Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Афанасий Никитин. Хождение за три моря



И есть тут Индийская страна, и люди ходят все голые: голова не покрыта, груди голы, волосы в одну косу плетены. Все ходят брюха­ты, детей родят каждый год, и детей у них много. Мужи и жены — все черны...

А князь их — фата на голове, а другая — на бедрах; бояре у них ходят — фата на плече, а другая — на бедрах; княгини ходят — фатой плечи обернуты, а другой — бедра. Слуги же княжие и боярские — фата на бедрах обогнута, щит да меч в руках, а другие с копьями, или с ножами, или с саблями, или с луками и стрелами. И все голые, босые и сильные. А женки ходят с непокрытой головой и с голыми грудями; мальчики же и девочки ходят голыми до семи лет, и срам у них не покрыт...

И привез я, грешный, жеребца в Индийскую землю, дошел же до Джунира благодаря богу здоровым — стоило мне это сто рублей. Зима у них началась с троицына дня, а зимовали мы в Джунире, жили два месяца; в течение четырех месяцев, и днем, и ночью, всюду была грязь и вода. Тогда же у них пашут и сеют пшеницу, рис, горох и все съестное... В Индийской земле кони не родятся, здесь родятся волы и буйволы. На них ездят, и товар иногда возят — все делают.

Город Джунир находится на каменном острове, который никем не устроен, а сотворен богом; один человек поднимается на гору целый день, дорога тесна, двоим пройти нельзя. В индийской земле гости останавливаются на подворьях, и кушанья для них варят господарыни; они же гостям и постель стелют, и спят с ними...

Есть у них одно место — гробница шейха Алаеддина в Алянде, где однажды в году устраивается базар, куда съезжается вся Индийская страна торговать, и торгуют там десять дней... В Индостанской земле лучший тот торг... Есть на том Алянде и птица филин, она летает ночью и кричит: «Гугук»; на которую хоромину она сядет, то тут человек умрет; а кто захочет ее убить, тогда у нее изо рта огонь выйдет. А мамоны ходят ночью и хватают кур; живут они в горе или в каменьях. Обезьяны же живут в лесу, и у них есть князь обезьянский, ходит со своей ратью. И если кто их обидит, тогда они жалуются своему князю, и он посылает на того свою рать. И обезьяны, напав на город, дворы разрушают и людей побивают. Говорят, что рать у них весьма большая, и язык у них есть свой; детей они родят много, но, которые родятся ни в отца, ни в мать, тех бросают по дорогам. Тогда иностранцы их подбирают и учат всякому рукоделию, неко­торых же продают, но ночью, чтобы они не смогли убежать назад, а некоторых учат подражать лицедеям.

Индийцы совсем не едят мяса: ни яловичины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, хотя свиней у них очень много. Едят же они два раза в день, а ночью не едят; ни вина, ни сыты не пьют. С басурманами не пьют и не едят. А еда у них плохая, и друг с другом не пьют и не едят, даже с женой. Едят рис да киричи с маслом, да травы разные, а варят их с маслом и молоком. А едят все правою рукой, левою же ни за что не возьмутся; ножа не держат, а ложки не знают... Если же басурманин посмотрел на еду, и индиец уже не ест. А когда едят, то некоторые накрывают­ся платком, чтобы никто не видел.

А молитва у них на восток, по-русски, подымают высоко обе руки, кладут их на темя, да ложатся ниц на землю и растягиваются по ней — это их поклоны. А когда садятся есть, то некоторые омывают руки и ноги, да и рот прополаскивают... А кто у них умрет, и тех жгут, а пепел сыплют в воду. А когда у жены родится дитя, то принимает муж, имя сыну дает отец, а дочери — мать...

 

Вопросы и задания к документу

1. Какие сведения мы можем получить из «Хождения...» Афанасия Никитина об особенностях быта и культуры средневековой Индии?

2. Подумайте, что удивило и поразило русского купца в обычаях индийцев?

 

1.6. Еще один сюжет литературы данного периода — это повес­ти о любви к Богу и ближнему. В качестве примера можно рас­смотреть «Повесть о Петре и Февронии». Учитель может дать школьникам опережающее задание — самостоятельно ознако­миться с содержанием повести. В данном случае на уроке можно провести беседу по предложенным вопросам. Если опережающее задание не было дано, учитель может кратко охарактеризовать основную сюжетную линию «Повести...».

 

Вопросы и задания учащимся

1. Какие черты характера прославлялись в «Повести...»?

2. Какие нормы поведения стремился внушить читателям автор «По­вести о Петре и Февронии»?

3. Как проявилось в этом произведении христианское представление о морали?

 

1.7. Далее учитель кратко сообщает об остальных литературных жанрах.

 

3.1. Поскольку данный вопрос достаточно подробно разбирал­ся в предыдущем блоке тем по культуре, учителю следует подроб­нее остановиться на тех изменениях, которые произошли в связи с монголо-татарским нашествием.

 

Материал для рассказа учителя*

Большинство населения вставало с зарей и ложилось спать на закате. Отсчет времени начинался от восхода солнца.

Человеческий век был недолгим: в 50—60 лет люди считались стариками, а большинство умирало после 40 лет. Поэтому в семьях обычно было 6—7 детей — залог выживания народа.

Жилище русского человека мало изменилось. По-прежнему дома богатых и бедных людей различались, в основном — убранством и размерами. Большинство домов горожан и селян представляли со­бой избу-пятистенку. Жилой комнатой являлась большая клеть, меньшая — сенями (вход и кладовая). Печь располагалась в углу, рядом был «кухонный угол» с полками, на которых стояла посуда. Свободный угол напротив двери назывался «красным». Он и сейчас присутствует практически в каждой крестьянской избе.

 

Вспомните, каково предназначение «красного» угла в доме?

 

В центре комнаты находился стол с лавками, вдоль стен ставили сундуки.

Стены украшались охотничьими трофеями, оружием, щитами. На полу в домах появились ковры, так любимые на Востоке. Палаты дворцов, предназначенные для " приема гостей, начали расписывать фресками. Вспомните, что такое фреска?

Мебель по-прежнему оставалась очень простой. Основным пред­метом был сундук, который одновременно служил лавкой, постелью, местом для хранилища разных вещей. Сундуки часто представляли собой настоящее произведение искусства. Маленькие сундуки на­зывались ларями.

Стол и лавки делались из плоских досок, стол натирали воском. В богатых домах могли использовать скатерти. Там также имелись и стулья, не очень удобные, но со спинкой.

Дома богатых и бедных людей различались и окнами: у первых они были слюдяными, у вторых — из бычьего пузыря.

 

* В данном варианте изучения темы использованы материалы из кн.: Чернико­ва Т.В. История России IX—XVII вв. М., 1998.

 

Посуда на Руси, практически не изменилась. В быту использова­лись различные кувшины из глины, керамические, деревянные, оло­вянные, серебряные, золотые блюда, такие же ковши, медные кот­лы, берестяные сосуды и лукошки, деревянные ведра, бочки и бадьи.

 

Вспомните, что удивило Афанасия Никитина в том, как принимали пищу индийцы? Какой вывод об использовании русскими людьми посу­ды мы можем сделать?

Вспомните, какие продукты употребляли в пищу жители Киевской Руси в постные и скоромные дни? Какое влияние на рацион питания русского человека оказало принятие христианства?

Предложите вариант меню русского человека на постный день (бога­того и бедного).

Какие напитки были популярны?

Вспомните, какие обрядовые блюда русской кухни вам известны?

Назовите известные вам лакомства.

Понемногу на Руси пристрастились к винокурению. Делали «зе­леное вино», или неочищенную водку.

 

Одежда тоже мало изменилась. Однако мода диктовала свои законы, и внешний вид жителя Русского государства порой был достаточно комичен. Так, модно было носить одежду разных цве­тов, разноцветные сапоги. Достаточно обычным становится ноше­ние украшений мужчинами и женщинами.

Митрополит Даниил в начале XVI в. так описывал московского щеголя: «Великий подвиг творишь, угождая блудницам, платье переменяешь, сапоги у тебя яркого красного цвета, чрезвычай­но узкие, так что сильно жмут ноги, блистаешь, скачешь, ржешь, как жеребец, волосы не только бритвой вместе с телом сбри­ваешь, но и щипцами вместе с корнем исторгаешь, позавидовав­ши женщинам, мужское свое лицо на женское претворяешь, моешься, румянишься, душишься, как женщина... Какая тебе нужда носить сапоги, шелком шитые, перстни на пальцы наде­вать? Какая тебе выгода время тратить над (охотничьими) птицами? Какая нужда множество псов иметь? Какая похвала на зрелище ходить? Мы не только носим шитые шелком сапоги, но даже под рубашкою, где никто не видит, некоторые носят дорогие пояса с золотом и серебром» *.

 

Чем средневековая мода похожа на современную и чем отличается от нее?

 

* Кацва Л.А., ЮргановА.Л. История России VIII—XV вв. М., 1996.

 

3.2. В целях активизации познавательной деятельности учащихся учитель может использовать приведенные ниже зада­ния.

 

Вопросы и задания учащимся*

1. Познакомьтесь с описанием двора знатного человека. Кому при­надлежал этот двор? Почему на Руси и князья, и бояре, и дворяне строили трехъярусные жилища? Как вы полагаете, куда выходили пере­дние окна? Свой ответ обоснуйте.

 

«Хоромный состав такого двора заключался в нескольких горни­цах с комнатами, разделенными сенями. Горницы стояли на живых подклетах, то есть на нижнем служебном этаже; через сени же стояли повалуши — жилые высокие башни в три яруса. В богатом дворе строился третий ярус — чердаки и терема. Хоромы всегда стояли в глубине двора, огороженного забором. Во двор вели одни или двое ворот... передние с приезда и задние с поля. Кроме хором во дворе помещались разные служебные и обиходные избы и клети, конюшни и скотные дворы. Тут же житница осиновая, погреб дубовый, поварня. Со стороны двора, поближе к хоромам, всегда раскидывался сад, обыкновенно плодовый, огороженный забором или плетнем. У ворот всегда строилась сторожевая изба».

 

2. Почему одну и ту же одежду в средневековой Руси носили несколь­ко поколений, передавая по наследству? Как же обстояло дело с модой?

3. Почему боярская шапка называлась горлатной? Объясните проис­хождение этого слова.

4. Почему не только рубашки, но и летники, душегреи, сарафаны и даже нераспашные шубы надевались на Руси через голову, как тогда говорили — «накладывались»?

5. Почему в средние века такое большое значение приобрела шапка, ставшая символом знатности? Какие средневековые поговорки про шап­ки вам известны?

6. Почему пуговицы в старину стоили дороже платья?

 

3.3. Учитель обращает внимание учащихся на то, что монголо-татарское нашествие сильно повлияло на моральные устои русского общества. В особенности жестокими становятся военные обычаи и традиции, в частности, редко происходит обмен пленными.

Распространяется так называемое «молодечество» — откровен­ный разбой, часто учинявшийся даже знатными людьми. Воров­ство становится повальным.

 


* Использованы задания, предложенные в кн.: Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных: В 2 ч. Ч. 1. М., 1996.


 


Однако можно назвать в этой области и положительные явле­ния, скажем, такие, как складывание основных традиций семей­ного быта, утверждение культа семьи.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся:

1) подготовить к следующему уроку сообщения об Андрее Рублеве, Феофане Греке, Аристотеле Фиораванти;

2) нарисовать русского человека в его жилище;

3) подобрать пословицы и поговорки о русском быте и обычаях;

4) написать рецензию к любому, не изучаемому на уроке, произведе­нию русской литературы этого периода.

 

Урок 2


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.111 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь