Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Милосердие Посланника Аллаха r к мусульманам в их предсмертные часы и после их смерти



Все мы смертны. Всевышний Аллах сказал: «Каждая душа вкусит смерть»(сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 185).

Всевышний также сказал: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (сура 28 «Рассказы», аят 88).

И смерть —беда и тяжкое испытание. Как сказал Всевышний Аллах: «Если к кому-нибудь из вас явится беда — смерть…»(сура 5 «Трапеза», аят 106).

А поскольку смерть — беда, Посланник Аллаха r проявлял к умирающему и его родным большее милосердие, чем кто бы то ни было. Мы уже упоминали о милосердии Посланника Аллаха r к родным умершего, а в этом параграфе поговорим о его милосердии к умирающему и уже умершему.

Милосердие Посланника Аллаха r к умирающим мусульманам. «Мухаммад был одним из величайших благодетелей для человечества»[91].

Число жертв вооружённых действий, которые велись на протяжении двадцатого века, достигло 100 миллионов человек, а жертвами политической агрессии стали 170 миллионов человек.

Всё это действительно так, но ислам — это совсем другое!

Смерть — страшное, тяжкое событие и большое горе, потомучто после неё человек никогда уже не возвращается к земной жизни. Поэтому Посланник Аллаха r проявлял огромное милосердие к умирающим, и главной особенностью этого милосердия была его практичность, воплощение в реальной жизни — в том смысле, что Посланник Аллаха r не ограничивался реакцией вроде плача и печали. Это было милосердие, побуждающее ко всякому благу и приносящее всякую пользу. Пожалуй, величайшим из его полезных следствий можно считать постоянное напоминание мусульманам о том, что все они однажды умрут, и смерть неизбежна, и нет от неё спасения, и мусульманин должен трудиться для того дня, в который он покинет этот мир навсегда.

Посланник Аллаха r сказал: «Чаще вспоминайте разрушающую наслаждения»[ат-Тирмизи; ан-Насаи; Ибн Маджа; Ахмад]. Он имел в виду смерть.

И Посланник Аллаха r сказал: «Будь в этом мире, словно чужестранец или человек, просто проходящий мимо»[аль-Бухари; ат-Тирмизи; Ахмад].

Посланник Аллаха r часто подчёркивал важность благих дел. Например, он говорил: «Умершего провожают трое, а возвращаются назад двое, а с ним остаётся одно. Провожают его родные, имущество и дела, и его родные и имущество возвращаются, а дела остаются с ним»[аль-Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха r подчёркивал важность подготовки к смерти и равнодушия к мирским благам — это один из тех вопросов, которым Посланник Аллаха r уделял наибольшее внимание. Это было проявлением его милосердия кумирающим, у которых уже никогда не будет возможности изменить что-нибудь в своей жизни и восполнить упущенное. Тем более что Посланник Аллаха r сообщил о том, что покаяние человека не принимается, когда он уже умирает, раскаиваться в своих грехах человек должен до того, как смерть придёт к нему.

Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, Всевышний Аллах принимает покаяние раба до его предсмертного хрипа»[ат-Тирмизи; Ибн Маджа; Ахмад].

Жизнь может быть длинной или короткой, но за ней всё равно смерть. И она придёт к человеку тогда, когда ей суждено прийти. Всевышний Аллах сказал: «Аллах не предоставит отсрочки душе, если наступил её срок»(сура 63 «Лицемеры», аят 11).

Поэтому Посланник Аллаха r старался быть возле умирающего в последние мгновения его земной жизни, особенно если речь шла о человеке, достигшем совершеннолетия, то есть отвечающем за свои поступки, чтобы помочь ему сделать его кончину благой. Это одно из проявлений милосердия Посланника Аллаха r.

Абу Саид аль-Худри d передаёт: «Когда Посланник Аллаха r прибыл (в Медину), мы сообщали ему, когда к кому-то из нас приходила смерть, и он приходил к нему до того, как он умирал, и просил для него прощения и дожидался, когда тот умрёт. Иногда это задерживало его надолго и создавало ему затруднения, и тогда мы решили, что следует пожалеть Посланника Аллаха r и не сообщать ему об умирающем, пока тот не умрёт. И с тех пор, когда кто-то из нас умирал, мы сообщали ему, и он приходил к семье покойного, просил для него прощения и совершал молитву по нему, а потом, если желал, дожидался погребения, а если не желал, то удалялся. Некоторое время спустя мы, жалея Посланника Аллаха r, решили, что будет лучше, если мы станем приносить наших умерших к его дому, вместо того чтобы звать его и беспокоить его таким образом. Мы так и поступили, и так всё и осталось» [Ахмад].

К важнейшим действиям, которые совершал Посланник Аллаха r, посещая тех, кто по его предположениям должен был скоро умереть, относится подсказывание умирающему слов свидетельства. Посланник Аллаха r делал это сам и наказал мусульманам поступать так, сказав: «Подсказывайте своим умирающим слова “Нет божества, кроме Аллаха”»[Муслим; ат-Тирмизи; ан-Насаи; Абу Дауд; Ибн Маджа; Ахмад].

Таким образом, Посланник Аллаха r заботился о мусульманине, даже когда тот уже покидал этот мир.Более того, Посланник Аллаха r заботился и об умиравших немусульманах, побуждаемый милосердием к ним и стремлением привести их к спасению в мире вечном, и история с дядей Посланника Аллаха r — далеко не единственная. Аль-Мусайяб ибн Хазн передаёт, что когда Абу Талиб лежал при смерти, Посланник Аллаха r пришёл к нему и попросил: «Скажи: “Нет божества, кроме Аллаха”, чтобы я мог свидетельствовать в твою пользу перед Аллахом в Судный день»[аль-Бухари; Муслим].

Ещё одним проявлением милосердия Посланника Аллаха rк умирающим было то, что он сообщал им радостную весть и вселял в них надежду на лучшее, надежду на милость Всевышнего Аллаха. Анас ибн Малик d передаёт, что однажды Посланник Аллаха r зашёл к молодому человеку, который находился при смерти, и спросил: «Как ты себя чувствуешь? » Тот ответил: «Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, поистине, я надеюсь на милость Аллаха и боюсь из-за своих грехов». Посланник Аллаха r сказал: «Если эти два качества соединяются в подобных обстоятельствах, Аллах непременно дарует человеку то, чего он желает, и избавляет его от того, чего он боится»[ат-Тирмизи; Ибн Маджа].

Посланник Аллаха r обращался к Аллаху с мольбой за умершего в присутствии членов его семьи, и это было двойное милосердие — к умершему, с одной стороны, и к его семье, с другой стороны, потому что, услышав мольбу Посланника Аллаха r, они успокаивались.

Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха r вошёл к Абу Саляме, когда взор того уже угас. Он закрыл ему глаза. Близкие покойного стали громко причитать, и тогда Посланник Аллаха r сказал: «Не призывайте на себя ничего, кроме блага, ибо, поистине, после любых ваших слов ангелы станут говорить “Амин”». А потом он сказал: «О Аллах, прости Абу Саляме, и возвысь степень его среди ведомых правильным путём, и стань его преемником для тех, кто останется после него, и прости нас и его, оГосподь миров, и сделай просторной для него его могилу, и освети её для него! »[92]

Ещё одним проявлением милосердия Посланника Аллаха rкумершим были слёзы, которые становились выражением печали Посланника Аллаха r в связи со смертью кого-то из мусульман — это мог быть как кто-то из его родственников, так и чужой ему человек. В подобных обстоятельствах наполненные милосердием сердца реагируют очень чутко. Поведение Посланника Аллаха r в такие минуты порой даже удивляло сподвижников, которые считали, что плач несовместим с мужественностью и силой, а Посланник Аллаха r объяснял им, что это милосердие, которое Всевышний Аллах поместил в сердцаСвоих рабов.

Анас ибн Малик dсказал: «Как-то раз мы с Посланником Аллаха r зашли к кузнецу Абу Сейфу, который был мужем кормилицы Ибрахима[93], и Посланник Аллаха r взял Ибрахима на руки, поцеловал его и стал вдыхать его запах. А потом мы пришли кАбу Сейфу ещё раз, когда Ибрахим был уже при смерти, и тогда из глаз Посланника Аллаха r полились слёзы, а ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф сказал: “И ты, оПосланник Аллаха?! ” Он ответил: “О Ибн ‘Ауф, поистине, это — милосердие! ” Затем он сказал: “Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу! Поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим! ”» [аль-Бухари; Муслим].

Усама ибн Зейд (да будет доволен Аллах ими его отцом) сказал: «В своё время дочь Пророка r послала к нему человека, чтобы пригласить его к себе, так как её сын находился при смерти. Однако Посланник Аллаха rсказал посланцу: “Вернись к ней и скажи, что Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, и вели ей проявлять терпение и надеяться на Его награду”. Однако через некоторое время она снова послала за ним, заклиная его прийти к ней, и тогда Посланник Аллаха r поднялся и пошёл к ней, и вместе с ним поднялись Са‘д ибн ‘Убада и Му‘аз ибн Джабаль. В доме дочери ребёнка, который уже прерывисто дышал, издавая звуки, похожие на бульканье воды в старом бурдюке, передали Посланнику Аллаха r. Глаза Посланника Аллаха r наполнились слезами. Са‘д спросил: “ОПосланник Аллаха, что это? ” Он ответил: “Это милосердие, которое Аллах вкладывает в сердцаСвоих рабов. Поистине, Аллах милует милосердных из Своих рабов”»[аль-Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха r также большое внимание уделял погребальной молитве и порой преодолевал трудности ради её совершения он побуждал сподвижников обязательно совершать еёи побуждал к этому мусульман вообще, потому что это —милосердие к умершему.

Посланник Аллаха r сказал: «Кто проводил погребальные носилки мусульманина с верой и надеждой на награду Аллаха и дождался окончания погребальной молитвы ипогребения, тот получит два карата награды, каждый из которых подобен горе Ухуд, а кто совершил погребальную молитву и ушёл до погребения, тому достанется один карат награды»[аль-Бухари; Муслим].

Более того, Посланник Аллаха r объявил это обязанностью каждого мусульманина, и это удивительно! Посланник Аллаха r сказал, таким образом, что у умершего есть право в отношении живых — трудно найти подобное в известных нам сводах законов. Посланник Аллаха r сказал: «Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение и желать блага чихнувшему»[аль-Бухари].

Посмотрите на милосердие Посланника Аллаха r, который объявил участие в похоронной процессии правом умершего в отношении мусульман.Поэтому факыхи мусульман и утверждают, что совершение погребальной молитвы — коллективная обязанность (фард кифайа)[94].

К тому же, Посланник Аллаха r не ограничился тем, что потребовал от мусульман принимать участие в погребальной молитве как-нибудь, пусть даже чисто символически, без духа, без искренности. Вместо этого он говорил с удивительным милосердием: «Совершайте молитву по умершему и обращайтесь к Аллаху с искренними мольбами за него»[Абу Дауд; Ибн Маджа].

После погребения Посланник Аллаха r некоторое время стоял возле могилы и говорил: «Просите прощения для вашего брата, ибо сейчас он подвергается допросу»[Абу Дауд, Аль-Хаким].

А когда во время похода на Табук скончался Зу-ль-биджадейн[95], Посланник Аллаха r похоронил его, после чего повернулся в сторону кыбли, поднялруки и сказал: «О Аллах! Я был им доволен, будь и Ты им доволен! »[аль-Баззар; Абу Ну‘айм].

Василя ибн аль-Аска d передаёт, что однажды Посланник Аллаха r совершал погребальную молитву по одному мусульманину и сказал: «О Аллах, такой-то под Твоей защитой, избавь же его от испытания в могиле». А в другой версии говорится: «Он подТвоей защитой, так избавь же его от искушения в могиле и мучений в могиле. Ты достоин верности и хвалы. О Аллах, прости ему и помилуй его. Поистине, Ты — Прощающий, Милосердный».

Посланник Аллаха r сообщил людям о кончине негуса[96] в тот день, когда он умер, после чего отправился вместе с ними в место, на котором обычно совершались праздничные молитвы, где они встали рядами, и совершил четыре такбира.

Абу Хурайра d передаёт, что в своё время темнокожая женщина или мужчина, подметавший в мечети, умер. Пророк r, долго не видя этого человека, спросил о нём, и ему сказали: «Он умер». Услышав об этом, он воскликнул: «И вы ничего не сказали мне?! » И как будто это событие показалось им незначительным. Он сказал: «Покажите мне его [или: её] могилу! » — после чего пришёл к этой могиле и совершил возле неё погребальную молитву, а потом сказал: «Поистине, эти могилы наполнены мраком для их обитателей, и поистине, Аллах наполняет их светом для них, когда я совершаю молитву по ним»[аль-Бухари; Муслим].

Посмотрите на милосердие Посланника Аллаха r, которое он проявлял даже к тем, кого большинство сподвижников не считали сколько-нибудь важными персонами.

Уместно закончить этот пункт упоминанием об удивительном милосердии Посланника Аллаха r к человеку, который много обижал Пророка r и верующих и который, к тому же был лицемером, о чём Посланнику Аллаха r было известно из откровения. Более того, этот человек был главой лицемеров! Это ‘Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль, преступления и скверные поступки которого не поддаются счёту, и который обижал лично Посланника Аллаха r, не говоря уже о его имуществе, семье, чести и сподвижниках.

Шли дни, и вот к лицемеру пришла смерть. Как же отнёсся к этому событию Посланник Аллаха r?

‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими его отцом) передаёт, что после смерти Ибн Салюля к Посланнику Аллаха r пришёл его сын ‘Абдуллах, который попросил его дать ему свою рубаху, чтобы использовать её в качестве савана. Посланник Аллаха r удовлетворил его просьбу. Потом ‘Абдуллах попросил Посланника Аллаха r совершить погребальную молитву над телом его отца, и он согласился. ‘Умар попытался удержать его, напомнив о запрете, однако Посланник Аллаха r возразил ему, сказав: «Господь предоставил мне выбор». Он имел в виду аят: «Будешь ли ты просить прощения для них или не будешь делать этого, Аллах всё равно не простит их, даже если ты попросишь для них прощения семьдесят раз, ибо они не уверовали в Аллаха и Его Посланника. Аллах не ведёт прямым путём нечестивых людей»(сура 9 «Покаяние», аят 80). Посланник Аллаха r сказал: «Я попрошу для него прощения более семидесяти раз». ‘Умар сказал: «Но он лицемер». Посланник Аллаха r совершил погребальную молитву над телом Ибн Салюля, и после этого Всевышний Аллах ниспослал запрет: «Никогда не совершай молитву по кому-либо из них и не стой над его могилой, ведь они не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами»(сура 9 «Покаяние», аят 84)[97].

Милосердие Посланника Аллаха r было поистине удивительным, и из описанного выше поступка явствует, что его милосердие было естественным, присущим ему изначально, а не наигранным. В сердце Посланника Аллаха r не было злобы к кому бы то ни было, даже к этому человеку, который обвинил мать верующих ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах) в прелюбодеянии (а она о подобном и подумать не могла! ), подстрекал язычников к войне с мусульманами и помогал иудеям против мусульман, а ансаров подговаривал изгнать Посланника Аллаха r и его сподвижников-мухаджиров из Медины. Более того, Посланник Аллаха r несколько раз получал Откровение, из которого следовало, что этот человек — лицемер, скрывающий неверие и демонстрирующий ислам. Несмотря на всё это, милосердие Посланника Аллаха r распространилось и на него, и эта была поистине удивительная мягкость.

Всякий исследующий жизнь Посланника Аллаха r и его поступки, не может не подтвердить истинность слов Всевышнего: «Мы послали тебя только как милость для миров»(сура 21 «Пророки», аят 107).

Милосердие Посланника Аллаха r к умершим мусульманам. Кто-то может решить, что связь Посланника Аллаха r со сподвижниками носила эмоциональный характер и была следствием тесного общения и совместной жизни. И именно поэтому, когда кто-то из них умирал, Посланник Аллаха rзаботился о нёми демонстрировал внимательное и милосердное отношение к покойному. Но стоило человеку умереть, как связь эта обрывалась навсегда, как это часто бываетсо всеми нами: в суете дней мы забываем о наших умерших…

Кто-то может подумать, что нечто подобное случалось и с Посланником Аллаха r. Однако на самом деле его милосердие охватывало и живых, и умерших — даже тех, кто умер много месяцев или даже лет назад. Посланник Аллаха r не ленился прийти на могилу верующего, даже если он умер очень давно. Он продолжал обращаться к Аллаху с мольбами за этого человека и вспоминать его, и отзываться о нём с похвалой.

Посланник Аллаха r желал, чтобы так поступали все мусульмане. Он побуждал мусульман регулярно посещать могилы умерших, обращаться к Аллаху с мольбами за тех, кто покинул этот мир, сколько бы времени ни прошло с их смерти. Так, Посланник Аллаха r сказал: «Посещайте же могилы, ибо, поистине, они напоминают о мире вечном»[Муслим; ан-Насаи; Абу Дауд; Ахмад].

Посланник Аллаха r не ограничивался соответствующими наставлениями — он сам совершал все эти действия, подавая пример мусульманам.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что в конце ночи, которую Посланник Аллаха r проводил у неё, он выходил ккладбищу аль-Бакы‘ и говорил там: «Мир вам, о обитель верующих. Пришло к вам то, что было обещано вам. Поистине, мы встретимся с вами завтра, и поистине, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам. О Аллах, прости покоящимся в Бакы‘ аль-гаркад»[Муслим].

Из хадиса можно понять, что Посланник Аллаха r регулярно посещал кладбище — каждый раз, когда ночевал у ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах).

А однажды Посланник Аллаха rвышел и совершил по убитым при Ухуде молитву, которую обычно совершают по покойному перед погребением, после чего пошёл к минбару и сказал: «Поистине, я опережу вас, я буду свидетельствовать о вас, и, клянусь Аллахом, я смотрю сейчас на свой водоём, и, поистине, мне дарованы ключи от сокровищниц земли. И, клянусь Аллахом, я боюсь для вас не того, что после моей кончины вы начнёте придавать Аллаху сотоварищей, а того, что вы начнёте состязаться друг с другом в мирских благах»[аль-Бухари; Муслим].

А в одной из версий говорится, что Посланник Аллаха r совершил эту молитву по убитым при Ухуде спустя восемь лет после самой битвы. Таким образом, несмотря на то, что прошло восемь лет, Посланник Аллаха r продолжал думать об этих людях, заботиться о них, обращаться к Аллаху с мольбами за них…

Посланник Аллаха r сказал: «Когда умирает человек, обрываются все его дела, кроме трех: продолжающаяся милостыня[98], знание, приносящее пользу, или праведный потомок, который обращается к Аллаху с мольбой за него» [Муслим].

Посланник Аллаха r побуждал верующих уплачивать долги их умерших из милосердия к ним и ради соблюдения прав заимодавцев. Это всеобъемлющее милосердие, распространявшееся как на живых, так и на мёртвых.

Посланник Аллаха r сказал: «Душа верующего остаётся словно подвешенной до уплаты долга»[ат-Тирмизи; Ибн Маджа; Ахмад].

Аш-Шаукани сказал, комментируя этот хадис: «В нём содержится побуждение уплачивать долги умерших»[99].

Более того, мы уже упоминали о том, что Посланник Аллаха r уплачивал долги умерших, проявляя таким образом милосердие даже к ним, лежащим в могилах. Посланник Аллаха r сказал: «Я ближе к любому верующему, чем он сам, и если кто-то оставил долг, то с этим нужно обращаться ко мне. А если кто-то оставил имущество, то оно принадлежит его наследникам»[аль-Бухари; Муслим].

И Посланник Аллаха r стоял рядом с детьми должника, если не мог самостоятельно уплатить долг их отца. Джабир d передаёт: «Когда ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн Харам[100] скончался, он оставил долг, и я попросил Посланника Аллаха r походатайствовать за меня перед заимодавцами, чтобы они простили ему[101] часть долга. Он обратился к ним, однако они отказались. Тогда Пророк r сказал мне: “Разложи свои финики по сортам: аджву отдельно, азк зейд — отдельно, и так далее, а потом пошли за мной”. Я так и сделал. Посланник Аллаха r пришёл и сел у одной из горок фиников или же в середине их, а потом сказал: “Отмеривай им”. И я отмеривал им, пока не уплатил весь долг. А финики мои при этом остались нетронутыми! »[аль-Бухари; ан-Насаи; Ахмад].

Посланник Аллаха r старался проявлять милосердие к умершему и спасти его от наказания, и он не ограничивался побуждением уплачивать долги умерших из их же имущества, но и побуждал людей совершать хадж от имени тех мусульман, которые умерли, не совершив его.

Вспомним ещё одно прекрасное проявление милосердия к умершим из жизниПосланника Аллаха rИбн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими его отцом) сказал: «Однажды Пророк r проходил мимо двух могил и сказал: “Поистине, они подвергаются мучениям, и мучают их не за что-то тяжкое...[102]Этот не препятствовал попаданию мочи [на тело и одежду]. А этот распространял сплетни”. Затем он велел принести свежую пальмовую ветвь, разломил её пополам и воткнул в землю над каждой из могил, а когда его спросили: “Зачем ты это сделал? ”, он сказал: “Я надеюсь, что их мучения облегчатся до тех пор, пока эти ветви не засохнут”»[аль-Бухари; Муслим].

Поистине, милосердие Посланника Аллаха r в данном случае распространялось не только на покорных Всевышнему и богобоязненных людей, но и на ослушников и грешников. Один из них распространял сплетни, авторой не предохранялся от собственной мочи, что оказывало непосредственное влияние на его молитву. Тем не менее, Посланник Аллаха r жалел их, и он воткнул в их могилу свежую пальмовую ветвь в надежде, что Всевышний Аллах облегчит наказание, которому подвергались эти люди.

Поистине, это милосердие в самой возвышенной и прекрасной форме, и истину сказал Господь миров: «Мы послали тебя только как милость для миров»(сура 21 «Пророки», аят 107).

Милосердие Посланника Аллаха r к мусульманам в Судный день. Милосердие Посланника Аллаха r было поистине безграничным! Оно распространялось не только на живых и даже не только на покоящихся в могилах. Она простиралась даже дальше того периода, который человек проводит в могиле.

Что же это за период, который следует за периодом пребывания в могиле?

Это Судный день, «День в который люди предстанут пред Господом миров»(сура 83«Обвешивающие», аят 6). Этот День будет очень трудным, и когда он наступит, человек будет как никогда нуждаться в помощи и милосердии. Посланник Аллаха r никогда не забывал об этом Дне. Он говорил: «Моё послание и Час — как вот эти» —и он сводил указательный и средний пальцы [аль-Бухари; Муслим].

Поэтому Посланник Аллаха r часто напоминал людям о Судном дне, ведь он знал, что этот День — истина и он непременно наступит. Одним из проявлений его милосердия к мусульманам было то, что он старался помочь им подготовиться к этому тяжкому Дню и изменить их жизнь в лучшую сторону, чтобы они были готовы к грядущим страшным и тяжким событиям Судного дня.

Однажды к Посланнику Аллаха r пришёл какой-то человек и спросил его о Часе. Посланник Аллаха r сказал: «А что ты для него приготовил? » Тот ответил: «Ничего, кроме того, что я люблю Аллаха и Его Посланника». Посланник Аллаха r сказал: «Ты будешь с теми, кого ты любишь»[аль-Бухари; Муслим].

Это было одно из величайших проявлений милосердия Посланника Аллаха r: он обратил внимание этого человека на то, что он должен готовиться к этому Дню до того, как смерть придёт к нему и он лишится возможности вершить благие дела.

К тому же Посланник Аллаха r думал о том, что будет с его общиной в Судный день — он даже приберёг свою особую мольбу для Судного дня, чтобы походатайствовать за свою общину[103].

Посланник Аллаха r сказал: «У каждого пророка была мольба, которая не оставалась без ответа[104], и каждый пророк использовал свою мольбу в этом мире, я же приберёг её, чтобы заступиться за мою общину в Судный день, и она объемлет с позволения Аллаха, всех тех членов моей общины, кто умер, не придавая Аллаху сотоварищей»[аль-Бухари; Муслим].

Некоторые могут решить, что заступничество Посланника Аллаха r будет предназначено исключительно для послушных Аллаху, богобоязненных людей. Но это не так! Заступничество будет даровано и грешникам, причём даже тем, которые совершали тяжкие грехи.

Посланник Аллаха r сказал: «Я буду заступаться за членов моей общины, совершавших тяжкие грехи»[ат-Тирмизи; Абу Дауд; Ибн Маджа; Ахмад].

Разумеется, это не призыв совершающим тяжкие грехи делать это, не боясь наказания от Всевышнего Аллаха, поскольку вполне возможно, что раб Аллаха будет подвергаться мучениям в Огне в течение срока, о продолжительности которого известно только Аллаху, и только потом выйдет оттуда благодаря заступничеству Посланника Аллаха r. А к этому наказанию, даже временному, человеку ни в коем случае не следует относиться легкомысленно, потому что, единожды окунувшись в Ад, человек забывает обо всех наслаждениях мира этого.

Посланник Аллаха r сказал: «В Судный день приведут того из обитателей Ада, кто в земной жизни наслаждался больше всех, и окунут его в Огонь один раз, и будет сказано: “Осын Адама! Видел ли ты когда-нибудь благо? Испытывал ли ты когда-нибудь наслаждение? ” Он ответит: “Нет, клянусь Аллахом, о Господь! ” А потом приведут того из обитателей Рая, кто больше всех страдал в земной жизни, и окунут в Рай один раз, и будет сказано: “Осын Адама! Видел ли ты когда-нибудь горе? Случалась ли с тобой когда-нибудь беда? ” Он ответит: “Нет, клянусь Аллахом, о Господь! Никогда не случалось у меня горе, и никогда не видел я беды! ”»[Муслим].

Самое опасное — если раб Аллаха, упорствующий в совершении тяжких грехов, не останется приверженным исламу до конца жизни и перестанет быть частью общины Посланника Аллаха r, и, как следствие, лишится права на его заступничество.

То, что Посланник Аллаха r будет заступаться в Судный день и засовершавших тяжкие грехи, вовсе не означает, что люди могут безнаказанно творить нечестие в этом мире. Нам сообщается об этом заступничестве ради того, чтобы показать, как велико милосердие Посланника Аллаха r к членам его общины и как он заботился о ней — настолько, что его заступничество распространяется даже на людей, которые совершают тяжкие грехи.

Пожалуй, одно из самых ярких проявлений милосердия Посланника Аллаха r в Судный день — его заступничество за всех собравшихся: он попросит Всевышнего о начале расчёта. Сам Посланник Аллаха r описал, как это будет происходить. Передаётся, что «Посланник Аллаха r сказал: “Аллах соберёт первых и последних на одной обширной равнине так, что всех их можно будет охватить взором, и все они смогут услышать глашатая. И солнце приблизится к ним, и охватит их такая скорбь, печаль и тревога, что у них не хватит ни сил, ни терпения переносить это, и тогда люди станут говорить друг другу: ‹Разве вы не видите, до чего вы дошли? Не поискать ли вам того, кто заступится за вас перед вашим Господом? › И одни люди скажут другим: ‹Вам следует пойти к вашему отцу Адаму! › После этого они придут к Адаму и скажут ему: ‹Ты — отец людей; Аллах создал тебя Своей рукой и вдохнул в тебя от Своего духа, и по Его велению ангелы склонились перед тобой до земли, и Он поселил тебя в Раю… Заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении, и разве не видишь, до чего мы дошли?! › Адам скажет: ‹Поистине, сегодня Господь мой разгневался так, как не гневался Он никогда раньше, и как не разгневается уже никогда больше, и, поистине, запретил Он мне вкушать плоды райского древа, а я ослушался Его! Ах, сам я, сам я, сам я [нуждаюсь в заступничестве]! А вы ступайте к другому, ступайте к Нуху! › После этого они придут к Нуху и скажут ему: ‹О Нух, поистине, ты — первый из посланников Аллаха к обитателям земли, и Аллах назвал тебя благодарным рабом, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?! › Он скажет: ‹Поистине, мой Всемогущий и Великий Господь сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не разгневается уже никогда больше, и, поистине, мне была предоставлена возможность обратиться к Аллаху только с одной мольбой, и я обратился к Нему с мольбой о том, чтобы Аллах погубил мой народ; сам я, сам я, сам я [нуждаюсь в заступничестве]! А вы ступайте к другому, ступайте к Ибрахиму! › После этого они придут к Ибрахиму и скажут ему: ‹О Ибрахим, ты — пророк Аллаха и Его возлюбленный друг, избранный Им среди живших на земле, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?! › Он скажет им: ‹Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше, и как не будет гневаться уже никогда больше; что же касается меня, то я ведь трижды солгал! Сам я, сам я, сам я [нуждаюсь в заступничестве]! А вы ступайте к другому, ступайте к Мусе! › После этого они придут к Мусе и скажут ему: ‹О Муса, ты — посланник Аллаха, и Аллах отдал тебе предпочтение перед другими людьми, ибо Он вручил тебе Своё послание и говорил с тобой непосредственно, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?! › Он скажет: ‹Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше, и как не будет гневаться уже никогда больше; что же касается меня, то я убил человека, которого мне не было велено убивать! Сам я, сам я, сам я [нуждаюсь в заступничестве]! А вы ступайте к другому, ступайте к ‘Исе! › После этого они придут к ‘Исе и скажут: ‹О ‘Иса, ты — посланник Аллаха, и Его Слово, которое Он даровал Марьям, и Дух от Него, и ты говорил с людьми ещё тогда, когда лежал в колыбели, заступись же за нас: разве не видишь ты, в каком мы положении?! › ‘Иса скажет: ‹Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше, и как не будет гневаться уже никогда больше! › Однако он не станет упоминать о каких-либо грехах. ‹Сам я, сам я, сам я [нуждаюсь в заступничестве]! А вы ступайте к другому, ступайте к Мухаммаду r! › После этого они придут к Мухаммаду и скажут: ‹О Мухаммад, ты — посланник Аллаха и последний из пророков, а Аллах простил тебе все грехи, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?! › И тогда я пойду к подножию Трона и склонюсь в земном поклоне перед моим Всемогущим и Великим Господом, после чего Он откроет мне такие слова восхваления и прославления Его, каких никому до меня не открывал, а потом будет сказано: ‹О Мухаммад, подними голову! Проси, и будет даровано тебе, заступайся, и твоё заступничество будет принято! › И тогда я подниму голову и скажу: ‹Моя община, о Господь мой, моя община, о Господь мой! Моя община, о Господь мой! › Тогда будет сказано: ‹О Мухаммад, введи через правые врата из числа врат Рая тех из общины твоей, кому не предстоит расчёт, но они могут входить вместе с людьми и через другие врата! ›”

А потом Пророк r сказал: “Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, расстояние между каждыми двумя створками райских врат равно расстоянию между Меккой и Химьяром, или между Меккой и Бусрой”» [аль-Бухари; Муслим].

Это, клянусь Аллахом, великое милосердие!

Поистине, Посланник Аллаха r сделает то, что откажутся делать остальные пророки, и когда придёт время, он не скажет: «Сам я, сам я! », а скажет: «Господи! Моя община! » И он повторит эти слова трижды, подчёркивая свою заботу об общине.

Не описать словами величину милосердия Посланника Аллаха r…

Потом начнётся расчёт по ходатайству Посланника Аллаха r, и одни люди войдут в Рай, а другие — в Ад, и среди тех, кто войдёт в Огонь, будут и некоторые члены общины Посланника Аллаха r, у которых было больше скверных дел, чем благих — они войдут в Огонь за свои многочисленные грехи. Забудет ли о них Посланник Аллаха r?

Сам он будет в то время в Раю вместе с пречистыми верующими. Заставит ли это его забыть о той грешной части его общины, которая отказалась следовать Закону Аллаха в земной жизни и за это подверглась наказанию в Огне в Судный день?

Нет, он не забудет о них. Ни в коем случае!

Посланник Аллаха r сказал: «Благодаря моему заступничеству из Огня выйдут некоторые люди, и их будут называть “пришедшими из Ада”»[аль-Бухари; ат-Тирмизи].

Эта история приводится со многими важными подробностями в версии имама Ахмада.

Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, я буду первым, над чьей головой разверзнется могила в Судный день, и нет здесь тщеславия.И мне будет даровано знамя хвалы, и нет здесь тщеславия, и я буду господином людей в Судный день, и нет здесь тщеславия.И я буду первым, кто войдёт в Рай в Судный день, и нет здесь тщеславия. И, поистине, я подойду к вратам Рая и возьмусь за кольцо, и мне скажут: “Кто это? ” Я скажу: “Я Мухаммад”. И мне откроют, и я войду, и меня встретит Могущественный [Всесилен Он и Велик], и я совершу земной поклон Ему, и Он скажет: “Подними голову, о Мухаммад, и говори, и будешь услышан, и заступайся, и твоё заступничество будет принято”. И я подниму голову и скажу: “Моя община! Моя община, Господи! ” И Он скажет: “Иди к своей общине и введи в Рай тех, в чьих сердцах найдёшь веру хотя бы на вес ячменного зерна”. И я пойду и введу в Рай тех, в чьих сердцах найду это. Потом меня встретит Могущественный [Всесилен Он и Велик], и я совершу земной поклон Ему, и Он скажет: “Подними голову, о Мухаммад, и говори, и будешь услышан, и заступайся, и твоё заступничество будет принято”. И я подниму голову и скажу: “Моя община! Моя община, Господи! ” И Он скажет: “Иди к своей общине, и введи в Рай тех, в чьих сердцах найдёшь веру хотя бы на вес половины ячменного зерна”. И я пойду и введу в Рай тех, в чьих сердцах найду это. Потом меня встретит Могущественный [Всесилен Он и Велик], и я совершу земной поклон Ему, и Он скажет: “Подними голову, о Мухаммад, и говори, и будешь услышан, и говори, и от тебя будет принято, и заступайся, и твоё заступничество будет принято”. И я подниму голову и скажу: “Моя община! Моя община! ” И Он скажет: “Иди к своей общине, и введи в Рай тех, в чьих сердцах найдёшь веру хотя бы на вес горчичного зерна”. И я пойду и введу в Рай тех, в чьих сердцах найду это. К тому времени Аллах уже закончит расчёт и введёт оставшуюся часть моей общины в Огонь вместе с обитателями Огня, и обитатели Огня скажут: “Ничем не помогло вам то, что вы поклонялись Всевышнему Аллаху, не придавая Ему сотоварищей! ” Тогда Могущественный [Всесилен Он и Велик] скажет: “Клянусь величием Моим, Я непременно освобожу их от Огня! ” И Он пошлёт за ними, и они выйдут уже после того, как обуглятся, и войдут в реку жизни и станут расти в ней, как прорастает зерно, оказавшееся у берега потока, и меж глаз у них будет написано: “Это освобождённые Всевышним Аллахом”. И их поведут и введут в Рай, и обитатели Рая скажут: “Это — пришедшие из Ада”. Но Могущественный скажет: “Нет! Это освобождённые Могущественным [Всесилен Он и Велик]”»[Ахмад].

Посмотрите же, да помилует вас Аллах, на это возвышенное, достойное хвалы поведение и на эту вызывающую удивление заботу нашего Посланника r о тех, кто совершал множество тяжких грехов и в груди которых была вера всего лишь весом с горчичное зерно!

Подобное милосердие приближает к нашему пониманию слова нашего Господа: «Мы послали тебя только как милость для миров»(сура 21 «Пророки», аят 107).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь