Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Милосердие Посланника Аллаха r к немусульманам в исламском государстве



Разумные люди, бесспорно, стремятся к мирному сосуществованию с теми, кто отличается от них убеждениями, национальностью и идеями. Они желают взаимного уважения, справедливости, отсутствия притеснения и агрессии. Немногие из них мечтают о большем — чтобы отношения хотя бы время от времени возвышались до уровня дружелюбия, благодеяния и милосердия, и люди обменивались улыбками, а иногда и подарками, и в обществе царила атмосфера относительного спокойствия и безопасности…

Однако о превращении благодеяния, уважения и милосердия к оппонентам в непреложный закон, соблюдаемый практически во всех сферах жизни, вряд ли кто-то осмеливается даже мечтать!

А ислам таков, хотя, к сожалению, очень многие люди не знают его, в том числе и многие мусульмане. Этот параграф посвящён проявлениям милосердия Посланника Аллаха r к немусульманам.

Милосердие к немусульманам — предписание Господа. «Если мы станем собирать общие сведения о Мухаммаде, мы обнаружим, что ему было присуще чистейшее милосердие[106].

«Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нём, будет платить тебе дань и служить тебе; если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его, и когда Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нём весь мужеский пол остриём меча; только жён и детей и скот и всё, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой; так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из числа городов народов сих. А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию…» (Второзаконие, 20: 10–17).

Всё это действительно так… Но ислам — это совсем другое!

Причина того, что божественная программа предполагает замечательное милосердие к немусульманам —в том, что это не созданный людьми закон, приемлющий утверждение и отмену, а небесный, божественный закон, соблюдение которого мусульмане воспринимают как поклонение Господу.

Всевышний Аллах сказал: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Поистине, Аллах любит беспристрастных»(сура 60 «Испытуемая», аят 8).

Как же Велик Аллах! Как же Милосерден Господь!

Ибн Касир сказал, что «быть добрыми» —значит относиться по-доброму, делать добро.

Это нечто большее, чем просто справедливость, и отличное от неё, поскольку Всевышний Аллах соединил эти действия в аяте союзом, что свидетельствует о различиях: «…быть добрыми и справедливыми».

Важно отметить, что в этом аяте Всевышний Аллах употребил слово, которое обычно употребляется для обозначения самого возвышенного, самого прекрасного отношения. Оно используется, например, при описании взаимоотношений детей и родителей. Так, Посланника Аллаха r спросили как-то, какое из дел Аллах любит больше всего, и он ответил: «Молитву, совершаемую вовремя», а когда его спросили: «А потом какое? », он ответил: «Почтение[107]к родителям»[аль-Бухари; Муслим].

Именно так Всевышний Аллах предписал нам относиться к немусульманам, с которыми мы не находимся в состоянии войны.

И если у нас есть закон, удивительный по своей деликатности и возвышенности, то вся жизнь Посланника Аллаха r также была чудом, поскольку являлась претворением этого закона в жизнь.

Милосердие Посланника Аллаха r к немусульманам. «Мухаммад был очень снисходительным, особенно по отношению к последователям других религий»[108].

В эпоху короля Луи Четырнадцатого (1638–1715) произошла страшная резня, жертвой которой стали протестанты, и много людей было уничтожено. А уцелевших поставили перед выбором: либо отречься от протестанства, либо покинуть Францию. И половина протестантов (около полумиллиона) покинула Францию, переселившись в Голландию, Англию, Пруссию и Америку[109].

Всё это действительно было. Но ислам — это совсем другое!

Отношения Посланника Аллаха r с представителями других религий были не просто мирными, они были наполнены благодеянием и милосердием.

Мы не погрешим против истины, если скажем, что Посланник Аллаха r относился к окружающим его немусульманам так же, как относится человек к членам своей семьи.

Анас ибн Малик d передаёт, что однажды Посланник Аллаха r отправился навестить заболевшего мальчика-иудея, который прислуживал ему. Этот случай описал Анас d: «Когда один мальчик-иудей, который прислуживал Пророку r, заболел, Пророк r пришёл навестить его. Он сел у его изголовья и сказал ему: “Прими ислам”. Тот посмотрел на своего отца, находившегося рядом, а он сказал ему: “Повинуйся Абу аль-Касиму! ” — и мальчик принял ислам. А после этого Пророк r вышел оттуда, говоря: “Хвала Аллаху, Который спас его от Огня! ”» [аль-Бухари].

Подумайте об этой истории, пропустите её через своё сердце…

Посланник Аллаха r взял к себе на работу мальчика иудея, способствуя таким образом спокойному сосуществованию последователей разных религий в Медине. Потом этот мальчик заболел, и Посланник Аллаха r отправился навестить его в его доме.

Чтобы до конца понять всю важность и значимость этого эпизода из жизни Посланника Аллаха r, нужно вспомнить о том, что в то время он был уже главой исламского государства и высшей властью в Медине, тогда как тот, кого он отправился навестить, был всего лишь слугой, да ещё и немусульманином.

Известныли нам другие случаи, в которых правитель отправился навещать заболевшего слугу, да ещё и иноверца?

Мы привыкли читать подобные случаи в жизнеописании нашего Пророка r, но не привыкли анализировать их и глубоко задумываться над ними, а ведь размышления над этими бесценными примерами дают нам столько блага и мудрости.

Посланник Аллаха r никогда не забывал о своей первейшей задаче — донесении послания Всевышнего до людей. Посланник Аллаха r призвал мальчика к исламу, и он принял ислам, и Посланник Аллаха r покинул его дом радостным, как будто ислам принял кто-то из членов его семьи.

Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен Аллах ею и её отцом) передаёт: «После заключения мирного договора с курайшитами ко мне приехала моя мать-язычница…» И Асма спросила об этом Посланника Аллаха r: «ОПосланник Аллаха! Моя мать сама приехала ко мне… Поддерживать ли мне с ней отношения? » Посланник Аллаха r сказал: «Да, поддерживай с ней отношения»[аль-Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха r велел Асме бинт Абу Бакр поддерживать отношения с матерью, которая в то время была язычницей, несмотря на то, что в те времена курайшиты воевали с мусульманами и их война была лишь ненадолго прервана мирным договором, который они заключили. Никто не помешал язычнице приехать в Медину и войти в дом Асмы, то есть в дом её мужа аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама d. А аз-Зубайр был в то время одним из главных государственных деятелей, и у него вполне могли быть секреты, которые не должно знать язычникам. Несмотря на это, Посланник Аллаха r не запретил матери-язычнице посетить её дочь-мусульманку, и не запретил дочери-мусульманкепочтительно относиться к матери-язычнице.

Такой была снисходительность Посланника Аллаха r и его милосердие. Он ответил спокойно, с довольством, не задумываясь и не колеблясь. В милосердии не может быть колебаний!

Вспомним ещё один любопытный случай. ‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими его отцом) передаёт, что однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб d увидел продававшуюся у ворот мечети одежду из ткани на шёлковой основе и сказал: «ОПосланник Аллаха! Было бы хорошо, если бы ты купил эту одежду, надевал её по пятницам и встречал в ней прибывающие к тебе делегации». Посланник Аллаха r сказал: «Подобную одежду носит тот, кому нет доли в жизни вечной! » Позже Посланнику Аллаха r привезли такие одежды, и он отдал одну ‘Умару ибн аль-Хаттабу. ‘Умар сказал: «ОПосланник Аллаха! Ты одеваешь меня в это после того, как сказал о той одежде то, что сказал?! » Посланник Аллаха r сказал: «Я отдал её тебе не для того, чтобы ты носил её». Тогда ‘Умар отдал её своему брату-язычнику, который жил в Мекке[аль-Бухари; Муслим].

‘Умар d подарил эту одежду одному из своих неверующих братьев, и Посланник Аллаха r не возражал против этого. А молчаливое одобрение Посланника Аллаха r также является Сунной.

Имам ан-Навави в своих комментариях к «Сахиху» Муслима сказал об этом случае: «Это доказательство того, что разрешается поддерживать отношения с неверующими родственниками и делать им добро, и разрешено дарить неверующим подарки».

Посланник Аллаха r обращаясь к немусульманам, старался прежде всего доносить до них благую весть. Так он поступал почти всегда, и этому принципу были подчинены его слова и дела. Он не отступал от этого принципа, несмотря на жестокое и чёрствое отношение к нему со стороны язычников.

Раби‘а ибн ‘Аббад ад-Дили, который был язычником, а потом принял ислам, передаёт: «Я видел своими глазами Посланника Аллаха r на рынке Зу-ль-Маджаз. Он говорил: “О люди! Скажите: ‹Нет божества, кроме Аллаха›, и вы преуспеете! ” И он шёл по дорогам, и люди обступали его, но я не видел, чтобы кто-нибудь из них сказал хоть что-то. А он не умолкал, продолжая повторять: “О люди! Скажите: ‹Нет божества, кроме Аллаха›, и вы преуспеете! ” Однако позади него шёл человек с красивым лицом и двумя косами, который говорил: “Поистине, он — вероотступник и лжец! ” Я спросил: “Кто это? ” Мне сказали: “Мухаммад ибн ‘Абдуллах, утверждающий, что он — пророк”. Я спросил: “А кто тот человек, который обвиняет его во лжи? ” Мне сказали: “Это его дядя Абу Ляхаб”» [Ахмад].

Посланник Аллаха r не отходил от избранного им стиля поведения, даже несмотря на глупое и вызывающее поведение Абу Ляхаба. Он продолжал нести людям благую весть и призывать их к преуспеянию и спасению. Более того, он радовал их владычеством в этом мире прежде блаженства в мире вечном, если они уверуют. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими его отцом) передаёт: «Однажды Абу Талиб заболел и Посланник Аллаха r зашёл к нему, а у него уже сидели другие люди. И Абу Джахль поднялся, чтобы преградить ему путь. Они пожаловались на него Абу Талибу, и тот сказал: “Осын брата моего! Чего ты хочешьот своих соплеменников? ” Посланник Аллаха r сказал: “Я хочу от них одного слова, благодаря которому им подчинятся арабы, а неарабы будут платить им подать”. Он переспросил: “Одно слово? ” Посланник Аллаха r сказал: “О дядя! Скажите: ‹Нет божества, кроме Аллаха›”. Они сказали: “Один бог? Мы не слышали об этом в религии. Поистине, это всего лишь измышление! ” И о них были ниспосланы аяты Корана, начиная со слов: “Сад. Клянусь Кораном, содержащим напоминание! Однако те, которые не веруют, пребывают в гордыне и разладе с истиной” до слов: “Мы не слышали об этом в последней религии. Это — не что иное, как вымысел”(38: 1-7)»[ат-Тирмизи; Ахмад].

Посланник Аллаха r не хмурился, встречаясь с ними, не отказывался посещать их собрания, и не смотрел на них свысока, не вёл себя, как их противник, а, напротив, относился к ним мягко и деликатно и сообщал им благую весть о владычестве в этом мире и блаженстве в мире вечном.

Когда Посланник Аллаха r переселился в Медину и начал общаться с местными многобожниками и иудеями, он не изменил своим принципам, несмотря на то, что эти люди противились ему и отвращали других от пути Аллаха. Он желал им блага, несмотря на их недружелюбное и неприязненное отношение к нему.

И это притом, что иудеи повели себя по отношению к нему жёстче, чем кто бы то ни было, когда обнаружили, что он переселился в Медину. Всё указывает на то, что они знали правду о Посланнике Аллаха rещё когда он был в Мекке. На этом настаивает и Исраиль Вольфенсон в своём исследовании, посвящённом иудеям. Несмотря на то, что мы не можем согласиться со многими его утверждениями и выводами, этот вывод представляется правильным.

Вольфенсон пишет: «Наиболее вероятным представляется то, что иудеи не оставили без внимания исламское движение, поскольку оно было связано с их политическими, торговыми и общественными интересами, особенно если учесть, что в последние годы мекканского периода исламский призыв был нацелен на Медину, и предводители племени Хазрадж решили вступить в контакт с Посланником r. А нам известно, какая злоба присутствовала в их взаимоотношениях с иудеями. Это заставило лидеров бану ан-Надыр и Курайзы следить за их действиями. Мы также знаем, что в Ясрибе распространение ислама не было тайным. Мус‘аб ибн ‘Умайр открыто призывал людей к Аллаху и Его Посланникуна глазах у представителей всех племён. Мы также знаем, что некоторые торговцы-иудеи вели свою торговлю во время сезонов хаджа, и трудно поверить в то, что они ничего не знали обо всём этом…»[110]

К сказанному Вольфенсоном можно добавить также, что в мекканских аятах Корана ясно сказано, что учёные иудеев знали, что Посланник Аллаха r говорит правду. Так в суре «Поэты», которая относится к числу мекканских сур, говорится: «Разве для них не является знамением то, что ученые сынов Исраиля [Израиля] знают его? »(сура 26 «Поэты», аят 197).

Этот аят был ниспослан для мекканских язычников, после того как они спросили иудеев о приметах Посланника Аллаха r и обнаружили упоминания о нём в их Писаниях. И не приходится сомневаться в том, что после этого иудеи точно поняли, что посланник, пришествия которого они ожидали, — это Мухаммад r.

Ибн Исхак привёл доказательства этому — историю о том, как курайшиты послали ан-Надра ибн аль-Хариса и ‘Укбу ибн Абу Му‘айта в Ясриб, чтобы расспросить иудеев о Мухаммаде r. Учёные иудеев научили курайшитов нескольким вопросам, упомянутым в Торе, ответ на которые мог знать только пророк. И действительно, двое курайшитов отправились к Посланнику Аллаха r и задали ему эти вопросы, и он ответил на них так же, как было написано в Торе. Этот случай стал причиной ниспослания суры «Пещера», и всем стало ясно, что Посланник Аллаха r говорит правду.

Ибн Касир упомянул несколько сообщений в комментарии к аяту «которые последуют за посланником, неграмотным [не умеющим читать и писать] пророком, запись о котором они найдут в Таурате [Торе] и Инджиле [Евангелии]»(сура 7 «Преграды», аят 157). Из этих сообщений также следует, что иудеи знали о Посланнике Аллаха r ещё тогда, когда он находился в Мекке.

Все эти свидетельства подтверждают, что иудеи узнали Посланника Аллаха r по приметам, упомянутым в их Писаниях, и они ожидали его появления как раз в то время. И переселившись в Медину, Посланник Аллаха r наладил контакты с иудеями, которые были людьми Писания, и потому от них вполне можно было ожидать, что они примут ислам.

Таким образом, иудеям было известно, что наступило время пророка конца времён. Они также видели в Посланнике Аллаха r все приметы этого пророка, упомянутые в их Писаниях. Да и Посланник Аллаха r относился к ним по-доброму, считая их естественным продолжением верующих в движении земной истории. Какова же была их реакция на появление Посланника Аллаха r?

Лишь немногие из них признали его. И известно немало случаев, в которых они отрицали то, что было им хорошо известно. Здесь не место для подробностей, и кто желает, может обратиться к истории ‘Абдуллаха ибн Саляма, которая приводится в «Сахихе» аль-Бухари[111].

Вывод, который мы можем сделать из всего вышесказанного: ответом на милосердие Посланника Аллаха r, его снисходительность и попытки сближения стала враждебность и жестокость. Однако это не заставило Посланника Аллаха r свернуть с пути милосердия и великодушия. Первым доказательством этого стала мединская конституция[112], в которой Посланник Аллаха r закрепил права иудеев и остальных жителей Медины из числа немусульман. Этот документ не только регулировал отношения между гражданамимолодого исламского государства, но и побуждал их помогать друг другу.

Несмотря на это, иудеи продолжали обвинять Посланника Аллаха r во лжи и отвращать людей от ислама. Более того, положение осложнялось всё больше. Начались заговоры и козни. Несмотря на это, Посланник Аллаха r стремился относиться к ним с максимально возможным милосердием.

Из проявлений милосердия Посланника Аллаха r к ним было, например, то, что он никогда не использовал их жестокость и несправедливость в качестве предлога для того, чтобы ущемлять их права или поступать с ними несправедливо. Справедливость и милосердие в исламе абсолютны, и на них никак не влияет национальность, цвет кожи и вероисповедание, а также особая склонность или обстоятельства. Для несправедливости нет и не может быть оправданий, равно как и для жестокости.

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы помянете назидание»(сура 16 «Пчёлы», аят 90).

Посланник Аллаха r сказал: «Вокруг шеи того, кто совершит несправедливость размером хотя бы в пядь земли, обовьют собранным с семи земель»[аль-Бухари; Муслим].

А ‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Кто поможет другому выиграть тяжбу, поступив несправедливо, или поможет кому-то в несправедливости, тем Аллах будет недоволен до тех пор, пока он не перестанет[113]»[Абу Дауд; Ибн Маджа].

Важноотметить, что во всех этих хадисах нет конкретизации, то есть разделения на мусульман и немусульман, причём все они ясны и однозначны, и их нельзя понять по-разному. Тем не менее, Посланник Аллаха r пожелал, чтобы мусульманину даже не приходило в голову, что в отношении немусульман допустима несправедливость, пусть даже в самых незначительных её проявлениях.

Поэтому он произнёс замечательные слова, которые нам следовало бы донести до каждого человека на земле, чтобы все знали, кто такой Посланник Аллаха r: «Если кто-то поступит несправедливо с человеком, который заключил договор с мусульманами [муахад], или унизит его или возложит на него непосильное, или возьмёт у него что-то против его воли, я буду вести тяжбу с ним в Судный день»[Абу Дауд].

Есть ли справедливость или милосердие более возвышенные, чем эти?

Посланник Аллаха r также сказал: «Опасайтесь мольбы притесняемого, даже если он неверующий, ибо, поистине, нет перед ней преград»[Ахмад].

А в другой версии, которую также приводит имам Ахмад, говорится: «Мольба притесняемого не остаётся без ответа, даже если он нечестивец, а за своё нечестие он ответит».

Это вполне однозначное утверждение о том, что между мольбой притесняемого и Всевышним нет преград. Отсюда следует, что искренний мусульманин никого не притесняет и ни с кем не поступает несправедливо, потому что постоянно ощущает, что Всевышний Аллах наблюдает за ним, и понимает, что это вопрос убеждений, и что в Судный день Всевышний Аллах окажет притеснённому помощь против притеснителя, даже если притесняемый был неверующим, а притеснитель — мусульманином, и что в Судный день Посланник Аллаха r будетна стороне притеснённого вне зависимости от его вероисповедания.

Такова наша религия, которую многие не знают, и такова формируемаяисламом нравственность, которой нам следовало бы гордиться…

Эти прекрасные слова Посланника Аллаха r не были просто теоретическими правилами, практическому применению которых нет места в жизни людей. Они оказывали заметное влияние на все действия и поведение Посланника Аллаха r, и ясно проявлялись в заключаемых им договорах, в его связях, взаимоотношениях с людьми, судебных решениях, которые Посланник Аллаха r выносил. И Посланник Аллаха r старался сделать всё возможное, чтобы эти правила соблюдались неуклонно и без помех.

‘Абдуллахибн Мас‘уд d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Кто принёс ложную клятву, чтобы таким образом присвоить имущество мусульманина, тот встретит Аллаха разгневанным на него». Аль-Аш‘ас ибн Кайс сказал: «Клянусь Аллахом, я стал причиной ниспослания этого аята. Мы с одним иудеем вели тяжбу. Он присвоил мою землю и отрицал это, и тогда я пришёл к Пророку r. Пророк r спросил меня: “Есть ли у тебя доказательство? ” Я ответил: “Нет”. Тогда он сказал иудею: “Поклянись”. Я возразил: “ОПосланник Аллаха! Но ведь он сейчас поклянётся и присвоит моё имущество! ” Тогда Всевышний Аллах ниспослал: “Воистину, тем, которые продают завет с Аллахом и свои клятвы за ничтожную цену, нет доли в Последней жизни. Аллах не станет говорить с ними, не посмотрит на них в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания”(3: 77)»[аль-Бухари; Муслим].

Поистине, редкий случай. Тяжба между двумя, один из которых был сподвижником Посланника Аллаха r, а второй — иудеем. Они пришли к Посланнику Аллаха r, чтобы он рассудил их, и Посланник Аллаха r сделал единственно возможное в данном случае — применил нормы Шариата без какого-либо пристрастия. То есть истец (в данном случае аль-Аш‘ас ибн Кайс) обязан был представить доказательства своей правоты, а если он не мог этого сделать, то ответчику (в данном случае иудею) достаточно было поклясться в том, что он не делал того, в чём обвиняет его истец, и его клятва принимается. Об этом свидетельствуют слова Посланника Аллаха r: «Истец обязан представить доказательства, а клясться должен отрицающий обвинения в свой адрес»[ат-Тирмизи; аль-Байхакы].

Выяснилось, что сподвижник не может представить доказательство, и теперь всё зависело от клятвы иудея. Сподвижник понял, что надеяться не на что, потому что он знал, что иудей принесёт эту ложную клятву, не колеблясь. Посланник Аллаха r ничего не мог сделать, и иудей выиграл эту тяжбу.

Повторяясь, скажем: милосердие Посланника Аллаха r к истцу-мусульманину не могло заставить его проявить жестокость к ответчику-иудею.

Разве это не абсолютная справедливость, применениякоторой на практике вряд ли кто-нибудь ожидает? И разве это не беспримерное милосердие?

Это и есть ислам. Религия с небес, регулирующая жизнь людей на земле…

Таким был Посланник r — самым благонравным и благовоспитанным из людей.

Изучая подобные примеры, мы можем лишь повторить слова нашего Господа: «Мы послали тебя только как милость для миров»(сура 21 «Пророки», аят 107).

Милосердие Посланника Аллаха r к обижавшим его немусульманам. «Мухаммад был наделён благородством души в высшей степени»[114].

21 декабря 1988 года в небе Шотландии взорвался самолёт. В результате взрыва погибли 259 пассажиров, которые были на борту, и среди них — 189 американцев. Ливию обвинили в том, что именно она стояла за этим взрывом. Против страны с 1992 начали применяться экономические санкции, которые стали настоящей трагедией для всего ливийского народа. Ливийская экономика потеряла около 24 миллиардов долларов до 1998 года, когда ливийское руководство всерьёз задумалось о путях выхода из кризиса.

Несмотря на ужас описанной выше ситуации, понять её всё-таки можно. Но милосердие Посланника Аллаха r к тем, кто обижал его и причинял ему зло, понять намного труднее.В некоторых случаях от благонравного человека требуется поступить справедливо с теми, кто ведёт себя агрессивно по отношению к нему и поступает с ним несправедливо. Но чтобы проявлять милосердие к подобным людям и осыпать их благодеяниями… Это поистине что-то невероятное!

Мы часто читаем слова Посланника Аллаха r: «Поддерживай отношения с тем, кто порывает связь с тобой, давай тем, кто отказывается давать тебе, и прощай того, кто поступает с тобой несправедливо»[Ахмад].

При этом мы думаем, что речь идёт только о мусульманах, и нас можно понять. Ведь поддерживать отношения с теми, кто не желает знаться с тобой, давать тем, кто отказывается давать тебе, и прощать тех, кто поступает с тобой несправедливо, трудно, даже когда речь идёт о мусульманах. А что говорить о немусульманах?..

Тем не менее, в жизни Посланника Аллаха r таких примеров великое множество, и все они являют собой вершину благонравия и благовоспитанности.

Джабир ибн ‘Абдуллах передаёт: «Посланник Аллаха r сражался с Мухарибом Хасафой в Нахле. Увидев, что мусульмане отвлеклись, один из них, человек по имени Гаурас ибн аль-Харис встал с мечом над головой Посланника Аллаха r. Он спросил: “Кто защитит тебя от меня? ” Посланник Аллаха r ответил: “Всевышний Аллах”. И меч выпал из его руки, а Посланник Аллаха r взял его и спросил: «А кто защитит тебя от меня? » Человек взмолился: «Пощади! » Посланник Аллаха r сказал: «Засвидетельствуешь ли ты, что нет божества, кроме Аллаха, и что я — Посланник Аллаха? » Он сказал: «Нет, но я обещаю тебе не сражаться против тебя и не присоединяться к тем, кто сражается с тобой! » Посланник Аллаха r отпустил его, а когда этот человек вернулся к своим товарищам, он сказал им: «Я пришёл к вам от лучшего из людей! »[аль-Бухари; Муслим].

Этот человек взял меч и встал у головы Посланника Аллаха r, угрожая ему смертью, а потом Всевышний Аллах спас от него Своего Пророка, и меч оказался в руках Посланника Аллаха r. Однако злоба и ненависть никогда не знали дороги к сердцу Посланника Аллаха r. И Посланник Аллаха r предложил этому человеку принять ислам, но он отказался и пообещал при этом не сражаться с Посланником Аллаха r. И Посланник Аллаха r принял от него это обещание, помиловал его, простил и отпустил к соплеменникам, гарантировав ему безопасность.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «Однажды к Посланнику Аллаха r зашла группа иудеев. Они сказали: “Ас-сам алейкум”[115]. И я поняла, что они сказали, и ответила им: “И вам смерть и проклятие! ” Посланник Аллаха r сказал: “Тише, ‘Аиша! Поистине, Аллах любит мягкость во всём”. Я сказала: “ОПосланник Аллаха! Разве ты не слышал, что они сказали? ” Посланник Аллаха r сказал: “Я ответил им: ‹И вам›”» [аль-Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха r был в то время обладающим властью и влиянием предводителем в Медине. И к нему зашла эта группа людей, в лицо пожелавшая ему смерти.Они сказали это вместо обычного приветствия «Ас-саляму алейкум» (мир вам) с намерением пожелать Посланнику Аллаха r зла, но так, что если Посланник Аллаха r упрекнёт их за их слова, у них было оправдание: мол, ему послышалось, и на самом деле они сказали «Ас-саляму алейкум».И Посланник Аллаха r точно знал, что они сказали, — тем более, рядом была ‘Аиша, слышавшая то же, что и он. Однако он не стал подвергать их наказанию, поскольку сами они всё отрицали. И он не противопоставил своё свидетельство и свидетельство ‘Аиши их свидетельству. Он ограничился благовоспитанным ответом: «И вам». Он не стал повторять их слова или отвечать им чем-то подобным. Более того, он запретил ‘Аише произносить скверные слова и велел ей проявлять мягкость к тем, кто желает ей зла или делает ей зло.

Ещё более удивительна история Посланника Аллаха r и Зейда ибн Са‘ны, который был одним из учёных иудеев. Зейд ибн Са‘на сказал: «Поистине, не осталось примет и знамений пророчества в лице Мухаммада r, которых я не заметил в нем, кроме двух: его кротость должна была побеждать любую наносимую ему обиду, и чем сильнее обижают его, тем выдержаннее он становится. Я искал близости с ним и общения для того, чтоб познать его нрав и качества. Как-то раз Посланник Аллаха r вышел из своего жилища с ‘Али ибн Абу Талибом d. В это время к нему приблизился человек на верховом животном, похожийна бедуина, и обратился к нему со словами: “О, Посланник Аллаха! Такой-то род принял ислам и покорился Аллаху, и я говорил им, что если они примут ислам, то их постигнет изобилие и благо. Теперь же их постигла острая нужда и засуха, поэтому я опасаюсь за них, что они могут выйти из ислама, так же, как они вошли в него с желанием и надеждой. Если ты посчитаешь нужным послать к ним кого-нибудь с помощью, то сделай это”. Посланник Аллаха r повернулся и посмотрел на стоящего рядом с ним человека, (мне показалось, что это был ‘Умар), и тот ответил ему: “ОПосланник Аллаха! Из того, что было, ничего не осталось”. В этот момент к нему приблизился я и сказал: “О Мухаммад! Не хочешь ли ты продать мне определённое количество фиников из сада такого-то рода, на такое-то времяв рассрочку? ”

Посланник Аллаха r ответил: “Нет, о иудей! Однако, я могу продать тебе определённое количество фиников, в такое-то время, не называя сада того рода и племени, чьими они будут! ”Я согласился, и мы заключили сделку. Я расслабил свой пояс, вытащил оттуда восемьдесят золотых динаров и отдал их за определённое количество фиников в определённое время. Мухаммад r тут же передал динары человеку, повелев ему поторопиться и оказать помощь тому племени на эту сумму».

Зейд ибн Са‘на сказал: «Когда же осталось два или три дня до времени расчёта, я увидел Посланника Аллаха r, вышедшего на похороны одного из ансаров в сопровождении Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и других сподвижников, да будет доволен ими Аллах. После завершения погребальной молитвы он приблизился к забору и присел у него. Я тут же подошёл к нему, схватил за подол его рубахи и с гневным и злым лицом сказал: «О Мухаммад! Почему ты не возвращаешь мне мой долг! Верни мне его! Клянусь Аллахом, вы, сыны ‘Абду-ль-Мутталиба, такие, я вас знаю, вам свойственно не возвращать долги и оттягивать расплату! »

Я бросил взгляд на ‘Умара, и заметил, как изменилось его лицо. Грозно посмотрев на меня, он сказал: “Эй, враг Аллаха! Как ты посмел сказать то, что я слышу, и сделать то, что я вижу с Посланником Аллаха r?! Если бы я не боялся упустить важное[116], я бы отрубил тебе голову вот этим мечом! ”

А Посланник Аллаха r тем временем с невозмутимым спокойствием и улыбкой смотрел на ‘Умара. Затем, обратившись к нему, сказал: “Поистине, ‘Умар, мы с ним нуждались от тебя больше вдругом: чтобы ты призвал меня к достойной расплате, а его призвал к вежливому требованию! О, Умар! Пойди вместе с ним и расплатись с ним, отдай ему его долг и добавь ему ещё двадцать са‘[пятьдесят килограмм]. Возмести ему его испуг”».

‘Умар отвел его с собой и расплатился, добавив 20 са‘ фиников.

Зейд продолжает: «Я спросил: “Что это за излишек? ” Он сказал: “Посланник Аллаха r повелел мне добавить тебе за то, что я напугал тебя”. Я спросил: “О, Умар! Ты знаешь, кто я? ” Он спросил: “Нет. Кто же ты? ”Я ответил: “Я Зейд ибн Са‘на”. Он спросил: “Хабр? [117]” Я ответил: “Да, хабр”. ‘Умар спросил: “Что же побудило тебя сказать Посланнику Аллаха r то, что ты сказал, и сделать то, что ты сделал?! ” Я сказал: “О Умар! Все черты и знамения пророчества мне довелось увидеть в лице Посланника Аллаха r, кроме этих двух: его снисходительность, добродушие и благосклонность опережает его гнев, а злоба гнев и глубина невежества его оппонента не добавляют ему ничего, кроме снисходительности и благородства. И я испытал их в нём и проверил, и поистине, я свидетельствую, о ‘Умар, и призываю тебя в свидетели, что я доволен Аллахом как Господом, и исламом как религией и Мухаммадом r как пророком. И свидетельствую, что половина моего имущества — а я богатейший из них — милостыня для общиныПророка r”. ‘Умар поправил: “Или для некоторых из них, так как ты не сможешь охватить их всех”. Я сказал: “Для некоторых из них”».

Затем ‘Умар вернулся с Зейдом к Посланнику Аллаха r, и Зейд сказал: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и посланник»! [Ибн Хиббан; аль-Хаким].

Посмотрите на этого иудея, который намеренно старался навлечь на себя гнев Посланника Аллаха r, чтобы проверить, действительно ли он является пророком. Для этого он совершил несколько действий, которых вполне достаточно для того, чтобы разгневать любого человека.

Сначала он пришёл к Посланнику Аллаха r и начал требовать возвращения долга до того, как наступил оговоренный срок. Потом он взял Посланника Аллаха r за рубаху и плащ и потянул. Представьте себе подобную сцену, притом что Посланник Аллаха r в это время находился в окружении своих сподвижников, то есть все происходило на глазах у людей.

И ещё он сделал недовольное выражение лица, когда смотрел на Посланника Аллаха r.

И он назвал его просто по имени, не говоря: «Посланник Аллаха r», не упоминая куньи, что было вопиющим неуважением, и просто сказал: «О, Мухаммад! Почему ты не возвращаешь мне мой долг? Верни мне его! »

И, наконец, он сказал Посланнику Аллаха r откровенную грубость: «Клянусь Аллахом, вы, сыны ‘Абду-ль-Мутталиба, такие, я вас знаю, вам свойственно не возвращать долги и оттягивать расплату! »

Целых пять действий, пять проявлений наглости и грубости. А если добавить сюда ещё и тот факт, что этот иудей вёл себя подобным образом не с кем-нибудь, и с высочайшим представителем власти в Медине, и при этом Посланник Аллаха r стоял в окружении своих помощников — ансаров и мухаджиров… Если в сложите все эти обстоятельства вместе вы поймёте, что на месте Посланника Аллаха r многие люди покарали бы наглеца смертью, и ничего странного бы в этом не было. Как раз так и предложил поступить с ним ‘Умар ибн аль-Хаттаб, на глазах которого происходила эта сцена. Что же сделал Посланник Аллаха r?

Посланник Аллаха r воспринял происшедшее не просто с пониманием, найдя оправдание действиям этого человека, но даже с улыбкой и радушием!

Как рассказывает сам Зейд ибн Са‘на, «Посланник Аллаха r тем временем с невозмутимым спокойствием и улыбкой смотрел на ‘Умара. Затем, обратившись к нему, сказал: “Поистине, ‘Умар, мы с ним нуждались от тебя больше вдругом: чтобы ты призвал меня к достойной расплате, а его призвал к вежливому требованию! О Умар! Пойди вместе с ним и расплатись с ним, отдай ему его долг и добавь ему еще двадцать са‘. Возмести ему его испуг”».

Это не просто справедливость. Это явно нечто большее, чем просто справедливость! Это настоящее милосердие…

Большинству правителей и политиков не понять этого благородного поведения и возвышенных поступков. Более того, большинству людей вообще не понять этого. Скромность Посланника Аллаха r побудила его сказать‘Умару, что он нуждался не в том, что предложил ему ‘Умар, а в побуждении к достойной расплате. И это притом, что в действительности Посланник Аллаха r в подобных советах совершенно не нуждался, поскольку срок возвращения долга ещё не наступил. Со стороны Посланника Аллаха r эти слова были попыткой успокоить сердце иудея и наладить контакт с ним.

И Посланник Аллаха r считал, что милосердие обязывает его возместить ему испуг, который тот пережил из-за угрозы ‘Умара, и добавил ему двадцать са‘. И всё это было сделано без раздражения и грубости, и без траты времени на раздумья о возможных последствиях той или иной реакции на поступок иудея.

Эта реакция Посланника Аллаха r была естественной, спонтанной, в его словах и действиях не было ничего напускного, искусственного. Такова была природа Посланника Аллаха r, и так он вёл себя и с мусульманами, и с немусульманами, вне зависимости от того, вежливо они обращались к нему или же выдвигали требования грубо и без должного уважения.

Разве не нуждаются мировые политики, правители и лидеры в том, чтобы читать жизнеописание Посланника Аллаха r, чтобы изменять свои нравственные критерии и ценности в соответствии с прочитанным, дабы они согласовывались с Сунной Посланника Аллаха r?

Поистине, весь мир, какими бы ни были убеждения населяющих его людей, нуждается в этом чистом источнике благонравия, которое было присуще Посланнику Аллаха r. В тот день, когда люди узнают этот источник, на земле непременно изменится очень многое и найдутся решения для многих проблем и выходы из многих кризисов.

Для этого пункта трудно представить лучшее завершение, чем слова Могущественного, Милосердного: «Мы послали тебя только как милость для миров»(сура 21 «Пророки», аят 107).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь