Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава первая. Милосердие в понимании Посланника Аллаха r



Посланник Аллаха r

Английский мыслитель М. Г. Дорани, бывший священник, принявший ислам, сказал о Посланнике Аллаха r: «Человек не может представить себе более возвышенный образец самопожертвования и сострадания к людям, чем этот».

А всемирно известный французский философ Вольтер сказал, обращаясь к служителямцеркви: «Посланник сыграл величайшую из ролей, какую только может сыграть человек на земле. Самое малое, что можно сказать о Мухаммаде — что он принёс Писание и усердствовал, и ислам никогда не менялся, тогда как вы и ваши священнослужители изменили свою религию двадцать раз! »

На следующих страницах мы поговорим об одном из достоинств Посланника Аллаха r и одном из многочисленных проявлений его величия — милосердии в его жизни.

Очень трудно сказать о Посланнике Аллаха r всё, потому что в его жизни было столько важных событий и великих свершений, что их не счесть. Каждое мгновение его жизни несло в себе благо и совершенство. Мы же попытаемся охватить то, что сможем, и избежать ошибок, с позволения Всевышнего Аллаха.

Прежде чем говорить о милосердии в жизни Посланника Аллаха r, мы должны рассказать о нём самом, о его личности.

Мы можем смело утверждать, что со времён Адама (мир ему) и до наших дней не было и не будет до самого Судного дня человека, которого любили, уважали и почитали так, как Посланника Аллаха r.

Изучать его жизнь необходимо, это нужно для всеобщего блага, чтобы жизнь человечества менялась в лучшую сторону.

Жизнь Посланника Аллаха r была эталоном для отдельного человека и общины, для обществ больших и малых, и наглядно продемонстрировала, как создаются общины.

Посланник Аллаха r принёс в наш мир грандиозные перемены, и, вне всяких сомнений, изучение его опыта нельзя считать просто проявлением праздного любопытства или делом, за которое неплохо, но вовсе не обязательно браться. Это обязанность каждого мусульманина, который стремится к спасению в этом мире и в мире вечном и желает блага и благополучия своей общине. Ознакомиться с жизнью Посланника Аллаха r необходимо и немусульманам в разных уголках земного шара. Сколько блага лишатся обитатели земли, если не будут изучать его жизнь! И сколько сокровищ знания останутся невостребованными и не принесут пользы, если люди не будут размышлять над жизнью Посланника Аллаха r!

Слова, дела и одобрения Посланника Аллаха r — богатейшее наследие для тех, кто стремится найти истину в этом мире, для всех, кто ищет благо и стремится изменитьмир в лучшую сторону.

Посланник Аллаха r был направлен Господом к общине, члены которой были разобщены и не знали единства. В этой общине распространилась несправедливость и притеснение, и ложное имело в ней многочисленные проявления. Члены этой общины творили зло и совершали много грехов. Среди них было много высокомерных и возгордившихся. И с достойной удивления и восхищения неторопливостью и последовательностью он начал менять существующее положение, заставляя эту общину постепенно отходить от выбранного ею неправильного пути и возвращаться на путь истинный.

Он побуждал людей к одобряемому и удерживал их от порицаемого. Путь, который он прошёл, не был лёгким — напротив, он бы полон трудностей и препятствий. Многие пытались помешать его движению к цели, многие вставали на его пути. Против него поднимались и чужие, и близкие. Его собственные соплеменники и сородичи оказались в стане его врагов. Но это не остановилоего. Не теряя решимости, он упорно двигался к цели, преодолевая препятствия.

Посланник Аллаха r сумел создать общину, подобную прочному строению с непоколебимыми опорами. У этой общины был свой образ жизни и она знала путь, которому ей надлежало следовать. И каждый человек, искренне желающий блага своей общине, может вступить на этот путь и последовать примеру Посланника Аллаха r, который сказал: «Я оставил вас на пути, ясно видном и ночью, и днём, и не собьётся с него никто, кроме пропащего»[Ибн Маджа; Ахмад; аль-Хаким].

Личность Посланника Аллаха r относилась к числу тех, которые оказывают огромное влияние на окружающих. Эта особенность была присуща ему с детских лет и до самой кончины. Это удивительное явление, и объяснить его можно лишь тем, что Мухаммад r был посланником Господа миров, защищённым от грехов и ошибок, и Шайтан при всём желании не мог оказать на него никакого воздействия.

Листая страницыжизнеописания Мухаммада r, задумайтесь…

Он был не только посланником Всевышнего, но и правителем судьёй, военачальником и лидером. Несмотря на своё высокое положение, он жил среди своих сподвижников как один из них. Он ел и пил то же, что и они, его дом не отличался от их домов, и имущества у него было не больше, чем у них. Он терпел обиды и голод вместе с ними, а порой страдал даже больше, чем они. И он трудился и утомлялся, как утомлялись они, а порой и сильнее. Он вместе с ними переживал блокаду, он переселился вместе с ними, он сражался вместе с ними и не прятал грудь от врага. Он не бежал с поля боя ни разу в жизни, даже тогда, когда бежали другие мусульмане, как это было в битвах при Ухуде и Хунайне. Чем больше испытаний посылал ему Господь, тем терпеливее он становился, и чем более дерзкими и неуёмными становились язычники и остальные недоброжелатели, тем более кротким и выдержанным становился он. Посланник Аллаха r никогда не гневался ради самого себя и не мстил за самого себя — он гневался лишь тогда, когда нарушались запреты, установленные Всевышним Аллахом.

Он был щедрым и великодушным, и никогда не отказывал просящему. Мирские блага покорно пришли к нему, и он израсходовал их на пути Аллаха, и не известно ни одного случая, когда он взял что-то себе, обделив при этом своих сподвижников.

Посланник Аллаха r много времени проводил с членами своей общины и много общался с ними. Он никогда не отделялся от них. Он сидел вместе с бедняками, проявлял милосердие к неимущим, и любая рабыня могла вести его за собой по улицам Медины, куда хотела. Он навещал больных, провожал погребальные носилки, произносил пятничные проповеди, передавал полезное знание, посещал своих сподвижников в их домах, и они приходили к нему домой. И он часто улыбался, был приветливым и радушным.

Он был милосердным по отношению к своей общине, и из двух дел всегда выбирал самое лёгкое, если, конечно, оно небыло сопряжено с чем-то греховным. Если же в нём было что-то греховное, то Посланник Аллаха r держался от этого дела дальше всех людей. Он много прощал и проявлял снисходительность к тем, кто поступал с ним несправедливо и жестоко притеснял его. Он поддерживал родственные связи даже с теми, кто разрывал отношения с ним самым неблаговидным образом.

Величие Посланника Аллаха r заключалось не только в его отношении к людям или его благонравии. Он был также мудрым политиком и предводителем, выдающимся оратором, не упускавшим в своих речах ничего из того, что требовалось сказать, говорящим немного, но по существу, вкладывая много смысла в несколько слов. Из его кратких, но наполненных мудростью высказываний учёные, мудрецы и простые люди до сих пор извлекают глубочайший смысл и важнейшие указания.

Когда он вёл с кем-то диалог или беседу, ему не было равных. Во время переговоров он не шёл на необоснованные уступки, не допускал ошибок и промахов, не поступал несправедливо и не гневался. Он обращался к своим сподвижникам за помощью и советовался с ними, несмотря на то, что превосходил их умом и был выше их по своему положению.

И он не принижал никого из тех, кто высказывал в его присутствии своё мнение, и не обвинял никого в глупости и недальновидности. Он черпал мудрость отовсюду, где бы она ни была, если только она не противоречила законам Всевышнего.

Истинное величие Посланника Аллаха r заключалось как раз в обладании всеми этими достоинствами и похвальными качествами, которые проявлялись в его жизни постоянно, в самых разных обстоятельствах.Мы видим эти его достоинства и в годы, проведённые им в родной Мекке, и в годы, прожитые им в Медине. Они проявлялись как в мирное, так и в военное время, и когда он был гоним и подвергался притеснениям, и когда он стал правителем государства. Эти качества проявлялись, когда он находился в кругу любимых им сподвижников, и когда ему случалось иметь дело с заклятыми врагами.

Вся жизнь Посланника Аллаха r была проявлением этих качеств, и потому произвела на его врагов не меньшее впечатление, чем на его сподвижников. Его считали великим, уважали и почитали даже те, кто только слышал о нём, но ни разу не видел, и, более того, даже те, кто не относился к числу его современников. Причём таким было отношение к нему не только его единоверцев, но и многих немусульман!

Известный французский поэт Ламартин[1] как-то сказал: «Кто из людей дерзнёт приравнять какую-нибудь историческую личность к Мухаммаду? Кто из людей явил себя более великим, чем он, если судить по всем тем критериям, по которым оценивают величие человека? Поистине, величайшее событие моей жизни — то, что я столь подробноизучил жизнь посланника Божьего Мухаммада и ознакомился с величием и вечной славой, в этой жизни присутствующими…»

Известный немецкий поэт Гёте[2] сказал однажды: «Я искал в истории идеального представителя человечества, и обнаружил этот идеал в арабском пророке Мухаммаде».

В этом исследовании мы осветим лишь один небольшой аспект его величия, а именно — его отношение к милосердию, и расскажем о том, как это качество проявлялось во всех словах и делах Посланника Аллаха r. Невозможно найти среди его деяний и поступков такой, в котором не проявлялось бы в той или иной форме его милосердие. Даже в таких обстоятельствах, которые трудно связать с милосердием, оно всё-таки присутствовало в его словах и действиях. Это правило, из которого не было исключений, и этот факт невозможно не признать.

Из следующего параграфа вы, с позволения Всевышнего, узнаете о том, как Посланник Аллаха r смотрел на милосердие и как он воспринимал это качество.

Милосердие в Коране и Сунне

Закон Мухаммада — величайший из справедливых законов, подобного которому не было в этом мире раньше и не может появиться в будущем.

В Библии говорится: «Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и всё, что наполняет её, вселенная и всё рождающееся в ней! Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на всё воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание.И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их» (Исайя, 34: 1–3)

Ислам говорит совсем другое…

Чтобы понять, как Посланник Аллаха r относился к милосердию, мы должны обратиться к главному источнику, сформировавшему у него это отношение. Этим источником является Коран.

Первое, что притягивает взоры в Книге Господа миров, которая фактически является конституцией, главным сводом жизненных правил и установок для всех мусульман, — то, что каждая сура за исключением суры «Покаяние» начинается со слов «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного». И сказано не просто «С именем Аллаха», а добавлены важные определения: «Милостивого, Милосердного».

Ни для кого не секрет, что упоминание этих двух определений в начале каждой суры есть не что иное, как указание на важность милосердия в законах ислама. Также ни для кого не секрет, что слова «Милостивый» и «Милосердный» близки по значению. Учёные высказывали много мнений и давали много разъяснений относительно тонких различий между этими двумя понятиями.

Всевышний Аллах мог присоединить к Своему имени, указывающему на милость, какое-нибудь другое. Например, Великий, Мудрый, Слышащий, Видящий и так далее. И Он мог бы присоединить к этому имени другое, создающее равновесие в сознании читающего, дабы у него не складывалось впечатление, что Аллах только милостив, — например, «Могущественный», «Мстящий», «Одолевающий». Но Всевышний Аллах пожелал упомянуть в начале каждой суры Корана два Своих имени, каждое из которых указывает на милосердие, для того, чтобы показать, что милосердие бесспорно является первостепенным по отношению ко всем остальным качествам. И милосердие — нерушимая основа, не уступающая другим основам и не позволяющая им вытеснить себя. Это подтверждает и тот факт, что первой сурой Корана (а надо сказать, что порядок сур и аятов был внушён Мухаммаду r Всевышним, хотя сами аяты ниспосылались в разной последовательности) является «аль-Фатиха». Она не только начинается со слов «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного» содержащих уже упомянутые нами определения «Милостивый, Милосердный». В самой суре эти определения встречаются ещё раз. Тот факт, что Книга Аллаха начинается с этой суры, так же подтверждает уже сказанное нами о значении милосердия в исламе. Как известно, сура «аль-Фатиха» — сура, которую каждый мусульманин обязан читать в каждом рак‘ате ежедневной пятикратной молитвы. А это означает, что читая одну только суру «Аль-фатиха» мусульманин повторяет каждое из слов «Милостивый, Милосердный» дважды. Таким образом, раб Аллаха вспоминает о Его милости, по меньшей мере, четыре раза в каждом рак‘ате молитвы. А всего, совершая ежедневно 17 рак‘атов обязательной молитвы, мусульманин произносит эти определения, связанные с милосердием, 68 раз[3]. Отсюда можно сделать вывод о значении, которое придаёт ислам милосердию, и о том, какое место он отводит этому прекрасному качеству.

Разумеется, упоминание о милосердии можно найти не только в начале Корана — оно встречается во всех сурах, и это не может не привлечь внимание читающего Книгу Аллаха.

Я подсчитал, сколько раз встречается в Коране слово «Милосердие» и однокоренные слова по сравнению с упоминаниями других качеств, например, кротости, справедливости и так далее… Результат впечатляет!

«Милосердие» и однокоренные слова упоминаются в Коране намного чаще других качеств. Так, оно упоминается в Коране 315 раз, тогда как правдивость, например, упоминается только 145 раз, терпение — 90 раз, прощение — 43 раза, щедрость — 42 раза, честность — 40 раз, верность обязательствам — 29 раз, справедливость — 24 раза, а кротость — 15 раз!

Это не может быть случайностью. Господь миров превыше того, чтобы в Его Книге что-то получалось случайно. Ведь эта Книга — истина, и в ней нет ничего ложного, и каждая буква в ней — на своём месте, и каждое слово ниспослано с определённым умыслом и целью…

Всевышний Аллах сказал: «Ложь не подберётся к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достойного хвалы»(сура 41 «Разъяснены», аят 42).

Если изучить встречающиеся в Коране упоминания о том, с какими мольбами обращались к Всевышнему Аллаху пророки, мы обнаружим, что все они просили Господа о милости.

Так, пророк Всевышнего Адам (мир ему) вместе со своейсупругой Хаввой обратился к Нему с такой мольбой: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из оставшихся в убытке»(сура 7 «Преграды», аят 23).

А Нух (мир ему) говорил: «Господи! Я прибегаю к Тебе, дабы не просить о том, чего не ведаю. И если Ты не простишь меня и не помилуешь, то я окажусь среди потерпевших убыток»(сура 11 «Худ», аят 47).

А Муса (мир ему) говорил: «Ты — наш Покровитель, прости же нас и помилуй, ибо Ты — Наилучший из прощающих! »(сура 7 «Преграды», аят 155).

Подобных примеров в Коране очень много.

Сказанное выше подтверждают и многочисленные хадисы Посланника Аллаха r, в которых описывается милосердие Господа миров.

Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Завершив творение, Аллах сделал запись, которая находится у Него над Троном, предписав Себе: “Поистине, милосердие Моё опережает гнев Мой”»[аль-Бухари].

Утверждение ясно и однозначно: милость опережает гнев и имеет первостепенное по сравнению с ним значение, и мягкость опережает строгость. И это всеобъемлющее милосердие есть не только в этом мире — несравненно большее милосердие оставлено для Судного дня. Эту радостную весть донёс до нас Посланник Аллаха r, сказав: «Поистине, в запасе у Аллаха есть сто частей милосердия, из которых Он ниспослал на землю только одну, распределив её среди джиннов, людей, животных и насекомых. Но именно благодаря ей они проявляют сочувствие и милосердие друг к другу, и благодаря этому дикий зверь милосерден к своему детёнышу. А остальные девяносто девять частей Аллах отложил. В полной же мере милосердие к Своим рабам Он проявит в День воскресения»[Муслим].

Это невозможно представить… Всевышний Аллах установил милосердие и утвердил его ещё до того, как Его творения начали совершать какие-либо действия с Его позволения. Более того, это произошло ещё до того как Он сотворил их. Это великая милость и щедрость Всевышнего по отношению к Его рабам!

Но и это ещё не всё: из аятов Великого Корана мы узнаём, что Всевышний Аллах не просто создал милосердие, но и предписал Себе быть Милосердным.

Всевышний Аллах сказал: «Ваш Господь предписал себе быть Милосердным»(сура 6 «Скот», аят 54).

Это истина, в которой не может быть сомнений…

Имам ат-Табари сказал в своём тафсире: «Всевышний Аллах постановил, что Он милосерден по отношению к Своим рабам и не торопится подвергать их наказанию, и принимает от них раскаяние и сожаление о содеянном… Сообщая об этом, Всевышний Аллахбудто обращается к чувствам отвернувшихся от Него, дабы они одумались и раскаялись…»

Ко всему сказанному ранее следует добавить и то, что Всевышний Аллах сообщил нам в Своей Книге о цели направления к людям пророков и Посланника Аллаха r. Это —милость для миров.

«Мы послали тебя как милость для миров»(сура 21 «Пророки», аят 107).

Собрав всё сказанное воедино, мы понимаем, что в действительности слова и дела Посланника Аллаха r есть не что иное, как утверждение милосердия и уникальное воплощение этого великого качества в каждом слове Посланника Аллаха r и в каждом его движении.

Как следует из аята, Посланник Аллаха r был направлен к людям именно с этой целью. Причём ат-Табари утверждает, что милость, упомянутая в аяте, распространяется как на верующих, так и на неверующих. Упоминая о разногласиях, существующих среди учёных в этом вопросе, он говорит: «Ближе всех к истине утверждение о том, что Аллах послал Своего Пророка Мухаммада r как милость для всего мира, для всех верующих и неверующих. Если говорить о верующем, то Аллах вывел его через него (Пророка r) на истинный путь и введёт его в Рай за его веру и действия в соответствии с тем, что Пророк r принёс от Аллаха. Если же говорить о неверующем, то посредством Пророка r Всевышний Аллах отвёл от него наказание в этом мире, которое ранее постигало народы, считавшие лжецами направленных к ним посланников».

Это подтверждается и тем фактом, что Посланник Аллаха r не был направлен к какому-то определённому народу. В отличие от предыдущих пророков и посланников, он был послан ко всему человечеству…

Посланник Аллаха r сказал: «Прежде пророк посылался только к своим соплеменникам, я же был послан ко всем людям»[аль-Бухари].

Это не подлежащее сомнению утверждение самого Посланника Аллаха r о том, что он был направлен ко всему человечеству, и, как следствие, его послание — милость для миров, то есть для всех.

Учитывая сказанное, можно понять поведение Посланника Аллаха r на протяжении его жизни, а также его слова и действия. Он исходил из важных принципов:

— Аллах — Милостивый и Милосердный.

— Посланник Аллаха r — милость, подаренная мирам, и его послание по сути своей, — милость для всех людей.

Поэтому и сам Посланник Аллаха r говорил о милосердии вообще, о милосердии ко всему сущему, причём в его короткие изречения вложен огромный по своей важности смысл, и несмотря на небольшой объём его мудрых высказываний (что было удивительной особенностью Посланника Аллаха r), своими словами он сумел охватить всех живущих на просторах Земли.

Посланник Аллаха r сказал: «Не будет помилован тот, кто не проявляет милосердия к другим»[аль-Бухари; Муслим].

Как мы видим, в этих словах нет никакой конкретизации. Кто не проявляет милосердия к рабам Аллаха вообще, того не помилует Всевышний Аллах.

Посланник Аллаха r также сказал: «Проявляй милосердие к тем, кто на земле, и проявит к тебе милосердие Тот, Кто в небесах»[ат-Тирмизи; Ахмад; аль-Хаким].

В этих словах также нет конкретизации. То есть эти слова распространяются на всех, кто на земле.

И Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, Аллах милует милосердных из Своих рабов»[аль-Бухари; Муслим].

Милосердие, которое проявлялось во всех словах и действиях Посланника Аллаха r не было наигранным, неестественным, как изображают порой люди, желая задобрить кого-нибудь и произвести хорошее впечатление.Милосердие Посланника Аллаха r было естественным и сопровождало его неизменно, проявляясь в любых обстоятельствах.

Мы видим, что он был милосердным по отношению к малым и старым, мужчинам и женщинам, близким и чужим, друзьям и врагам.

Более того, это милосердие охватывало не только людей, но и животных — зверей, птиц, домашнюю скотину.

Посланник Аллаха r проявлял милосердие и к кошке. Он рассказал своим сподвижникам о том, что одна женщина попала в Ад за жестокое обращение с кошкой.

Так, Посланник Аллаха r сказал: «Одна женщина вошла в Ад из-за кошки, которую она привязала и не кормила, и не позволяла ей питаться живностью, которая водится на земле»[аль-Бухари; Муслим].

Из хадисовмы также знаем, что Всевышний Аллах простил грехи блуднице за то, что она пожалела собаку и в сердце её шевельнулось милосердие.

Посланник Аллаха r сказал: «Когда собака, погибающая от жажды, кружила возле колодца, её увидела одна блудница из числа израильтянок. Она сняла с себя башмак, зачерпнула им воды для собаки и напоила её, за что ей были прощены её грехи»[аль-Бухари; Муслим].

Приведённые выше примеры наглядно демонстрируют, как далеки наши критерии и представления от истинного положения дел. Любой из нас рассуждает: что за пустяк — напоить собаку, по сравнению с таким тяжким преступлением, как прелюбодеяние? И ладно бы ещё одно прелюбодеяние, а то блудница — женщина, которая сделала прелюбодеяние своей профессией! И тем не менее Аллах простил ей её грехи… Поистине, милость Аллаха безгранична, и Аллах милует милосердных. Грехи делаются ничтожными пред милостью Всевышнего. Однако Он, Всевышний, милует только милосердных…

Таковы правильные критерии, которые делают правильными дела.

Поэтому одна женщина попала в Ад из-закошки, а вторая попала в Рай из-за собаки.

Таким образом, дело не в последствиях совершаемого действия. Например, в приведённых историях с животными последствия действия были по сути незначительными. Самое важное — что стояло за этим действием. В данном случае за действием стояло милосердие, и именно под его влиянием человек принял решение сделать то, что сделал…

Посланник Аллаха r проявлял милосердие к бессловесным животным, и жалел их, когда они страдали от жажды и голода или когда их изнуряли непосильной работой. Однажды, проходя мимо исхудавшего верблюда, Посланник Аллаха r сказал с жалостью и милосердием: «Бойтесь Аллаха в своём отношении к этим бессловесным животным. Ездите на них, когда они в хорошем состоянии, и ешьте их, когда они в хорошем состоянии! [4]»[Абу Дауд].

Более того, Посланник Аллаха r проявлял милосердие к животным, даже когда речь шла о заклании. Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, Аллах предписал делать всё хорошим способом… Если вам случиться убивать, то делайте это хорошим способом[5]. И если будете резать скот, делайте это хорошо, и пусть каждый из вас как следует точит свой нож и избавляет животное от мучений»[Муслим].

Милосердие Посланника Аллаха r распространялось даже на маленьких птичек, от которых человек не получает пользы, как получает он её от домашней скотины. Посмотрите же на его милосердное отношение к птице.

Посланник Аллаха r сказал: «Если кто-то убьёт птицу без пользы, в Судный день она будет обращаться к Всевышнему Аллаху со словами: “Господи! Поистине, такой-то убил меня просто так, без пользы! ”»[ан-Насаи; Ахмад].

Разумеется, это далеко не все случаи, в которых проявилось милосердие Посланника Аллаха r к бессловесным тварям. Это лишь примеры, и на эту тему можно говорить долго.

Итак, милосердие Посланника Аллаха r распространялось не только на людей, но и на животных. Но и это ещё не всё. Оказывается, Посланник Аллаха r был милосерден даже по отношению к неодушевлённым предметам.

Например, он тепло отзывался о горе Ухуд, которая была, по сути, обыкновенной каменной глыбой, не способной слышать. Посланник Аллаха r не хотел, чтобы у людей возникли негативные ассоциации после событий, которые произошли возле этой горы[6]. Он не хотел, чтобы люди питали отвращение к горе, которая не совершала никакого преступления и не была ни в чём виновата.

Поэтому Посланник Аллаха r сказал, указав в сторону Ухуда: «Это гора, которая любит нас и которую любим мы»[аль-Бухари; Муслим].

Вот какое милосердие… Какая мягкость, какое сочувствие, какое сострадание!

Посланник Аллаха r проявлял милосердие ко всему живому. Он был милосердным к тем, кого знал, и к тем, кого не знал.

Он претворял в жизнь то, чего хочет Всевышний Аллах от Своих творений и чего Он желает для них. А Всевышний желал от них и для них милосердия.

Такова истинная суть послания ислама, и таким был на самом деле Посланник Аллаха r.

К сожалению, многие люди не знают этой истины и потому не понимают ислам так, как его следует понимать. Они думают, что ислам — это только обряды поклонения и установленные Шариатом наказания. Но это не так.

Не тот войдёт в Рай, кто совершает обряды поклонения и применяет установленные Шариатом наказания, и при этом творит нечестие на земле, притесняет людей и жестоко относится к тем, кто живёт на её просторах.

Обитатели Рая — это милосердные люди, обладатели мягких сердец и обострённых чувств. А обитатели Огня, напротив, грубые и жестокие, и у них каменные сердца. Они высокомерны и не проявляют милосердия к творениям Аллаха, не жалеют их и не сочувствуют им.

Разница между этими двумя группами огромна. Они дальше друг от друга, чем небеса от земли… Такая разница и между теми, кто понимает ислам, и теми, кто не понимает его.

Истину сказал Всевышний Аллах, обращаясь к своему благородному Пророку r: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя»(сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 159).

Люди собрались вокруг Посланника Аллаха r не под давлением силы или под угрозой оружия. Их привлекло в Посланнике Аллаха r то, о чём упомянул наш Господь, — бесконечное милосердие, которое Он вложил в сердце Своего Посланника r…

Хотелось бы завершить этот пункт словами милосердного Посланника r: «Какой бы мусульманин ни посадил дерево или другие растения, с которых поест птица или человек, или животное, ему непременно запишется это как поданная милостыня»[аль-Бухари; Муслим].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь