Черникова Т.В. История России IX—XVII вв.; Энциклопедия для де­тей: История России и ее ближайших соседей. Т. 5.4. 1, гл. 1.

Выполните задания:

1. Как по-новому прочитывают сегодня историки летописное преда­ние о Рюрике и его братьях? Каково в связи с этим толкование истори­ческого факта?

2. На какие группы можно разделить современных историков, судя по их отношению к факту призвания варягов на Русь? Идеям каких российских историков XIX в. близка каждая позиция?

 

6. Выясните, как каждый автор объясняет происхождение этно­нима «русские» и топонима «Русь». Как вопрос о происхождении этнических и географических названий у каждого народа сопряжен с вопросом о происхождении Древнерусского государства?

- Версия Нестора в «Повести временных лет»

- Версия Н. М. Карамзина в «Истории государства Российского»

- Версия Л. Н. Гумилева в книге «От Руси к России»

- Версия писателя В. Чивилихина в романе-эссе «Память» (часть 20)

- Версия писателя Б. Л. Васильева

 

Основные термины и понятия: варяги, норманнская теория, норманизм, антинорманизм, государство, норманны, викинги.

 

Ход урока

Вводное слово учителя

Учитель начинает урок с того, что знакомит школьников с регламентом проведения диспута, порядком обсуждения вопросов и оценки деятельности учащихся на уроке. Он сообщает классу, что основная задача школьников по ходу обсуждения вопросов состоит в том, чтобы выделить различные подходы к проблеме возникновения государства у восточных славян и сформулировать основные концепции. В ходе диспута должны обозначиться три позиции, которые можно зафиксировать на классной доске, с указанием характерных отличий. Далее следует обсуждение по предложенному выше плану.

 

Таблица 5. Теория возникновения государства у восточных славян

Норманнская теория Центристская Славянская
Н.М. Карамзин С.М. Соловьев Л.Н. Гумилев Б.Л. Васильев А.Л. Юрганов Л.А. Кацва А. Мазуров Б.А. Рыбаков В. Чивилихин
Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги организованнее и образованнее славян, признаются представителями более развитого мира Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Но иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей
«Русь» имеет варяжское происхождение Термин «русь» - не славянского происхождения. Какого? Споры продолжаются… Корни «руси» в праславянских языках, а отголоски – в современных словах и выражениях русского языка

 

 

В конце диспута ученикам предлагается письменно ответить на вопрос: «Почему я — сторонник... позиции в вопросе о роли варягов в образовании Древнерусского государства».

При выполнении данного задания учитель должен помнить, что в данном случае оценивается умение ученика рассуждать, доказывать и логически обосновывать свою точку зрения, свои утверждения, а не просто выбирать любую концепцию и пересказывать ее содержание.

Во время занятия познавательная деятельность учащихся оце­нивается в баллах в зависимости от характера работы:

- оригинальное самостоятельное выступление по основному вопросу — от 5 до 10 баллов;

- существенное дополнение — от 3 до 5 баллов;

- ответ на вопрос, решение познавательной задачи — от 1 до 5 баллов;

- формулирование интересного вопроса, вычленение новой проблемы в обсуждаемых фактах, источниках — от 1 до 5 баллов;

- конспективные записи источников, краткие тезисные пла­ны, подготовленные дома, — от 1 до 3 баллов.

Общая сумма баллов после занятия переводится в отметку по пятибалльной шкале.

Нестандартная хронологическая задача по теме диспута может быть предложена ученикам на занятии или в качестве домашнего задания: «Сосчитайте, что было раньше и на сколько лет: открытие Америки викингами (примерно в 6508 г. от Сотворения мира) или легендарное призвание варягов на Русь (862 г. от Рождества Хрис­това)? »

Также в качестве домашнего задания можно предложить сочи­нение: «Мое отношение к норманнской теории».

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 1962; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.135 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь