Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Урок 2. Принятие Русью христианства



Урок — лабораторно-практическое занятие.

 

План

1. Предпосылки принятия Русью христианства.

2. Причины принятия христианства. Выбор веры.

3. Крещение Руси.

4. Значение принятия Русью христианства.

 

Основные понятия и термины: монотеизм, ислам, иудаизм, ка­толичество, православие.

 

Ход урока

Вводное слово учителя

На сегодняшнем уроке мы поговорим с вами о предпосылках и причинах принятия христианства Русью. В ходе урока мы продол­жим работу над формированием умений анализа исторического источника и трудов историков, составления схем и работы с кар­той. Вам предстоит самостоятельно определить значение приня­тия Русью христианства и объяснить, почему православие на Руси сохранило такое большое количество языческих праздников.

1.1. Вводится понятие «монотеизм». Учитель просит привести примеры монотеистических религий. Рассматриваются отличия политеизма от монотеизма, вопрос о том, было ли неизбежным принятие Русью монотеистической религии.

1.2. Учитель просит учащихся привести свидетельства того, что христианство проникло на Русь задолго до того, как было утверждено в качестве официальной религии.

 

Комментарий для учителя

Первые достоверные сведения о распространении христианства на Руси, по мнению Прошина Г.Г. («Второе крещение»), относятся к IX в. В «Окружном послании» 867 г. Константинопольского патриар­ха Фотия говорится о крещении русов, тех самых, которые воевали с Византией. Хронологическое совпадение Фотиева свидетельства с летописью, где под 866 г. говорится о походе на Царьград князей Аскольда и Дира, позволяет предположить, что первое крещение произошло при легендарных киевских князьях. Прямо о крещении Руси при Аскольде говорится и в позднейшей (XIV в.) Никоновской летописи.

Христианами были некоторые дружинники князя Игоря. В лето­писи помещен договор Руси с Византией 944 г., условия которого крещеные русы обязались соблюдать на кресте, принося присягу в Соборной церкви Св. Ильи, а некрещеные — у ног Перуна, полагая к ногам его оружие, щиты и золото. Церковь Св. Ильи названа собор­ной, то есть главной, следовательно, в Киеве в то время были и другие христианские храмы.

Христианство приняла и княгиня Ольга, жена Игоря, мать Свя­тослава. В 957 г. она в сопровождении большой свиты отправилась в Константинополь, где перешла в христианскую веру. По летописно­му преданию ее крестным отцом стал византийский император.

 

2.1. На следующем этапе урока рассматривается вопрос о при­чинах принятия Русью христианства. Учитель просит учащихся предположить, чем было вызвано принятие православного хрис­тианства Русью. Поскольку данный вопрос уже затрагивался на предыдущем уроке, он не должен вызвать у школьников затрудне­ний.

Результаты работы могут быть занесены в схему № 6 «Причины принятия Русью христианства».

Схема 6. ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА

Принятие христианства
Причины 1. Необходимость объединения племен 2. Оправдание социального неравенства 3. Повышение международного авторитета 4. Приобщение к византийской культуре

 

 


Схема фиксируется учителем на доске, а учащимися в рабочих тетрадях.

 

2.2. Далее учителю следует перейти к вопросу о выборе Влади­миром веры. Учитель объясняет материал, зачитывая по ходу объяснения фрагменты «Повести временных лет». Можно также предоставить учащимся возможность самостоятельно ознакомиться с этим историческим источником (в таком случае текст раздается на парты). Перед началом объяснения материала уместно будет поставить перед учащимися вопросы и задания.

 

Повесть временных лет

«В год 6497(986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: " Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и покло­нись Магомету". И спросил Владимир: " Какова же вера ваша? " Они же ответили: " Веруем богу, и учит нас Магомет так: совершать об­резание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти кра­сивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее кра­соту всех. Та и будет ему женой...". Владимир же слушал их... Но вот что было ему нелюбо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от питья; и сказал он: " Руси есть веселие пить, не можем без того быть! " Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: " Пришли мы, посланные папой". И обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: " Земля твоя такая же, как и наша, а вера наша не похожа на твою, так как наша вера — свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц, и все, что дышит, а ваши боги — просто дерево". Вла­димир же спросил их: " В чем заповедь ваша? " И ответили они: " Пост по силе: «если кто пьет или ест, то все во славу Божию», — как сказал учитель наш Павел ". Сказал же Владимир иноземцам: " Идите, отку­да пришли, ибо и отцы наши не приняли этого". Услышав об этом, при­шли хазарские евреи и сказали: " Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого бога Авраама, Исаака и Иако­ва". И спросил Владимир: " Что у вас за закон? " Они же ответили: " Обрезываться, не есть свинины и зайчатины, хранить субботу". Он же спросил: " Где земля ваша? " Они же сказали: " В Иерусалиме". " Точно ли она там? " И ответили: " Разгневался бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам ". Сказал на это Владимир: " Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны; если бы бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите? "

Затем прислали греки к Владимиру философа... " Если хочешь послушать, то скажу тебе по порядку с самого начала, зачем Бог сошел на землю..." »

«В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев городских и сказал им: "... Что же вы посоветуете? что ответите? " И сказали бояре и старцы: " Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь доподлинно разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: по­слав их, узнай, какая у них служба и кто как служит богу". И понра­вилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: " Идите сперва к болгарам и испытайте веру их". Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Влади­мир: " Идите еще к немцам, высмотрите у них все, а оттуда идите в Греческую землю ". Они же пришли к немцам, видели службу их церков­ную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: " Зачем пришли? " Они же рассказали ему все... И пошел с русскими в цер­ковь, и поставил их на лучшем месте, показав им красоту церковную, пе­ние и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о слу­жении Богу своему. Они были в восхищении, дивились и хвалили службу...

И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними ", — обратился к послам: " Говорите перед дружиною". Они же сказали: " Хо­дили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, стоят там рас­поясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но кра­соты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людь­ми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы за­быть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве". Сказали же бояре: " Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех лю­дей". И ответил Владимир: " Где примем крещение? " Они же сказали: " Где тебе любо ".»

 

Вопросы и задания к документу

1. Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему?

2. Почему религиозный выбор Руси оказался именно таким? Какую реальную ситуацию отражает это предание?

3. Стояла ли в это время Русь перед каким-либо религиозным выбором?

4. Объясните, почему многие историки считают, что рассказ о рели­гиозных посольствах и выборе князем Владимиром новой веры для Руси был вставлен в «Повесть временных лет» в более позднее время и имеет характер легенды? Какую цель мог преследовать составитель летописи, внося такое исправление?

 

Комментарий для учителя

«Владимир понял настоявшую России необходимость стать стра­ною христианскою, чтобы сделаться страною вполне европейскою.

Представителями христианства были в то время греки и папа... Крестившись от папы, Владимир вступил бы в многочисленный сонм окружавших его государей. Но он был бы в нем младшим, сделался бы весьма ограниченным в своей свободе его членом. Напротив, крестившись от греков, Владимир сохранял свободу, не подвергал себя опасности быть в мальчиках и на послугах у других».

(Е.Е. Голубинский)

 

2.3. Вопрос о крещении Владимира изучается на основе само­стоятельной работы на уроке. Учащиеся знакомятся с Корсунской легендой по предложенному тексту и после этого устно отвечают на вопросы к документу.

 

Повесть временных лет

«И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунъ, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Вла­димир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались. Влади­мир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к город­ским стенам. Когда насыпали они, — корсунцы, подкопав стену город­скую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили ее себе в город, и ссы­пали посреди города. Воины же присыпали еще больше, а Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это, — крещусь! » И тот­час же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемог­ли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей, и послал к царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный. Слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдади­те ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари. И послали ему весть такую: «Не

пристало христианам выдавать жен за язычников; если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешъ, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: «Ска­жите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказывали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: «Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: «Придите с сестрою вашей и тогда крестите меня». И послушались цари, и по­слали сестру свою, сановников и священников. Она же не хотела идти, говоря: «Иду как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: «Может быть обратит тобою бог Русскую землю к покая­нию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же если не пойдешь, то сделают и нам то же, что в Корсуни». И едва принудили ее. Она же села в ко­рабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате. По божественному промыслу разболелся Владимир в то время глазами и не видел ничего. И скорбел сильно и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не избудешь недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик бог христи­анский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел он. Ощутив свое внезапное исцеление, Влади­мир прославил бога: «Теперь узнал я бога истинного». Многие из дру­жинников, увидев это, крестились... По крещении же Владимира при­вели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят — в Васильеве, а другие и по-иному скажут».

 

Вопросы и задания к документу

Задание 1. Подумайте, какое значение имело то, что Владимир бук­вально заставил Византию окрестить себя?

Задание 2. Найдите в документе свидетельства того, что факт креще­ния Владимира в Корсуни не является бесспорным.

 

Комментарий для учителя

В книге «История русской церкви» Е.Е. Голубинский по-иному объясняет факт крещения Владимира. Ссылаясь на свидетельство монаха Иакова, он утверждает, что Владимир крестился до похода на Корсунь. Е.Е. Голубинский отрицает факт прихода к Владимиру миссионеров и считает, что к крещению его подвигли иные причины. В частности, именно варяги-христиане, проживавшие в Киеве, под­вигли Владимира к этому шагу. «Россия в продолжение долгого времени после крещения Владимира оставалась без митрополи­та и без церковного управления. Но если бы Владимир крестил­ся от греков, то какие причины могли бы воспрепятствовать последним дать нам митрополита и ввести церковное управле­ние после крещения? Возможное из сего заключения есть то, что Владимир крестился не от греков и в продолжение того или другого времени не завязывал с ними сношений».

«Спустя два года после собственного крещения, Владимир решился приступить к крещению народа. Прежде чем сделать это, он решил войти в сношения с греками, так как для будущей русской церкви нужна была иерархия. Для сей цели надлежало отправить посольство с просьбой. Но он поступил иначе: от­правился войной на греческий город и только в качестве победи­теля завязал с греками сношения»*.

 

3.1. Вопрос о крещении Руси освещается учителем с опорой на предлагаемые исторические источники. По ходу объяснения мож­но зачитать учащимся некоторые отрывки из «Повести временных лет».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 1212; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь