Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема. ПРИНЯТИЕ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА



Уроки 1-2

Первый вариант изучения темы

Урок 1. Тема: Язычество древних славян

Урок — лабораторно-практическое занятие.

 

План

I. Языческие боги славян.

2. Религиозная реформа князя Владимира.

3. Языческие культы восточных славян.

 

Основные понятия и термины: политеизм, язычество, капище, волхв, кудесник, идол, монотеизм.

 

Ход урока

Вводное слово учителя

На сегодняшнем уроке нам предстоит подробно рассмотреть вопрос о языческих верованиях восточных славян, познако­миться с восточнославянским пантеоном богов и языческими культами. Мы не только продолжим работу с фрагментами тру­дов историков и историческими источниками, но и заслушаем подготовленные дома сообщения учащихся. В процессе работы на уроке подумайте, какую роль играла религия в жизни восточ­ных славян? Можем ли мы найти общие черты славянского язычества с религией таких древних цивилизаций, как Египет, Греция и т.д.?

 

1.1. Учитель вводит понятие «язычество». Он предлагает уча­щимся дать определение данного понятия, опираясь на сведения, полученные из курсов истории древнего мира и средних веков. Далее можно предложить классу заслушать фрагмент источника и ответить на поставленные вопросы.

 

Прокопий Кесарийский

«Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не при­знают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принесут жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.»

 

Вопросы и задания к документу

1. Какой вывод о характере верований древних славян можно сделать на основе данного источника?

2. С какими еще языческими культами вы знакомы?

3. Постарайтесь выделить особенности языческих верований.

4. В чем состоит основное отличие древнеславянского язычества по сравнению с древнеегипетским или древнегреческим?

 

1.2. Учитель организует самостоятельную работу учащихся с фрагментами исторических трудов, текст которых раздается на парты вместе с поставленными к ним вопросами. Задача учащихся состоит в том, чтобы выписать в тетрадь богов сла­вянского пантеона и устно суметь ответить на поставленные вопросы.

 

Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1998

«В России до введения Христианской Веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии... Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новегороде над рекою Волховом: был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Летопи­сец именует еще идолов Хорса, Дажебога, Стрибога, Самаргла и Мокоша, не объявляя, какие свойства и действия приписывались им в язычестве. В договоре Олега с Греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялися Россияне в верности, имев к нему особенное уважение: ибо он считался покровителем скота, главного их богатства... Бог веселия, любви, согласия и всякого благополучия именовался в России Ладо; ему жертвовали вступаю­щие в союз брачный, с усердием воспевая имя его, которое слышим и ныне в старинных напевах...

Куполу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хле­ба... Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около него и воспевали Купала...

24 декабря язычники русские славили Коляду, бога торжеств и мира. Еще и в наше время, накануне Рождества Христова, дети земледельцев собираются колядовать под окнами богатых крестьян, величают хозяина в песнях, твердят имя Коляды и просят денег...

...Доныне простые люди говорят у нас о Леших, которые видом подобны Сатирам, живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и с травою, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути; о Русалках, или Нимфах дубрав... о благодетельных и злых Домовых, о ночных Кикиморах, и проч.»

 

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1993

«Стрибог, повелевавший ветрами, был, по всей вероятности, богом неба; Даждьбог — богом света, тепла и плодородия (подобно античному Аполлону); Хорс — бог солнца как источник света; Семаргл — божество, близкое к русалкам, подательницам влаги на поля, — это бог почвы, корней растений, разновидность божеств плодородия.

Мокошь (или Макошь) была единственным женским божеством в этом пантеоне и, очевидно, олицетворяла собой женское начало природы и женскую часть хозяйства (стрижку овец, прядение).»

 

Вопросы и задания к фрагментам

1. С какими богами славянского пантеона вы познакомились?

2. Подумайте, в чем состоит отличительная черта славянского языче­ства.

3. Какие еще языческие славянские праздники прочно вошли в нашу
жизнь?

 

1.3. Для закрепления полученных знаний учитель может ис­пользовать предложенное задание, которое он предварительно записывает на доске. Учащиеся должны соотнести имя божества с его предназначением. Задание выполняется устно.

 

Вопросы и задания учащимся

1. Род — божество ветра

2. Перун — божество женского рукоделия

3. Даждьбог — громовержец, бог воинов

4. Велес — божество весны

5. Стрибог — божество земледелия

6. Купала — бог — творец мира


7. Ярила — солнечный конь

8. Сварог — божество лета

9. Мокошь — бог стад и пастухов

10. Хорс — божество огня и неба, господин вселенной, позднее бог

ремесленников

 

2.1. Учитель сообщает классу, что князь Владимир известен принятием христианства, однако первой религиозной реформой, проведенной этим князем, была языческая реформа. Он объясня­ет материал о принятии реформы, используя предложенный текст.

 

Материал для рассказа учителя

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1993

«Вокняжившись в Киеве, Владимир I произвел своего рода язы­ческую реформу. Стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии, рядом со своими теремами на холме князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши.

Будто бы Владимир установил даже человеческие жертвоприно­шения этим богам, что должно было придать их культу трагический, но в то же время и очень торжественный характер. «И осквернилась кровью земля Русская и холм тот», — говорит летопись.

Культ Перуна, главного бога дружинной знати, был введен Добрыней и на северной окраине Руси, в Новгороде. Вокруг идола Перуна там горело восемь негасимых костров, и память об этом вечном огне сохранялась у местного населения вплоть до XVII в.

Попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владими­ра, хотя киевляне охотно поддерживали даже самые крайние прояв­ления кровавого культа воинственного бога.»

По ходу рассказа учитель может ставить перед учащимися вопросы и задания.

 

Вопросы и задания учащимся

1. Каковы причини проведения Владимиром религиозной реформы?
2. Какую цель преследовал Владимир?

3. Почему среди идолов, установленных по приказу Владимира на холме у княжеского дворца, не оказалось Велеса? О чем это может свидетельствовать?

4. Почему Перун был подчеркнуто выделен среди всех идолов, уста­новленных на княжеском дворе?

 

2.2. Рассмотрение причин неудач первой религиозной рефор­мы Владимира поможет учителю перейти к рассмотрению вопроса о причинах принятия монотеистической религии. Учитель вводит понятие монотеизм. На основе полученных в предшествующие годы знаний учащиеся могут сравнить монотеистические и поли­теистические религиозные верования, привести примеры. Далее классу предлагается предположить, что побудило Владимира заду­маться о выборе новой веры.

 

Комментарий для учителя

О.М. Рапов в своей работе «Русская церковь в IX — первой трети XII вв. Принятие христианства» говорит о том, что одной из основных причин было противоречие между установившимся госу­дарственным единством и очень разнородными языческими культа­ми отдельных восточнославянских народностей, а единому государ­ству должен был соответствовать единый культ. Помимо этого, языческое мировоззрение негативно отражалось на внешнеполити­ческих связях Руси, мешало заключению династических браков, сковывало развитие торговли с христианским миром.

 

3.1. Знакомство с языческими культами восточных славян мож­но построить, опираясь на сообщения учащихся, предварительно подготовленные ими к уроку. Учитель может предложить школь­никам в качестве отправного материала сведения, подобранные в данном пособии. Учитель может использовать все предложенные темы, может выбрать наиболее интересные на его взгляд. По ходу сообщений учащихся ученики составляют краткий конспект и готовят вопросы к докладчикам.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь