Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Милосердие Посланника Аллаха r к мусульманской общине в том, что касается поклонения



Многие люди, как немусульмане, так и мусульмане, ошибаются, думая, что соблюдающий мусульманин — это верующий, крайне строгий в том, что касается молитвы, поста и других видов поклонения. Они ошибаются также, считая, что мусульманин, который принимает узаконенные религией послабления, — нерадивый и небрежный. И его требуется воспитывать и исправлять.

Подобные представления вне всяких сомнений, — заимствованные, чуждые исламу, и противоречат принципу милосердия, с которым был направлен к людям Посланник Аллаха r, а также замечательному шариатскому правилу, регулирующему поклонение людей и всю их жизнь. Это правило сформулировано в Книге Господа миров. Всевышний Аллах сказал: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения»(сура 2 «Корова», аят 185).

Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, эта религия есть лёгкость, и кто бы ни решился тягаться с религией, она обязательно одолевает его, а потому старайтесь придерживаться правильного и приближаться к совершенству, и радуйтесь и облегчайте. Усердствуйте по утрам и вечерам и в конце ночи»[64][аль-Бухари; ан-Насаи].

Посланник Аллаха r также сказал: «Облегчайте, а не затрудняйте, несите радостную весть, а не внушайте отвращение»[аль-Бухари; Муслим].

Это ясный принцип в исламе, и противоречие ему — явное противоречие религии, и в этом случае действия человека нельзя оправдать благим намерением и религиозным пылом. Это чрезмерная строгость, крайность, отвращающая людейот религии, и затруднение, приносящее больше вреда, чем пользы.

Передаётся такой хадис: «Однажды к домам жён Пророка r пришли три человека, которые стали расспрашивать о том, как поклоняется Аллаху Пророк r. Когда им рассказали об этом, они, видимо, посчитав, что это не так уж много, сказали: “Как далеко нам до Пророка r, которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие! ” Потом один из них сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт! ”Другой сказал: “А я буду постоянно соблюдать пост”. Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь”. А потом к ним подошёл Посланник Аллаха r, который спросил: “Это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь по ночам и сплю, а также заключаю браки, а тот, кто не желает следовать моей сунне, не имеет ко мне отношения! ”»[аль-Бухари; Муслим].

Эта история — одна из основ для этого аспекта ислама, и в ней проявилось милосердие Посланника Аллаха r ко всей мусульманской общине.

Посланник Аллаха r воспользовался этим случаем, чтобы установить общее правило. Правило милосердия, регулирующее жизнь людей в исламе. Это правило гласит, что ислам — религия умеренности и золотой середины, и она не требует от исповедующих её, чтобы они посвящали себя исключительно молитве, посту, соблюдали безбрачие и неотлучно пребывали в мечетях. Более того, для утверждения этого правила в сознании людей Посланник Аллаха r использовал два метода. Первый метод — личный пример. Он как будто сказал людям: я — Посланник Аллаха r, которому поручено доносить до людей Его послание и обучать их, и я близок к Всевышнему Аллаху, и я делаю то, что вы хотите запретить себе.

Видя это, верующий уже отказывается от дополнительных постов в некоторые дни, спит по ночам и вступает в брак со спокойной совестью, не чувствуя, что делает что-то неправильное, неподобающее, потому что он следует примеру Посланника Аллаха r.

А второй метод поистине удивителен! Это предостережение и предупреждение. Удивительно то, что в данном случае Посланник Аллаха r предостерегает тех, кто добавляет что-то в поклонение и стремится к отрешению от мира. Кто-то может сказать: мол, людям не вменены в обязанность тяжкие виды поклонения, однако не стоит мешать людям, которые сами желают совершать подобные виды поклонений…. Но, как бы удивительно это ни было, Посланник Аллаха r, столь милосердный к мусульманам, отверг и осудил эти добавления, понимая, что эти действия могут превратиться в обычай, и тогда они принесут больше вреда, чем пользы. Кроме того, эти люди взвалили на себя тяжкую ношу и наложили на себя нелёгкие обязанности, и не приходилось сомневаться в том, что они нанесут вред тем, кто их окружает, — членам их семей, соседям, родственникам. Кроме того, это негативно отразится на работе, которую они выполняют, особенно на такой, которая требует от мусульманина времени и активной умственной и физической деятельности.

В этом и заключается причина ясного предупреждения Посланника Аллаха r: «А тот, кто не желает следовать моей сунне, не имеет ко мне отношения! »[аль-Бухари; Муслим].

Мы говорим тем, кто не знает, что ислам именно такой, и таковы его законы и учение…

Са‘д ибн Хишам ибн ‘Амир (да помилует его Аллах) передаёт: «Я зашёл к ‘Аише и спросил: “О мать верующих, расскажи мне о нраве Посланника Аллаха r”. Она ответила: “Его нравом был Коран. Разве не читаешь ты слова Всевышнего: ‹Поистине, твой нрав превосходен›(68: 4)? ” Я сказал: “Поистине, я желаю соблюдать безбрачие”. Она сказала: “Не делай этого. Разве не читаешь ты: ‹В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас›(33: 21)? Посланник Аллаха r женился, и у него были дети”» [Ахмад].

Таким было понимание ‘Аиши, и оно было, бесспорно, точным и правильным.

Таким образом, в этом пункте мы поговорим с позволения Всевышнего Аллаха о милосердии Посланника Аллаха r в том, что касается поклонения, и о том, как он побуждал к облегчению по мере возможности. Но прежде чем разбирать эту тему подробно, упомянем три важных истины.

1. Облегчение — не значит нерадивость и небрежность. То есть облегчение не должно выходить за рамки Шариата. Разделительной чертой в данном случае является жизнь Посланника Аллаха r. Благодаря ей мы можем сказать, что является облегчением, а что — упущением и пренебрежением.

2. Цель этого пункта — показать милосердие Посланника Аллаха r к верующим в том, что касается поклонения, а не перечислить все проявления этого милосердия во всех видах поклонения — последнее не является целью данного исследования. Это облегчение — закон, установленный Всевышним Аллахом, а не Посланником Аллаха r — Посланник Аллаха r просто донёс его до нас. В качестве примера можно привести предписание о сокращении молитвы путником, очищение песком (тайаммум) в случае отсутствия воды, освобождение больного от поста, и так далее. Все эти предписания исходят от Всевышнего Аллаха, и Посланник Аллаха r применял их на практике. Таким образом, в данном пункте мы будем говорить о претворении этих законовв жизнь, а не об их установлении.

3. В этом пункте мы, разумеется, не сможем охватить все случаи из жизни Посланника Аллаха r, имеющие отношение к нашей теме.Мы лишь привели некоторые примеры, а в жизнеописаниях Посланника Аллаха r упоминается во много раз больше подобных историй. Вся жизнь Посланника Аллаха r была милосердием и облегчением.

Милосердие Посланника Аллаха r в том, что касается молитвы и Корана. Внекоторых религиях мы находим предписания, касающиеся поклонения, требующие от человека, например, обнажаться и, прикрыв только срамные места, входить вводу и стоять так час, два и больше… Можно встретить предписания привыкать к сменам погоды и для этого сидеть под палящим солнцем, жить под открытым небом, не прятаться от дождей, носить мокрую одежду зимой, питаться только растительной пищей и избегать мясаи других продуктов животного происхождения, а также покидать семью в старости, жить в уединении, уходить в лес, не стричь волосы и ногти и так далее.

Всё это действительно так, но ислам — это совсем другое!

Милосердие Посланника Аллаха r в этих видах поклонения проявилось достаточно ярко во многих случаях на протяжении его жизни.

В этом пункте мы упомянули Коран и молитву вместе из-за их неразрывной связи. Порой молитва называется Кораном, как сказал Всевышний Аллах: «Совершай молитву с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Поистине, на рассвете Коран читают при свидетелях»(сура 17 «Ночное путешествие», аят 78).

Посланник Аллаха r любил молитву так сильно, что эту любовь очень трудно описать. Сам Посланник Аллаха r сказал: «А отрадой глаз моих была сделана молитва»[ан-Насаи; Ахмад; Малик].

Несмотря на эту глубочайшую любовь к молитве, Посланник Аллаха r был милосерден к своей общине и не требовал от верующих совершать много молитв, чтобы их не тяготило это занятие.

Однажды, войдя в мечеть, Посланник Аллаха r увидел натянутую между двух столбов верёвку и спросил: “Что это? ” Ему сказали: “Это верёвка Зейнаб, которая держится за неё, когда устаёт от молитв”. Тогда Посланник Аллаха r сказал: “Нет! Отвяжите эту верёвку… Пусть каждый из вас молится, пока остаётся бодрым, и садится, когда станет ослабевать”»[аль-Бухари; Муслим].

Это наставление и наказ были адресованы одной из величайших женщин на земле, матери верующих Зейнаб бинт Джахш, и, казалось бы, от неё можно было требовать того, чего не требовалось от обычных женщин, однако правило остаётся неизменным: «Поистине, религия — лёгкость».

Посланник Аллаха r стремился к тому, чтобы рабы Аллаха оставались тесно связанными с Ним на протяжении всей жизни, и не ленились, и не были нерадивыми. Поэтому он любил дела постоянные, даже если сами по себе они были незначительными. Это самое лучшее для отдельного человека и общества.

Посланник Аллаха r сказал: «И знайте, что самое любимое дело для Аллаха — совершаемое постоянно, пусть даже оно и небольшое»[Муслим; Ахмад; ан-Насаи; Абу Дауд].

Посланник Аллаха r боялся для своей общины потери равновесия. Он понимал, что права семьи и общества перестанут соблюдаться, если верующий будет отдавать все силы и время молитве и чтению Корана. Поэтому тех, кто очень много молился и читал Коран, Посланник Аллаха r побуждал уменьшить своё рвение. Пожалуй, самая известная история такого рода — история ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, который имел обыкновение поститься днём, а ночи проводить в молитве. О его посте мы упомянем, если будет на то воля Аллаха, в следующем пункте. ‘Абдуллах каждую ночь совершал дополнительные молитвы, прочитывая Коран полностью.

‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен Аллах ими его отцом) передаёт, что он спросил Посланника Аллаха r: «За сколько следует прочитывать Коран полностью? » Тот ответил: «Прочитывай его полностью за месяц». Он возразил: «Но я способен на большее! » Посланник Аллаха r сказал: «Прочитывай его полностью за двадцать пять дней». Он возразил: «Но я способен на большее! »Посланник Аллаха r сказал: «Прочитывай его полностью за пятнадцать дней». Он возразил: «Но я способен на большее! » Посланник Аллаха r сказал: «Прочитывай его полностью за десять дней». Он возразил: «Но я способен на большее! » Посланник Аллаха r сказал: «Прочитывай его полностью за пять дней». Он возразил: «Но я способен на большее! » Он передаёт: «Но Посланник Аллаха r не разрешил мне[65]»[Муслим].

В этом примере мы видим сильного юношу —‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса (да будет доволен Аллах ими его отцом), который настаивал на том, чтобы Посланник Аллаха r разрешил ему совершать больше молитв, чтобы прочитывать Коран полностью в максимально короткие сроки, а Посланник Аллаха r, в свою очередь, не соглашался с ним, желая сделать ему облегчение и проявляя милосердие к нему. Кого-то может удивить тот факт, что Посланник Аллаха r стремился уменьшить поклонение ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен Аллах ими его отцом). Однако, обдумав его позицию и посмотрев на его действия взглядом милосердия, мы поймём, что Посланник Аллаха r стремился к тому, чтобы ‘Абдуллах ибн ‘Амр сохранял постоянство в поклонении, не зная лени, слабости и изнеможения. Он также заботился о его жене и детях, права которых ‘Абдуллах обязан был соблюдать, и хотел, чтобы ‘Абдуллах был активным членом общества — трудился, производил что-то, обучал, усердствовал на пути Аллаха, общался с братьями по вере и навещал их… Посланник Аллаха r желал, чтобы ‘Абдуллах жил гармоничной жизнью, из милосердия к нему и к обществу, в котором он жил.

Милосердие Посланника Аллаха r проявлялось сильнее и становилось заметнее в тех случаях, когда дело касалось блага всей общины, потому что эта религия не была ниспослана для определённой группы людей. Она была ниспослана для старых и молодых, для мужчин и женщин, сильных и слабых, богатых и бедных, и всех остальных категорий людей, которые вместе составляют единую общину.

Посланник Аллаха r понимал положение людей и обстоятельства, в которых они жили, и потому проявлял милосердие к ним. Он не хотел, чтобы человек помолился раз или два, а потом вообще перестал совершать молитву. Посланник Аллаха r с милосердием смотрел на положение людей, которое обязывало их к совершению не только молитвы, но и многих других действий, и относился к этому с пониманием.

В связи сэтим хотелось быпривести эпизод из жизни Посланника Аллаха r с участием благородного сподвижника Му‘аза ибн Джабаля, которого Посланник Аллаха rочень любил и о котором часто отзывался с похвалой. Эта близость к Посланнику Аллаха r, однако, не могла служить ему оправданием, когда он стал затягивать молитву и причинил таким образом неудобство тем, кто молился под его руководством.

Посланник Аллаха r осуждал бессердечие, даже когда речь шла о поклонении — молитве.

Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен Аллах ими его отцом) передаёт, что однажды с наступлением ночи пришёл человек с двумя верблюдами, которые использовались для вычёрпывания воды, и застал Му‘аза совершающим молитву. Он оставил верблюдов и присоединился к Му‘азу. А тот стал читать суру «Корова» или «Женщины», и этот человек ушёл прежде окончания молитвы. Узнав о том, что Му‘аз осудил его за это, он пришёл к Пророку r и пожаловался ему на Му‘аза. Пророк r сказал: «О Му‘аз! Ты что, смутьян?! » Он сказал это трижды, а потом добавил: «Почему же ты не прочитал“Славь имя Господа твоего”, “Клянусь солнцем и утром его”, “Клянусь ночью, когда она покрывает? ”Ведь позади тебя молится и старый, и слабый, и тот, у кого есть важные дела»[аль-Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха r научил имамов проявлять милосердие к тем, кто молится под их руководством, и не создавать им затруднений, затягивая молитву и заставляя их подолгу стоять. Это милосердие в самой возвышенной его форме…

Посланник Аллаха r радовался имаму, который читает суры «Солнце» и «Ночь», больше, чем имаму, который читает суры «Корова» и «Женщины»…

Да поймут мусульмане свою религию! И да узнает весь мир о милосердии Посланника Аллаха r!

Нечто подобное произошло и во время совершения дополнительных молитв в рамадан. Однажды Посланник Аллаха rмолился в мечети, и люди присоединились к нему и тоже стали молиться. На следующую ночь Пророк r также совершал дополнительную молитву, и собралось много людей. В третью или четвёртую ночь они собрались, однако Посланник Аллаха r не вышел к ним. Утром он сказал им: «Я видел, что вы сделали, и мне помешала выйти к вам лишь боязнь того, что это будет вменено вам в обязанность»[аль-Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха r знал, что Всевышний Аллах может вменить в обязанность Своим рабам, что пожелает и как пожелает. Однако он также знал, что Всевышний Аллах создал причины для этого, и не желал становиться причиной затруднений для мусульман. Израильтяне проявили излишнюю строгость к себе и обрекли себя на трудности, и Всевышний Аллах проявил строгость к ним. Все знают историю, изложенную в суре «Корова»… В силу этих причин Посланник Аллаха r предпочёл совершать ночное поклонение в рамадан в одиночестве, проявляя таким образом милосердие к мусульманам и не желая увеличивать число уже возложенных на них обязанностей.

Рассматривая эти и подобные им случаи, человек может лишь повторить слова Господа миров: «Мы послали тебя только как милость для миров»(сура 21 «Пророки», аят 107).

Милосердие Посланника Аллаха r в том, что касается поста

«Короткие хадисы Мухаммада прекрасны и наполнены великим смыслом»[66].

В учении святого Колумбана[67] можно встретить предписание: «Ты должен поститься ежедневно»[68].

Всё это действительно так. Но ислам — это совсем другое!

Посланник Аллаха r был милосердным не только в том, что касалось молитвы и чтения Корана, но и в том, что касалось поста. Несмотря на то, что сам он иногда постился несколько дней подрядбез разговения, своим сподвижникам он запретил поступать так[69].

Мать верующих ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха r запретил непрерывный пост из милосердия к ним. Люди сказали: «Но ведь ты соблюдаешь пост непрерывно! » Посланник Аллаха r сказал: «Я не подобен вам. Мой Господь кормит меня и поит»[70].

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) называет причину запрета — милосердие к мусульманам. Посланник Аллаха r знал, что в его общине есть люди, которым под силу соблюдать пост непрерывно, однако он также знал, что в таком посте — большое затруднение для них. Поэтому он запретил им поститься непрерывно и следовать его примеру в этом, поскольку непрерывный пост относился к числу его особенностей, как Пророка, то есть к числу действий, которые мусульмане не должны были повторять за ним.

Более того, Посланник Аллаха r был настолько милосерден к мусульманам, что не желал, чтобы они откладывали разговение, потому что в результате их пост затягивался, выходя за установленные Шариатом границы: от рассвета до заката. Он побуждал своих сподвижников и всех членов мусульманской общины спешить с разговением, дабы не создавать себе затруднений растягиванием поста.

Посланник Аллаха r сказал: «Люди не лишатся благополучия до тех пор, пока будут торопиться с разговением»[аль-Бухари; Муслим].

И Посланник Аллаха r велел им совершать сухур, то есть принимать пищу перед рассветом, чтобы им было легче поститься. Посланник Аллаха r сказал: «Совершайте сухур, ибо, поистине, в сухуре — благодать»[аль-Бухари; Муслим].

Более того, Посланник Аллаха r велел откладывать сухур на время перед самым рассветом, чтобы этого приёма пищи хватило постящемуся на большую часть дня[71].

Малик ибн ‘Амир ибн ‘Атыйя передаёт, что он спросил ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах): «Среди нас есть два человека из числа сподвижников Пророка r, и один из них спешит с разговением и откладывает сухур, а второй откладывает разговение и спешит с сухуром! » Она спросила: «Который из них спешит с разговением и откладывает сухур? » Он ответил: «‘Абдуллах ибн Мас‘уд». Она сказала: «Так поступал Посланник Аллаха r» [Муслим; ан-Насаи; Ахмад].

Пост — не истязание для соблюдающих его.

Всевышний Аллах сказал: «Зачем Аллаху подвергать вас мучениям, если вы будете благодарны и уверуете? »(сура 4 «Женщины», аят 147).

Это вопрос веры и испытания, признания, подтверждения и следования, и если есть подтверждение и следование, то нет оснований создавать для себя трудности, большие, чем те, которых достаточно для испытания. Посмотрите также на милосердие Посланника Аллаха r, проявившееся в приведённых выше хадисах. Посланник Аллаха r не ограничился разъяснением сроков поста, как это требовалось с точки зрения фикха. Он ещё и похвалил тех, кто спешит с разговением, хотя разрешается откладывать разговение на час, два и больше — главное, чтобы этооткладывание не превращалось в непрерывный пост. Посланник Аллаха r сообщил, что наибольшая награда ожидает тех, кто спешит с разговением, потому что это ближе к милосердию. Поэтому он и сказал: «Люди не лишатся благополучия до тех пор, пока будут торопиться с разговением». И он сказал о сухуре: «Поистине, он — благодать».

Посланник Аллаха r также запрещал поститься постоянно, то есть день за днём не в дни рамадана, даже если при этом человек спешит с разговением и откладывает сухур.

Однажды Посланника Аллаха r спросили о постоянном посте, и он сказал: «Он и не постится, и разговения не совершает»[72][Муслим; Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ахмад].

Он имел в виду, что пост, который соблюдает этот человек, порицаем, и он как будто вообще не постится.

Также широко известна история Посланника Аллаха r и ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, связанная с постом.

‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: «Пророку r передали, что я говорю: “Клянусь Аллахом, я непременно буду поститься днём и молиться ночью до конца своей жизни! ”Посланник Аллаха r спросил меня: “Так это ты говоришь так? ” Я ответил: “Я действительно говорил это, оПосланник Аллаха”. Он сказал: “Поистине, тебе не выдержать этого, а поэтому постись и прерывай пост, молись и спи по ночам. Постись по три дня в месяц, ведь за каждое благое дело воздается в десятикратном размере, и это будет подобно непрерывному посту”. Я сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее! ” Он сказал: “Тогда постись день, а потом не постись два дня”. Я сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее! ” Он сказал: “Тогда постись через день, ибо таков был пост Дауда, мир ему, и это —наилучший пост”. Я же опять сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее! ”, — и тогда Посланник Аллаха r воскликнул: “Нет ничего лучше этого! ”» ‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен Аллах ими его отцом)говорил: «И, поистине, если бы я согласился на те три дня, о которых говорил Посланник Аллаха r, сейчас это было бы для меня дороже моей семьи и моего имущества! »[73][аль-Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха r в данном случае спорил с ‘Абдуллахом ибн ‘Амром ради его же благополучия и ради благополучия его семьи. Посмотрите, как замечательно ответил Посланник Аллаха r на возражение ‘Абдуллаха, когда тот изъявил желание поститься больше, чем постился пророк Дауд (мир ему). Он сказал: «Нет ничего лучше этого! »

Поститься ещё больше — не достоинство и не похвальное деяние, но действие, которое способно принести лишь вред.

Посмотрите теперь на комментарий самого ‘Абдуллаха ибн ‘Амра в конце хадиса: он признаёт правоту Посланника Аллаха r, который посоветовал ему поститься только по три дня ежемесячно. С возрастом он ослаб и уже не мог поститься так, как постился раньше, когда был молодым. Однакоему было неудобно отказаться от действия, которое он сам когда-то обязался совершать.

О милосердии в том, что касается поста, у Посланника Аллаха r было гармоничное и всеобъемлющее представление, и оно должно было распространяться, согласно его представлениям, на малых и старых, на мужчин и женщин, на отдельного человека и семью, на занятого и свободного, на здорового и больного… Этопоистине всеобъемлющий взгляд, величие которого следовало бы оценить всем…

Наиболее подходящим завершением для этого пункта представляется, пожалуй, история двух благородных сподвижников Посланника Аллаха r, которые разошлись во мнениях относительно поста и ночных бдений. Это Абу ад-Дарда и Сальман аль-Фариси.

Аль-Бухари приводит такой хадис: «В своё время Сальман и Абу ад-Дарда побратались друг с другом благодаря Посланнику Аллаха r. Когда Сальман пришёл навестить Абу ад-Дарду и увидел Умм ад-Дарду в поношенной одежде, он спросил её: “Что с тобой? ” Она сказала: “Твоего брата Абу ад-Дарду не заботит мир этот”. Тем временем пришёл и сам Абу ад-Дарда, который приготовил угощение для Сальмана. Абу ад-Дарда сказал: “Угощайся… Поистине, я пощусь”. Сальман сказал: “Я не стану есть, пока не поешь ты! ” И он поел, а когда настала ночь, Абу ад-Дарда хотел встать на молитву, однако Сальман сказал ему: “Спи”. Он лёг спать, но через некоторое время снова хотел встать на молитву. Сальман снова сказал: “Спи”. А в конце ночи Сальман сказал: “Теперь вставай”, и они совершили молитву, а потом Сальман сказал ему: “Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому то, что по праву принадлежит ему! ” А потом Абу ад-Дарда пришёл к Пророку r и рассказал ему об этом. Пророк r сказал: “Сальман прав”»[аль-Бухари].

В этой примечательной истории Посланник Аллаха r подтверждает очень важную истину, которая укрылась от множества людей, в том числе и от некоторых величайших сподвижников: помимо обязанностей перед Всевышним Господом у человека много обязанностей перед самыми разными категориями людей. И какими бы важными и значимыми ни были обязанности человека перед Всевышним Аллахом, они не являются основанием для того, чтобы не соблюдать права людей и не исполнять свои обязанности перед ними. Это милосердие, которое невозможно вообразить — особенно трудно сделать это немусульманам, которые считают пророчество чисто религиозной «должностью», никак не связанной с реальной повседневной жизнью.

В этой замечательной истории Посланник Аллаха r продемонстрировал, что его милосердие охватывает и жизнь, и религию, и мир этот, и мир вечный. Пречист Всевышний Аллах, Который сказал: «Мы послали тебя только как милость для миров»(сура 21 «Пророки», аят 107).

Милосердие Посланника Аллаха r в том, что связано с милостыней и закятом. «Мухаммад избавил народы от закоснелости и поднял их к пути возвышения и процветания»[74].

Непомерные налоги — ещё одно добавление к страданиям, которые испытывает человек, живущий в современном мире. Многие государства установили очень высокие налоги, чем привлекают к себе взоры. Например, в Дании налоги составляют 68 % дохода населения. Это самый высокий процент налогообложения в мире[75].

Бесспорно, для существования общин и народов необходима отдача, даяние, и так же бесспорно, что у государства и общества множество статей расходов, которые должны покрываться и как следствие требуют расходования, причём щедрого. Поэтому в Книге Аллаха и Сунне Его Пророка r много раз встречаются побуждения к расходованию средств на благое.

Однако, несмотря на крайнюю важность расходования средств, Всевышний Аллах по милосердию Своему постановил, что закят должен составлять лишь очень небольшой процент от имущества человека. Если говорить о деньгах, то закят составляет всего четверть десятой части. Это милость Всевышнего к нам. Однако в то же время Всевышний Аллах открыл перед нами врата милостыни, и каждый мусульманин может расходовать в соответствии со своим достатком, чтобы вся община жила счастливо благодаря щедрости состоятельных людей.

Несмотря на то, что сама по себе милостыня похвальна, и в этом не может быть никаких сомнений, Посланник Аллаха r в силу своего милосердия упорядочил расходование мусульманами своих средств и наложил ограничения на пожертвования, которые по сути своей — не что иное, как проявления милосердия, сострадания, облегчения. Доходило до того, что Посланник Аллаха rготов был запретить некоторым мусульманам подавать милостыню, потому что чувствовал, что их расходование в этом направлении чрезмерно.

Не думаю, что подобное можно найти в каком-нибудь из мировых законодательств…

Когда Ка‘б ибн Малик совершил проступок, уклонившись от участия в походе на Табук, он решил искупить свой грех, раздав в качестве милостыни всё своё имущество.Ка‘б d рассказывает: «Сев перед ним, я сказал: “ОПосланник Аллаха, в знак благодарности за то, что моё покаяние было принято, я хочу раздать всё своё имущество бедным ради Аллаха и Посланника Аллаха! ” На это Посланник Аллаха r сказал: “Оставь часть его себе, ибо это будет лучше для тебя”. Тогда я сказал: “Я оставлю за собой мою долю Хайбара”» [аль-Бухари; ат-Тирмизи; ан-Насаи; Абу Дауд].

В этой истории Посланник Аллаха r продемонстрировал большее милосердие к Ка‘буи к его семье, чем сам Ка‘б…

Посланник Аллаха r знал, что этот порыв Ка‘ба — следствие его радости по поводу прощения, которое даровал ему Всевышний Аллах. Поэтому Посланник Аллаха r и удержал его от осуществления намерения, которое в будущем могло плохо отразиться на его жизни и даже заставить его сожалеть о содеянном, и привести его к жалкому существованию в нищете и нужде. А всё это отвергаемо и порицаемо, Посланник Аллаха r, благодаря своему милосердию, предвидел возможные последствия подобного поступка и потому удержал от него Ка‘ба.

Другой сподвижник, Са‘д ибн Абу Ваккас, серьёзно заболел и решил, что умрёт от этой болезни. Он принялтакое же решение, что и Ка‘б: раздать в качестве милостыни всё своё имущество. Как же воспринял Посланник Аллаха r его решение? Са‘д ибн Абу Ваккас d передаёт: «Когда во время прощального паломничества я заболел и был близок к смерти, Посланник Аллаха r пришёл навестить меня. Я сказал: “ОПосланник Аллаха, ты видишь, до чего довела меня эта болезнь. Я богат, и нет у меня наследников, кроме единственной дочери, так не пожертвовать ли мне две трети своих денег бедным? ” Пророк r сказал: “Нет”. Я спросил: “А не пожертвовать ли мне половину? ”Пророк r сказал: “Нет”. Я спросил: “А не пожертвовать ли мне треть? ” Пророк r сказал: “И трети будет много, ведь лучше тебе оставить своих наследников состоятельными, чем нуждающимися и вынужденными просить у людей. Что бы ты ни израсходовал ради Всевышнего Аллаха, ты непременно получишь за это награду, в том числе и за тот кусочек, который положишь в рот своей жене”»[аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи].

Несмотря на потребность общины в средствах к существованию, милосердие требовало, чтобы мусульманин оставил себе хотя бы малую часть имущества. Сам Посланник Аллаха r определил размер этой доли: две трети, разрешив расходовать оставшуюся треть на пути Аллаха, заметив при этом, что и это много — в том смысле, что если человек расходует меньше трети своего имущества, то ничего страшного в этом нет и он ни в коем случае не заслуживает порицания за это. Он заслуживает похвалы, и его ожидает награда, с позволения Всевышнего Аллаха. Более того, в конце хадиса Посланник Аллаха r сообщает о том, что даже если человек просто положит кусок еды в рот своей жены, это зачтётся ему как принятая милостыня. Таким образом, Посланник Аллаха r разъяснил, что расходовать на дом и семью — это не порицаемое действие. Как раз наоборот, это важная обязанность и великая ответственность, и верующий не должен делать упущений и быть нерадивым в этом.

Посланник Аллаха r сказал: «Если ты потратил динар на пути Аллаха, и потратил динар на выкуп и освобождение раба или рабыни, и отдал динар в качестве милостыни бедному, и потратил динар на свою семью, то самая большая награда будет тебе за динар, потраченный на свою семью»[Ахмад; Муслим].

Насколько согласуется это предписание с естественной природой человека!..

В следующей истории также проявилось милосердие Посланника Аллаха r к мусульманской общине.

Абу Хурайра d передаёт, что однажды Пророк r велел людям подавать милостыню. Тогда один человек сказал: «У меня есть динар». Пророк r сказал ему: «Потрать его на себя». Этот человек сказал: «У меня есть ещё один». Он сказал: «Потрать его на свою жену». Этот человек сказал: «У меня есть ещё один». Он сказал: «Потрать его на своих детей». Он сказал: «У меня есть ещё один». Он сказал: «Потрать его на своего слугу». Он сказал: «У меня есть ещё один». Пророк r сказал: «Ты лучше знаешь, куда его потратить»[ан-Насаи; Абу Дауд; Ахмад].

В данном случае Посланник Аллаха r проявил милосердие к бедному человеку, который не владеет ничем, кроме нескольких динаров. Он велел этому человеку расходовать имеющиеся у него средства на себя, свою жену и детей, а также слугу, прежде чем думать о том, чтобы подавать милостыню. В словах Посланника Аллаха r содержатся два указания, облачённые в очень тактичную и лёгкую для восприятия форму. Во-первых, Посланник Аллаха r сказал этому человеку, чтобы он расходовал на самого себя, использовав при этом слово, означающее буквально «подай милостыню (самому себе)». То же слово Посланник Аллаха r употребил, когда велел ему расходовать на жену, детей и слугу. Посланник Аллаха r сделал это, чтобы этот человек не огорчался из-за того, что он не подаёт милостыню в привычном смысле этого слова, то есть не расходует свои средства на чужих людей. Посланник Аллаха r уверил этого человека, что его расходование на самого себя и свою семью — тоже милостыня и даже более того — это милостыня, которая в его случае лучше и важнее любой другой милостыни.

Если же говорить о втором указании, то онов самом конце хадиса. Это слова Посланника Аллаха r: «Ты лучше знаешь, куда его потратить».Он сказал это после того, как спрашивающий заговорил о средствах, имеющихся у него сверх тех, которые он должен расходовать на свойдом и семью. Посланник Аллаха r не обязал этого человека отдавать лишний динар беднякам, а оставил распоряжение этими средствами на усмотрение их владельца. Возможно, он обнаружит, что требуется потратить эти средства на дом, или решит потратить их на себя и свою семью, или захочет потратить их на пути Аллаха… Этот человек — бедняк, и он не обязан выплачивать закят со своих средств, а значит, пусть распоряжается своими скромными доходами по своему усмотрению!

Какое равновесие, милосердие и мудрость!

Более того, Посланник Аллаха rзнал, что человек по природе своей склонен питать любовь к родным и близким, и не ограничил расходование только содержанием семьи, состоящей из супруги, родителей и детей, а значительно расширил его, включив в него всех родственников. И он отзывался с похвалой о тех, кто расходует свои средства на родственников, несмотря на то, что на родственников человек обычно расходует охотно и добровольно, и ему не приходится делать над собой каких-либо усилий.

Однажды к Посланнику Аллаха r пришла Зейнаб, жена ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, и задала ему удивительный вопрос о милостыне: «ОПророк Аллаха! Поистине, ты сегодня велел подавать милостыню, и у меня были кое-какие украшения, и я хотела отдать их в качествемилостыни, однако Ибн Мас‘уд сказал, что его дети больше заслуживают того, чтобы я потратила на них эти средства». Посланник Аллаха r сказал: «Ибн Мас‘уд прав. Твой муж и твои дети больше заслуживают того, чтобы ты отдала им эти средства в качестве милостыни»[аль-Бухари; Муслим].

‘Абдуллах ибн Мас‘уд был бедняком, а его жена — состоятельной женщиной, и, согласно людским обычаям, она могла помочь своему мужу деньгами не в качестве милостыни, а просто как взаимопомощь в совместной жизни. Однако Посланник Аллаха r подчеркнул, что эта помощь будет милостыней с её стороны, потому что содержать семью обязан мужчина, и если женщина даёт ему что-то из своего имущества, то с её стороны это милостыня. Поэтому факыхи сделали из этой истории вывод о том, что женщина имеет право не только подавать мужу милостыню, но и отдавать ему закят, если он бедняк, имеющий право получать закят.

Это великое милосердие и облегчение…

Ислам — религия, целью которой не является лишение людей их имущества и уменьшение их финансовых возможностей. Ислам — религия равновесия и гармонии, религия милосердия и лёгкости. Ислам желает своим последователям благополучной и обеспеченной жизни в обоих мирах. Пожалуй, приведённая ниже мольба, в которой Посланник Аллаха r упомянул о благе мира этого и мира вечного, отражает взгляд ислама на жизнь.

Посланник Аллаха r сказал: «О Аллах, наставь меня в моей религии, которая служит мне защитой во всех моих делах, и сделай благим для меня мир этот, в котором я живу, сделай благим для меня мир вечный, куда я вернусь, и сделай так, чтобы жизнь только добавляла мне всякого блага, и сделай для меня смерть отдохновением от всякого зла! »[76][Муслим].

Истину сказал Господь величия: «Мы послали тебя только как милость для миров»(сура 21 «Пророки», аят 107).

Милосердие Посланника Аллаха r в том, что касается хаджа и ‘умры. «Поистине, Мухаммад — лучший из пришедших с законом»[77].

В древности исповедующие иудаизм считали паломничество к храму пророка Сулеймана в Иерусалиме, по меньшей мере, раз в год обязательным для всякого достигшего совершеннолетия. Также обязательными были жертвоприношения, зажжение огней и чтение определённых частей Священного Писания[78].

Всё это действительно так. Но ислам — это совсем другое!

Бесспорно, совершающий хадж или ‘умру испытывает определённые трудности — кто-то большие, кто-то меньшие. Более того, для женщин Посланник Аллаха r приравнял хадж к борьбе на пути Аллаха из-за тех усилий, которые приходится прикладывать совершающему паломничество.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.077 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь