Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Милосердие Посланника Аллаха r ко всей общине



Милосердие Посланника Аллаха r распространялось не только на его современников из числа мусульман. Он был постоянно занят делами всей своей общины, а не только теми её представителями, которые жили в его эпоху и по соседству с ним.Он заботился обо всех мусульманах, которым суждено появиться на свет до самого Судного дня.

В предыдущих параграфах мы привели множество эпизодов из жизни Посланника Аллаха r, в которых проявилось его милосердие к сподвижникам. Вне всяких сомнений, милосердное отношение Посланника Аллаха r к своим сподвижникам самым благоприятным образом отразилось на всей мусульманской общине, потому что его слова и действия в отношении сподвижников в действительности касались не только их и распространялись не только на них. Они были законом, установленным для того, чтобы действовать и соблюдаться до самого Судного Дня.

В этом параграфе мы, с позволения Всевышнего Аллаха, поговорим о милосердии Посланника Аллаха r к мусульманам, которые не были его современниками. То есть к тем поколениям мусульман, которые жили и будут жить уже после его кончины. В этом он не был подобен обычным земным лидерам, которые смотрят лишь на положение их общины в годы их правления и не думают о том, что станет с общиной после их кончины, и не планируют дальнейшую жизнь своей паствы.

Посланник Аллаха r был постоянно занят заботой о своей общине и озабочен судьбой даже тех её членов, которые ещё не появились на свет. Он постоянно думал о них, и это нашло отражение во многих его высказываниях.

Милосердие Посланника Аллаха r ко всей общине. «Мухаммад превратил различные враждующие между собой племена в единую общину»[80].

Святой Колумбан наложил суровые наказания на своих последователей. Например: шесть плетей тому, кто закашлял, запевая псалом, или улыбнулся во время молитвы. Двенадцать плетей — наказание монаху, который забыл обратиться к Богу с мольбой перед едой. Пятьдесят плетей полагалось за опоздание на молитву. Сто плетей полагалось за участие в ссоре, а двести доставалось тому, кто разговаривал с женщиной без должной скромности[81].

Всё это действительно так. Но ислам — это совсем другое!

Милосердие Посланника Аллаха r к своей общине было столь велико, что его даже трудно себе представить. Он даже боялся, что поклонения будет слишком много для них. Мы уже приводили некоторые примеры, когда говорили о милосердии Посланника Аллаха r в том, что касается поклонения. Несмотря на то, что приближение к Аллаху и поклонение Ему — дело похвальное и желательное, и даже обязательное, Посланник Аллаха rбоялся для мусульман чрезмерности в этом, из-за которой из их жизни могут уйти равновесие и гармония, или им наскучит поклонение, и они обленятся, или же доведут себя до изнеможения и истощения, возлагая на себя непосильное. Поэтому мы видим, что Посланник Аллаха r нередко отказывался от действия, которое любил и которое было ему по душе, лишь потому, что боялся, что оно будет вменено в обязанность членам его общины[82], а им будет трудно совершать его.

Мать верующих ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «Хотя Посланник Аллаха r любил заниматься делами поклонения, он порой отказывался от совершения таких дел, опасаясь, что если ими станут заниматься и другие люди, то это будет вменено им в обязанность»[аль-Бухари; Муслим].

А в другой версии говорится: «И Посланник Аллаха r любил религиозные обязанности, лёгкие для людей» [Ахмад].

Поэтому Посланник Аллаха r часто говорил: «Если бы это не было слишком трудным для членов моей общины…» Так он указывал на то, что он любит данное действие, однако боится ввести свою общину в искушение. Например, мы знаем, что Посланник Аллаха r не откладывал ночную молитву (‘иша) до полуночи, хотя ему хотелось этого, и как он отказался выходить к людям ночью в рамадан и совершать добровольные молитвывместе с ними, опасаясь, что в результате его действия это поклонение из добровольного превратится в обязательное для мусульман.

Можно привести и другие примеры. Так, Посланник Аллаха r сказал: «Если бы это не было слишком трудно для членов моей общины, я велел бы им использовать сивак перед каждой молитвой»[аль-Бухари].

И он также говорил: «Если бы это не было слишком трудным для моей общины, я бы велел импользоваться сиваком перед каждой молитвой и откладывал бы совершение ночной молитвы»[ат-Тирмизи; ан-Насаи; Ахмад].

В поведении Посланника Аллаха r постоянно прослеживается желание облегчить поклонение для своей общины и сострадание к ней.

К проявлениям милосердия Посланника Аллаха r ко всей общине относится его сострадание к бедным членам общины — не только к современникам, но и ко всем, которые будут в мусульманской общине до самого Судного дня. Посланник Аллаха r уделял большое внимание беднякам и нуждающимся, которые жили вокруг него. Однако он не забывал и о будущих поколениях мусульман, среди которых также будут бедные, и наказал своей общине заботиться о таких людях, и предостерёг от небрежного отношения к ним и оставления их без помощи.

До нас дошло множество хадисов, в которых Посланник Аллаха r побуждал состоятельных верующих помогать бедным и заботиться о них. Например, Посланник Аллаха r сказал: «Каждый день, когда рабы Аллаха просыпаются утром, с небес обязательно спускаются два ангела. Один из них говорит: “О Аллах, возмести расходующему свои средства на благое! ” А другой говорит: “О Аллах, приведи [имущество]скупого к уничтожению! ”»[аль-Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха r также сказал Асме бинт Абу Бакр, давая наставление ей и остальным членам общины и побуждая их расходовать на бедных без счёта: «Расходуй, и не подсчитывай, а иначе и тебя Аллах подвергнет расчёту»[83][аль-Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха r заботился и о чувствах бедных людей. Он не желал, чтобы они чувствовали себя ущербными. Лучшее тому доказательство — история, которую передаёт Абу Рафи‘, вольноотпущенник Посланника Аллаха r. Он рассказывает, что, собираясь совершить жертвоприношение, Посланник Аллаха r покупал двух жирных рогатых черно-белых баранов и, совершив молитву и обратившись к людям с проповедью, оставался на том месте, где совершал молитву, а к нему подводили барана. И он совершал заклание и говорил: «О Аллах! Это от моей общины, от тех, кто свидетельствует о Твоей Единственности и свидетельствует, что я донёс до них Твоё послание! » Потом к нему подводили второго барана, и он резал его собственноручно и говорил: «Это от Мухаммада и семейства Мухаммада». И мясом этих двух баранов он кормил бедняков, а также ел его сам вместе с членами своей семьи.

Таких высот достигло милосердие Посланника Аллаха r. Это было милосердие не только к телам, но и к душам, к чувствам людей.

Посланник Аллаха r проявлял милосердие к нуждающемуся, вне зависимости от того, в чём именно он нуждался. Он расширил понятие милостыни для мусульман таким образом, что оно стало включать в себя многие действия, никак не связанные с дирхемами и динарами. Целью Посланника Аллаха r было распространение милосердия среди людей, так чтобы среди них не осталось нуждающихся.

Посланник Аллаха r сказал: «Улыбка брату твоему при встрече записывается тебе как милостыня, и побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого — милостыня, показать дорогу человеку в местности, в которой легко заблудиться, — милостыня, помочь своим зрением тому, кто плохо видит, — милостыня, убрать с дороги камень, колючку или кость — милостыня, и вылить ведро своё в ведро брата твоего — милостыня»[ат-Тирмизи].

Как прекрасно это наставление, и каким милосердием наполнено оно!

Подобных хадисов передаётся великое множество, и в каждой версии добавляются всё новые и новые пункты — так что перечислить их все очень трудно.

В одной из версий содержится добавление: «…помогает нуждающемуся, оказавшемуся в бедственном положении»[аль-Бухари; Муслим].

В другой версии говорится: «Приветствовать каждого встречного — милостыня»[Абу Дауд].

Посланник Аллаха r также добавляет: «…Половое сношение, которое человек совершает со своей женой, — милостыня»[Абу Дауд; Ахмад].

Более того, Посланник Аллаха r расширил понятие милостыни так, что оно стало включать не только людей, но и животных и птиц. Он сказал: «Если любой мусульманин посадит дерево, то всё, что съедят с него, запишется ему как милостыня, и всё, что будет украдено с него, будет записано ему как милостыня, и всё, что съедят с него звери, будет записано ему как милостыня, и всё, что склюют с него птицы, будет записано ему как милостыня, и если кто-нибудь сделает что-нибудь с этим деревом, будет записано ему как милостыня»[аль-Бухари; Муслим].

Давайте представим себе мир, в котором исполняется эта программа и в котором распространилось такое милосердие… Разве не было бы это причиной счастья, которое искали многие, но так и не нашли?

Посланник Аллаха r боялся для своей общины всего, что могло привести её к гибели и из-за чего она могла прийти в упадок, и он постоянно предостерегал общину от всего подобного.

Посланник Аллаха r предостерегал свою общину от грехов и разъяснял людям опасность, которую они представляют для неё и её силы, какими бы незначительными ни были эти грехи в глазах мусульманина…

Посланник Аллаха r сказал: «Остерегайтесь незначительных грехов, ибо это подобно людям, которые остановились в долине, и каждый принёс по ветке, а в результате они испекли свой хлеб… Поистине, незначительные грехи, когда Аллах призовёт совершившегоих к ответу, способны погубить его»[Ахмад].

Посланник Аллаха r также предостерегал от ростовщичества: «Не продавайте динар за два, и не продавайте дирхем за два, и не продавай са‘а за два, ибо, поистине, я боюсь для вас ростовщичества»[Ахмад].

Посланник Аллаха r также боялся для своей общины совершения благих дел напоказ. Он сказал: «Больше всего боюсь я для вас малого ширка». Люди спросили: «ОПосланник Аллаха, а что такое малый ширк? » Он сказал: «Совершение дел напоказ. В День, когда Аллах воздаст Своим рабам по заслугам, Он скажет таким людям: “Идите к тем, напоказ кому вы делали то, что делали, в земной жизни, и посмотрите, найдётся ли у них награда для вас! ”»[Ахмад].

Посланник Аллаха r также предостерегал верующих от вводящих в заблуждение предводителей. Так, Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, больше всего боюсь я для вас предводителей, вводящих в заблуждение»[Ахмад].

Также Посланник Аллаха r часто предостерегал свою общину от раскола, взаимной вражды и разобщения, и в словах его слышалась скрытая печаль и глубокая боль, а также настоящая боязнь за свою общину. Он знал о том, что грядущее неотвратимо…

Посланник Аллаха r сказал, предостерегая: «Однако, клянусь Аллахом, не бедности я боюсь для вас, а боюсь я для вас того, что достанутся вам все блага мира этого, как доставались они жившим до вас, и станете вы соперничать друг с другом из-за этого, как соперничали они, и погубит он вас, как погубил их! »[аль-Бухари; Муслим].

И он учил с любовью и милосердием: «И не становитесь после меня неверующими, которые рубят друг другу головы»[аль-Бухари; Муслим].

Так он поступал всегда, что отражает его неустанную заботу о своей общине, даже о тех её членах, которые тогда ещё не появились на свет, и его стремление просветить свою общину относительно того, что ждёт её в будущем. Это наставления, исходящие из сердца, наполненного милосердием. Посланник Аллаха r был более милосерден к верующим, чем их собственные родители, и даже более милосерден к ним, чем они сами. Именно поэтому Посланник Аллаха r предупреждал верующих о грядущих смутах, чтобы им легче было преодолевать трудности и переживать эти смуты, причём иногда он описывал грядущие страшные события очень точно.

Посланник Аллаха r сказал: «Не наступит Час этот, пока не сразятся между собой две большие группы людей[84], между которыми произойдёт великое побоище и которые будут призывать к одному и тому же, и пока не появится около тридцати лжецов[85], каждый из которых будет утверждать, что он — посланник Аллаха»[аль-Бухари; Муслим].

Подобных хадисов, в которых описывается будущее мусульманской общины, очень много. В них содержатся разъяснения ко многим событиям, которые произойдут в жизни мусульманской общины, — в том числе, и как вести себя во время этих событий и как спастись от их пагубного влияния, дабы претворялись в жизнь слова Посланника Аллаха r: «Я оставил вас на пути, ясно видном и ночью, и днём, и не собьётся с него никто, кроме пропащего»[Ибн Маджа; Ахмад; аль-Хаким].

Посланник Аллаха r боялся за тех членов своей общины, которые будут жить после его кончины, и проявлял милосердие к ним и желал им благополучия и безопасности. Он даже желал увидеть их воочию — так велика была его привязанность к ним.

Посланник Аллаха r сказал: «Хотел бы я, чтобы мы увидели наших братьев». Люди стали спрашивать: «А разве мы не братья тебе, оПосланник Аллаха? » Он сказал: «Вы — мои сподвижники, а наши братья — это люди, которые ещё не пришли в этот мир». Люди стали спрашивать: «Как же ты узнаешь тех членов твоей общины, которые ещё не пришли, оПосланник Аллаха? » Он сказал: «Скажите мне, если бы кто-нибудь имел вороных коней, среди которых был бы конь с белой звездой во лбу и белыми кольцами на ногах, узнал бы он его? » Люди сказали: «Да, оПосланник Аллаха». Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, в День воскресения они придут со следами омовения на лбу, руках и ногах. А я опережу их и буду ждать их у своего водоёма. Но некоторых людей отгонят от моего водоёма, как отгоняют чьих-то потерявшихся верблюдов, и я позову их: “Идите же сюда! ” Но будет сказано: “Поистине, они изменили своей религии после тебя”[86]. Тогда я скажу: “Прочь, прочь! ”»[Муслим; ан-Насаи; Ибн Маджа].

Что может быть прекраснее, чем завершить этот пункт историей, наглядно демонстрирующей то, как Посланник Аллаха r заботился о своей общине и насколько милосердным к ней он был, и то, как Всевышний Аллах оценивал это милосердие…

‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен Аллах ими его отцом) передаёт, что однажды Пророк r прочитал слова ВсевышнегоАллаха о том, что Ибрахим (мир ему) сказал: «Господь мой, поистине, ониввели в заблуждение многих людей! Поистине, тот, кто последовал за мной, относится ко мне! »(14: 36).Затем он прочитал тот аят, в котором ‘Иса (мир ему) сказал: «Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они — рабы Твои, а если простишь их, то, поистине, Ты — Всемогущий, Мудрый! »(5: 118).Затем он воздел руки к небу, воскликнул: «О Аллах, моя община, моя община! » — и заплакал. Тогда Аллах велел Джибрилю: «О Джибриль, ступай к Мухаммаду — а Господь твой лучше всех знает о происходящем, — и спроси, что заставляет его плакать». Джибриль(мир ему)пришёл к нему и задал этот вопрос, Пророк же r сообщил ему о том, что он сказал, и о чём Ему было известно лучше всех. Тогда Всевышний велел: «О Джибриль, ступай к Мухаммаду и скажи: “Поистине, Мы поступим с членами твоей общины так, что ты будешь доволен, и не огорчим тебя”»[Муслим].

Какое милосердие может быть больше этого?

Истину сказал Господь наш, описывая нашего возлюбленного Пророка r: «Мы послали тебя только как милость для миров»(сура 21 «Пророки», аят 107).

Милосердие Посланника Аллаха r к своей пастве. «Мухаммад был главой государства, денно и нощно заботящимся о жизни и свободе народа»[87].

Французская революция считается одним из главных событий истории Франции, потому что она покончила с прогнившей монархией и открыла путь возрождению этого государства. Однако невозможно не заметить, сколь жестокий и кровавый путь избрала для себя эта революция, причём речь идёт не только об уничтожении главных символовнечестивого режима. Устранение стало тем языком, на котором революционеры предпочитали говоритьсо всеми, кто имел точку зрения, отличную от убеждений и мнений самих революционеров. Достаточно сказать, что только Париж лишился 2600 своих жителей, которые погибли от рук нового революционного правительства[88].

Всё это действительно так… Но ислам — это совсем другое!

Посланник Аллаха r знал, что паства, находящаяся в подчинённом положении, является слабой, если посмотреть на неё с некоторых позиций и, как следствие, требует милосердного и мягкого отношения со стороны любого пастыря, который распоряжается её делами. Что может быть прекраснее хадиса, в котором Посланник Аллаха r разъяснил задачу, стоящую перед каждым человеком, и упомянул о возложенной на него ответственности!

Посланник Аллаха r сказал: «Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Имам — пастырь, и несёт ответственность за свою паству, и мужчина — пастырь для своей семьи, и несёт ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего, и несёт ответственность за свою паству, и слуга — пастырь для имущества своего хозяина, и несёт ответственность за свою паству»[аль-Бухари; Муслим].

Все люди являются, с одной стороны, паствой, а с другой стороны — пастырями. Поэтому Посланник Аллаха r наказывал людям заботиться друг о друге и исполнять свои обязанности друг перед другом.

Однако бесспорно, самая большая ответственность возложена на правителя, который распоряжается делами целой общины, потому что правильное действие или ошибка правителя приносят пользу или вред целым народам, и это влияние может распространяться на целые поколения.

Дело действительно очень серьёзное… Поэтому Посланник Аллаха r уделял такое внимание этому вопросу и боялся, что власть над его общиной получат люди, которые будут притеснять верующих и не станут соблюдать их права. Поэтому во многих хадисах Посланник Аллаха r напоминает правителям об ответственности, которая возложена на них, о той роли, которая отведена им, и о том, что они должны проявлять милосердие к своей пастве и стараться сделать людей счастливыми.

В некоторых из этих хадисов справедливым правителям обещана великая награда, а несправедливым — суровое наказание за притеснение паствы.

Так, Посланник Аллаха r сказал: «Семерых укроет Аллах в Своей тени в День, когда не будет иной тени, кроме Его тени…»[аль-Бухари; Муслим]. И он упомянул среди этих семерых, в самом начале, справедливого правителя.

И Посланник Аллаха r говорил: «О Аллах! Создай трудности тому, кто будет править моей общиной, создавая ей трудности, и пожалей того, кто будет править моей общиной, жалея её! »[Муслим; Ахмад].

Посланник Аллаха r также строго предупредил правителей, которые не проявляют милосердия к своей пастве. Посланник Аллаха r сказал: «Любому правителю, который распоряжается делами паствы из числа мусульман, и умрёт, обманывая их, Аллах запретит вход в Рай»[аль-Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха r также сказал: «Любой правитель, распоряжающийся делами мусульман, но не старающийся для них и не относящийся к ним чистосердечно, не войдёт в Рай вместе с ними»[Муслим].

И Посланник Аллаха r сказал: «Достаточно греха совершает человек, который удерживает [пропитание] от тех, кто находится на его содержании»[Муслим; Абу Дауд; Ахмад].

И он предостерегал правителей, которые закрываются от своей паствы и не заботятся о нуждах людей. Посланник Аллаха r сказал: «Если Аллах вверил кому-нибудь что-то из дел мусульман, а он закрывал перед ними свои двери, в Судный день Всевышний Аллах также закроется от него и его потребностей и оставит его вместе с его нуждой»[ат-Тирмизи; Абу Дауд; Ахмад].

Таким было милосердие Посланника Аллаха r к пастве.

Посланник Аллаха r также опасался, что правитель будет присваивать имущество людей или заниматьсявзяточничеством. Посланник Аллаха r учил, как должен вести себя правитель-мусульманин.

Абу Хумайд ‘Абду-р-Рахман ибн Са‘д ас-Са‘иди d передаёт: «В своё время Пророк r поручил одному человеку из племени аль-Азд по имени Ибн аль-Лютбия, заниматься сбором закята. Вернувшись[89], он сказал: “Это — вам, а это было подарено мне”. Тогда Посланник Аллаха r поднялся на минбар, воздал хвалу Аллаху, восславил Его, а потом сказал: “Поистине, я назначаю одного из вас заниматься тем делом, которое поручил мне Аллах, а он приходит и говорит: ‹Это — вам, а это — подарок, который мне преподнесли›! Почему не остался он в доме своего отца и своей матери, дожидаясь этого подарка, если он говорит правду?! Клянусь Аллахом, если кто-нибудь из вас возьмёт себе хоть что-то, не имея на это права, в День воскресения он обязательно встретит Всевышнего Аллаха, таща это на себе! И, поистине, ни за что не признаю я [90] ни одного из вас, если встретит он Аллаха, неся на себе ревущего верблюда, мычащую корову или блеющую овцу! ”, — после чего Пророк r воздел руки к небу, подняв их так высоко, что стала видна белизна его подмышек, и сказал: “О Аллах, донёс ли я? ”» [аль-Бухари; Муслим].

Все эти хадисы имеют конечной целью подчеркнуть величину ответственности, возложенной на правителя, предостеречь его от притеснения паствы и сообщить ему о награде, которая ожидает его за справедливое правление и мягкое отношение к людям.

Посланник Аллаха r отказывался назначать на ответственные должности тех, кто сам стремился к этому, опасаясь, что даже небольшой частью его общины будет править человек, стремящийся к власти и любящий её.

Абу Муса аль-Аш‘ари d передаёт: «Однажды я зашёл к Пророку r в сопровождении двух человек из числа моих соплеменников, и один из них попросил: “Назначь нас на ответственные должности, оПосланник Аллаха”. И другой сказал нечто подобное. Но Посланник Аллаха r сказал: “Поистине, мы не назначаем на ответственные должности тех, кто сам просит об этом или желает этого”» [аль-Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха r старался установить правила, позволяющие обеспечить постоянство справедливого и милосердного отношения правителя к своей пастве, и побуждал правителя окружать себя хорошими людьми, которые помогут ему видеть вещи в правильномсвете и будут побуждать его к истине и справедливости.

Посланник Аллаха r сказал: «У каждого пророка, который направлялся к людям, и у каждого правителя, который становился преемником этого пророка, обязательно было два окружения. Одно побуждало его к благому, а второе подталкивало к дурному, и по-настоящему защищён тот, кого защитил Аллах»[аль-Бухари; ан-Насаи; Ахмад].

Более того, Посланник Аллаха r велел пастве вносить свой вклад в изменение правителя в лучшую сторону и удерживать его от несправедливости, чтобы правление его постоянно отличалось милосердием и именно оно преобладало в жизни людей.

Абу Бакр dкак-то сказал: «Поистине, вы читаете аят: “О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путём, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение”, —однако вкладываете в него неправильный смысл! » Халид передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Воистину, когда люди видят притеснителя и не хватают его за руки, наказание Аллаха угрожает им всем»[Абу Дауд; ат-Тирмизи; ан-Насаи].

И Посланник Аллаха r сказал: «Лучший джихад — справедливое слово, сказанное при несправедливом правителе»[ат-Тирмизи; Абу Дауд; Ибн Маджа].

Таким образом, Посланник Аллаха r наказал правителю проявлять милосердие к пастве. А пастве он наказал удерживать руку правителя, если тот притесняет кого-то или поступает вопреки требованиям справедливости и милосердия. Так Посланник Аллаха r сформировал систему, способствующую сохранению всеобъемлющего и создающего гармонию милосердия до самого Судного дня.

Следует упомянуть ио том, что наказ о милосердии, справедливости и мягкости распространялся и на паству из числа немусульман, о чём упоминается во многих хадисах. Некоторые из них мы приведём в следующем пункте с позволения Всевышнего.

Истину сказал Всевышний Аллах о Своём Посланнике: «Мы послали тебя только как милость для миров»(сура 21 «Пророки», аят 107).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь